Автор: Ушкова Галина Серафимовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: учитель начальных классов
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: статья
Тема: "Роль учителя в проектной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС"
Раздел: начальное образование
«Родь учителя в проектной деятельности в начальной школе в условиях реализации
ФГОС»
В последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в
представлении о целях образования и путях их реализации. Современной нормой
становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует решать возникающие
новые, нестандартные проблемы, к которым должен быть готов, как учитель, так и
ученик. Формирование готовности младшего школьника к самосовершенствованию и
самовоспитанию возможно при максимальном развитии учебной самостоятельности, что
требует проблематизации обучения, связи получаемых знаний с жизнью. Наиболее полно
такому педагогическому запросу отвечает использование проектной технологии.
Целью проектной деятельности является - понимание и применение знаний, умений
и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интегральной основе,
на практике )
Общими задачами проектной деятельности являются:
- обучение навыкам планирования (развитие умений учащегося четко ставить цель и
определять шаги по ее достижению);
- формирование навыков сбора и обработки информации (учащийся должен уметь
выбирать и использовать подходящую информацию);
- обучение умениям анализировать и составлять письменный отчет (учащемуся
необходимо обладать критическим мышлением ,творческим воображением и умением
предоставлять полученные результаты);
- формирование позитивного отношения к работе (учащемуся необходимо проявлять
энтузиазм, инициативу и стараться выполнить работу в соответствии с установленным
планом)
Идея изменений состоит в качественно иной организации образовательного
процесса, которая обеспечивает:
высокую степень учебной самостоятельности младших школьников за счет не
жестко поставленных учебных задач, предусматривающих вариативность их решения;
стимулирует
познавательную
активность,
развитие
творческого
мышления
обучающихся через проблематизацию обучения, поисковую деятельность;
умение самостоятельно добывать знания, определять общий способ построения
учебной задачи, инициативность школьника в постановке гипотез, поиске существенных
доказательств, желание выполнять любую задачу творчески ,возможность использования
знаний в нестандартных ситуациях, применение их в реальной жизни.
Проектная деятельность позволяет “объединить усилия” различных учебных
предметов по формированию ведущей деятельности младшего школьника и обеспечить
вклад каждого в решение этой задачи, обеспечивает возможность установления связи
между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической
деятельностью школьника как способа познания разных сторон действительности.
Новизна опыта состоит в адаптации проектной, исследовательской, проблемно-
диалогической технологии в начальном образовании. Эффективность педагогического
опыта подтверждается повышением учебной мотивации, снижением тревожности у
младших школьников, способностью обучающихся к переносу полученных знаний в
принципиально новые условия.
Условия реализации изменений инновационного педагогического опыта учителя:
- системно – деятельностный подход;
- методическое сопровождение;
- реалистичность;
- сотрудничество;
- психолого – педагогическая целесообразность;
- материально – техническая база;
- программно – методическое обеспечение;
- информационное оснащение;
- личностный подход;
- коммуникативность;
- последовательность;
- регулятивность.
Реализация педагогического опыта осуществляется с помощью:
- изучения базовых предметов начальной школы;
- внеклассной деятельности;
- внешкольной деятельности;
- ресурсного обеспечения;
- законодательно-нормативного обеспечения;
- учебно-материального обеспечения.
Формы реализации изменений:
- интеграция учебной и внеучебной деятельности;
- кружки;
- участие в общешкольных мероприятиях;
- изучение тематической литературы;
- беседы, классные часы, фильмы;
- выставки, экскурсии;
- конкурсы, олимпиады;
- игры, викторины, ярмарки;
- общение с медработниками;
- социально – направленные акции;
- работа с родителями.
В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль
и функцию в учебном процессе. Он расширяет и преобразует личный опыт обучающихся,
управляет процессом учения, формирует потребность в знаниях и умениях, умело
выстраивает субъект-субъектные отношения с обучающимися. При этом руководящая
роль учителя скрыта для ученика, а ведущими методами становятся совместные
обсуждения, поиск, открытия. Субъектный характер обучения проявляется на всех его
этапах: получения и систематизации знаний, контроля и самоконтроля, оценки и
самооценки. Это требует пересмотра педагогических позиций от учителя и, в свою
очередь, стимулирует к постоянному профессиональному самосовершенствованию.
Технология в школе – это образовательная область, цель которой – сформировать у
школьников знания о способах преобразования материалов, сырья, энергии и информации
в нужный для человека продукт, а также умения рационально использовать полученные
знания.
Ведущим методом обучения младших школьников технологии является метод
творческих проектов. Этот метод обучения младших школьников подразумевает
выполнение учеником под руководством учителя творческого проекта, результатом
которого является не только изделие или услуга, но главное – интенсивное развитие
интеллектуальных, физических качеств школьников, их духовного мира.
Особенность
содержания
проектной деятельности
в
качестве формирования
новообразований личности состоит в том, что проекты носят наглядный, практический
характер (поздравительная открытка, новогодние игрушки и т. д.), объединяют знакомые,
легко повторяющиеся в опыте ребёнка действия, ставят цели недалеко стоящие во
времени, важные для ребёнка
Проектная деятельность при изучении курса “Окружающий мир” в начальной школе
имеет отличительные особенности.
1. Она имеет краеведческую направленность, что определяется спецификой
содержания курса.\
2. В большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено
психологическими и возрастными особенностями младших школьников.
3. Проектная деятельность должна осуществляться в школе, дома или около дома, не
требуя
от
учащихся
самостоятельного
посещения
без
сопровождения
взрослых
отдалённых объектов, например, леса, луга, водоёма и т.п., что связано с обеспечением
безопасности обучаемых. Проекты “Родной город”, “Родословная”, “Профессии”,
“Красная книга”, “Города России”, “Страны мира” воспитывают чувство патриотизма и
любви к своей Родине.
Курс литературного чтения направлен на решение комплекса концептуальных задач:
развитие личности ребёнка, его интеллекта и общей культуры; становление основ
читательской деятельности, а также компонентов учебной деятельности; обеспечение
дифференцированного обучения с учётом индивидуальных возможностей каждого
ученика.
Содержание курса позволяет решать весь комплекс задач – это и нравственно-
эстетическое развитие, и развитие восприятия литературного произведения как предмета
искусства, и обогащение речи школьника средствами литературы, освоение языковой
культуры, обогащение эмоциональной сферы ученика эстетическими переживаниями.
Решать эти задачи учителю помогает проектно-исследовательская деятельность
младших школьников. Проекты “Почему нам интересно ходить в библиотеку”, “Любимый
детский журнал”, “Самые интересные рубрики”, “Мой любимый писатель-сказочник”
расширяют читательский кругозор и формируют думающего читателя.
Системно,
последовательно,
углублённо
можно
использовать
проектно-
исследовательскую деятельность на уроках математики. В начальных классах необходима
непрерывная
чёткая
линия
работы,
направленная
на
развитие
внимания,
наблюдательности,
памяти.
На
умение
проводить
анализ,
сравнение,
находить
закономерности. Основным приёмом работы в процессе развития творческого мышления
является
приём
использования
проблемных
учебных
заданий,
организация
исследовательской деятельности. Такую возможность дают проекты “Форма, цвет,
размер”, “Узоры и орнаменты на посуде”, “Оригами”.
Организация проектной деятельности на уроках русского языка поддерживает
интерес к изучаемому материалу, к самостоятельной учебно-практической деятельности и
способствует включению младших школьников в активный познавательный процесс.
Рубрика “Наши проекты” предлагает второклассникам следующие темы: “И в шутку и
всерьёз”, “Пишем письмо”, “Рифмы”, “В словари – за частями речи”. Выполненные
детьми проекты способствуют формированию не только предметных знаний, умений и
навыков, но построению коммуникативного пространства в классе, повышению уровня
учебной самостоятельности, развитию творческих способностей обучающихся.
Как и где учить детей проектной технологии? В соответствии с ФГОС второго
поколения на занятиях внеурочной деятельностью, которые так и называются “Хочу всё
знать ”. Девиз наших занятий “Исследуем, доказываем, проектируем, создаём”. Каждое
занятие помогает ученику шагать по ступенькам собственного проекта, знакомит с
проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного
выступления перед незнакомой аудиторией, расширяет кругозор и обогащает словарный
запас ученика новыми понятиями из мира проекта.
Проектную деятельность ведут не только ученики, но и учителя. По сути, весь труд
учителя – это ежедневное проектирование. Наша работа имеет конкретную цель. Мы
ставим цели, задачи, ищем информацию, обрабатываем ее, представляем итоги публично.
Так, план урока на современном языке часто звучит «проект урока».
Привлечение родителей тоже необходимо для установления взаимоотношений
между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и
школой.
Когда дети видят, что их родители участвуют в работе учителя, у них возрастает
чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их
жизни заботятся о них.
Хорошие, дружеские отношения между семьей и школой идут на пользу всем детям.
Когда
родители
становятся
активными
помощниками
учителя,
дети
получают
положительную мотивацию.
Важное значение при обучении учеников в школе имеет и оформление класса.Под
моим руководством вместе с группой родителей мы создали и реализовали в жизнь проект
по дизайну нашего класса.
Наш класс-это город,где живут и учатся талантливые и одарённые дети. В нашем
классе есть дорожка славы, на которой зафиксированы все наши достижения - это
грамоты. А над доской висит портрет ангела,который нарисовала наша ученица Фаустова
Маргарита. А потолок окрашен под цвет голубого неба, при выключенном свете там
светятся звёздочки - это наши будущие мечты, которые мы должны воплотить в жизнь.
В результате обучения через проектную деятельность:
- открываются возможности преобразования жизненного опыта;
- стимулируются творчество и самостоятельность, потребность в самореализации,
самовыражении;
- выводится процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир;
- реализуется принцип сотрудничества учащихся и взрослых через групповые и
коллективные формы взаимодействия;
- учитель ведёт учащихся по ступенькам личностного роста от проекта к проекту;
- в течение этого времени учащиеся познают мир, делают открытия, удивляются,
разочаровываются, совершают ошибки, исправляют их, приобретают опыт общения;
каждый из них идёт своим путём открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе
делают одно дело: учатся и учат друг друга.
Исследовательское поведение особенно ценно тем, что оно создаёт надёжный
фундамент для постепенного преобразования процессов обучения и развития в процессы
более высокого порядка – самообучение и саморазвитие.
Самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка нужно рассматривать
как один из эффективных путей развития его творческих способностей.
Умения проведения самостоятельных исследований, постижения истины легко
прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности, если учитель создаёт
для этого определённые условия.
Исследовательская практика ребёнка – это путь формирования особого стиля
учебной
деятельности,
который
имеет
потенциал
трансформировать
обучение
в
самообучение.
В мире много тайн, открытие которых ждёт своего часа. Хочется надеяться, что
именно наши дети станут маленькими учёными на этой загадочной планете, шагающими
вместе с нами по неизученным дорогам проектной деятельности.
Список используемой литературы:
1. Горячев, А. В. Все узнаю, все смогу. 2-4 классы. Пособие по проектной деятельности /
А.В. Горячев, Н.И. Иглина. 2010-
2.Господникова, М.К. Проектная деятельность в начальной школе / М.К. Господникова. -
М.: Учитель, 2016.