Напоминание

"Музыка как состовная часть духовно - нравственного воспитания в системе дополнительного образования"


Автор: Лукерина Елена Геннадьевна
Должность: педагог до
Учебное заведение: МБОУ ДО ЦТ "Калейдоскоп"
Населённый пункт: Г.Уфа, Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Музыка как состовная часть духовно - нравственного воспитания в системе дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Музыка как составная часть духовно – нравственного

воспитания в системе дополнительного образования детей

Лукерина Е.Г. педагог ДО

г. Уфа

Задачи, поставленные жизнью перед современной педагогикой, требуют

глубокого анализа сложных процессов, происходящих в современной школе.

Решать их на современном этапе возможно лишь объединенными

усилиями педагогической практики и науки, изучением, обобщением и

научным осмыслением богатого опыта, накопленного педагогами. В систему

образования входит группа разнообразных учреждений дополнительного

образования «основное предназначение которых – развитие мотивации

личности

к

познанию

и

творчеству,

реализации

дополнительных

образовательных программ и услуг в интересах личности, общества,

Учреждения дополнительного образования располагают различными

формами работы по воспитанию школьников. Музыкально – эстетическое

воспитание и образование является неотъемлемой частью общего процесса,

направленного на развитие нравственной и духовной культуры общества.

Центр

детского

творчества

и

как

структурное

подразделение

музыкально – эстетический отдел являются одной из основных баз широкого

распространения музыкальной культуры. Цель музыкально – сценического

отдела – сделать музыку достоянием не только одаренных детей, которые

изберут её своей профессией, но и всех, кто обучается на базе отдела; ведь

серьёзное музыкальное воспитание должны получать и средние дети.

Каждый из них может стать подлинным любителем музыки – активным

слушателем,

участником

домашнего

музицирования.

Д.Б.Кабалевский

говорил, что «главной задачей массового музыкального воспитания…

является…не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие

через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их

нравственность».

Нельзя забывать, что учитель-педагог-воспитатель несет всю полноту

ответственности за духовную жизнь детей. Учитель музыки должен живо

ощущать музыкальные пристрастия детей и, опираясь на это, вести за собой,

мгновенно реагировать на все позитивные изменения вкусов в обществе.

В

детской

среде

за

последние

годы

произошли

кардинальные

изменения , вызванные новыми реалиями общественной жизни. Они видят

мир иным, чем предыдущие поколения. У современных детей наблюдается

процесс расслоения сознания, охвативший в последнее время взрослых.

Знания о музыке в наше время играют все большую роль в воспитании и

обучении, придавая эстетическому развитию школьников образовательную

широту и идейность. Сегодня неграмотный человек большая редкость.

Труднее обстоит дело с нравственным воспитанием, с воспитанием культуры

человеческих чувств. Действительно, если человека лишить эмоций, то он

превратится в робота. Он перестанет мечтать, любить и надеется.

И тут на помощь может прийти музыка… О том, что музыка может

оказывать воздействие на формирование нравственных качеств человека,

знали ещё древние. Тот самый Пифагор, который больше известен нам как

математик и астроном, сказал свое слово и в античной эстетике. «Смешивая

различные мелодии, как лекарства , - свидетельствует его современник, - он

легко поворачивал к противоположному состоянию страсть, неуместную

ревность,

раздражение,

выправляя

каждый

из

этих

недостатков

к

добродетели».

Пифагорийцы провозглашали музыку особым искусством, даром богов,

силой, которая очищает, облагораживает душу человека, Они считали, что

звуки родственны чувствам и потому рождают в душе отклик. Из этого

делался вывод о воспитательном воздействии музыки. Последователи

Пифагора добивались, чтобы музыка перешла в ведение государства, так как

в таком серьёзном с общественной точки зрения деле, как музыкальное

искусство, недопустимы риск и произвол. Они искали «целебные составы»

мелодий, танцевальных движений и ритмов, способных обуздать крайность

страстей, очистить их от зла.

Далее эту мысль развивает Аристотель: «Не должна ли музыка, помимо

того, что она доставляет обычное наслаждение, служить и более высокой

цели, а именно производить свое действие на человеческую этику и

психику». Не случайно музыкальные занятия ещё со времен Соломона вошли

в программу древнегреческой школы. И древнегреческие учителя, подбирая

определенные музыкальные произведения, старались развить у молодых

эллинов такие качества как доброта, простота, мужество…

«Человек, взявший в руки скрипку, - гласит народная мудрость, - не

способен совершить ничего плохого».

Положительное и терапевтическое влияние музыки и в целом искусства

на развитие человека уже хорошо известно. Раньше музыкантами были и

ученые, и политики. И только в современной культуре искусство оказалось

растоптанным

технической

цивилизацией.

Но

именно

исследования

последних лет в области физиологии мозга возвращают искусству ту важную

роль в развитии человека, которая по праву должна ему принадлежать. Как в

Европе, так и а США, они доказывают, что увеличение количества занятий

музыкой и живописью помогает ученикам в усвоение математики и языков.

Музыка, понятая и прочувствованная ребенком, становится важным

средством нравственного воспитания. Такое понимание опирается на один из

принципов музыкального воспитания: «музыка – это жизнь». Суть его в

следующем – почти любое сочинение, как с текстом, так и без текста – дает

возможность указать на связь с тем или иным чувством или мыслью

человека, жизненным (современным или историческим) фактом.

Специфика действия музыки на нравственность человека прежде всего с

развитием

эмоционально-нравственной

отзывчивости.

Это

важное

социальное

качество

личности,

определяющее

её

альтруистический,

гуманный облик. Духовная отзывчивость позволяет сопереживать состоянию

человека

или

другого

живого

существа,

откликаться

сочувствием,

состраданием,

жалостью,

а

также

радостью

за

другого.

«Среди

многочисленных

средств

воздействия

на

юное

сердце,

-

писал

В.А.Сухомлинский, - важное место принадлежит музыке. Музыка и

нравственность – это проблема, ожидающая глубокого изучения и решения.

Я убежден, что музыкальная культура является одним из важнейших условий

воспитания нравственной культуры».

Начинать всестороннее развитие личности ребенка надо как можно

раньше. С момента рождения, в семье именно мамы и папы должны

«заразить» ребенка любовью к музыке, проявить интерес к его музыкальным

занятиям, правильно организовать эти занятия, наконец, если нужно отвести

в музыкальную школу, кружок или студию.

Семья является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения

маленького человека в мир музыки. Именно родители закладывают основы

его

мировоззрения,

морали,

эстетических

вкусов.

Естественность

непринужденность обстановки, совместное слушание музыки, та особая

атмосфера, которая создается во время занятий с любимым человеком, - все

это определяет большие возможности для приобщения ребенка к музыке.

«Хорошие родители важнее хороших педагогов». Именно так

выразился видный пианист и педагог Генрих Нейгауз, имея ввиду, что самые

лучшие педагоги будут бессильны, если родители к музыке равнодушны. К

сожалению, в большинстве семей отсутствует понимание того огромного

влияния, которое обучение музыке оказывает на формирование духовного

мира ребенка. Поэтому пропаганда вопросов, связанных с музыкальным

воспитанием в семье, приобретает особое значение. Воспитание детей

начинается с самовоспитания взрослых.

Нравственное воспитание средствами музыки школьников

рассматривается как система научных знаний и понятий о музыкальном

развитии

ребенка,

воспитания

его

эстетических

чувств

в

процессе

приобщения

к

музыке

и

формирования

нравственного

сознания.

Музыкальное воспитание входит в общую систему педагогических наук и

занимает в ней свое самостоятельное место. Эта область нравственного

воспитания,

закономерности

которого

распространяются

на

всю

музыкальную деятельность человека.

Музыкальное

воспитание

является

средством

активизации

духовного

потенциала личности, компенсирующим недостатком его проявления в

других областях социально – духовной жизни; это универсальное средство

духовного

развития

человеческой

личности,

в

определенной

мере

способствующее гармонизации её общественного бытия.



В раздел образования