Напоминание

"Цилиндр"


Автор: Казачек Ирина Павловна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ СОШ №30 города Тюмени
Населённый пункт: город Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: технологическая карта урока математики в 4 классе
Тема: "Цилиндр"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок математики. 4 класс. Тема "Цилиндр" Дата: 09.03.2021

Класс: 4 Е

Предмет: Математика. УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока: «Цилиндр».

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий

Цель урока: Создание условий для знакомства с понятием «цилиндр» как пространственной фигуры.

Образовательные: познакомить с понятием «цилиндр»; сформировать умение показывать основания и боковую поверхность цилиндра; научить

выполнять изображение цилиндра на плоскости.

Развивающие: развивать мышление, память, речь, обогащать словарный запас;

Воспитательные: воспитывать культуру речи, стремление к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Планируемые результаты

Предметные: познакомиться с понятием «цилиндр» как пространственной фигуры; научатся показывать основания и боковую поверхность

цилиндра; выполнять изображение цилиндра на плоскости.

Метапредметные:

- Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находят ответы на вопросы в тексте,

иллюстрациях; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.

- Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке.

- Коммуникативные: задают вопросы; формулируют собственное мнение и позицию, прислушиваются к мнению других.

Личностные: применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют

терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику.

8. Дидактические средства:

для учителя – учебник, презентация.

для учащихся – учебник.

Организационная структура урока

Название этапа

Содержание

этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

1.

Вот опять звенит звонок,

Осуществлять

Актуализация

опорных

знаний.

Устный счёт

- Отгадайте

загадки о

геометрических

фигурах:

Приглашает на урок.

Будем дружно мы считать,

И делить, и умножать.

Вопросы учителя:

Во сколько раз 84 больше 12?

91 уменьшить в 7 раз.

Найти частное чисел: 96 и 16.

Найти произведение чисел: 60 и 9.

Найти ¼ от 80.

27 увеличить в 3 раза.

Какое число разделили на 30 и получили 8?

На какое число разделили 400 и получили 5?

Нет углов у меня,

А похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня. (Круг.)

Чуть приплюснутый квадрат

Приглашает опознать:

Острый угол и тупой

Вечно связаны судьбой.

Догадались, дело в чём?

Как фигуру назовём? (Ромб)

Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я….(квадрат).

На фигуру посмотри

И в альбоме начерти

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания устного счёта.

В 7

13

6

540

80:4*1=20

81

240

80

Учащиеся отгадывают загадки:

-Круг

-Ромб

- квадрат

- треугольник

актуализацию личного

жизненного опыта.

Уметь слушать в

соответствии с

целевой установкой.

Принимать и

сохранять учебную

цель и задачу.

Три угла. Три стороны

Меж собой соедини.

Получился не угольник,

А красивый….(треугольник)

Он похожий на яйцо

Или на твоё лицо.

Вот такая есть окружность-

Очень странная наружность:

Круг приплюснутым стал.

Получился вдруг….(овал)

Хоть углы мои прямые,

Я, ребята, не квадрат.

Если вы меня узнали,

Буду очень-очень рад.

-овал

-прямоугольник

Интеллектуальная

разминка

Ребята, посмотрите на рисунок и скажите, какая

фигура не встречалась в загадках, которые вы

отгадывали, а, следовательно, является «лишней».

Учащиеся могут не знать название

фигуры, в таком случае они могут

сказать, что это фигура на картинке

седьмой по счёту.

Осуществлять анализ,

синтез, сравнение,

обобщение.

Учиться выражать

свои мысли с

достаточной полнотой

и точностью;

учитывать разные

мнения.

2. Определение

темы урока.

Учащиеся

определяют тему

и задачи урока.

Ребята, отгадайте ещё одну загадку.

- У батона колбасы

Мы отрезали носы,

Он теперь – мужская шляпа

Удивительной красы…..

Или

- Присмотрись, стоит ведро -

Сверху крышка, снизу дно.

Два кружка соединили

Цилиндр

Учиться сравнению,

обобщению; уметь

определять основную и

второстепенную

информации;

отрабатывать навыки

постановки и

И фигуру получили.

Как же тело называть?

Надо быстро отгадать.

Как вы думаете, какова тема урока?

(Несмотря на то, что в конспекте приведены

краткие ответы учеников, необходимо следить за

тем, чтобы обучающиеся давали полные,

развёрнутые ответы).

- Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 68, №1

Можете вы ответить на вопрос, как называется

фигура под номером 5.

Цилиндр.

Ученики выполняют №1, стр.

учебника 68.

формулирования

проблемы.

3. Открытие

нового знания,

способа

действия.

Изучение нового

материала.

Посмотрите внимательно на изображение и

попытайтесь определить, что такое

цилиндр.

- Верно. Слово «цилиндр» происходит от

греческого слова kylindros- «валик», «каток».

Цилиндром называют тело, ограниченное

замкнутой цилиндрической поверхностью и двумя

секущими её параллельными плоскостями –

основаниями цилиндра.

- Ребята, посмотрите на изображение, и определите,

обе ли фигуры являются цилиндрами?

- Цилиндр имеет два основания и

боковую поверхность. Каждое из

оснований представляет собой круг.

(стр. учебника 68-определение)

Слушают информацию, уточняют.

-Да, только одна изображена под

наклоном.

Планировать решение

учебной задачи:

выстраивать

алгоритм действий,

выбирать действия в

соответствии с

поставленной задачей.

-Верно, это цилиндры.

Виды цилиндров

Цилиндр называется наклонным, если его

образующие наклонены под углом к основанию.

Мы с вами на уроках будем работать с прямыми

цилиндрами.

Учащиеся слушают

дополнительную информацию.

-Скажите, пожалуйста, где в повседневной жизни

можно встретить цилиндр, где его можно

применить?

Дополнительно: №3, стр. учебника 69

Вывод:

- Цилиндр, что такое? — спросил я у папы.

Отец рассмеялся : — Цилиндр, это шляпа.

Чтобы иметь представление верное,

Цилиндр, скажем так, это банка консервная.

Труба парохода — цилиндр, труба на нашей крыше

— тоже,

Все трубы на цилиндр похожи. А я привёл пример

такой —

Калейдоскоп любимый мой, глаз от него не

оторвёшь,

И тоже на цилиндр похож.

- Примеры обучающихся.

Вывод учащихся:

- в одежде;

- в быту;

- в технике;

- на железнодорожном транспорте;

- на автомобильном транспорте;

- в архитектуре и строительстве;

и т.д.

4. Физминутка

Выполнение

физических

упражнений.

Дети выполняют подражательные

движения

5. Включение

нового в

активное

использование в

сочетании с

ранее

изученным,

освоенным.

Работа по

учебнику

Задание №5

Задание №6, стр.

70

Задание №12,

стр.71

Это не конус.

Это не пирамида.

Это пирамида.

Это не прямоугольный параллелепипед. Какие из

утверждений неверны?

Учащиеся выполняют упражнение,

устно обосновывая своё решение.

Выбирать действия в

соответствии с

поставленной задачей,

оценивать уровень

владения тем или иным

учебным действием,

вносить необходимые

корректировки в действие

после завершения на

основе оценки и учёта

характера сделанных ошибок.

Преобразовывать модели в

соответствии с содержанием

учебного материала и

поставленной учебной целью.

Осуществлять взаимный

контроль, планировать

способы взаимодействия

6. Работа в

группах

Организует работу по группам.

- Определите по техническим рисункам название

геометрической фигуры, дайте максимальные

сведения о ней и её применении.

Учащиеся работают в группах.

Планировать учебное

сотрудничество с

учителем и

сверстниками –

определение цели,

функций участников,

способов

Карточка 1

Карточка 2

Карточка 3

1-я группа.

Цилиндром называется тело,

которое состоит из двух кругов.

Круги

называются основаниями цилиндра

. Основания цилиндра равны и

лежат в параллельных плоскостях.

У цилиндра образующие

параллельны и равны. Поверхность

цилиндра состоит из оснований и

боковой поверхности. Радиусом

цилиндра называется радиус его

основания. Высотой цилиндра

называется расстояние между

плоскостями оснований.

2-я группа:

Куб-это геометрическое тело.

Квадрат является гранью куба.

Поверхность каждого куба состоит

из квадратов, которые

называются гранями. Куб

называется правильным

шестиугольником, так как у него 6

граней. Две соседние грани

квадрата (многогранника)

называются рёбрами. У куба 12

ребер, равных по длине. Куб

имеет вершины. Три ребра

пересекаются (сходятся) к одной

вершине. У куба 8 вершин.

3-я группа:

взаимодействия,

постановка вопросов –

инициативное

сотрудничество в

поиске и сборе

информации.

Осуществлять

управление

поведением партнёра-

контроль, коррекцию,

оценку его действий;

уметь с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли в

соответствии с

задачами и условиями

коммуникации.

Владеть

монологической и

диалогической

формами речи

Информация о

домашнем

задании,

инструктаж по

его

выполнению

.

Самостоятельная работа и проверка по

эталону.

- Я буду читать вам утверждения, если вы

считаете, что оно правильное, то ставите плюс,

если оно неправильное, то ставите минус.

1.У цилиндра одно основание (нет)

2Цилиндр состоит из оснований и боковой

поверхности (да)

3Существует только прямой цилиндр (нет)

4Основание у цилиндра представляет собой круг

(да)

5В прошлом были шляпы, которые назывались-

цилиндр (да)

Проверка ответов: -- + -- + + ( проверяют по

слайду)

-Домашнее задание направлено на повторение и

закрепление понятия «цилинд» и

элементах, из которых он состоит.

Записываем в дневники:

Конус - это геометрическое тело.

Основание конуса – круг. Высота

конуса – это перпендикуляр,

опущенный из вершины конуса на

плоскость основания.

Часть конической поверхности,

расположенная между вершиной и

плоскостью основания,

называется боковой

поверхностью конуса.

7.Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

Организация поведения итогов урока

обучающимися.

Проводит беседу по вопросам:

- Что нового узнали на уроке?

- Какое задание понравилось больше всего?

-Что вызвало затруднение?

-Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен

своей работой, поднимите красный смайлик, синий-

если некоторые вопросы вызвали затруднения.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Определяют своё эмоциональное

состояние на уроке. Проводят

самооценку, рефлексию.

Оценивать свои

достижения, степень

самостоятельности,

инициативности,

причины неудачи

Литература

1. Математика: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2ч. Ч.2/ В.Н.Рудницкая, Т.В. Юдачёва.- 4-е изд., перераб. –

М.: Вентана – Граф, 2014. – 160 с.: ил.

2. Математика: 4 класс: методическое пособие / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2015. – 272 с.: ил.



В раздел образования