Автор: Баранкова Елена Вадимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с №149
Населённый пункт: г.Ярославль
Наименование материала: Образовательное событие "Широкая Масленица"
Тема: "Широкая Масленица"
Раздел: дошкольное образование
Образовательное событие «Широкая Масленица»
Педагогический замысел:
- создание благоприятных условий для приобщения детей младшего дошкольного возраста к народному творчеству
- расширять знания и интерес детей к русским народным праздникам, традициям, связанным с приходом весны – побуждением
природы через знакомство с обрядовым праздником Масленица;
- обогащать и активизировать словарный запас детей;
- способствовать обобщению опыта, накопленного детьми в разных видах детской деятельности.
Знания, умения и способы действия, на которые опирается ОС:
Универсальные учебные действия:
Личностные: умения оценить действия и ответы сверстников, себя и свои поступки через участие в совместной деятельности.
Познавательные: понимать текст; обрабатывать представленную текстовую информацию; находить ответы на вопросы, используя
свой жизненный опыт и различную информацию, развивать у детей музыкальные способности: музыкальный и ритмический слух,
музыкальную память, навыки игры на музыкальных инструментах, развивать творческие способности у детей..
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, перенося навыки построения внутреннего плана действий из игровой
деятельности в учебную. Осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку в процессе работы.
Коммуникативные: умения слушать, принимать чужую точку зрения, представлять свою.
Планируемый педагогический результат:
-
для детей
• Умеют поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;
• Имеют представление о народных праздниках, играх;
• Владеют знаниями масленичной кухни;
• Интересуются изобразительной детской деятельностью;
• С интересом участвуют в народных играх;
• Выражают положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании
музыкального произведения, просмотре худ. фильма;
• Проявляют интерес к искусству при просматривании картин;
• Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
-для педагога накопление материала;
• Установление социально-коммуникативных контактов между педагогами, детьми, и родителями.
-Для родителей
• Ориентированы на приобщение детей к русской культуре в семье.
Способ и формат оценивания результатов работы:
-Владение навыком работы с источником информации.
Оценка взаимодействия детей с родителями проводится путем открытого голосования.
Предварительная работа:
Разработка содержания проекта, составление плана работы; подбор информации и материалов для реализации проектных
мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными
песнями, тематическое занятие); чтение художественной литературы, беседы, разучивание песен. При составлении конспекта
использован музыкальный репертуар из методического пособия для музыкальных руководителей И. Каплуновой, И. Новоскольцевой
«Как у наших у ворот», просмотр художественного фильма «Снегурочка» и мультфильма «Смешарики-Масленица».
Оборудование
:
мультимедийный проектор, ПК (ноутбуки), Интернет, музыкальное сопровождение, корзины с музыкальными
инструментами, места для работы, раздаточный материал.
Ход события.
№
Этап
Планируемая деятельность
участников ОС
Ход деятельности
Примечание
1.
Мотивация
участников
1) Сюрпризный момент.
1. Воспитатель приносит волшебную
шкатулку, в которой прячется солнышко,
«выходит» солнышко и приглашает детей в
гости на праздник.
- Рано мой петушок встал и всем о весне
прокричал. А я думаю, не рано? Зима-царица
еще правит в наших краях, уступит ли она
черед весне красне? Как вы думаете?
Давайте посмотрим в окно и найдём приметы
весны.
Всему приходит свое время. И сколько зиме не
лютовать, все равно придет весенняя пора.
Чтобы скорее к нам пришла весна, давайте
громко её позовём, поаукаем.
Поём закличку:
«Ау, ау, аукаем.
Весну, весну аукаем».
Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем:
Март, март –
Солнцу рад;
Апрель, апрель –
Откроет дверь;
Май, май –
Сколько хочешь, гуляй!
Ау, ау, аукаем!
- Чтобы зима не гневалась, ушла в срок
положенный, русский народ устраивал ей
веселые пышные проводы – Масленицу. Семь
дней продолжается масленичная неделя. И всю
- поют песню: «Ой
блины, блины, блины»
2) Озвучивание темы события, ее
актуальности.
3) Обсуждение с детьми проблемы
ОС и её значимости для детей.
неделю пекутся вкусные блины, ведь они так
похожи на солнышко, по которому все
соскучились за время зимы.
2) Россия богата своими традициями,
обычаями, народными праздниками. Одним
из таких праздников является большое
народное гулянье в конце зимы «Масленица».
Здесь всегда находятся желающие силой
потягаться, удаль свою показать, вкусными
блинами угоститься да песни попеть. Глубокие
нравственное начало содержит чин покаяния в
день Прощеного воскресения.
Масленица один из самых радостных и
светлых праздников на Руси. Познакомить
детей с традициями проведения этого
праздника можно опираясь на программу
«Приобщение детей дошкольного возраста к
истокам русской культуры», но
непосредственное участие в празднике
оставляет более полное и глубокое
представления о нем. Дает детям возможность
понять всю глубину, широту и глубокий смысл
этого веселого и немножко грустного
праздника.
3) Масленица - один из самых
продолжительных праздников, ведь она
длиться целую неделю. Приобщаться к
празднованию замечательного праздника
следует и нам, как выдумаете?
беседа с детьми
хоровод: «Заинька
попляши».
2.
Орг. Момент
1)
- Сегодня вам предстоит
«напечь» блинов, сделать
аппликацию девочки
Масленицы, отгадывать
загадки, разучивать частушки,
участвовать в различных
играх прославляя Масленицу.
- Масленица – праздник русский!
Будем петь мы и плясать,
В игры русские играть!
- Эй, веселей, собирайся народ!
Нынче Масленица в гости идет!
- Будем пляски начинать,
Будем Масленицу встречать!
Песня:
«Как
на
Масляной
неделе»
- Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка, годовая,
На саночках расписных,
На кониках вороных!
- Будем Масленицу величать
Да блинами угощать.
Будем Масленицу хвалить
Да на саночках возить!
Эти слова можно
разучить с отдельными
детьми
3.
Основной этап
- выполнение групповой работы по
изготовлению газеты
- художественно-творческая
деятельность;
- разучивание русских народных
песен, закличек;
- чтение художественных
произведений по теме.
- прослушивание музыкальных
композиций.
- Масленицу начинаем отмечать с
понедельника.
Ей устраивали встречу. Каждый день
Масленицы имеет свое название.
ПОНЕДЕЛЬНИК. - "ВСТРЕЧА".
- Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье.
Наступает вечер.
Накатавшись вволю, все блины едят.
Ребята скатывались с гор на салазках, кричали:
"Приехала Масленица! Приехала Масленица!"
Девушки приносили на гору с собой блины,
клали их на голову, когда пели песни о
Масленице.
В понедельник делали чучело масленицы.
- Из тряпок и соломы делали фигуру с
длинной косой, одетую в женский наряд. В
руках у фигуры помазок и блин - символы
Масленицы.
- Дети в этот день обходили дома,
поздравляли с наступлением Масленицы и
выпрашивали блин.
Давайте и мы напечем блинов.
Аппликация «Сковорода с блинами»
Лучше разбить занятия
на каждый день
масленичной недели.
Физкультминутка
(выполняется в парах):
Брынцы - брынцы,
(ладушки)
Пеките блинцы (хлопки
ладонь о ладонь -
горизонтально)
Мажьте масленее
(поглаживают друг
другу ладони)
Будьте повкуснее!
Трын - трынца,
(ладушки)
Подайте блинца
(протягивают руки
вверх ладонями)
Закличка:
Тин-инка,
Подай блинка,
Оладышка -
прибавышка,
Масляный кусок!
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком
поделися!
Поговорки: Блинцы,
блинчики, блины, как
колеса у Весны.
И самый
хладнокровный человек
любит горячие блины.
Масленица без блинов,
именины без пирогов
не бывают
Масленица идет, блин
да мед несет
Масленица объедуха,
деньгам приберуха.
Масленица семь дней
гуляет.
На Масленой неделе
повеселись, да блинком
угостись.
На горах покататься, в
блинах поваляться.
Не житье - бытье, а
Масленица.
Хоть с себя все
заложить, а масленицу
проводить
Чтоб вам извозиться по
локти, а наесться по
горло
Разучивается игра
- Вторник - "Заигрыш".
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них - награда:
Сдобный и румяный масленичный блин.
В этот день начинаются веселые игры, а за
потеху и веселье угощают блинами.
Есть старая русская игра "Золотые ворота", в
нее-то мы и поиграем.
Давайте и мы с вами попробуем "испечь
блины".
Лепка из соленого теста: «Ой блины, блины,
блины».
Расcматривание рисунков детей нарисованных
дома по теме «Масленица пришла».
"Золотые ворота".
Половина участников
игры встают в круг
лицом к центру, подняв
вверх сцепленные руки.
Через эти "ворота"
пробегает цепочка
остальных игроков,
взявшись за руки. При
этом они обегают
каждого из стоящих
змейкой.
Стоящие произносят:
Золотые ворота
пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй - запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последней фразе
опускают руки. Те, кто
остался внутри круга,
встают в него,
увеличивая число
"ворот". Не пойманные,
восстанавливают
цепочку и снова бегут.
Два-три игрока,
которых не поймали,
считаются
победителями.
Запрещается
останавливаться перед
"воротами", боясь быть
пойманными, нельзя
расцеплять руки,
Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники - всё им удаётся.
Пироги и блинчики - всё на стол мечи!
Среда - "Лакомка", готовили самые вкусные
блюда и, конечно же, блины. Самым главным
событием в этот день было посещение зятьями
тещи, для которых она пекла блины и
устраивала настоящий пир, если зять был по
душе.
Давайте, ребятки, с вами поиграем.
Словесная дидактическая игра «Какие бывают
блины». Обыкновенный блин можно назвать
разными необыкновенными словами. Слушайте
внимательно, подсказывайте старательно:
На тарелке он один – называем просто (блин).
Много испекли их мы – тогда назовем (блины).
Испекли для дочек – назовем ... (блиночек).
Будет кушать их сынок – назовем тогда ...
(блинок).
Огромный, как домище, – назовем ...
(блинище).
нельзя заранее
опускать руки
(закрывать "ворота").
Знакомство с народной
игрой.
Игра «Гaля по сaдочку
ходила».
Правила игры: Дети
становятся в круг, не
держась за рук. В
центре круга стоит
Галя с голубым
платочком в руке.
Галя по садочку
ходила,
Свой платочек там
уронила.
Дети поют, стоя в
кругу. Галя с
платочком проходит
мимо детей и на слово
«уронила» роняет
платочек. Ребенок,
около которого упал
платочек, поднимает
его.
Обошла тут Галя
садочек,
Ищет голубой свой
платочек.
Галя ходит и ищет
платочек. Не найдя его,
садится в центре круга
и делает вид, что
А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ"
приходит.
Ледяные крепости, снежные бои.
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек - суженых своих.
"Разгуляй", "Перелом" - так называют четверг.
Чтобы помочь солнцу, катались на лошадях "по
солнышку" (по часовой стрелке, исполняя
различные обрядовые песни. Парни и девушки
катались с горок в санях. Сани по этому случаю
украшались цветными лоскутами, увешивали,
бубенчиками. На лошадей, надевались
расписные дуги. Парни демонстрировали свою
удаль, лихо, запрыгивая в несущиеся сани.
Главное мужское дело в этот день - оборона и
взятие снежного городка. Как это проходило?
плачет (закрывает лицо
руками).
Не горюй, подруженька
Галя,
Мы платочек твой
разыскали
Под малиновым под
кусточком,
Под зелененьким под
листочком.
Дети, взявшись за руки,
сужают круг, подходя к
Гале, чтобы её
утешить. Дети отходят
назад, расширяя круг. С
окончанием куплета
останавливаются и
разъединяют руки.
демонстрация картины
На реке взрослые и дети строили из снега и
льда крепость с башнями, стенами и воротами.
Внутри крепости помещалась "стража". Потом
атаковали крепость. Стража крепости
оборонялась. После окончания боя победители
и побеждённые вместе шли пировать.
ПЯТНИЦA настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ".
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.
"Тещины вечерки" наступали в пятницу. Папы
приглашали вашу бабушку, мамину маму на
блины. Бабушка обязательно должна была
прийти и отведать блинов.
Ребята. Масленица принесла нам загадки,
давайте их отгадаем.
Загадки:
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла (Весна).
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный.
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком! (Блин).
И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки…? (Блины).
Его празднуют весной,
Этот праздник заводной,
Ярмарку все посещают,
И блинами угощают (Масленица).
Без него не обойтись,
Игра «Карусели»
Чтоб блины все удались,
Тесто, прежде чем месить,
Его нужно прикупить,
Сей продукт дает корова,
Он на солнышке блестит.
Улучшает вкус он блинный,
В холодильнике лежит (Масло)
Близится СУББОТA - "УГОЩЕНИЯ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!
А не позвать ли нам солнышко красное?
Дети: Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
(На стену вешается Солнышко)
В этот день все родственники папы ходили в
гости к вашей маме.
А для ребятишек продолжались масленичные
забавы: катание с горок, игра в снежки, катание
на лошадях.
Подвижная игра «Гори,
Солнце, ярче»
Ход игры. В центре
круга «Солнце» (на
голову ребенку
надевают шапочку с
изображением солнца).
Дети хором
произносят:
Гори, солнце, ярче –
Летом будет жарче,
А зимой теплее,
А весной милее.
Дети идут хороводом.
На 3-ю строку
подходят ближе
«солнцу», сужая круг,
поклон, на 4-ю –
отходят, расширяя
круг. На слово «Горю!»
«солнце» догоняет
детей.
ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень.
Завершало Масленицу воскресенье -
"Прощеный день".
Родственники и друзья просили прощения друг
у друга за огорчения и обиды.
В воскресенье молодежь в санях с чучелом
Масленицы ездила по улицам до темноты с
песнями, с шумом, а поздно вечером
подъезжала к приготовленному костру. У
масленичного костра собиралось всегда много
народу. С Масленицей прощались и в шутку, и
всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети
усердно повторяли: "Масленица, прощай! На
тот год опять приезжай!" Мы катались с горы
от зари до зари, А сегодня в воскресенье. Наше
кончилось веселье!
- Жаль с Масленицей расставаться, да делать
нечего.
Пришла пора её провожать.
- Масленица! Ты пришла с добром,
С сыром, маслом, яйцом,
С блинами, пирогами,
Да с оладьями!
- Вы давно блинов не ели?
Вы блиночков захотели?
-хоровод «Гори, гори
ясно!»
Угощение блинами
4.
Защита
1) Оформление выставки продуктов
детской деятельности «Масленица»;
2) Рецепты приготовления блинов
Выполняется детьми и совместно с родителями
для оформления стенгазеты «Мой
рецепт блинов»;
5.
Подведение
итогов ОС
1)
подведение итогов ОС открытым
голосованием