Напоминание

Формирование сенсорного опыта детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством музыкально - дидактических игр.


Автор: Яналина Илина Рашидовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ №40
Населённый пункт: г.Салават, Республика Башкортостан
Наименование материала: Выступление на ГМО
Тема: Формирование сенсорного опыта детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством музыкально - дидактических игр.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: Формирование сенсорного опыта детей раннего и младшего

дошкольного возраста посредством музыкально - дидактических игр.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема

сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест.

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок, величин и

других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего

обихода. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками -

многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без

целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает,

ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно

в период младшего дошкольного детства. И

тут на помощь приходит сенсорное воспитание.

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия, формирование

представлений о внешних свойствах предметов: их форме, звуке, цвете,

величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение

сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить.

Именно этот возраст наиболее благоприятен для формирования деятельности

органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф.

Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители

отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В.

Запорожец, А.П. Усова, и другие) справедливо считали, что сенсорное

воспитание,

направленное

на

обеспечение

полноценного

сенсорного

развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной

деятельности

детей

являются

музыкально-

дидактические

игры.

Они

объединяют

все

виды

музыкальной

деятельности:

пение,

слушание,

движение под музыку, игру на инструментах.

Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у

детей музыкальные способности, в доступной игровой форме.

Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями,

развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию,

различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность

музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком

путь

применения

полученных

знаний

(на

музыкальных

занятиях)

в

жизненной практике.

Музыкально-дидактические

игры

должны

быть

просты

и

доступны,

интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся

своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть,

танцевать.

В

процессе

игр

дети

получают

не

только

специальные

музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в

первую

очередь

артистизм,

коллективизм,

эмоциональность,

восприимчивость и отзывчивость к картине мира.

В своей работе я использую музыкально-дидактические игры, направленные

на решение следующих музыкально-сенсорных задач:

Развитие звуковысотного слуха;

Развитие динамического слуха;

Формирование тембрового восприятия;

Совершенствование чувства ритма.

Кроме непосредственного использования музыкально-дидактических игр, в

своей работе я использую музыкально-дидактические пособия, которые

условно

делим на

три

группы

соответствии

с

предложенной

Э.П.Костиной классификацией):

В

первую

группу

включаются

пособия,

цель

которых

дать

детям

представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах

(песня, танец, марш). Например, «Солнышко и тучка» (наиболее простой

вариант

проведения

такой:

детям

раздаются

по

две

карточки

с

изображением

«солнышка»

и

«тучки»,

на

музыку

светлого,

жизнерадостного настроения дети выбирают карточку с изображением

«солнышка», на грустную музыку – карточку с изображением «тучки».

По такому же принципу строится задание с использованием музыкально-

дидактического пособия «Подбери музыку»: детям предлагается выбрать

карточки с изображением иллюстраций, соответствующих названию пьесы

или песни и разбить их на группы по характеру музыки.

Вторую

группу

представляют

пособия,

которые

направлены

на

формирование представлений детей о содержании музыки, о музыкальных

образах. Цель таких пособий: развивать тембровое представление у детей;

учить различать и определять звучание музыкальных инструментов. Одним

из таких пособий может быть пособие «Как звучит сказка»: педагог

рассказывает детям сказку «Заяц в лесу», на протяжении которой дети

прослушивают звучание разных музыкальных инструментов и определяют

их название.

В

третью

группу

входят

пособия,

которые

формируют

у

детей

представление о средствах музыкальной выразительности.

Например,

«Музыкальный домик» или «Кого встретил колобок». В работе с пособием

«Кого встретил колобок» детям показывают карточки с изображением

персонажей,

у

каждого

персонажа

«своя»

музыка.

Когда

дети

запоминают музыку, педагог убирает карточки, и включает или играет,

только мелодию. Задача детей, узнать персонажа по характерной мелодии.

Как показала практика, приведенные игры с использованием музыкально-

дидактических пособий, просты и доступны детям младшего дошкольного

возраста, они позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении

способов сенсорных действий. Систематическое применение музыкально-

дидактических пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к

заданиям

и

способствует

быстрому

овладению

детьми

музыкальным

репертуаром.

Музыкально-дидактические пособия способствуют более активному

восприятию

музыки

дошкольниками,

позволяют

в

доступной

форме

приобщить их к основам музыкального искусства. И это, по мнению

Людмилы Николаевны Комиссаровой, является очень «важным аспектом

развития у детей музыкальной культуры». Музыкально-дидактические игры

сочетают

в

себе

многие

условия,

которые

особо

благоприятствуют

сенсорному

развитию

малышей.

Их

содержание,

структура,

игровые

действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и

планомерному развитию высотного и ритмического, динамического и

тембрового слуха.

Примерные планы музыкальных занятий, на которых используются

музыкально-дидактические игры

Первая младшая группа

1. Марш Э. Парлова. Ходьба. Учить детей начинать и заканчивать ходьбу

точно с началом и окончанием музыки. Упражнение «Ловкие ручки» Е.

Тиличеевой. Развивать умение согласовывать движения с музыкой.

2. Слушание «Спи, мой Мишка» Е. Тиличеевой. Развивать желание слушать

вокальные произведения в исполнении взрослых. Использовать игрушки

(мишка, кроватка).

3. Пение «Серенькая кошечка» В. Витлина — исполнить для определения.

Использовать для обыгрывания «волшебный ларец» и кошку (бибабо). По-

буждать детей к подпеванию.

4. Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные загадки». Учить детей

различать

на

слух

звучание

колокольчика,

дудочки,

музыкального

молоточка, ритмических палочек. Использовать соответствующие игрушки.

5. Пляска «Приседай»— эстонская народная мелодия. Побуждать детей вы-

полнять движения под музыку и пение взрослых.

Вторая младшая группа

1. Марш А. Богословского. Приучать детей двигаться в соответствии с

характером музыки.

Упражнение «Пальчики и ручки» — русская народная мелодия. Развивать

умение реагировать на двухчастную форму музыки.

2. Слушание «Куклы» М. Старокадомского. Познакомить с песней, рассмот-

реть

иллюстрацию.

Воспитывать

способность

слушать

музыку,

не

отвлекаясь.

3. Пение «Петушка»— русская народная песня. Учить детей петь напевно,

правильно передавать мелодию. Предложить кому-либо из детей (Оле, Саше)

отхлопать

ритмический

рисунок

песни

или

отстучать

музыкальным

молоточком — «сыграть» песню.

«Зима»

В.

Карасевой.

Петь

протяжно,

внятно

произносить

слова.

Предложить спеть песню с воспитателем без музыкального сопровождения.

4.

Музыкально-дидактическая игра «Определи». Учить детей узнавать

музыку, характеризующую медведя, зайчика, птичку. Использовать лесенку

из трех ступенек и соответствующие игрушки.

5. «Игра с куклой» В. Карасевой. Развивать желание выполнять движения

под музыку.



В раздел образования