Напоминание

Основы разговорной речи


Автор: Бондаренко Алевтина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ " СОШ № 7"
Населённый пункт: г. Когалым,ХМАО_ЮГРА
Наименование материала: статья " Чистота русской разговорной речи"
Тема: Основы разговорной речи
Раздел: среднее образование





Назад




Чистота русской разговорной речи

В настоящее время похабщина льётся в уши не только на улице, в транспорте, но

и с телеэкранов, с театральных подмостков, обильно публикуется печатными

изданиями.

В центральной печати появляются предложения-вопросы: «Поскольку мат и в

настоящее время звучит повсеместно, а многие определения для большинства

детей и значительной части взрослых совсем непонятны, не намечается ли в

ближайшее время издание толкового словаря современного литературного

матерного языка?»

Интересные предложения. Не правда ли?

И действительно, в последнее время на страницах некоторых солидных изданий

появляются очень заманчивые предложения сделать слова «сквернояза»

цензурными, узаконить их существование в нашем лексиконе. Предполагается, что

эти меры помогут решить проблему, причём, исконно русскую: ведь по мату мы

держимся на первом месте. Матерная ругань сегодня превратилась едва ли не в

национальную гордость наряду с балетом и ракетами. Действительно, в какой

стране мира ещё есть такой «богатый и могучий» второй язык, основанный на пяти

существительных и трёх глаголах?

Не обходится без матов и кинематограф. Ведь речь киногероев порой режет слух.

Кто дозволил? Кто разрешил?

Попытки запретить мат проводились и при Алексее Михайловиче, и при Петре I, и

при Анне Иоанновне. Ещё Иван Грозный приказывал, чтобы люди русские матерно

«не лаялись…»Но никакой запрет не уничтожит мат: язык закону не поддаётся.

И тем не менее, отрадно осознавать, что многие люди не хотят мириться со

сквернословием. Часто можно услышать, как старшее поколение делает замечание

молодёжи или подросткам по поводу их выражений. Однако на сегодня проблема

ещё остаётся.

Наверное, следует не бороться со словом, а необходимо выработать, воспитать к

нему определённое отношение.

С чего начать? Обратимся к истории. Своё внимание остановим на двух

интересных и сложных периодах развития и становления нашего общества:

язычество и зарождение христианства.

Одна из новгородских летописей доносит до нас следующее: «Матерщина обычно

сопровождала языческие обряды наших предков – восточных

славян …». Например, заботясь о том, чтобы посеянные зёрна дали обильный

урожай, наши предки язычники выполняли ритуальные действия и при этом

отчаянно выражались. В их устах это звучало своеобразной молитвой. С помощью

мата наши предки пытались лечить лихорадку, а лихорадка – это тяжёлая болезнь,

приступы которой валят человека с ног, он не может ничего сделать, его трясёт.

Также известно, что на Руси без мата не обходилось ни одно гулянье, но как сказал

Ф.М.Достоевский, это было «сквернословие без скверномыслия». В мате –

радость, тоска, грубость, невежество, ликование, горе. Наши предки не были

людьми испорченными, сквернословие являлось частью дохристианской культуры,

вполне пристойной её частью. Непристойная лексика язычества – это явление

культуры.

Этой точки зрения придерживаются такие учёные, как профессор Московского

университета, лингвист Б.А.Успенский, доктор философских наук А. Журавлёв. Они

советуют под культурой понимать не начитанность и привычку к домашнему

музицированию, не умение пользоваться вилкой и употреблять слово

«благодарю», а всю человеческую деятельность с её результатами, выделяющими

человека из природы.

А из данного понимания следует, что происхождение нецензурной лексики имеет

довольно положительное начало. Ещё З.Фрейд установил, что у первобытных

народов отношение к теме рождения и оплодотворения было иным, чем у

цивилизованных: оплодотворение считалось священнодействием. Сексуальная

направленность мата ассоциировалась с идеей оплодотворения матери-земли и,

по древним представлениям, способствовала усилению родящего начала. Эти

представления, несомненно, отражаются в матерщине, сопровождающей

некоторые ритуалы при начале сева, жатвы, и в сквернословии в разные моменты

эротической свадебной обрядовости. Соединение двух начал – это олицетворение

жизни, плодородия.

И некоторые учёные считают, что это грязнейшее в настоящее время слово грубо

приниженной лексики в давние времена имело даже воспитательное значение.

Например, в книге «Умеете ли вы общаться» (авторы И.Н.Горелов, В.Ф.Житникова)

можно прочитать следующее: «Ругательства с упоминанием матери когда-то в

древности вовсе не были бранью. Когда были живы традиции родового строя,

представитель старшего поколения мог обратиться к молодому человеку со

словами, напоминающими последнему, чтобы он уважал старших. В частности он

упоминал о том, что он мог быть отцом этого молодого человека: «Ведь я, это

самое…твою мать!» Таким образом, подобные выражения напоминали об

авторитете старших в кровнородственном коллективе и лишь с течением времени

превратились в непристойное ругательство».

Но какими бы противоречивыми и разными ни были мнения учёных, вывод один:

первоначально это были сугубо культовые, обрядовые слова, следовательно,

лексика, относящаяся к этой сфере, должна была носить не непристойный, а,

напротив, обрядовый, ритуальный характер. Б.А. Успенский возвел русский мат к

дохристианскому культу плодородия, к сельскохозяйственным ритуалам.

Но со временем представление о продолжении рода искажалось. Первоначальная

его функция, детородная, стала второстепенной, уже не столь почитаемой. Кроме

того, во время искоренения язычества все культы, обряды были запрещены.

Возможно, именно тогда эти слова приобрели бранный смысл.

С утверждением на Руси христианства этот пласт культуры должен был стать

греховным, потаённым.

В X веке Русь была крещена князем Владимиром, и ругань « по матушке» стала

сокращаться, т.к. христианство повело с нею непримиримою борьбу. Строгий

моральный запрет, на внедрение которого ушли века, категорически запрещал

матерную брань прежде всего женщинам, христианам и просто людям

воспитанным.

По мнению церкви, верить в Бога – делать себя лучше, например, не ругаться,

используя слова, которые запрещены церковью. По глубокому убеждению церкви,

материться – приближаться ко злу. Ведь есть другие слова, сочетания и целые

тексты, которые помогают человеку уберечься от зла. Существует очень много

молитв. В настоящее время учёные-лингвисты совместно с учёными-физиками

проводят довольно активно исследования, которые доказывают, что в

звукобуквенном составе молитв заложена энергетическая сила, способная

укрепить волю, успокоить сердце, облегчить душу. Слова молитвы включают

резервные силы генетического аппарата, которые отвечают за нормальную работу

организма.

Тогда возникает вопрос: может ли человек быть наказанным за такой, на первый

взгляд, невинный поступок, как употребление бранного слова? Могут ли силы,

которые могущественнее людей, каким-то образом изменить нас в наказание за

то, что мы нецензурно выражаемся, пользуемся «сквернословием»?

Наверное, на этот вопрос можно ответить утвердительно. У матерщинников

постепенно зарождается и развивается, прочно поселяясь в душе, ужасное чувство

– ненависть. Ведь ненависть – это заместитель прямой агрессии: зная, что мы не

имеем прав физически воздействовать, матерщинник всю чёрную силу своей

ненависти, агрессии, обиды вкладывает в брань, направленную на определённого

человека. Ведь не секрет, что мы чувствуем себя неловко, когда слышим брань,

даже если она и не нам предназначена. А какое чувство стыда и обиды ощущаешь,

если «это» прилетело в твой адрес!..

Так же в народе говорят, что в том доме, где часто ругаются, комнатные растения

часто без причины вянут. Это происходит оттого, что звуки, заражённые чёрной

силой ненависти, несут в себе отрицательную энергию. Цветы – добровольные

доноры, спасая человека, поглощают её, очищают воздух, но когда

отрицательного очень много, то и растения не могут с ним справиться, поэтому они

вянут – умирают.

Окружающим тяжело рядом с матерщинником, но навряд ли легко и весело

живётся человеку, имеющему наготове для всех случаев жизни слова с чёрной

смысловой окраской, несущей отрицательную энергию. В таком человек постоянно

живёт чувство ненависти ко всему: людям, птицам, цветам, погоде.

Работа над чистотой речи с точки зрения воспитания противоядия к словам

нецензурным, бранным должна проводиться постоянно, целенаправленно и

плодотворно. Равнодушных не должно быть.

О скверном и святом. Э.Асадов.

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире слово самое простое

И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным-давно,

Но в первый раз ведь было кем-то где-то

В кощунственную брань обращено.

Тот пращур был и тёмный, и дурной,

И вряд ли ведал, что творил,

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,

А поднялось, как тёмная река.

Нашлись другие, взяли, подхватили

И понесли сквозь годы и века…

Пусть иногда кому-то очень хочется

Хлестнуть врага словами, как бичом,

И резкость на язык не только просится,

А в гневе и частенько произносится.

А только мать-то тут причём?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

И всё же трудно попросту понять,

Что слово «мат» идёт от слова «мать»,

Сквернейшее от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем шлейф из непристойных слов?!

Ну как позволить, чтоб год за годом

Так оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,

Но не теряйте звания людей.

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей!



В раздел образования