Автор: Сташевская Елена Вячеславовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 118
Населённый пункт: город Ростов-на Дону
Наименование материала: Статья
Тема: Комплексное сопровождение детей с общим недоразвитием речи в ДОУ в условиях реализации федеральных государственных стандартов
Раздел: дошкольное образование
Комплексное сопровождение детей с общим недоразвитием речи в ДОУ
в условиях реализации федеральных государственных стандартов
В настоящее время проблема комплексного сопровождения, как дошкольников
массовых групп, так и детей с ОНР, среди которых значительный процент составляют
дошкольники с минимальными проявлениями алалии и дизартрии, в логопедических
группах остаётся достаточно актуальной. Помимо этого, последнее время в группах
можно наблюдать детей с тяжёлыми нарушениями речи: алалией и сочетанием таких
нарушений как: алалия, дизартрия. Очевидно, что речевой дефект, представленный на
сегодняшний день в группах для детей с ОНР достаточно неоднороден по своему
клиническому составу.
Постоянный рост числа дошкольников с сочетанными нарушениями, среди которых
помимо речевого дефекта отмечаются недостатки психического развития,
также
осложняет задачу специалистов по коррекции речи.
Современные требования государственного стандарта, предъявляемые к
общеобразовательным
программам
ДОУ
создают
необходимость
как
обновления
содержания общеразвивающей работы в массовых группах, так и коррекционно-
педагогической работы в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья в
компенсирующих группах.
Программа, которую реализуют в нашем ДОУ в группах детей с ОНР - комплексная
коррекционная программа для детей с ОНР (автор Н.В. Нищева, Санкт-Петурбург,
рекомендована для ДОУ, при реализации Инновационной программы дошкольного
образования. «От рождения до школы» ( Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.
М. Дорофеевой.)
Одним из исходных принципов построения коррекционного обучения согласно
современным требованиям государственного стандарта является принцип комплексности,
учёт которого предполагается при разработке технологий коррекционно-педагогической
работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и
речевого
развития
детей.
Реализация
принципа
комплексности
предусматривает
взаимосвязь в работе учителя - логопеда, педагога - психолога, воспитателя, музыкального
руководителя, инструктора по физическому воспитанию, родителей.
Так как коррекционная работа в группах для детей с ограниченными
возможностями здоровья реализуется с учётом примерной обязательной основной
общеобразовательной программы, то при составлении учебных планов для данной
категории детей мы постарались, по возможности, учесть требования современной
программы
ДОУ,
рекомендованной
для
детей
с
нормой
речи.
В Программе заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной
деятельности
детей
и
педагога,
сбалансированное
чередование
специально
организованных занятий и нерегламентированной деятельности. Необходимо отметить,
что в учебных планах, которые рекомендованы для каждого возрастного периода, часть
непосредственной
организованной
деятельности
детей,
например,
«Рисование»,
«Ознакомление с окружающим миром», «Знакомство с художественной литературой»
выведено во вторую половину дня.
Мне хотелось бы остановиться на вопросе определения объёма недельной
образовательной
нагрузки.
К
сожалению,
выдержать
данные
нормативы
для
логопедических групп невозможно без перевода некоторых занятий во вторую половину
дня, и чем старше дети, тем более остро встаёт проблема перегрузки детей, так как
количество групповых коррекционных занятий увеличивается (даже по Региональной
программе от 3–х занятий в неделю в средней группе до 4-х в подготовительной группе,
более не возможно оставить, так как мы будем вынуждены превышать максимально
1
допустимую недельную нагрузку). К сожалению, на сегодняшний день, нет нормативных
документов, регламентирующих недельную нагрузку коррекционных групп в полном
соответствии с нормами СанПиНа. На практике каждое учреждение само вынуждено
решать, каким видом НОД оно «будет жертвовать» ради соблюдения норм.
Учитывая основную цель специального обучения в группах для детей с ОНР –
устранение, компенсация имеющегося дефекта и вторичных проявлений, вызванных
недоразвитием, предупреждение возникновения нарушений письма и чтения, мы
предприняли попытку разработки основных направлений коррекционной работы с учётом
клинического заключения воспитанников. Основываясь на знаниях об основных
механизмах алалии и дизартрии, мы пришли к выводу, что групповые занятия для детей с
ОНР у рассмотренных категорий детей не требуют своего пересмотра, однако
направления коррекционной работы подгрупповых занятий будут различны, исходя из
структуры дефекта:
Для детей с дизартрией акцент делается на:
Фонематическое восприятие, анализ и синтез.
Интонационно-ритмическую и слоговую структуру слова.
Для этой категории детей в системе коррекционно-педагогического сопровождения
предусмотрены занятия с музыкальным руководителем по логоритмике, в занятия
обязательно вводятся упражнения по развитию слухового внимания, восприятия и памяти,
развитию чувства ритма, логопедический массаж. Рекомендованы занятия с психологом
по развитию эмоционально-волевой сферы.
Для детей с алалией:
Словарь и словообразование.
Грамматический строй речи.
Связная речь.
Для данной группы детей в системе комплексного коррекционного сопровождения
рекомендованы занятия с педагогом-психологом по развитию сенсорной сферы, для части
детей необходимы коррекционные занятия, направленные на развитие познавательной и
эмоционально-волевой сферы.
Учитывая современные исследования отечественных логопедов в области
словообразования, грамматического строя речи и связной речи у детей с дизартрией,
выраженной в различной степени, которые указывают на наличие специфических ошибок
у данной категории детей на лексико-грамматическом уровне, а также на уровне связного
высказывания, проводится работа на лексико-грамматическом уровне для детей этой
категории (с учётом заключения
ППК),
однако при построении коррекционно-
логопедической работы учитываются не только педагогическое заключение, но и
различные механизмы, а, следовательно, и проявления указанных речевых нарушений.
Для детей старшего дошкольного возраста с минимальными проявлениями алалии и
дизартрии наличие специально организованной групповой и подгрупповой деятельности в
виде занятий в кабинете учителя-логопеда имеют большое значение, так как специально
организованные занятия готовят детей к постепенному переходу от игровой к учебной
деятельности, а также позволяют каждому ребёнку осваивать материал с учётом
индивидуальных особенностей.
Работа в индивидуальных рабочих тетрадях, входящих в учебный комплект
Программы, помогает детям закрепить полученные знания на логопедических занятиях, а
педагогу дают возможность разнообразить коррекционный процесс, преподнести учебный
материал дошкольникам в более доступной форме.
Особое внимание при преодолении ОНР у детей с проявлениями алалии и
дизартрии уделяется профилактике нарушений письма и чтения. Целенаправленная и
регулярная
работа
с
постепенным
усложнением
материала
наряду
с
другими
упражнениями, направленными на развитие зрительного и пространственного восприятия,
2
играет неоспоримую роль для предупреждения одной их форм дисграфии - оптической,
которая часто встречается у детей рассматриваемых нами категорий.
Успех коррекции минимальных проявлений алалии и дизартрии в группах для
детей
с
ОНР,
безусловно,
зависит
от
правильно
и
грамотно
организованного
коррекционно-педагогического
сопровождения,
однако
роль
родителей,
как
неотъемлемых участников комплексного сопровождения неоспорима.
Таким образом, построение комплексного психолого-педагогического
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, а мы сегодня говорим о
детях с речевыми нарушениями (а именно с проявлениями дизартрии и алалии)
предполагает соблюдение дифференцированного подхода к коррекционному обучению с
учётом механизмов нарушения и структуры дефекта.
Преодоление имеющегося речевого нарушения, или в случае невозможности его
частичная коррекция, как сказано в основных ФГТ, должны создать условия для
максимальной социализации ребёнка в условиях дошкольного детства.
3