Автор: Железникова Ирина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №28
Населённый пункт: города Самары
Наименование материала: Статья
Тема: Изучение рассказа А.П.Чехова "Хамелеон" в 7 классе
Раздел: среднее образование
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №28
Железникова Ирина Викторовна.
Изучение рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе.
Представление семиклассников о Чехове ограниченно возрастом,
житейским и читательским опытом. Опираясь на него, необходимо
привести учащихся к более высокому уровню понимания этого
удивительного писателя.
Цель изучения Чехова в школе – создание многогранного и целостного
представления о писателе, знание наиболее значительных его
произведений.
Рассмотрим некоторые предпосылки работы над рассказом Чехова в
седьмом классе. Изучение «Хамелеона» - не первая встреча учащихся с
писателем. Многие рассказы читаются в дошкольном возрасте, другие
изучаются в школе или включены в список внеклассного чтения.
Обычно семиклассники прочитанные ими ранее произведения Чехова:
«Белолобый», «Беглец», «Каштанка», «Ванька», «Детвора», «Мальчики».
Помещенная в учебнике – хрестоматии статья о писателе значительно
расширит представление о творчестве Чехова.
Школьники узнают, что Чехов – автор веселых произведений, но
вместе с тем многие рассказы грустны и скорее вызывают слезы, чем
смех
.
Важной предпосылкой восприятия рассказа «Хамелеон» может стать
удачно обрисованная учителем историческая атмосфера в России
восьмидесятых годов. В общем историческом очерке целесообразно
истолкование таким ушедшим в прошлое фигурам российской
действительности, полицейский надзиратель, городовой, мировой судья.
«Хамелеон» создавался в начале литературной деятельности писателя. В
период создания рассказа Чехов особенно увлекался чтением сказок
Салтыкова – Щедрина. Внимательно вчитываясь в обличительные сказки,
писатель восхищается смелостью великого сатирика, его умением
обходить цензурные запреты, художественным мастерством. Восхищение
не могло не привести к развитию в творчестве Чехова сатирических
традиций, которые Салтыков развивал и утверждал. Многие приемы
сатирического письма были восприняты Чеховым: и семантическая
окраска фамилий (Очумелов, Пришибеев, Червяков, Хрюкин), и гротеск,
и контрастное сопоставление событий и ситуаций, и структура
характеров. В творчестве писателя все сильнее звучали социальные
мотивы.
«Хамелеон» относится к циклу рассказов, построенных по принципу
комической сценки, бытовой зарисовки. Лучшего всего, если рассказ
прочитает сам учитель. Это позволит донести смысл рассказа до
учащихся. Паузы, интонация, чтение замедленном темпе помогают
учащимся понять комическую сторону рассказа, понять смысл чеховского
обличения хамелеонства. Учитель обратит внимание на обстановку лени
и скуки, царящую в провинциальном городке, на душевную пустоту
Очумелова, на весь его облик и поведение, на отношение обывателей к
происшествию на базарной площади. Далее семиклассники с помощью
учителя оценивают выразительные детали рассказа, помогающие
раскрыть характеры персонажей, понять мотивы их поведения. Это и
шинель Очумелова, и поднятый вверх палец Хрюкина, и описание
борзого щенка, и уход полицейского надзирателя в финале рассказа.
Проделанная работа дает социальную и нравственную оценку
хамелеонства.
«Хамелеон», бесспорно, одна из вершин среди ранних сатирических
рассказов Чехова. Проводя в классе анализ рассказа «Хамелеон»,
наиболее успешным является использование беседы учащимися по тексту.
Произведение невелико по объему, и семиклассникам не будут трудны
элементы самостоятельности при обращении к отдельным эпизодам.
Семиклассники оценивают выразительные детали рассказа, помогающие
раскрыть характеры персонажей, понять мотивы их поведения. Это и
шинель Очумелова, и поднятый вверх палец Хрюкина, и описание
борзого щенка, и уход полицейского надзирателя в финале рассказа.
После проделанной работы учащиеся дают социальную и нравственную
оценку хамелеонству.
Идейная глубина этого рассказа станет еще более понятной, если мы
соотнесем его с другими рассказами, в основу которых положены те же
жизненные наблюдения писателя. В методическом плане эту работу над
рассказом «Хамелеон» целесообразно связать с внеклассным чтением. В
качестве примера работы по изучению рассказа А.П.Чехова прилагается
конспект урока.
План – конспект урока литературы по теме:
«Хамелеонство в рассказе А.П.Чехова ».
Цели урока:
Обучающие:
- организовать деятельность учащихся по определению способов
создания сатирического образа на примере рассказа.
- выявление роли художественной детали текста.
Развивающие:
- развитие личностно смыслового отношения к учебному предмету,
помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость
учебного материала;
- развитие способности к высказыванию собственного мнения по
обсуждаемым вопросам, готовности учащихся к самоопределению,
принятию решения и выбору личностной позиции.
- развитие умения самостоятельно подбирать материал к заданной теме.
- развивать умение работать в команде, формулировать и отстаивать
свою точку зрения.
- развитие творческих способностей учащихся.
Воспитательные:
- формирование у школьников нравственных ориентиров.
- формирование уважения к праву каждого человека иметь свою позицию,
точку зрения.
- привитие интереса к изучению художественных произведений.
Оборудование: портрет А.П.Чехова, рассказ Чехова «Хамелеон»,
словарь С.И.Ожегова, мультимедийный проектор, магнитофон,
«Инструментальная пьеса» М.Таривердиева, репродукции картин.
Эпиграф урока: «Хорош божий свет. Одно только не хорошо - мы».
А.П.Чехов.
Тип урока: обучение выявлению художественных деталей текста и
определение их роли.
Форма проведения: урок – исследование.
Технология: групповая работа .
Ход урока:
I.
Мотивация учебной деятельности.
- Ребята, кто из вас знает, что такое хамелеон? (Ящерица, которая
меняет свой цвет в зависимости от обстановки.)
- Вот она перед нами на экране. (Демонстрация ящерицы.) Но у нас
урок литературы, а не урок биологии. Мы обратимся к рассказу
А.П.Чехова «Хамелеон», в котором речь идет не о животных, а о
людях.
- Общаясь друг с другом, мы иногда называем человека волк, лиса,
медведь, заяц. Почему это происходит? (Определенное сходство в
характере и манерах позволяют говорить нам о волчьей хватке,
заячьем характере, лисьих манерах).
- В рассказе Чехова появляется человек в образе хамелеона.
II. Определение цели и задачи урока.
Давайте на этом уроке выясним:
1.
Кого Чехов считает хамелеоном?
2.
Какие слова и выражения раскрывают авторский замысел?
III. Повторение опорных знаний учащихся
1.
Выявление знаний текста учащимися.
- Кто является участником событий? (Очумелов, Хрюкин, собака).
- Какое событие произошло в рассказе? (Собака укусила…).
- Что необходимо решить Очумелову? (Кого наказать).
- Смешно было читать? (Поведение Очумелова вызывает смех).
2.
Организация работы по группам.
-Разделившись на группы, давайте выделим в тексте те слова и
выражения, которые придают комизм произведению и помогают
читателю понять и оценить поведение Очумелова.
- Работать будем все вместе. (Учитель выразительно читает эпизод
рассказа.)
- Какие слова и выражения вы выбираете для ответа? (Очумелов о
глагола очуметь, Хрюкин ассоциируется со свиньей, окровавленный
палец, поднятый вверх, как знамение победы, собака с выражением
тоски и ужаса)
- А теперь каждая группа работает самостоятельно.
IV. Работа по группам.
Каждой группе дается задание: проанализируйте данный отрывок и
определите, какие слова и выражения придают тексту комизм и помогают
охарактеризовать персонаж рассказа.
При выполнении задания учащиеся отвечают на вопросы:
1-я группа.
- Что выясняет Очумелов на площади? Какое указание он дает?
- Почему ему становится жарко?
- Как он относится к собаке? К Хрюкину?
- Что подчеркивает непостоянство Очумелова?
2-я группа.
- Почему собака укусила именно Хрюкина? Как характеризует Хрюкина
этот поступок?
- Решение Очумелова в данной ситуации. Почему ему стало холодно?
- Отношение Очумелова к собаке, Хрюкину.
- Что помогает понять непостоянство Очумелова?
3-я группа.
- О чем сообщает генеральский повар Прохор?
- Как изменяется ситуация?
- Кому старается угодить Очумелов?
- Какое значение имеет фраза: «Лицо заливается улыбкой умиления»?
V. Презентация работ учащихся.
1. Сообщение учащихся.
2. Построение ассоциативного ряда. (Цветовая гамма).
1-я группа.
Очумелов наводит порядок на площади, командует. Как только он узнает,
что собака принадлежит генералу, он изменяет свое решение о наказании
хозяина. Очумелов равнодушен и к собаке, и к Хрюкину. Непостоянство
Очумелова проявляется в обращении к собаке (прочий бродячий
скот/маленькая), к Хрюкину (обвиняет/защищает).
2-я группа.
Очумелов в замешательстве, не знает, как быть. Теперь при слове
генерал ему холодно. Собака (ни шерсти, ни вида/тварь нежная
дорогая). Хрюкин (пострадавший/болван, дурацкий палец).
Непостоянство Очумелова проявляется в отношении к собаке, к
Хрюкину, в том что он то снимет, то оденет шинель.
3-я группа.
Очумелов угождает брату генерала, испытывает облегчение, выход
найден. Собака из бродячей превращается в «шустрая такая», а Хрюкину
он откровенно угрожает.
Вывод:
1.
Цветовая гамма показывает, как меняется душевное состояние
человека.
2.
-Выполненная работа помогла нам охарактеризовать героев рассказа
Слова и выражения раскрыли авторский замысел ,т.о. мы выделили в
тексте художественную деталь (определение на экране)
Художественная деталь – это изобразительная и выразительная
подробность, характерная черта предмета, пейзажа, портрета,
интерьера, несущая смысловую нагрузку.
- Какой смысл придают тексту художественные детали рассказа?
(Показать непостоянство Очумелова).
- Мы понимаем, что исход дела зависит от того, кому принадлежит
собака. Очумелов постоянно подстраивается под ситуацию, ведет себя
как хамелеон.
- В словаре Ожегова дано определение слова «хамелеон» в переносном
смысле (определение на экране).
Хамелеон – это человек, который легко приспосабливается к
обстановке, меняет свои взгляды, симпатии.
- Кого же автор называет хамелеоном? (Очумелова.)
VI. Выявление личностной значимости учебного материала.
- Как вы думаете, какие еще черты характера присущи такому
человеку (хамелеону)? Попробуем нарисовать портрет хамелеона.
- Выберите из списка соответствующие хамелеону черты характера.
(Работа по группам).
1-я группа.
Подхалимство, твердость характера, равнодушие, ответственность.
2-я группа.
Беспринципность, честность, коррумпированность, порядочность.
3-я группа.
Лицемерие, неподкупность, соблюдение закона, непорядочность.
Вывод:
--- подхалимство
---- беспринципность
---- равнодушие
---- лицемерие
---- непорядочность
- Как можно назвать эти черты характера? (Пороки).
- Чехов назвал рассказ «Хамелеон» не случайно. Он осуждает
человеческие пороки, высмеивает их, а такие произведения называются
сатирическими. Эпиграфом к уроку служат слова Чехова.
- Есть ли в современном обществе подобные пороки?
- Таким образом, рассказ современен и заставляет читателя задуматься о
несовершенстве человека и общества.
Х
А
М
Е
Л
Е
О
Н
VII. Подведение итогов.
1.
Рефлексия.
- Чему учит рассказ?
- Выскажите собственное отношение к героям произведения.
- Найдите пути иного выхода из сложившейся ситуации.
2. Выставление оценок.
- Спасибо за работу на уроке.
- Хочется отметить активную работу…
3. Заполнение листов рефлексии. Учащимся предлагается ответить на
вопросы:
- Что нового вы узнали? ( Художественная деталь).
- Чему научились? (Выделять деталь в тексте и характеризовать
поступки и поведение героев).
- Какие задания вызвали затруднения?
- С каким настроением изучали материал?
- Какое значение для каждого имеют знания и умения,
полученные на уроке?
VIII. Домашнее задание.
1.
Написать сочинение по теме: «Какими свойствами души надо
обладать, чтобы не стать хамелеоном?».
2.
Раскрыть смысл пословицы: «Из одного дерева – икона и лопата».
3.
Подготовить сообщение на основе личных наблюдений по теме:
«Хамелеоны среди нас».