Автор: Королева Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУЗ НСО "РСДР"
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Куклотерапия как метод психологической коррекции.
Раздел: дошкольное образование
Куклотерапия как метод психологической коррекции.
Куклотерапия – это разновидность лечения души средствами творчества.
Игрушка в данном направлении коррекции является посредником между
ведущим и клиентом. Она рождает у клиента чувство безопасности. Именно
через нее ребенок получает возможность выразить свои эмоции.
Анализируя действия с куклой, психолог обнаруживает истинные причины
личностных проблем ребенка. То есть, куклотерапия является не только
коррекционным, но и диагностическим методом психологической работы.
Наблюдая за манипуляциями, которые ребенок совершает с куклой, психолог
получает информацию об особенностях семейного воспитания малыша, об
уровне его нравственности.
Немного расскажу об истории возникновения куклотерапии как метода
психокоррекции.У славянских племен кукла являлась не только игрушкой,
но и оберегом. Мать самостоятельно изготавливала младенцу куколку, играя
с которой малыш получал свой первый опыт предметного манипулирования.
В древние времена женщины шили кукол из натуральных тканей, наполняя
их горохом и целебными травами. Считалось, что аромат целебных трав
благотворно влияет на психику, а возможность теребить горошинки под
тканью развивает тонкую моторику пальцев.
Чуть позже родители стали использовать куклу для формирования нужных
моделей поведения у детей. Если ребенок плохо кушал, они предлагали ему
покормить куклу. После проигрывания такого сюжета у малыша просыпался
аппетит. Если ребенок отказывается ложиться спать, мама обращала его
внимание на то, что куколка уже спит, после чего упрямец тут же спокойно
укладывался в постель.
Элементы куклотерапии использовали последователи психоанализа. Так,
Анна Фрейд говорила о том, что ребенку трудно рассказать о своих
переживаниях взрослому, но он легко может поделиться ими с куклой.
В 1926 году М. Райт в Британии использовал кукол для того, чтобы
устранить у детей страх перед врачами и больницами.
Метод куклотерапии является ответвлением психодрамы.
Основоположниками куклотерапии в России считают Т.Л. Шитову и И.Я.
Медведеву.
Сегодня куклотерапия в психологии – это технология работы, цели которой
разнообразны. В зависимости от проблем клиента, психолог выбирает тот
или иной вид сказочной куклотерапии.
В задачи куклотерапии входит:
работа с эмоциями клиента;
актуализация личностного ресурса клиента;
расширение запаса моделей поведения;
формирование адекватной самооценки и целостного образа «Я» у клиента.
Целеполагание в куклотерапии предполагает комплексное решение задач
психокоррекции.
Какие проблемы решает куклотерапия
Коррекция куклотерапией назначается при следующих проблемах:
неустойчивость эмоционального фона, излишняя подвижность психики;
слабое развитие саморегуляции, отсутствие навыков рефлексии и анализа
собственного поведения;
слабое развитие коммуникативных навыков;
расстройства аутистического спектра;
конфликтность, агрессивность;
наличие личностных комплексов;
трудности социализации;
застенчивость и замкнутость;
проблема идентичности;
отставание в речевом и психическом развитии;
склонность к девиантному поведению;
высокая тревожность, наличие фобий;
трудности в детско-родительских отношениях;
посттравматический синдром
;
гиперактивность;
слабое развитие тонкой моторики рук.
Сегодня получили распространение такие виды куклотерапии, как:
Проективная экспрессивная куклотерапия. Автором этой разновидности арт-
терапии является Л. Лебедева. Средством психокоррекции выступают
самостоятельно изготовленные участниками бумажные куклы, которые
крепят на палец. Данный вид куклотерапии успешно решает задачу переноса
своих переживаний на бумажного человечка. Дети откровенно рассказывают
о своих переживаниях от лица бумажной куклы.
Управление марионеткой. Этот вид куклотерапии подходит для женщин, его
разработала Л. Колошина. Из различных материалов женщины
изготавливают кукол-марионеток, которых отождествляют с собой.
Особенности внешнего вида куклы и скорость ее движения выбирает сам
мастер, который ее делает. Данный вид куклотерапии решает задачу
самоизменения личности. Механизмом для этого служит изменение куклы.
Психолог учит девушек управлять своими эмоциями, контролировать свое
поведение.
Кукольный театр. Эта разновидность предполагает изготовление
перчаточных кукол: сначала делают голову, плотно набивают ее синтепоном,
а затем к ней пришивают конусообразный кусок ткани, в который
просовывают руку и «оживляют» куклу.
Теневая куклотерапия. В картотеку для занятий с детьми и подростками этот
вид куклотерапии пришел из театра теней. Такие упражнения стимулируют
желание участников поделиться друг с другом самым сокровенным, так как
полумрак создает интимную атмосферу, сближает участников.
Традиционными упражнениями куклотерапии являются:
беседа ребенка с куклой;
рассказ ребенка о жизни куклы;
сочинение детьми историй и сюжетов с участием сказочных персонажей;
диалог двух кукол;
организация спектакля;
обсуждение спектакля.
Занятия куклотерапией выполняют такие функции, как:
Коммуникативная функция. Занятие не обходится без общения участников
между собой. Психолог с помощью вопросов и комментариев направляет
общение детей.
Функция релакса. Занятия имеют особую структуру, где постепенно
нарастает эмоциональное напряжение, потом случается катарсис, а затем
трансформация негативной эмоции в позитивную. Кроме того, погрузившись
в творческий процесс создания куклы, человек отвлекается от суеты,
получает возможность диалога с самим собой.
Педагогическая функция. В процессе занятий участники получают новые
знания, умения и навыки, формируется их познавательный интерес.
Функция коррекции. Куклотерапия создает предпосылки не только для
коррекции эмоционально-волевой сферы, но и для речевого и психического
развития, личностного роста, оптимизации межличностных отношений.