Автор: Казачек Ирина Павловна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ СОШ №30 города Тюмени
Населённый пункт: город Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: технологическая карта урока математики в 4 классе
Тема: "Цилиндр"
Раздел: начальное образование
Урок математики. 4 класс. Тема "Цилиндр" Дата: 09.03.2021
Класс: 4 Е
Предмет: Математика. УМК «Начальная школа 21 века»
Тема урока: «Цилиндр».
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий
Цель урока: Создание условий для знакомства с понятием «цилиндр» как пространственной фигуры.
Образовательные: познакомить с понятием «цилиндр»; сформировать умение показывать основания и боковую поверхность цилиндра; научить
выполнять изображение цилиндра на плоскости.
Развивающие: развивать мышление, память, речь, обогащать словарный запас;
Воспитательные: воспитывать культуру речи, стремление к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Планируемые результаты
Предметные: познакомиться с понятием «цилиндр» как пространственной фигуры; научатся показывать основания и боковую поверхность
цилиндра; выполнять изображение цилиндра на плоскости.
Метапредметные:
- Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находят ответы на вопросы в тексте,
иллюстрациях; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.
- Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке.
- Коммуникативные: задают вопросы; формулируют собственное мнение и позицию, прислушиваются к мнению других.
Личностные: применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют
терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику.
8. Дидактические средства:
для учителя – учебник, презентация.
для учащихся – учебник.
Организационная структура урока
Название этапа
Содержание
этапа урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые
способы
деятельности
обучающегося
1.
Вот опять звенит звонок,
Осуществлять
Актуализация
опорных
знаний.
Устный счёт
- Отгадайте
загадки о
геометрических
фигурах:
Приглашает на урок.
Будем дружно мы считать,
И делить, и умножать.
Вопросы учителя:
Во сколько раз 84 больше 12?
91 уменьшить в 7 раз.
Найти частное чисел: 96 и 16.
Найти произведение чисел: 60 и 9.
Найти ¼ от 80.
27 увеличить в 3 раза.
Какое число разделили на 30 и получили 8?
На какое число разделили 400 и получили 5?
Нет углов у меня,
А похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня. (Круг.)
Чуть приплюснутый квадрат
Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались, дело в чём?
Как фигуру назовём? (Ромб)
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я….(квадрат).
На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задания устного счёта.
В 7
13
6
540
80:4*1=20
81
240
80
Учащиеся отгадывают загадки:
-Круг
-Ромб
- квадрат
- треугольник
актуализацию личного
жизненного опыта.
Уметь слушать в
соответствии с
целевой установкой.
Принимать и
сохранять учебную
цель и задачу.
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый….(треугольник)
Он похожий на яйцо
Или на твоё лицо.
Вот такая есть окружность-
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг….(овал)
Хоть углы мои прямые,
Я, ребята, не квадрат.
Если вы меня узнали,
Буду очень-очень рад.
-овал
-прямоугольник
Интеллектуальная
разминка
Ребята, посмотрите на рисунок и скажите, какая
фигура не встречалась в загадках, которые вы
отгадывали, а, следовательно, является «лишней».
Учащиеся могут не знать название
фигуры, в таком случае они могут
сказать, что это фигура на картинке
седьмой по счёту.
Осуществлять анализ,
синтез, сравнение,
обобщение.
Учиться выражать
свои мысли с
достаточной полнотой
и точностью;
учитывать разные
мнения.
2. Определение
темы урока.
Учащиеся
определяют тему
и задачи урока.
Ребята, отгадайте ещё одну загадку.
- У батона колбасы
Мы отрезали носы,
Он теперь – мужская шляпа
Удивительной красы…..
Или
- Присмотрись, стоит ведро -
Сверху крышка, снизу дно.
Два кружка соединили
Цилиндр
Учиться сравнению,
обобщению; уметь
определять основную и
второстепенную
информации;
отрабатывать навыки
постановки и
И фигуру получили.
Как же тело называть?
Надо быстро отгадать.
Как вы думаете, какова тема урока?
(Несмотря на то, что в конспекте приведены
краткие ответы учеников, необходимо следить за
тем, чтобы обучающиеся давали полные,
развёрнутые ответы).
- Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 68, №1
Можете вы ответить на вопрос, как называется
фигура под номером 5.
Цилиндр.
Ученики выполняют №1, стр.
учебника 68.
формулирования
проблемы.
3. Открытие
нового знания,
способа
действия.
Изучение нового
материала.
Посмотрите внимательно на изображение и
попытайтесь определить, что такое
цилиндр.
- Верно. Слово «цилиндр» происходит от
греческого слова kylindros- «валик», «каток».
Цилиндром называют тело, ограниченное
замкнутой цилиндрической поверхностью и двумя
секущими её параллельными плоскостями –
основаниями цилиндра.
- Ребята, посмотрите на изображение, и определите,
обе ли фигуры являются цилиндрами?
- Цилиндр имеет два основания и
боковую поверхность. Каждое из
оснований представляет собой круг.
(стр. учебника 68-определение)
Слушают информацию, уточняют.
-Да, только одна изображена под
наклоном.
Планировать решение
учебной задачи:
выстраивать
алгоритм действий,
выбирать действия в
соответствии с
поставленной задачей.
-Верно, это цилиндры.
Виды цилиндров
Цилиндр называется наклонным, если его
образующие наклонены под углом к основанию.
Мы с вами на уроках будем работать с прямыми
цилиндрами.
Учащиеся слушают
дополнительную информацию.
-Скажите, пожалуйста, где в повседневной жизни
можно встретить цилиндр, где его можно
применить?
Дополнительно: №3, стр. учебника 69
Вывод:
- Цилиндр, что такое? — спросил я у папы.
Отец рассмеялся : — Цилиндр, это шляпа.
Чтобы иметь представление верное,
Цилиндр, скажем так, это банка консервная.
Труба парохода — цилиндр, труба на нашей крыше
— тоже,
Все трубы на цилиндр похожи. А я привёл пример
такой —
Калейдоскоп любимый мой, глаз от него не
оторвёшь,
И тоже на цилиндр похож.
- Примеры обучающихся.
Вывод учащихся:
- в одежде;
- в быту;
- в технике;
- на железнодорожном транспорте;
- на автомобильном транспорте;
- в архитектуре и строительстве;
и т.д.
4. Физминутка
Выполнение
физических
упражнений.
Дети выполняют подражательные
движения
5. Включение
нового в
активное
использование в
сочетании с
ранее
изученным,
освоенным.
Работа по
учебнику
Задание №5
Задание №6, стр.
70
Задание №12,
стр.71
Это не конус.
Это не пирамида.
Это пирамида.
Это не прямоугольный параллелепипед. Какие из
утверждений неверны?
Учащиеся выполняют упражнение,
устно обосновывая своё решение.
Выбирать действия в
соответствии с
поставленной задачей,
оценивать уровень
владения тем или иным
учебным действием,
вносить необходимые
корректировки в действие
после завершения на
основе оценки и учёта
характера сделанных ошибок.
Преобразовывать модели в
соответствии с содержанием
учебного материала и
поставленной учебной целью.
Осуществлять взаимный
контроль, планировать
способы взаимодействия
6. Работа в
группах
Организует работу по группам.
- Определите по техническим рисункам название
геометрической фигуры, дайте максимальные
сведения о ней и её применении.
Учащиеся работают в группах.
Планировать учебное
сотрудничество с
учителем и
сверстниками –
определение цели,
функций участников,
способов
Карточка 1
Карточка 2
Карточка 3
1-я группа.
Цилиндром называется тело,
которое состоит из двух кругов.
Круги
называются основаниями цилиндра
. Основания цилиндра равны и
лежат в параллельных плоскостях.
У цилиндра образующие
параллельны и равны. Поверхность
цилиндра состоит из оснований и
боковой поверхности. Радиусом
цилиндра называется радиус его
основания. Высотой цилиндра
называется расстояние между
плоскостями оснований.
2-я группа:
Куб-это геометрическое тело.
Квадрат является гранью куба.
Поверхность каждого куба состоит
из квадратов, которые
называются гранями. Куб
называется правильным
шестиугольником, так как у него 6
граней. Две соседние грани
квадрата (многогранника)
называются рёбрами. У куба 12
ребер, равных по длине. Куб
имеет вершины. Три ребра
пересекаются (сходятся) к одной
вершине. У куба 8 вершин.
3-я группа:
взаимодействия,
постановка вопросов –
инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе
информации.
Осуществлять
управление
поведением партнёра-
контроль, коррекцию,
оценку его действий;
уметь с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с
задачами и условиями
коммуникации.
Владеть
монологической и
диалогической
формами речи
Информация о
домашнем
задании,
инструктаж по
его
выполнению
.
Самостоятельная работа и проверка по
эталону.
- Я буду читать вам утверждения, если вы
считаете, что оно правильное, то ставите плюс,
если оно неправильное, то ставите минус.
1.У цилиндра одно основание (нет)
2Цилиндр состоит из оснований и боковой
поверхности (да)
3Существует только прямой цилиндр (нет)
4Основание у цилиндра представляет собой круг
(да)
5В прошлом были шляпы, которые назывались-
цилиндр (да)
Проверка ответов: -- + -- + + ( проверяют по
слайду)
-Домашнее задание направлено на повторение и
закрепление понятия «цилинд» и
элементах, из которых он состоит.
Записываем в дневники:
Конус - это геометрическое тело.
Основание конуса – круг. Высота
конуса – это перпендикуляр,
опущенный из вершины конуса на
плоскость основания.
Часть конической поверхности,
расположенная между вершиной и
плоскостью основания,
называется боковой
поверхностью конуса.
7.Итог урока.
Рефлексия
Оценка результатов выполнения заданий на уроке.
Организация поведения итогов урока
обучающимися.
Проводит беседу по вопросам:
- Что нового узнали на уроке?
- Какое задание понравилось больше всего?
-Что вызвало затруднение?
-Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен
своей работой, поднимите красный смайлик, синий-
если некоторые вопросы вызвали затруднения.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Определяют своё эмоциональное
состояние на уроке. Проводят
самооценку, рефлексию.
Оценивать свои
достижения, степень
самостоятельности,
инициативности,
причины неудачи
Литература
1. Математика: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2ч. Ч.2/ В.Н.Рудницкая, Т.В. Юдачёва.- 4-е изд., перераб. –
М.: Вентана – Граф, 2014. – 160 с.: ил.
2. Математика: 4 класс: методическое пособие / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2015. – 272 с.: ил.