Автор: Яналина Илина Рашидовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ №40
Населённый пункт: г.Салават, Республика Башкортостан
Наименование материала: Выступление на ГМО
Тема: Формирование сенсорного опыта детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством музыкально - дидактических игр.
Раздел: дошкольное образование
Тема: Формирование сенсорного опыта детей раннего и младшего
дошкольного возраста посредством музыкально - дидактических игр.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема
сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест.
Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок, величин и
других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего
обихода. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками -
многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без
целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает,
ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно
в период младшего дошкольного детства. И
тут на помощь приходит сенсорное воспитание.
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия, формирование
представлений о внешних свойствах предметов: их форме, звуке, цвете,
величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение
сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить.
Именно этот возраст наиболее благоприятен для формирования деятельности
органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф.
Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители
отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В.
Запорожец, А.П. Усова, и другие) справедливо считали, что сенсорное
воспитание,
направленное
на
обеспечение
полноценного
сенсорного
развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной
деятельности
детей
являются
музыкально-
дидактические
игры.
Они
объединяют
все
виды
музыкальной
деятельности:
пение,
слушание,
движение под музыку, игру на инструментах.
Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у
детей музыкальные способности, в доступной игровой форме.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями,
развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию,
различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность
музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком
путь
применения
полученных
знаний
(на
музыкальных
занятиях)
в
жизненной практике.
Музыкально-дидактические
игры
должны
быть
просты
и
доступны,
интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся
своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть,
танцевать.
В
процессе
игр
дети
получают
не
только
специальные
музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в
первую
очередь
артистизм,
коллективизм,
эмоциональность,
восприимчивость и отзывчивость к картине мира.
В своей работе я использую музыкально-дидактические игры, направленные
на решение следующих музыкально-сенсорных задач:
Развитие звуковысотного слуха;
Развитие динамического слуха;
Формирование тембрового восприятия;
Совершенствование чувства ритма.
Кроме непосредственного использования музыкально-дидактических игр, в
своей работе я использую музыкально-дидактические пособия, которые
условно
делим на
три
группы
(в
соответствии
с
предложенной
Э.П.Костиной классификацией):
В
первую
группу
включаются
пособия,
цель
которых
дать
детям
представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах
(песня, танец, марш). Например, «Солнышко и тучка» (наиболее простой
вариант
проведения
такой:
детям
раздаются
по
две
карточки
с
изображением
«солнышка»
и
«тучки»,
на
музыку
светлого,
жизнерадостного настроения дети выбирают карточку с изображением
«солнышка», на грустную музыку – карточку с изображением «тучки».
По такому же принципу строится задание с использованием музыкально-
дидактического пособия «Подбери музыку»: детям предлагается выбрать
карточки с изображением иллюстраций, соответствующих названию пьесы
или песни и разбить их на группы по характеру музыки.
Вторую
группу
представляют
пособия,
которые
направлены
на
формирование представлений детей о содержании музыки, о музыкальных
образах. Цель таких пособий: развивать тембровое представление у детей;
учить различать и определять звучание музыкальных инструментов. Одним
из таких пособий может быть пособие «Как звучит сказка»: педагог
рассказывает детям сказку «Заяц в лесу», на протяжении которой дети
прослушивают звучание разных музыкальных инструментов и определяют
их название.
В
третью
группу
входят
пособия,
которые
формируют
у
детей
представление о средствах музыкальной выразительности.
Например,
«Музыкальный домик» или «Кого встретил колобок». В работе с пособием
«Кого встретил колобок» детям показывают карточки с изображением
персонажей,
у
каждого
персонажа
–
«своя»
музыка.
Когда
дети
запоминают музыку, педагог убирает карточки, и включает или играет,
только мелодию. Задача детей, узнать персонажа по характерной мелодии.
Как показала практика, приведенные игры с использованием музыкально-
дидактических пособий, просты и доступны детям младшего дошкольного
возраста, они позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении
способов сенсорных действий. Систематическое применение музыкально-
дидактических пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к
заданиям
и
способствует
быстрому
овладению
детьми
музыкальным
репертуаром.
Музыкально-дидактические пособия способствуют более активному
восприятию
музыки
дошкольниками,
позволяют
в
доступной
форме
приобщить их к основам музыкального искусства. И это, по мнению
Людмилы Николаевны Комиссаровой, является очень «важным аспектом
развития у детей музыкальной культуры». Музыкально-дидактические игры
сочетают
в
себе
многие
условия,
которые
особо
благоприятствуют
сенсорному
развитию
малышей.
Их
содержание,
структура,
игровые
действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и
планомерному развитию высотного и ритмического, динамического и
тембрового слуха.
Примерные планы музыкальных занятий, на которых используются
музыкально-дидактические игры
Первая младшая группа
1. Марш Э. Парлова. Ходьба. Учить детей начинать и заканчивать ходьбу
точно с началом и окончанием музыки. Упражнение «Ловкие ручки» Е.
Тиличеевой. Развивать умение согласовывать движения с музыкой.
2. Слушание «Спи, мой Мишка» Е. Тиличеевой. Развивать желание слушать
вокальные произведения в исполнении взрослых. Использовать игрушки
(мишка, кроватка).
3. Пение «Серенькая кошечка» В. Витлина — исполнить для определения.
Использовать для обыгрывания «волшебный ларец» и кошку (бибабо). По-
буждать детей к подпеванию.
4. Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные загадки». Учить детей
различать
на
слух
звучание
колокольчика,
дудочки,
музыкального
молоточка, ритмических палочек. Использовать соответствующие игрушки.
5. Пляска «Приседай»— эстонская народная мелодия. Побуждать детей вы-
полнять движения под музыку и пение взрослых.
Вторая младшая группа
1. Марш А. Богословского. Приучать детей двигаться в соответствии с
характером музыки.
Упражнение «Пальчики и ручки» — русская народная мелодия. Развивать
умение реагировать на двухчастную форму музыки.
2. Слушание «Куклы» М. Старокадомского. Познакомить с песней, рассмот-
реть
иллюстрацию.
Воспитывать
способность
слушать
музыку,
не
отвлекаясь.
3. Пение «Петушка»— русская народная песня. Учить детей петь напевно,
правильно передавать мелодию. Предложить кому-либо из детей (Оле, Саше)
отхлопать
ритмический
рисунок
песни
или
отстучать
музыкальным
молоточком — «сыграть» песню.
«Зима»
В.
Карасевой.
Петь
протяжно,
внятно
произносить
слова.
Предложить спеть песню с воспитателем без музыкального сопровождения.
4.
Музыкально-дидактическая игра «Определи». Учить детей узнавать
музыку, характеризующую медведя, зайчика, птичку. Использовать лесенку
из трех ступенек и соответствующие игрушки.
5. «Игра с куклой» В. Карасевой. Развивать желание выполнять движения
под музыку.