Напоминание

Доклад "Основные направления работы ДОУ по экологическому воспитанию"


Автор: Наталья Михайловна Коннова
Должность: мадоу "ивушка"
Учебное заведение: МАДОУ "Ивушка"
Населённый пункт: Саратовская область город Балашов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Доклад "Основные направления работы ДОУ по экологическому воспитанию"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад

Тема: «Основными направлениями работы ДОУ по экологическому

воспитанию»

Подготовила воспитатель: Коннова Наталья Михайловна

Природа – это богатейшая кладовая,

неоценимое богатство для интеллектуального,

нравственного и речевого развития ребёнка.

В. А. Сухомлински

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного

педагогического воздействия у детей можно сформировать

начала экологической культуры – осознанно- правильного отношения к

явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их

непосредственное окружение в этот период жизни, а также позитивное

отношение к себе и другим людям.

Задачи, стоящие перед воспитателями,имеют несколько направлений:

оздоровительные:

– охранять и укреплять здоровье детей;

– учить их правильно взаимодействовать с природой;

– формировать умение рационально использовать природные ресурсы для

гармоничного развития личности.

образовательные:

– формировать и развивать элементарные экологические знания;

– систематизировать знания о живой и неживой природе;

– учить понимать причинно-следственные связи внутри природного ком-

плекса;

– формировать умение решать экологические задачи;

– развивать воображение.

воспитательные:

– формировать эмоционально-доброжелательное отношение к живой

природе;

– воспитывать отзывчивость, уважение к традициям своего народа;

– формировать представление об экологических проблемах своего края;

– формировать представление о себе, как жителе Земли.

развивающие:

– развитие трудовых умений и навыков;

– развитие эстетических представлений.

Основными направлениями работы ДОУ по экологическому воспитанию

являются:

• познавательно-развлекательное;

• практическое;

• исследовательское;

• природоохранное.

Среда дошкольного учреждения с точки зрения экологического

воспитания создает условия для:

- познавательного развития ребенка;

- эколого-эстетического развития;

- оздоровления;

- формирования нравственных качеств;

- формирования экологически-грамотного поведения;

- экологизации различных видов деятельности.

- экологического просвещения родителей

Формы работы по экологическому воспитанию:

НОД;

игра;

прогулки;

наблюдения;

опыты и эксперименты;

чтение художественной литературы, беседы, проблемные вопросы,

рассказы - описание и т. п. ;

практическая деятельность в природе (труд, экологические акции, игровые

методы и игра);

практическая работа и поисковая деятельность;

экскурсии;

проектная деятельность;

изобразительная деятельность с отображением природы;

развлечения, вечера досугов;

театрализация (экологические сказки и т. д.);

выставки (детское творчество).

Содержание экологического воспитания в нашем детском саду

включают в себя три блока.

1 блок – работа с детьми.

Задача: повышение познавательной активности дошкольников через

экологическое воспитание.

В нашей группе оборудован уголок природы, развивающая среда

которого соответствует возрастным особенностям детей от ясельной до

подготовительной групп. В этих уголках дети рассматривают комнатные

растения, знакомятся с их строением и условиями, необходимыми для их

роста и развития.Учатся ухаживать за ними: рыхлят землю в горшках,

поливают цветы, протирают листья.

В доступном для детей месте в уголках природы размещены детские

книги о природе, обучающие карточки, на которых изображен мир флоры и

фауны, а в старшей и подготовительной группах – гербарии, коллекции

камней, семян.

В уголках природы на подоконниках расположились мини-огороды.

Зимой здесь растет зеленый лук, а весной – цветочная и огородная рассада, за

которым ухаживают дошкольники старшей и подготовительной групп

и воспитатели. В течении лета дети всех возрастных групп имеют

возможность наблюдать за развитием и ростом этих растений.

Благодаря природному уголку в детском саду дети получают базовое

представление о мире растений, учатся наблюдать, рассуждать, мыслить

логически, заботиться, сопереживать.

Большую роль в экологическом воспитании детей нашей группы играют

наблюдения за природой. Это сложная познавательная

деятельность дошкольника,с помощью которой у ребенка

развиваются: восприятие, мышление, речь, устойчивое внимание, умение

видеть и понимать природные явления и связь между ними, а также

вырабатываются навыки сравнения и сопоставления

увиденного, воспитывается стремление сохранять и оберегать природный

мир, видеть и ценить его красоту, следовать

доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Наблюдения осуществляются во время прогулок, на которых

у дошкольников формируются представления о сезонных изменениях в

природе (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и

животных, труд людей, о свойствах воды, снега, песка, льда, земли. В

осенний период на участке дети собирают листья рябины, клена, дуба,

каштана, березы, сравнивают их по форме и цвету, составляют гербарий,

который оказывает большую помощь в распознавании пород деревьев. С

наступлением холодов дошкольники совместно с

воспитателями подкармливают оставшихся на зимовку птиц, насыпая корм в

кормушки, развешенные по всей территории детского сада, наблюдают за

повадками пернатых, учатся распознавать птиц, сравнивать их.

В нашем группе в образовательной деятельности по экологическому

воспитанию регулярно используется художественная литература о животных

и растениях, которая расширяет круг представлений о природе, создаёт

основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю.

Книги о природе для детей разнообразны по жанрам. В них в простой и

доступной форме рассказывается о жизни животных и растений, о различных

явлениях природы. Чтение этих произведений сопровождается просмотром

иллюстраций, которые помогают детям лучше понять и представить то, о чем

повествуется в рассказе, сказке, стихотворении. Многие явления природы,

ранее неизвестные, мало интересовавшие детей, после

прочтения воспитателем художественной литературы, проведённых на

участке и в уголке природы наблюдений становятся для них более

понятными, вызывают любопытство, стремление узнать как можно больше.

Дети просят воспитателей ответить на волнующие вопросы. Всё это делает

работу с книгой более эффективной, более значимой и целенаправленной.

Огромный интерес в нашей группе дошкольники проявляют к

исследовательской работе, поэтому в образовательном процессе большое

место отведено опытам и экспериментам, которые осуществляются в рамках

проектной деятельности и строятся на основе имеющихся у детей

представлений, полученных во время наблюдений и труда.

Опыты проводятся в старших группах, а в младшей и средней

используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается

причина наблюдаемого явления, где дети стараются самостоятельно подойти

к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и

качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их

изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей

познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность,

мыслительную деятельность.

В ознакомлении с природой особое место в нашей группе занимают

соответствующие возрасту дидактические игры, такие как "Пищевые

цепочки водоёма", "С чем нельзя в лес ходить?" и другие. Решая задачи,

поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные

признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать,

классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся

рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание,

память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно

объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей.

Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых

условиях, активизируют разнообразные умственные процессы,

способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность

детям оперировать самими предметами природы, сравнивая их, отмечать

изменения отдельных внешних признаков.

Для накопления эмоционально-положительного опыта общения с

природой воспитатели проводят экологические праздники и развлечения,

ставят сказки на экологическую тему. Роль этих мероприятий заключается в

осознании ребенком доступных его пониманию экологических проблем, в

сочувствии и желании помочь героям решить возникшую проблемную

ситуацию.

Воспитатели обращаются к экологической теме и во время проведения

комплексных занятий по рисованию, аппликации, лепке. Такие занятия

учат дошкольников видеть и понимать прекрасное в окружающем мире,

побуждают к нравственно-эстетическим переживаниям, развивают

воображение, формируют навыки, помогающие передавать в работах свое

видение красоты природы.

На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием при-

родных объектов. Экологическая тропа выполняет познавательную,

развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию.

2 блок – работа с родителями.

Задача: повышение культуры и уровня экологического воспитания

родителей.

Только совместными усилиями, опираясь на семью, может решиться

главная задача – воспитание человека, экологически грамотного. Для этого в

детском саду воспитатели проводят с родителями беседы, консультации,

оформляют тематические выставки, проводят природоохранные акции,

направленные на сохранение объектов природы, экологические конкурсы,

родительские собрания, экологические праздники.

Совместно с родителями мы часто проводим такие мероприятия:

1) конкурс «Осенние фантазии» (изготовление поделок из природного

материала);

2) «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в

зимнее время);

3) «Чистое утро» (уборка территории).

4) Развлечение «ДеньЗемли».

Такие мероприятия способствуют эмоциональному, психологическому

сближению родителей и детей, дают им уникальную возможность проявить

себя, сформировать положительное отношение к природе.

3 блок – работа с социальным окружением.

Задачи: расширение кругозора дошкольников; обогащение представления

детей о разнообразии природного мира; развитие любознательности;

формировать представление об экологических проблемах своего края; учить

детей правильно взаимодействовать с природой.

Дошкольники старших и подготовительных групп нашего детского сада

совместно с воспитателями регулярно посещают краеведческий музей,

благодаря этим экскурсиям дети расширяют представления о флоре и фауне

нашего края, рассматривают животных и растения. Такие посещения

краеведческого музея развивают интерес к природе, формируют

положительное отношение к ней, желание заботиться и оберегать ее,

заставляют задуматься о том, какой вред окружающей среде может

причинить человек своими необдуманными поступками.

Результат проделанной воспитателями работы по экологическому

воспитанию дошкольниковнашего детского сада таков:

• сформированы первоначальные основы экологической культуры у детей;

• сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям

природы, экологическое мышление;

• дети учатся практическим действиям по охране природы;

• развиваются умственные способности детей, которые проявляются в

умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои

впечатления через различные виды деятельности.

В современном образовании используются новые педагогические

технологии и подходы, успешно внедряются методы развивающего

обучения. Одним из таких методов является метод проектов, в процессе

которого ребенок становится активным участником учебного процесса,

вступает в диалог с педагогом. Они совместно мыслят, решают учебную

задачу, возникшую на занятии. Анализ практики показывает, что

преимущество активных методов обучения по сравнению с традиционными

выражается в том, что у детей возникает желание действовать

самостоятельно, вырабатываются необходимые способности, навыки анализа

ситуации. Поэтому мы и рассматриваем метод проектов, как один из самых

эффективных способ достижения дидактической цели через детальную

проработку проблемы. Разработка проекта должна завершаться реальным,

осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Таков результат очень важен для детей дошкольного возраста.

Проектное обучение строится на принципах личностно-ориентированного

развивающего обучения. Здесь через осмысление и принятие проблемы

проекта как своей личной ребенком самостоятельно организуется его

собственная мотивированная личностно значимой целью проекта работа, в

которой

происходит

ревизия

уже

имеющихся

знаний,

выявление

недостающих и добывание новых знаний. Таким образом, возникает

индивидуальный маршрут познавательной деятельности, приобретается

уникальный

личный

опыт

самостоятельного

приобретения

знаний.

Продвижение по маршруту познавательной деятельности происходит в

результате (путем) личностной и групповой рефлексии на всех этапах работы

над проектом.

В своей группе были проведены следующие проекты:

Долгосрочный социально-значимый проект по экологии «От семечка до

деревца». Цель проекта: Формировать у детей исследовательские

способности в процессе изучения жизнедеятельности деревьев, их

взаимосвязи с окружающей средой. Ожидаемые

результаты:Данный проект позволит детям узнать названия незнакомых

им деревьев, у детей повысится интерес к особенностям

жизнедеятельности деревьев Дети приобретут навыки исследовательской

деятельности. У детей воспитывается бережное и заботливое отношения к

живому, желание защищать природу.

Долгосрочный познавательно – исследовательский проект на тему: «Речка,

реченька, река…».Цель: Через знакомство детей с водными и прибрежными

обитателями реки Хопер, ее особенностями, развивать детей познавательно,

физически, эстетически и нравственно. Ожидаемые результаты:

Приобретение детьми знаний о реке Хопер;

Повышение уровня

экологической культуры у детей и их родителей;

Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего

окружения, в частности, к реке.

Проект "Здравствуй, лето!"Цель: Формирование у детей знаний о

сезонных явлениях живой и неживой природы. Ожидаемые результаты

Охват летним отдыхом всех воспитанников ДОУ; снижение заболеваемости

детей; обогащение воспитанников яркими впечатлениями, новыми знаниями;

привитие детям экологической культуры; приобретение новых знаний об

окружающем мире.

Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и

развитие экологической культуры детей, и при условии качественного ее

формирования ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу

всю жизнь. Своей работой мы стараемся подвести детей к пониманию того,

что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и

каждый может и должен сохранять и приумножать ее красоту!



В раздел образования