Напоминание

Применение информационных образовательных технологий в преподавании русского языка и чтения в условиях перехода на ФГОС.


Автор: Мосейчикова Вера Владимировна
Должность: учитель письма и чтения
Учебное заведение: МКОУ СК Ш № 53
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Применение информационных образовательных технологий в преподавании русского языка и чтения в условиях перехода на ФГОС.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Применение информационных образовательных технологий в

преподавании письма и чтения в условиях перехода на ФГОС.

Современные уроки в коррекционной школе трудно представить себе без

использования информационно – коммуникационных технологий. Практика

работы показывает, насколько тесно взаимосвязаны и перекликаются

логопедические занятия, уроки чтения, письма и развития речи.

Электронные презентации, видеоролики, компьютерные программы и игры в

сочетании с традиционными методами обучения в моей практике стали

представлять собой единый программно – методический комплекс,

способствующий эффективной коррекционной работе по обучению чтению,

письму и развитию связной речи детей с ограниченными возможностями

развития.

С изобретением компьютера, а так же после создания всемирной

компьютерной сети Интернет многие стороны человеческой жизни

качественно изменились. Эти изменения коснулись также и образования. В

большинстве случаев процесс подготовки уроков в современных школах

осуществляется с помощью информационных технологий.

Сегодня использование информационных технологий в образовательном

процессе стало обычным делом. Учителя проводят уроки, ученики участвуют

в дистанционных конкурсах, администрация ведёт управление – и всё это с

использованием компьютерной техники и разного программного

обеспечения. Развитие детей в соответствии с требованием времени, для их

социализации в современном обществе невозможно представить в отрыве от

информационных технологий.

Применение информационных технологий в преподавании русского языка

способствует совершенствованию практических умений и навыков,

позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и

индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам

словесности, активизирует познавательную деятельность учащихся и

развивает творческий потенциал. Этим и объясняется актуальность

выбранной темы.

Для обучающихся коррекционных школ с интеллектуальными нарушениями

это особенно важно, так как многие из них воспитываются в

неблагополучных семьях, где нет компьютера, и дети не имеют общих

пользовательских навыков. А ведь эти навыки отличают человека XXI века.

Поскольку мы говорим об обучающихся коррекционной школы, следует

учитывать их интеллектуальные способности и способности к обучению.

Информационные компьютерные технологии стали перспективным

средством коррекционно–развивающей работы с учащихся с

интеллектуальной недостаточностью.. Отечественные и зарубежные

исследования по использованию компьютера в коррекционно–

образовательном процессе убедительно доказывают не только возможность и

целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии

интеллекта, речи и в целом, личности ребенка .

Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих

возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и

любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога,

ребенка и компьютера можно достичь положительного результата.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств

обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние

годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах

специального обучения и характере профессионального мышления

специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения

трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения,

которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии

детей с нарушением интеллекта.

Компьютерные средства представляют для учителя не часть содержания

коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей

коррекции отклонений в развитии ребенка. Коррекционно–развивающая

работа с детьми, имеющими нарушение интеллекта, предполагает

использование специализированных или адаптированных компьютерных

программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих).

Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога,

умения включать информационные компьютерные технологии в систему

обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический

комфорт.

Таким образом, компьютерные технологии являются незаменимыми во время

проведения занятий, так как дают возможность «оживить» урок, вызвать

интерес к предметам. Поэтому мы считаем, что наиболее эффективным

средством решения этой задачи будет использование информационных

компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении детей с

нарушением интеллекта.

Перспективным направлением развития коррекционного образования в

рамках специальной школы является использование новых информационных

технологий. Разумеется, информационные технологии не способны избавить

больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим

проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые

раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно

окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.

Применение информационных технологий в образовательном процессе

коррекционной школы мотивировано тем, что они:

позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу

на уроке;

способствуют совершенствованию практических умений и навыков

учащихся;

позволяют индивидуализировать процесс обучения;

повышают интерес к урокам;

активизируют познавательную деятельность учащихся;

развивают творческий потенциал учащихся;

осовременивают урок.

Методические рекомендации по использованию

компьютерных технологий на уроках русского языка

Использование информационных технологий на уроках русского языка

Учитель специальной (коррекционной) школы работает с учащимися,

имеющими нарушение интеллекта, с учащимися, которые по особенностям

психической деятельности существенно отличаются от своих нормально

развивающихся сверстников.

Таким образом, использование информационных компьютерных технологий

в специальной (коррекционной) школе является необходимым условием

эффективности коррекционно-развивающего обучения, позволяет проводить

как фронтальную так и индивидуальную работу на уроке, способствует

активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к учению,

расширению возможностей работы с наглядным материалом.

Сегодня в школьной практике широко применяются информационные

технологии. При использовании мультимедийных технологий знания

приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным),

поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Еще К. Д.

Ушинский отметил, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим

количеством органов чувств они воспринимаются .

Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и

уникальностью русского языка – важнейшая задача, стоящая перед учителем

русского языка, особенно сейчас, когда так бурно развивается наука и

техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь,

охватывая почти все сферы жизнедеятельности человека: промышленность,

экономику, политику, культуру и, конечно, образование.

Многолетняя практика показывает, что применение компьютерных

технологий на уроках является одним из условий эффективного развития

письменной и устной речи учащихся с нарушением интеллекта. У детей с

нарушением интеллекта, страдает речь, ослаблены память, внимание,

мышление, отмечается неправильность произношения, имеются трудности

овладения грамотным письмом. Именно поэтому, коррекционное обучение

(обогащение словарного запаса учащихся, уточнение уже имеющихся

понятий, расширение речевой практики, создание условий для развития

связной выразительной речи) в первую очередь ложится на учителей

русского языка.

Использование информационно–компьютерных технологий значительно

облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными,

запоминающимися, интересными, более динамичными. Информационные

технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной

информации. В обучающих цифровых образовательных ресурсах (ЦОР)

могут быть использованы разнообразные формы наглядности: таблицы,

схемы, опорные конспекты и так далее. Это демонстрация не только

статичной информации, но и различных языковых явлений в динамике с

применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, которые позволяют

воссоздавать реальную обстановку деятельности.

Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна

стимулировать познавательный интерес к русскому языку, создавая условия

для мотивации к изучению этого учебного предмета. Это рациональный

способ повышения эффективности и интенсификации обучения и

самообучения, повышения качества образования.

Использование компьютера как средства обучения в силу своей

универсальности помогает решить задачу развития личности ученика:

увеличивается скорость овладения учебным материалом;

наблюдается положительная динамика движения детей из групп со слабой и

средней успеваемостью в группы со средней и высокой успеваемостью.

становится более качественным самоконтроль учащихся при решении

учебных задач;

в исполнительной основе действий наблюдаются положительные сдвиги, что

сказывается на уровне общей грамотности (уменьшается количество

орфографических ошибок, реже применяются исправления);

создаётся положительный эмоциональный фон; растёт уровень

орфографической зоркости; повышается мотивация учебной деятельности.

Конечно, из вышесказанного не следует, что теперь уроки надо проводить с

использованием ИКТ и все изложение учебного материала перепоручить

компьютеру. Учитель может и должен чередовать разнообразные

методические приемы. Например, часть урока преподаватель может

объяснить сам, другую – используя электронного помощника.

На уроках по письму и чтению внедряем следующие мультимедийные

дидактические средства.

Слайд представляет собой отдельный фрейм (окно), занимающий всю

доступную площадь экрана, на которой размещаются учебный текст,

графические, видео– и аудио–объекты, командные кнопки, предназначенные

для организации интерактивного процесса между компьютером и учеником.

Слайды используются мной на уроках русского языка и чтения для

иллюстрации каких–либо теоретических сведений, положений, объяснения

понятий и т.д.

Слайды могут использоваться на любых этапах урока. Путешествуя по

слайдам ребята работают с интересом и увлечением. А в памяти у них

остаются не только понятия, но и зрительные образы, которые помогают

дальнейшему использованию полученных знаний в процессе обучения.

Видеовыдержки из словаря – это точные выдержки словарной статьи,

демонстрируемые на экране компьютера или через мультимедийный

проектор. В них раскрывается лексическое значение слова, дается

анимированное изображение объекта, о котором идет речь. Изображение

объекта может быть строго реалистическим и с элементами условности.

Видеовыдержки из словаря имеют звуковое сопровождение.

Показ написания слова на экране позволяет проводить и словарно–

орфографическую работу. Красочное оформление таких выдержек

способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографического

образа. Видеовыдержки из словаря предлагаются вниманию учащихся, как

правило, при объяснении нового материала.

Видеовыдержки из произведений художественной литературы – это цитаты,

взятые из какого–нибудь текста. Они сопровождаются иллюстрациями из

художественных произведений, которые служат фоном для напечатанного

текста. Видеовыдержки подбираются учителем в соответствии с изучаемыми

темами, например, при знакомстве с признаками текста, структурными

элементами текста, композицией основных типов текста и т.д. Они

используются на любых этапах урока.

Видеовыдержки из произведений художественной литературы позволяют

проводить исследовательскую работу по анализу текста, установлению

содержательно–логических связей в тексте т.д.

Видеозадачи – это упражнения, которые выполняются на уроках русского

языка и чтения посредством умозаключений с использованием текстового

материала, предъявляемого на экране компьютера. Видеозадачи решаются

школьниками при объяснении учителем нового материала или организации

работы над ошибками, а также в ходе обобщающего повторения. Эти задания

выполняются с помощью программы Windows PowerPoint.

Например, учащимся дается задание «Собери из слов пословицы»: учитель

предлагает учащимся набор слов (на мониторе они располагаются хаотично),

а учащимся необходимо разместить их в порядке, чтобы получилось

предложение. Выполнив задание в тетради, проверить можно на экране

компьютера (правильный ответ).

Еще в качестве примера можно привести задание «Собери фразу», используя

цвета светофора. Выполнение заданий с последующей проверкой

активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость.

Подобного рода задания позволяют развивать связную речь детей с

ограниченными возможностями здоровья.

Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр

разного уровня сложности позволит актуализировать имеющиеся у детей

знания, закрепить и обобщить полученные в ходе урока сведения,

осуществляя индивидуальный подход к учащимся. При возникновении

ситуации затруднения есть возможность неоднократного возвращения к

нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения

или выбора варианта ответа. Показ на экране правильного ответа, будет

способствовать выполнению учащимися самопроверки.

Видеокроссворды – это игры–задачи. Фигура, состоящая из квадратов для

букв и представляющая собой перекрещивающиеся слова, выводится на

экран компьютера или проецируется через мультимедийный проектор.

Видеокроссворды составляются учителем для проверки знаний учащихся с

помощью программ Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft РowerPoint и

др. Они могут проецироваться на экран как для одновременной работы со

всем классом, так и для индивидуальной работы с учащимися на

персональных компьютерах.

Специфика видеокроссвордов состоит в том, что их учащиеся отгадывают за

компьютером, заполняя квадраты, предназначенные для букв. Если весь

видеокроссворд решен верно, то на мониторе появится надпись «Молодец!»,

(если видеокроссворд решен неверно, то компьютер «попросит» ученика

подумать еще.).

Кроссворды хорошо использовать при закреплении материала, например, при

изучение темы «Имя числительное», которая является наиболее сложной.

Дело в том, что, учащимся скучно и неинтересно писать и правильно

произносить числительные. Ведь вряд ли кто из детей, окончив школу,

станет писать прописью цифры и числа. Поэтому нужно подумать, как

разнообразить довольно сложный материал этой темы.

Учащимся дается задание: «Образуй и впиши порядковые числительные в

клетки кроссворда». Им нужно вспомнить на какой вопрос (какой?) отвечают

порядковые числительные и вписать в клетки слова. Если числительные

вписаны правильно, в конце они получают ответ, что это числительные

порядковые.

Такая работа носит интерактивный характер, так как в поисках правильного

ответа на поставленный вопрос осуществляется взаимодействие между

учеником и компьютером.

Кроссворды и загадки, вводимые в урок, помогут активизировать мышление

и речь ребенка, успешнее решать задачи его всестороннего, гармоничного

развития. Использование кроссвордов, загадок, различных занимательных

заданий делают мультимединый урок более интересным. При этом

компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Много

разных и интересных

Внедрение информационных технологий в процесс обучения проводится с

учётом санитарно–гигиенических норм, что обеспечивает

здоровьесберегающий режим обучения. Уроки с компьютерной поддержкой

должны строиться грамотно. За компьютером дети находятся не более 20

минут, но и это время разбивается на несколько периодов. В течение уроков

проводятся физкультурные минутки, для снятия зрительного напряжения

проводятся различные «минутки отдыха», специальные упражнения для

глаз. Кроме того, смена видов деятельности способствует снижению

утомляемости детей.

Уроки с применением ИКТ позволяют:

1) каждому ребенку работать в своем темпе;

2) вовлекать в работу всех детей без исключения;

3) увеличить объем учебного материала;

4) составлять ответы, дополнять предложения и т.д.;

5) значительно сокращать время на составление рассказа по картине;

6) поэтапно предъявлять учебный материал под постоянным контролем;

7) уменьшить количество речевых, орфографических, синтаксических

ошибок.

Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения

хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика –

право на качественное образование. При этом следует твердо усвоить, что

информационно–образовательные ресурсы не должны заменять

педагогических технологий. Они призваны оптимизировать затраты

педагога, помочь сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой

работе – отвечать на непростые вопросы любознательных учеников и,

наоборот, пытаться расшевелить пассивных. И, конечно, учить ребят видеть

красоту слова, красоту окружающего мира, воспитывать гражданина,

востребованную личность.



В раздел образования