Напоминание

Преподавание физической культуры для девушек в системе СПО


Автор: Алексеева Марина Викторовна
Должность: преподаватель физкультуры
Учебное заведение: ГБПОУ КК Армавирского техникума технологии и сервиса
Населённый пункт: г. Армавир Краснодарского края
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Преподавание физической культуры для девушек в системе СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Преподавание физической культуры для девушек в системе СПО

Алексеева М.В.

ВВЕДЕНИЕ

Создание условий для формирования человека, гармонически сочетаю-

щего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершен-

ство, является одной из актуальных проблем.

Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно

связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, со-

стоянием здравоохранения, воспитанием людей.

История физической культуры отражает специфическую сферу преоб-

разования природы человеком и самого человека путем формирования все

более совершенного организма, сознания, воли, а также развития соответ-

ствующих традиций, институтов и организаций.

Наш век - век значительных социальных, технических и биологических

преобразований. НТР внесла в образ жизни человека наряду с прогрессивны-

ми явлениями и ряд неблагоприятных факторов, в первую очередь гиподина-

мию и гипокинезию, нервные и физические перегрузки, стрессы профессио-

нального и бытового характера. Все это приводит к нарушению обмена ве-

ществ в организме, предрасположению к сердечно-сосудистым заболевани-

ям, избыточной массе тела и т. п. Влияние неблагоприятных факторов на со-

стояние здоровья молодого организма настолько велико и объемно, что вну-

тренние защитные функции организма не в состоянии с ними справиться.

Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода

неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им

являются регулярные занятия физическими упражнениями, которые помога-

ют восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к условиям

внешней среды.

Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное

значение - способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства от-

ветственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели.

Это в одинаковой степени касается всех занимающихся, независимо от их

возраста, социального положения, профессии.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ВИД ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ

Возникновение термина "физическая культура"

Физическая культура как социальное явление функционирует на протя-

жении всей истории человеческого общества. На состояние и развитие физи-

ческой культуры в обществе оказывают влияние производственные отноше-

ния людей, экономическая, политическая и идеологическая формы борьбы,

достижения науки, философии, искусства. В то же время физическая культу-

ра оказывает имеет столь же давнюю историю, как и общество, этот термин

появился лишь в конце XIX в.

Термин "физическая культура", как и более общий термин "культура",

не однозначен. Первоначально латинское влияние на многие стороны жизни

общества - медицину, педагогику, науку, военное дело.

Хотя физическая культура слово CULTURA означало возделывание,

воспитание, образование, развитие, почитание. В специальной литературе

"культурой" называют как определенные виды, представляющие ценность

для личности и общества. Однако отсюда не следует, что данный термин ли-

шен какой-либо определенности. Его неоднозначность отражает реальную

деятельности человека (общества), так и ее средства и методы, созданные в

обществе, а также ее результаты многогранность обозначаемого явления, т. е.

различные смысловые оттенки этого термина/

Исходя из характерного для XIX в. понимания культуры в целом как

процесса, связанного с возделыванием чего-либо или воспитанием кого-либо,

в США и Англии появилось выражение "физическая культура".

В России возникновение термина и становление понятия "физическая

культура" имеет свою историю. В 1899 г. английское "Physical culture" пере-

водится на русский язык как физическое развитие, в 1908 г. немецкое

"KorperKultur"- как культура тела, красота и сила. И только начиная с 1911 г.

появляются работы, в которых встречается на русском языке термин "физи-

ческая культура".

На первом этапе физическая культура в России понималась как опреде-

ленная система физических упражнений или как "воспитанная и развитая

красота тела".

Позже понятие "физическая культура" рассматривалось в более широ-

ком аспекте. Оно включало охрану здоровья, режимы питания, сна и отдыха,

личную и общественную гигиену, использование естественных факторов

природы (солнце, воздух и вода), физические упражнения и физический труд.

Единого общепризнанного понятия физической культуры нет и в настоя-

щее время. В отечественной и зарубежной литературе в него вкладывается

различный смысл: от совокупности материальных и духовных ценностей или

достижений, используемых для физического совершенствования людей, до

вида деятельности, от вида материальной культуры до нематериальной или

спортивной услуги.

Общие понятия теории физической культуры

Физическая культура представляет собой сложное общественное явле-

ние, которое не ограничено решением задач физического развития, а выпол-

няет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания,

этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, воз-

растных, географических границ.

Теория физической культуры исходит из основных положений теории

культуры и опирается на ее понятия. В то же время она имеет специфические

термины и понятия, которые отражают ее сущность, цели, задачи, содержа-

ние, а также средства, методы и руководящие принципы. Главным и наибо-

лее общим является понятие "физическая культура". Как вид культуры она в

общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творче-

ской деятельности по созданию физической готовности людей к жизни

(укрепление здоровья, развитие физических способностей и двигательных

навыков). В личностном плане физическая культура - мера и способ всесто-

роннего физического развития человека.

Таким образом, физическая культура - это вид культуры, который пред-

ставляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельно-

сти, средство и способ физического совершенствования человека для выпол-

нения социальных обязанностей.

В структуру физической культуры входят такие компоненты, как физи-

ческое образование, спорт, физическая рекреация (отдых) и двигательная ре-

абилитация (восстановление). Они полностью удовлетворяют все потребно-

сти общества и личности в физической подготовке.

Физическое образование - педагогический процесс, направленный на

формирование специальных знаний, умений, а также на развитие разносто-

ронних физических способностей человека. Как и образование в целом, оно

является общей и вечной категорией социальной жизни личности и обще-

ства. Его конкретное содержание и направленность определяются потребно-

стями общества в физически подготовленных людях и воплощаются в об-

разовательной деятельности.

Спорт - игровая соревновательная деятельность и подготовка к ней;

основан на использовании физических упражнений и направлен на достиже-

ние наивысших результатов, раскрытие резервных возможностей и выявле-

ние предельных уровней организма человека в двигательной активности. Со-

стязательность, специализация, направленность на наивысшие достижения,

зрелищность являются специфическими особенностями спорта, как части фи-

зической культуры.

Физическая рекреация (отдых) - использование физических упражнений,

а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей,

получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключение с

обычных видов деятельности на другие. Она составляет основное содержа-

ние массовых форм физической культуры и представляет собой рекреатив-

ную деятельность.

Двигательная реабилитация (восстановление) - целенаправленный про-

цесс восстановления или компенсации частично или временно утраченных

двигательных способностей, лечения травм и их последствий. Процесс осу-

ществляется комплексно под воздействием специально подобранных физиче-

ских упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических процедур и не-

которых других средств. Это восстановительная деятельность.

Физическая подготовка - вид физического воспитания: развитие и совер-

шенствование двигательных навыков и физических качеств, необходимых в

конкретной профессиональной или спортивной деятельности. Она может

определяться и как вид общей подготовки специалиста (профессионала) или

спортсмена (например, физическая подготовка гимнаста).

Физическое развитие - процесс изменения форм и функций организма

под воздействием естественных условий (пищи, труда, быта) либо целе-

направленного использования специальных физических упражнений. Физи-

ческое развитие - это также и результат воздействия указанных средств и

процессов, который можно измерить в любой момент времени (размеры тела

и его частей, показатели различных качеств, функциональные возможности

органов и систем организма).

Физические упражнения - движения или действия, используемые для

развития физических качеств, внутренних органов и систем двигательных на-

выков. Это средство физического совершенствования, преобразования чело-

века, его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и

социальной сущности. Это также и метод физического развития человека.

Физические упражнения являются основным средством всех видов физиче-

ской культуры.

1.3. Физическая культура как вид культуры общества

Для понимания места и значения физической культуры в обществе необ-

ходимо иметь представление об общей культуре человечества. С одной сто-

роны, это процесс материальной и духовной деятельности людей, с другой -

продукт этой деятельности, ее результат.

Культура представляет собой не абстрактную деятельность, а ее каче-

ственную сторону, которая отражается в результатах материальной и духов-

ной сторон деятельности человека и общества.

Человек в сфере культуры осуществляет деятельность в трех аспектах:

1. Познает ("потребляет") культуру, зафиксированную в духовных и ма-

териальных ценностях, созданных предшествующим человеческим опытом.

2. Действует в общественной среде как носитель определенных культур-

ных ценностей.

3. Создает новые культурные ценности, которые становятся базой для

развития культуры последующих поколений.

Таким образом, культура - исторически определенный уровень развития

общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и

формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых

ими материальных и духовных ценностях. В более узком смысле - это сфера

духовной жизни людей. Она включает предметные результаты деятельности

людей, а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельно-

сти.

Физическая культура - это особая и самостоятельная область культуры,

которая возникла и развивалась одновременно с общечеловеческой культу-

рой и является ее органической частью. Она удовлетворяет социальные по-

требности в общении, игре и развлечении, в некоторых формах самовыраже-

ния личности через социально-активную полезную деятельность.

Исторически культура возникает как объективно необходимая деятель-

ность человека, направленная на преобразование окружающей природы и че-

ловеческой сущности в интересах личности и общества. Другими словами,

сущность человека проявляется в продуктах его духовной, материальной, фи-

зической и других видах культуры, которые постепенно становятся самостоя-

тельными видами социальной деятельности со своими конкретными целями,

задачами, функциями, содержанием и другими признаками. Поэтому физиче-

скую культуру следует рассматривать и как деятельность, и как ее результа-

ты.

В интересах совершенствования человека физическая культура исполь-

зует физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические

факторы, режим труда, быта, питания и отдыха. Она должна всемерно

способствовать росту экономического и оборонного потенциала страны,

удовлетворению духовных потребностей людей, быть действенным сред-

ством всестороннего гармонического развития личности, формирования ак-

тивной жизненной позиции.

Физическая культура - одна из тех областей социальной деятельности, в

которой формируется и реализуется социальная активность людей. Она отра-

жает состояние общества в целом, служит одной из форм проявления его со-

циальной, политической и моральной структуры. Все это свидетельствует о

том, что физическая культура является естественной частью культуры обще-

ства.

Физическая культура как часть культуры личности

Физическая культура личности включает все то, что использовал и чего

достиг человек сверх того, что ему дала природа в развитии физических

способностей, двигательных качеств, состояния здоровья, и все то, что яви-

лось в этом плане результатом его деятельности, физической и духовной ак-

тивности, направленной на самосовершенствование; это "человеческая" (а не

только природная) форма человека.

Физическая культура наряду с культурой в целом призвана формировать

всесторонне развитую личность, главного субъекта (и объекта) историческо-

го процесса.

Основными материальными ценностями физической культуры личности

являются необходимый объем двигательных навыков и умений, определен-

ный уровень развития ос-новных физических и специальных качеств, функ-

циональных возможностей различных органов и систем организма. Они со-

ставляют материальную основу жизненных сил каждого человека, фундамент

его рабочей силы и выступают в качестве обязательного средства осуще-

ствления любого вида человеческой деятельности.

К духовным ценностям физической культуры личности относятся сово-

купность специальных знаний в области всестороннего физического разви-

тия, идеалы физического совершенства (спортивного мастерства), к которым

стремится каждый конкретный человек, представления о способах их дости-

жения, знание особенностей того или иного вида спорта, его истории, пер-

спективы развития и т. д.

Физическую культуру личности определяют физическая подготовлен-

ность, физическая готовность и физическое совершенство.

Культурный уровень человека - это степень его приобщения к процес-

сам созидания и "потребления" ценностей в различных областях культуры -

духовной, политической, физической и др. Это и степень удовлетворения по-

требностей человека в продуктах культуры. Например, степень удовлетворе-

ния потребностей в движениях, физических упражнениях непосредственно

зависит от состояния его здоровья.

Одним из критериев культурного уровня человека является его способ-

ность правильно, с большей пользой для себя и общества, расходовать сво-

бодное время. Насыщение свободного времени двигательной деятельностью,

связанной с физическими упражнениями, дает наслаждение человеку, сохра-

няет его силы и здоровье, позволяет творчески трудиться.

Социальные функции физической культуры студенческой молодежи

Молодежь должна регулярно заниматься физической культурой, спор-

том, туризмом. Это ставит перед всеми важную задачу - целенаправленно

формировать у молодого поколения здоровые интересы, настойчиво бороться

с вредными привычками и наклонностями, последовательно прививать по-

требность физического и нравственного совершенствования, воспитывать

высокие волевые качества, мужество и выносливость.

Физическое и духовное развитие учащейся молодежи органически до-

полняет друг друга и способствует повышению социальной активности лич-

ности. Студенческий возраст имеет особо важное значение как период наибо-

лее активного овладения полным комплексом социальных функций взросло-

го человека, включая гражданские, общественно-политические, профессио-

нально-трудовые.

Физическая культура - это средство не только физического, совершен-

ствования и оздоровления, но и воспитания социальной, трудовой и творче-

ской активности молодежи, существенно влияющего на развитие социальной

структуры общества. В частности, от физической подготовленности, состоя-

ния здоровья, уровня работоспособности будущих специалистов народного

хозяйства во многом зависит выполнение ими социально-профессиональных

функций.

Потенциальные возможности в области двигательной деятельности, ко-

торыми человек наделен от природы и которые он в течение жизни использу-

ет недостаточно, физическая культура позволяет раскрыть, развить в полной

мере. При этом расширяются представления о возможных резервах и "преде-

лах" развития физических качеств.

Постоянно растущий объем информации, усложнение учебных про-

грамм, различные общественные поручения делают учебный труд студенче-

ской молодежи все более интенсивным и напряженным. Зачастую это приво-

дит к уменьшению двигательной активности (гиподинамии), а одновремен-

ное увеличение нагрузки на психику отрицательно влияет на организм, за-

трудняет учебу и физическую подготовку к будущей производственной дея-

тельности.

Недостаток движений способствует детренированности организма. Ма-

лоподвижный образ жизни является одной из главных причин тяжелых хро-

нических заболеваний внутренних органов. При этом ухудшается умственная

работоспособность, происходят отрицательные изменения в центральной

нервной системе, снижаются функции внимания, мышления, памяти, ослаб-

ляется эмоциональная устойчивость.

Физическому воспитанию принадлежит большая роль в совершенство-

вании человеческих способностей, физической природы. Именно движения

как проявления физической активности послужили первоосновой образова-

ния и развития систем адаптивного поведения живого на земле, формирова-

ния его морфологии и функций. В процессе физического воспитания осуще-

ствляется морфологическое и функциональное совершенствование организма

человека, формирование и улучшение его жизненно важных физических ка-

честв, двигательных навыков, умений и знаний. Диапазон возможностей в со-

вершенствовании физической природы человека практически безграничен.

Пример этого - деятельность человека в условиях невесомости и перегрузок

при космических полетах.

В процессе обучения у молодежи следует постоянно вырабатывать на-

выки здорового образа жизни. Необходимо помнить, что систематические за-

нятия физической культурой и спортом сохраняют молодость, здоровье, дол-

голетие, которому сопутствует творческий трудовой подъем. Соблюдение ги-

гиенических норм, создание в студенческих коллективах хорошего психоло-

гического климата, стимулирование занятий массовой физической культу-

рой, правильная организация рабочего времени - необходимые условия здо-

рового образа жизни. Огромное значение имеет сознательное отношение к

занятиям физическими упражнениями.

Применительно к учащейся молодежи образ жизни социологи рассмат-

ривают как систему основных видов деятельности, которая связана с подго-

товкой специалистов высококвалифицированного умственного труда с хоро-

шей физической подготовленностью, посредством которой раскрываются ха-

рактер и мера активности молодежи, степень реализации социальных функ-

ций.

Многофункциональный характер физической культуры ставит ее в чис-

ло областей общественно полезной деятельности, в которых формируются и

проявляются социальная активность и творчество учащейся молодежи. Дан-

ные исследований позволяют утверждать, что навыки общественной и про-

фессиональной деятельности, приобретенные благодаря занятиям физиче-

ской культурой, успешно переносятся на другие виды деятельности. Физиче-

ская культура позволяет представить в специфических формах и направлени-

ях некоторые аспекты сущности человека (проявление характера, воли, ре-

шительности), создает условия общественной деятельности.

Комплексное решение задач физического воспитания в вузе обеспечива-

ет готовность выпускников к более активной производственной деятельно-

сти, способность быстрее овладевать навыками, осваивать новые трудовые

профессии.

Физическая культура способствует проявлению лучших свойств лично-

сти студента. При этом на высоком эмоциональном уровне реализуется одна

из важнейших общественных потребностей - общение с людьми. Преимуще-

ства спорта как социального явления заключаются в его привлекательности

для молодежи, его "язык" доступен и понятен каждому, человеку, его польза

для здоровья несомненна.

По силе воздействия на человека физическая культура выдвигается на

одно из центральных мест в культурной жизни общества. Как одна из сфер

социальной деятельности она является важным средством обогащения

культуры.

Исключительная роль в формировании духовного облика учащейся мо-

лодежи принадлежит переносу положительных качеств из сферы занятий фи-

зической культурой на жизненную позицию в целом.

В процессе занятий физической культурой и спортом вырабатываются

сознательное и активное отношение к общественной работе, определенные

умения и навыки к этой важной форме деятельности, основывающейся на

принципах демократии и гласности. Физическая культура развивает обще-

ственную активность студентов.

Участие молодежи в сложной общественной деятельности, важнейшими

компонентами которой являются производительная и внепроизводительная

сферы, труд и свободное время, постоянно и динамично изменяет комплекс

биологических, психофизиологических, социальных функций и состояний

человека. В этих условиях возрастает роль целенаправленной физической

подготовки, которая в большинстве случаев бывает важным действенным, а

иногда и решающим средством приспособления человека к новым условиям.

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

Основные положения и требования учебной программы по физической

культуре для ВУЗов

Согласно трактовке современных учебников физическое воспитание -

это обучение движениям, развитие физических качеств человека. Во всех

отечественных словарях обучение и развитие трактуются не как воспитание,

а как образование.

Физическое образование в современной науке рассматривается как си-

стемное освоение человеком рациональных способов управления своими

движениями, приобретения таким путем необходимого в жизни объема дви-

гательных умений и навыков.

Физическое образование в учебных заведениях вооружает студентов

знаниями о влиянии физических упражнений на организм человека, развива-

ет физические качества (способности), двигательные навыки, обеспечивает

физическую подготовку молодежи к жизни, общественно-политической дея-

тельности.

Целью физического образования студенческой молодежи следует счи-

тать формирование системы специальных знаний, позволяющих оперировать

общими понятиями, закономерностями, принципами, фактами, правилами

теории и практики физической культуры.

В образовательную деятельность преподаватели физического воспита-

ния, тренеры должны включать компоненты, которые относятся к духовной

сфере студентов, - это содержание мыслей и чувств, ценностных ориентации,

степень развития интересов и потребностей, убеждений, что в конечном ито-

ге определяет их социальную деятельность и содействует подготовке гармо-

нично развитых высококвалифицированных специалистов народного хозяй-

ства.

Одна из важнейших задач физического образования - научить студентов

пользоваться приобретенными знаниями. Опасность превращения знаний в

"пустой багаж" зарождается в молодые годы. В этом возрасте умственная де-

ятельность связана с приобретением все новых и новых умений и навыков. И

если эти умения и навыки только усваиваются и не применяются на практи-

ке, знания постепенно выходят за сферу духовной жизни молодых людей,

отделяясь от их интересов и увлечений.

Кроме выполнения специфической функции физическое образование

способствует более эффективному решению функций образования, а также

его видов - умственного, политического, профессионального и т. д.

Таким образом, физическое образование как вид образования есть спе-

циально организованный и сознательно управляемый педагогический про-

цесс, направленный на всестороннее физическое развитие студенческой мо-

лодежи, их специфическую подготовку к выполнению социальных обязанно-

стей в обществе.

Физическое образование в вузе решает следующие задачи:

1. Воспитание у студентов сознательности, высоких моральных, волевых

и физических качеств, подготовка их к высокопроизводительному труду .

2. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов с

учетом особенностей будущей трудовой деятельности.

3. Приобретение необходимых знаний по основам теории, методики и

организации физической культуры; подготовка к

работе в качестве общественных инструкторов и судей по спорту.

5. Воспитание у студентов убежденности в необходимости выполнения

недельного двигательного режима.

6. Повышение спортивного мастерства студентов-спортсменов.

Общее руководство физическим образованием студентов, а также орга-

низация контроля за состоянием их здоровья возложены на ректора вуза, а

проведение занятий осуществляется административными подразделениями и

общественными организациями. Ответственность за постановку и проведе-

ние учебного процесса по физическому образованию студентов в соответ-

ствии с учебным планом и вузовской программой возложена на кафедру фи-

зического воспитания вуза. Медицинское обследование и наблюдение за со-

стоянием здоровья студентов в течение учебного года проводятся студенче-

ской поликлиникой или здравпунктом вуза.

Массовая оздоровительная физкультурная и спортивная работа прово-

дится спортивным клубом совместно с кафедрой физического воспитания и

общественными организациями вуза.

Главным результатом функционирования системы физического образо-

вания является всестороннее физическое развитие человека - физическая

культура личности (физическая подготовленность, физическая готовность

или физическое совершенство), обеспечивающая успешное овладение ею и

выполнение тех или иных задач, поставленных перед обществом.

Форма физического образования - это внутренняя организация его со-

держания, для которого обязательным условием являются единство и взаимо-

действие составляющих элементов, строго установленный порядок педагоги-

ческого процесса в соответствии с его целью и задачами.

Учебные занятия (обязательные, практические, теоретические, практи-

кумы-консультации) являются основной формой физического образования и

планируются в учебных планах по всем специальностям.

Консультативно-методические занятия целесообразно проводить также

в периоды экзаменационных сессий, учебных практик, военных сборов, в

оздоровительно-спортивных лагерях. Желательно использовать экстенсив-

ные (неинтенсивные) варианты различных методов тренировки. Для студен-

тов с недостаточным уровнем физической подготовки или пропустивших

плановые занятия проводятся дополнительные занятия.

Индивидуальные занятия студентов проводятся во вне-учебное время по

заданию преподавателей кафедры физического воспитания в самодеятельных

секциях (группах) студенческого спортивного клуба или коллектива физ-

культуры. Они позволяют увеличить общее время занятий физическими

упражнениями, способствуют ускорению процесса физического развития, яв-

ляются одним из путей внедрения физической культуры в быт и отдых сту-

дентов.

Содержание физического образования - это совокупность таких специ-

фических компонентов (идеомоторное обучение и физическое воспитание),

единство и взаимодействие которых обеспечивает наиболее эффективный

процесс всестороннего физического развития студенческой молодежи, подго-

товку к труду и защите Родины.

Содержание курса физического образования заключена в программе по

физическому воспитанию студентов. В программе соблюдаются преемствен-

ность, последовательность занятий физическими упражнениями и взаимо-

связь с другими программами.

Учебный материал программы состоит из теоретического, методическо-

го и практического разделов.

Теоретический раздел программы предполагает овладение студентами

знаниями по основам теории и методики физического образования. Учебный

материал сообщается в форме лекций, бесед, на практических занятиях, а

также усваивается путем самостоятельного изучения студентами учебной и

специальной литературы.

Практический раздел программы базируется па научно обоснованных

зачетных нормах, требованиях и содержит учебный материал для всех учеб-

ных отделений, в содержание занятий которых входят такие разделы: легкая

атлетика, гимнастика, плавание, лыжный спорт, туризм, спортивные игры и

стрельба.

Во все курсы обучения включается материал по профессионально-при-

кладной физической подготовке применительно к профилирующим специ-

альностям.

В практическом разделе программы материал целесообразно распреде-

лять в соответствии с основными частями (видами) физической культуры -

физическое образование, спорт, физическая рекреация, двигательная реаби-

литация. Каждый вид включает элементы других частей. Все они полностью

удовлетворяют потребности студентов (всех учебных отделений) во всех ви-

дах двигательной деятельности, направленной на совершенствование, оздо-

ровление, закаливание организма.

Цель, задачи и формы организации физического воспитания

Целью физического воспитания в вузе является формирование физиче-

ской культуры студента как системного качества личности, неотъемлемого

компонента общей культуры будущего специалиста, способного реализовать

ее в учебной, социально-профессиональной деятельности и семье.

Курс физической культуры предусматривает решение следующих задач:

включение студентов в реальную физкультурно-спортивную практику

по творческому освоению ценностей физической культуры, ее активного ис-

пользования во всестороннем развитии личности;

содействие разностороннему развитию организма, сохранению и укреп-

лению здоровья, повышению уровня общей физической подготовленности,

развитию профессионально важных физических качеств и психомоторных

способностей будущих специалистов;

овладение системно упорядоченным комплексом знаний, охватываю-

щим философскую, социальную, естественнонаучную и психолого-педагоги-

ческую тематику, тесно связанную с теоретическими, методическими и орга-

низационными основами физической культуры;

формирование потребности студентов в физическом самосовершенство-

вании и поддержании высокого уровня здоровья через сознательное исполь-

зование всех организационно-методических форм занятий физкультурно-

спортивной деятельностью;

формирование навыков самостоятельной организации досуга с исполь-

зованием средств физической культуры и спорта;

овладение основами семейного физического воспитания, бытовой физи-

ческой культуры.

Физическое воспитание в высших учебных заведениях проводится на

протяжении всего периода теоретического обучения и осуществляется в сле-

дующих формах.

Учебные занятия:

обязательные занятия (практические, практикумы-консультации, теоре-

тические), которые предусматриваются в учебных планах по всем специаль-

ностям;

консультативно-методические занятия, направленные на оказание сту-

дентам методической и практической помощи в организации и проведении

самостоятельных занятий физической культурой и спортом;

индивидуальные занятия для студентов, имеющих слабую физическую

подготовку или отстающих в овладении учебным материалом, которые орга-

низуются по особому расписанию кафедры в течение учебного года, каникул,

в период производственной практики.

Внеучебные занятия:

физические упражнения в режиме учебного дня (малые формы самосто-

ятельных занятий в виде комплексов "минуты бодрости");

занятия в секциях, неформальных группах и клубах по физкультурным

интересам;

самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом и туриз-

мом;

массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.

Комплексное использование всех форм физического воспитания должно

обеспечить включение физической культуры в образ жизни студентов, дости-

жение оптимального уровня физической активности.

Комплексное совершенствование

профессионально-прикладной физической подготовки

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) как со-

ставная часть процесса физического воспитания студентов проводится на

всех факультетах вуза с целью подготовки будущих специалистов к произ-

водственной деятельности. При планировании содержания учебного материа-

ла необходимо конкретно определить социальный заказ общества на специа-

листа с учетом научно обоснованных квалификационных характеристик и

профессиограмм. В задачи ППФП входит:

развитие и совершенствование средствами физической культуры физи-

ческих и психических качеств, необходимых будущему специалисту;

овладение знаниями и прикладными двигательными навыками, способ-

ствующими освоению профессии;

составление и выполнение тренировочных программ для самостоятель-

ных занятий с элементами упражнений прикладного характера, встречаю-

щихся в производственной деятельности;

воспитание средствами физической культуры и спорта специальных во-

левых и организаторских качеств, эмоциональной устойчивости, сосредото-

ченности, необходимых будущим руководителям производства.

ППФП планируется преимущественно на старших курсах в форме теоре-

тических, методических и практических занятий, групповых и индивидуаль-

ных консультаций на всех учебных отделениях. Дополнительно она может

проводиться на учебной и производственной практиках, в оздоровительно-

спортивном лагере или в процессе занятий и соревнований по прикладным

видам спорта.

Методический совет кафедры разрабатывает учебный материал с учетом

предложений профилирующих кафедр, знаний техники безопасности, науч-

ной организации труда, а также утверждает содержание контрольных норма-

тивов и зачетных требований для каждой специальности и сроки их выполне-

ния.

Выбор средств ППФП должен быть направлен на обеспечение эффек-

тивной адаптации организма к сложным факторам трудовой деятельности:

повышение устойчивости микроклиматическим условиям производства,

расширение арсенала прикладных двигательных координации и др.

Наибольшее распространение в практике ППФП получили занятия про-

филированными видами спорта.

Вот краткая характеристика прикладной действенности некоторых ви-

дов спорта, рекомендуемых для студентов вузов.

Виды спорта на выносливость (бег на средние дистанции, лыжные гон-

ки, плавание, пеший туризм, велоспорт, гребля, конькобежный спорт). Регу-

лярные занятия формируют прикладные навыки рациональной ходьбы, бега,

умения терпеть; обеспечивают высокий уровень динамической работо-

способности, функционирования и надежности сердечно-сосудистой, дыха-

тельной систем и системы терморегуляции; общей адаптационной способно-

сти; развитие высокого уровня общей выносливости, устойчивости к не-

благоприятным метеорологическим факторам производственной среды, ин-

токсикации; развитие целеустремленности, дисциплинированности, настой-

чивости, терпения, самостоятельности, стойкости.

Виды спорта, требующие сложной сенсорно-моторной координации в

вариативно-конкретной ситуации (баскетбол, волейбол, ручной мяч, регби,

теннис, хоккей, футбол; все виды борьбы, бокс). В процессе систематических

тренировок формируются навыки и умения оперативных и коллективных

действий; обеспечивается достаточно высокий уровень общей работоспособ-

ности, функционирования центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыха-

тельной систем, зрительного, слухового, двигательного анализаторов; разви-

ваются общая выносливость, ловкость, ловкость рук, пальцев, простая и

сложная двигательная реакция, быстрота и точность движений, умение дози-

ровать небольшие силовые напряжения, объем, распределение и переключе-

ние внимания, оперативное мышление, эмоциональная устойчивость, иници-

ативность, решительность, чувство коллективизма, помехоустойчивость,

коммуникативность.

Виды спорта на координацию движений (спортивная гимнастика, прыж-

ки в воду, на батуте, акробатика и др.). Методически правильно построенные

занятия формируют навыки владения своим телом, работы на высоте; обеспе-

чивают высокий уровень функционирования двигательного и зрительного

анализаторов, вестибулярного аппарата; развивают способность дозировать

различные усилия по силе и амплитуде движения, силу, силовую и статиче-

скую выносливость мышц туловища, брюшного пресса, реакцию слежения,

ловкость и координацию движений, гибкость, вестибулярную устойчивость,

чувство равновесия, движения, пространства, переключение и распределение

внимания, самообладание, решительность, смелость.

Виды спорта на координацию движений и выносливость (альпинизм,

спортивное скалолазание, горный туризм). Систематическая круглогодичная

тренировка содействует формированию навыков в лазании, работе на высоте,

страховки и самостраховки, оперативного мышления, овладению приемами

саморегуляции эмоционального состояния; обеспечивает высокую общую

физическую работоспособность, высокий уровень функционирования сер-

дечно-сосудистой, дыхательной систем, системы терморегуляции, вестибу-

лярного аппарата, общей резистентности организма. В процессе занятий раз-

виваются общая, силовая и статическая выносливость основных мышечных

групп, ловкость, координация движений, двигательная реакция, устойчивость

к неблагоприятным метеорологическим факторам, чувство пространства,

движения, наблюдательность, объем, распределение, переключение внима-

ния, оперативные память, мышление, эмоциональная устойчивость, целе-

устремленность, дисциплинированность, настойчивость, терпение, самообла-

дание, смелость, решительность, стойкость, чувство коллективизма.

Виды спорта по управлению различными средствами передвижения (ав-

томобильный, мотоциклетный спорт, дельтапланеризм и др.). Занятия этими

видами спорта содействуют формированию навыков по управлению различ-

ными средствами передвижений, оперативного мышления; обеспечивают вы-

сокий уровень функционирования центральной нервной системы, зрительно-

го и слухового анализаторов, вестибулярного аппарата. В процессе регуляр-

ной тренировки развиваются силовая и статическая выносливость мышц рук,

туловища, спины, все виды реакции, скорость и точность движений, сенсомо-

торная координация, вестибулярная устойчивость, устойчивость к неблаго-

приятным метеорологическим факторам, чувство скорости, наблюдатель-

ность, объем, распределение, переключение и устойчивость внимания, опера-

тивное мышление, эмоциональная устойчивость, инициативность, выдержка,

самообладание, смелость, решительность.

Виды спорта, требующие предельно напряженной нервной деятельности

(стрельба пулевая, из лука, шахматы). Регулярная тренировка обеспечивает

выработку навыков выполнения двигательных заданий в условиях, требую-

щих предельного напряжения нервной деятельности, хорошее состояние цен-

тральной нервной системы, зрительного анализатора, развивает способность

дозировать небольшие силовые напряжения, статическую выносливость

мышц рук, спины, туловища (стрельба из лука), реакцию слежения (стрель-

ба), концентрацию и устойчивость внимания, оперативное мышление, эмоци-

ональную устойчивость, выдержку и самообладание, терпение, решитель-

ность.

Виды спорта с управлением радиотехническими системами (радиопе-

ленгование, многоборье радистов). Регулярная тренировка в этих видах фор-

мирует навыки рациональной ходьбы, бега, работы с радиоаппаратурой, слу-

ховых различений, оперативного мышления; обеспечивает высокий уровень

общей физической работоспособности, функционирования сердечно-сосуди-

стой и дыхательной систем, системы терморегуляции, слухового и зритель-

ного анализаторов; развивает общую выносливость, реакцию на звук, слеже-

ния, устойчивость к неблагоприятным метеорологическим факторам, наблю-

дательность, объем, распределение, переключение и устойчивость внимания,

оперативное мышление, целеустремленность, инициативность, настойчи-

вость, самостоятельность, стойкость.

Многофункциональные виды спорта (десятиборье, семиборье и др.). Си-

стематические занятия многоборьями формируют умение переключаться с

одного вида деятельности на другой, быстро восстанавливаться и мобилизо-

вываться, обеспечивают высокую общую физическую работоспособность,

высокий уровень функционирования и надежности сердечно-сосудистой, ды-

хательной систем, системы терморегуляции, зрительного и двигательного

анализаторов. Тренировка в многоборьях развивает силу, общую и силовую

выносливость, ловкость, координацию и быстроту движений, хорошую реак-

цию,

устойчивость

к

неблагоприятным

метеорологическим

факторам,

переключение и распределение внимания, эмоциональную устойчивость, це-

леустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержку и само-

обладание, стойкость.

Занятия рассмотренными видами спорта при определенной структуре

спортивной подготовки могут содействовать развитию не только комплекса

психофизических качеств и прикладных навыков, но и решению других задач

ППФП.

Содержание работы учебных отделений

Учебно-воспитательный процесс в учебных отделениях проводится в со-

ответствии с научно-методическими основами педагогики и системы физиче-

ского воспитания.

Теоретический раздел программы излагается в форме лекций. Лекции

дополняются беседами преподавателей со студентами в процессе практиче-

ских занятий, а также самостоятельным изучением студентами специальной

литературы в течение всего периода обучения.

Для практических занятий студенты распределяются на учебные отделе-

ния (основное, подготовительное и специальное) с учетом пола, состояния

здоровья, физической и спортивной подготовленности.

Студенты специального учебного отделения, состояние здоровья, физи-

ческая подготовленность и физическое развитие которых в процессе занятий

улучшились, на основании заключения врача и решения кафедры переводят-

ся на основное отделение в конце учебного года или семестра.

В связи с заболеванием или другими объективными причинами студен-

ты основного и спортивного отделений могут быть переведены на специаль-

ное учебное отделение в любое время учебного года.

Освобождение от занятий по физическому воспитанию по состоянию

здоровья может быть только временным.

Практический раздел программы содержит учебный материал, направ-

ленный на решение конкретных задач физического воспитания студентов. В

содержание занятий всех учебных отделений включается материал по про-

фессионально-прикладной физической подготовке применительно к особен-

ностям будущей профессии студентов.

На I курсе необходимо ликвидировать недостатки в физической подго-

товленности отдельных студентов (со слаборазвитой силой, выносливостью,

не умеющих плавать, не владеющих навыком ходьбы на лыжах и т. п.).

При этом студенты обязаны:

систематически посещать учебные занятия по физическому воспи-

танию (теоретические и практические) в дни и часы, предусмот-

ренные учебным расписанием;

проходить медицинское обследование в установленные сроки,

осуществлять самоконтроль за состоянием своего здоровья и фи-

зического развития, за физической и спортивной подготовленно-

стью;

выполнять необходимые тесты для определения уровня физиче-

ской и функциональной подготовленности;

активно овладевать знаниями по основам теории и методики физи-

ческого воспитания, используя специальную литературу;

соблюдать рациональный режим учебы, отдыха и питания, само-

стоятельно выполнять физические упражнения, регулярно зани-

маться утренней и производственной гимнастикой, спортом и ту-

ризмом, соблюдать необходимый недельный двигательный режим,

используя консультации преподавателя;

укреплять здоровье, повышать свою физическую подготовлен-

ность, совершенствовать спортивное мастерство;

активно участвовать в массовых оздоровительных, физкультурных

и спортивных мероприятиях в учебной группе, на курсе, факульте-

те, между вузами.



В раздел образования