Автор: Щепеткина Вера Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 100 г. Челябинска"
Населённый пункт: Г. Челябинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Учебный лабиринт" в начальной школе.
Раздел: начальное образование
«Учебный лабиринт» в начальной школе.
Учитель высшей категории Щепеткина вера Юрьевна
Пояснительная записка.
Головоломка – это элемент игры, без которой нет, и не может быть полноценного умственного развития. Использование игр в учебном
процессе помогает активизировать деятельность учащегося, развивает познавательную активность. Существует множество различных
головоломок и их видов. «Лабиринт» - одна из видов головоломок, мощный инструментарий для эффективности учебного процесса.
Лабиринты помогают разнообразить учебный процесс, а также способствует смене видов деятельности на уроке. Данный прием
представляет собой нетрадиционный вид теста, рассчитанный на последовательное и внимательное прохождение набора истинных и
ложных утверждений. Предложенную образовательную головоломку можно использовать на любом этапе урока (как для проверки
домашнего задания, так и для обобщения знаний по теме). Форма работы на уроке – индивидуальная или групповая. «Учебный лабиринт»
является одним из этапов подготовки к ВПР. Успех во многом определяется тем, насколько эффективна подготовительная работа.
Головоломку «Учебный лабиринт» предлагаю использовать на этапе обобщения и систематизации знаний.
Аудитория: учащиеся 3-4 класса.
Предмет: русский язык
Время выполнения: 5-7 минут
Цели:
- обобщение знаний по теме «Часть речи. Имя существительное», подготовка к ВПР по русскому языку..
Задачи
Образовательные:
1. систематизировать знания обучающихся по теме «Часть речи. Имя существительное»
2. обобщить знания учащихся по изученной теме, при необходимости внести необходимые коррективы.
Развивающие:
1.создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать
выводы;
2. содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности.
Воспитательные:
1. развитие познавательного интереса к русскому языку;
2. содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения.
УУД
Личностные:
1.развивать память, речь, мышление, внимание у обучающихся;
2.осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
Регулятивные:
1. умение определять действия в соответствии с учебной и познавательной задачей.
Познавательные:
1.умение определять понятия, рассуждать логически, используя поисковые ситуации, устанавливать причинно-следственные связи;
2. умение работать с картографическими материалами;
3. активизировать познавательную деятельность обучающихся посредством игры.
Коммуникативные:
1. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками;
2.умение работать как индивидуально, так и в парах.
При выполнении задания с учебным лабиринтом учащиеся получают инструкцию и распечатанный вариант головоломки.
Инструкция. Как работать с лабиринтом:
1. Учащийся начинает работать с лабиринтом с верхнего левого прямоугольника, в котором записано утверждение, внимательно его читает.
Каждый прямоугольник обозначен определённой буквой;
2.От прямоугольников отходят утверждения «Да» или «Нет». Если ученик считает, что утверждение верно, он следует направлению «Да»,
неверно — «Нет»;
4.По мере движения учащийся записывает буквы, обозначающие «пройденные» им прямоугольники;
5. Завершить свой путь необходимо в правом нижнем прямоугольнике. Из полученного ряда букв, собрать слово, которое является
ключевым (слово читается справа налево);
Дидактический материал предназначен для самостоятельной работы учащихся. Учебные лабиринты — это тесты, содержащие от 20—25
утверждений по изучаемой теме. Принцип работы с лабиринтом несложен. В каждом прямоугольнике (они обозначены разными буквами)
записано некое утверждение. Утверждения могут быть верными или неверными. От прямоугольников отходят стрелки «Да» (согласие с
пройденным утверждением) и «Нет» (несогласие).
Пример задания:
Внимательно читая утверждения, пройдите путь от верхней левой до правой нижней клетки и запишите буквенные обозначения пройденных
клеток. Чем более короткую цепочку из правильных ответов вы найдете, тем лучше. Каждый выбор ошибочного утверждения удлиняет
путь.
Инструкция для учащихся.
Как работать с лабиринтами:
1. Прочитайте утверждение в верхней левой клетке и решите, согласны вы с ним или нет. Если вы согласны с предложенным утверждением,
то двигайтесь по стрелке «Да», если нет — то по стрелке «Нет» к следующему утверждению. Последовательность прохождения
утверждений и их количество будут зависеть от правильности ответов.
2. Задание считается выполненным, если вы в итоге пришли к правому нижнему квадрату. При этом необязательно прохождение всех
утверждений по пути к финишу. Существует только одно совершенно правильное решение (обычно оно включает около 9—16
утверждений).
3. Если вы отвечаете неправильно, то отклоняетесь от верного «маршрута» движения. Однако, ответив верно на следующее утверждение,
имеете шанс вновь возвратиться на правильный путь. Если же вы сделаете две-три ошибки подряд, то попадаете в тупик. В этом случае
придется начать всё сначала.
4. По мере продвижения по лабиринту, записывайте буквенные обозначения клеток, через которые вы проходите. Например, Ы-Т-И-Л-…-Л.
Главное условие — начать путь из верхнего левого угла и добраться до правого нижнего. Маршрут по лабиринту между этими двумя
пунктами может быть разным и зависит от правильности ваших ответов на каждом этапе.
5. Выполнив работу, сдайте ее на проверку учителю.
6. Если вы пройдете по кратчайшему (без ошибок) маршруту, то из записанных вами букв образуется ключевое слово (словосочетание).
Причем в некоторых случаях полученное слово нужно читать, справа налево.
Опыт работы с лабиринтами показывает…
1. Для прохождения одного лабиринта-теста нужно 7—10 минут.
2. Тесты позволяют быстро определить уровень знаний учащихся и внести необходимые коррективы.
3. Пособие можно использовать как при индивидуальной работе с детьми, так и при работе в парах.
4. При фронтальных опросах лабиринты позволяют каждому ученику работать самостоятельно в собственном темпе.
5. Ученики, не обладающие хорошими коммуникативными способностями, работая с лабиринтами, успешно справляются с заданиями.
6. Работа с лабиринтами эффективна в любом классе.
В процессе работы с лабиринтами у ребят развивается алгоритмическое мышление, способность правильно и самостоятельно
ориентироваться в разнокачественной информации, вырабатываются навыки работы в парах. Лабиринты помогут разнообразить уроки и
внеурочную деятельность школьников, сводя к минимуму руководящую роль учителя и развивая самостоятельность учащихся.
Нормы оценки, в %
Доля «правильных»
букв в общем числе
записанных «по пути»
Оценка
0—50
2
51—65
3
66—80
4
81—100
5