Напоминание

Развитие мелкой моторики в 1 группе раннего возраста


Автор: Рулькова Любовь Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №16 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Лодейное поле
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие мелкой моторики в 1 группе раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




МКДОУ Детский сад комбинированного вида № 16 «Солнышко»

Проект

«

»

Воспитатель: Рулькова Л. В.

Лодейное Поле

2019

Содержание

1

группа

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………..…………….3

1.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………………………………………..…………....4

Что такое мелкая моторика?........................................................................................................................................4

Значение игр на развития мелкой моторики………………………………………………………………………...4

Виды игр для развития мелкой моторики…………………………………………………...……………………….5

2.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………………………….………………………...7

2.1 Актуальность, цель и задачи……………………………………………………………………………………....7

2.2. Принципы …………………………………………………………….……………………………………………..8

2.3. Методы и приемы ………………………………………………………………….……………………………....9

2.4. Условия для развития мелкой моторики ……………………………………………………….……………..10

2.5. Создание предметно – развивающей среды ………………………………………………….………………...11

2.6. Система работы по развитию мелкой моторики…………………………………………..………………...11

2.7. Особенности реализации проекта ……………………………………………………………………………...12

3. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ………………….13

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………....18

«Руки дают человеку голову,

затем поумневшая голова учит руки,

2

а умелые руки снова

способствуют развитию мозга»

И.П.Павлов

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами

и другими специалистами в области дошкольного образования

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими

и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и

функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее

представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия,

так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются

первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить,

необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области

дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до

поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Что такое мелкая моторика?

3

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в

сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к

моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват

объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

1.2 Значение игр на развитие мелкой моторики.

1.

Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.

2.

Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.

3.

Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций

– мышления, памяти, внимания.

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум

ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат

ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»

По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности

тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его

будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова

отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С

этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают

достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей

городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на

себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше

делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

4

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных

детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в

порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление

речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей

проводится в детских садах с двухлетнего возраста (по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие

ребенка), а в японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно

массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного

мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным

текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать

шнурки и т. д.

Дети любят махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку - белобоку, показывать "козу рогатую". Все эти игры

очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками.

Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие

детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем

самым стимулировали речевое развитие малыша.

1.3. Виды игр для развития мелкой моторики.

Мелкую моторику рук развивают:

различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;

игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых);

игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать,

проталкивать в отверстия и т. д.;

рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);

5

застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание.

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном

комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому

позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Актуальность, цель и задачи.

6

Актуальность

работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой

моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а

самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Свою работу по развитию мелкой моторики проводила с детьми 1 группы раннего возраста. В группы приходят дети

“домашние”, у них не сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания

у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она

находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются

синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика

остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом

направлении, работая в контакте с родителями.

Перед собой я поставила цель.

Цель работы: развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактических игр, массажных упражнений

и игрушек.

Задачи:

1.

Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

2.

Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.

3.

Развивать тактильную чувствительность рук детей.

Предполагаемый результат:

1.

Усовершенствована предметно – развивающая среда;

2.

Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.

2.2. Принципы.

Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме необходимо использование следующих

принципов:

7

Принципы доступности и индивидуальности.

Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся

первоначальный сенсорный опыт. Считаем своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать

методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и

доступен каждому ребенку.

Принципы последовательности и систематичности.

К.Д. Ушинский писал: «Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими

знаниями...»

Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность.

Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На

этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от

случая к случаю.

Далее учитывается систематичность.

Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На

этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от

случая к случаю.

Принцип связи с жизненным опытом.

От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка.

Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с

закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры

и т.д. Во время одевания и раздевания закрепляем умения застегивать и расстегивать пуговицы, развязывать шнурки.

Принцип наглядности.

8

Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании

со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами.

Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

Весь наглядный материал и дидактические пособия, находящиеся в нашей группе, имеют привлекательный внешний

вид: картинки яркие, красочные; игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид; яркие и разнообразно

окрашенные кубики и кирпичики. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий

доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений.

2.3.

Методы и приемы.

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у малышей.

Во время

проведения дидактических игр и с игрушками использую следующие методы:

Словесный метод.

Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них,

вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого

развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение

должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод обучения.

В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного

накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я

стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и

объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому

ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

Игровой метод.

9

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические

игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с

характерной для малышей игровой. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей,

лучше и быстрее усвоить материал:

- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;

- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.

Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им

методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.

2.4. Условия для развития мелкой моторики.

Для успешного решения этих задач подобрала и изучила методическую литературу:

1. «Пальчиковые игры для детей» – О. С. Ермакова, 2009 г.

2. «Забавы для малышей» – М. Ю. Картушина, Москва «Творческий центр», 2007 г.

3. «Пальчиковые игры для малышей» – Д. А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.

4. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. 1-3 года -

Е. А. Янушко, Владос, 2017 г

На основе данной литературы разработала:

перспективный план по развитию мелкой моторики;

систематизировала игры;

дополнила предметно – развивающую среду бросовым материалом;

оформила картотеку пальчиковых игр со стихами.

2.5. Создание предметно – развивающей среды.

10

Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе

может стать развивающим. Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, чтобы она определяла

направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.

В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой

моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей

.

Определенную ценность представляет центр «Песка и воды». Песочная терапия, игры на определение свойств песка,

свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт,

способствуют снятию эмоционально - негативных реакций, создают атмосферу жизнедеятельности и чувства безопасности.

В группе имеется большое количество игрушек развивающего характера: пирамидки, вкладыши различного типа,

матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы; шнуровки

различные, дидактические игры и пособия, необходимые для развития мелкой моторики, большинство из которых сделаны

самостоятельно и с помощью родителей

.

2.6. Система работы по развитию мелкой моторики.

Работу организовывала через совместную и индивидуальную работу с детьми и родителями.

Работу с детьми проводила по следующим направлениям:

пальчиковые игры,

игры с предметами,

дидактические игры.

Игре придаю большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости.

Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры.

2.7. Особенности реализации проекта

Проект позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и

переключения внимания.

Занятия проводятся с подгруппой детей (4-5 человек, длительность 8-10 минут один раз в неделю.

11

Каждое занятие содержит:

1. Массаж или Пальчиковая игра

2. Игры и упражнения с разнообразными материалами.

Планируемый результат: К концу года дети умеют управлять своими действиями и концентрировать внимание,

согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и

кистей рук.

3.ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Октябрь

12

1 неделя

Занятие 1

Массаж: «Крутись, карандаш» Цель: Сделать массаж ладоней ребенка. Развивать мелкую моторику пальцев. Содержание:

Раздать детям карандаши и предложить их покатать между ладошек по всей длине пальчиков.

«Карандаш я покачу, вправо-влево, как хочу!»

Игра: «Помоги Машеньке найти дорожку домой» Цель: Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату

своей деятельности. Содержание: На иллюстрации провести пальчиком по дорожке, ведущей к домику.

2 неделя

Занятие 2

Массаж: «Покатай-покатай» Содержание: Раздать детям ребристые карандаши. Поочередно ручками катать карандаш по столу.

«Карандаш я покачу, вправо-влево, как хочу!»

Пальчиковая игра: «Белка»

«Сидит белка на тележке, продает она орешки: Лисичке-сестричке, воробью, синичке, Мишке толстопятому, заиньке усатому»

3 неделя

Занятие 3

Массаж: «Не боюсь колючек» Содержание: Раздать детям бигуди и предложить их потрогать. Обратить внимание на то, что

бигуди на ощупь колючие. Покатать бигуди между ладошек по всей длине пальчиков.

Игра: «Спрячь в ладошке» Цель: Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. Содержание. Раздать детям небольшие кусочки

поролона и предложить спрятать их в ладошке так, чтобы поролона было не видно. Дети у кого поролона не видно оставляют его

себе, у кого видно воспитатель забирает.

4 неделя

Занятие 4

Массаж: «Этот мячик не простой» Содержание: Массаж пальчиков мячиком-ежиком.

«Этот мячик не простой весь колючий, вот такой. Меж ладошками кладем, им ладошки разотрем»

Игра «Шлеп-шлеп» Содержание: Раздать детям кусочки теста, предложить поиграть с тестом, размять его, «пошлепать» по нему

пальчиками и ладошками.

Ноябрь

1 неделя

Занятие 1

Массаж: «Орешек» Содержание: Раздать детям грецкие орехи в скорлупе, дать потрогать, катаем орех между ладоней:

«Я орех в руках катаю, между пальчиков кручу, непременно каждый пальчик быть послушным научу»

Игра: «Спрячь и найди» Содержание: В сухом бассейне с горохом предложить «зарыть», а затем отыскать орехи.

2 неделя

Занятие 2

Массаж: «Покатился шарик наш» Содержание: Дать детям деревянные маленькие шарики, катаем между ладошек, затем по

столу.

Игра «Спрячь шарик» - Раздать детям небольшие кусочки теста, предложить помять их, поиграть с ними, спрятать в тесто

шарик, затем найти его.

3 неделя

Занятие 3

Массаж: «Этот мячик не простой» (см. Занятие 4, октябрь)

Игра «Отпечатки» Содержание: Раздать детям сплющенные с лепешку кусочки теста и колпачки от фломастеров, показать какие

красивые отпечатки оставляют они на тесте, предложить действовать самостоятельно.

4 неделя

Массаж: «Канат для пальчиков» Содержание: Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как при

13

Занятие 4

рисовании и с упором острым концом в стол.

Игра:

«Чтобы мишке было теплее» Цель: Учить мелко, рвать бумагу. Развивать мелкую моторику рук. Содержание:

Иллюстрация «Мишка в берлоге».

Медвежонок хочет спать, давайте закроем его берлогу маленькими снежинками?

Декабрь

1 неделя

Занятие 1

Массаж: «Орешек» (орехи фундук)

«Я верчу, кручу орех, чтобы стал круглее всех»

Игра «Втыкалочки» - Слепить из теста пирожок и предложить украсить его. Втыкать можно разные предметы: колпачки от

фломастеров, пуговки, зерна и т. д.

2 неделя

Занятие 2

Массаж: «Покатай» (еловая шишка):

«Шишки с ёлки есть у нас, покатаем их сейчас»

Игра: «Чудесный мешочек». Содержание: Мешочек с новогодними подарками для белочки, ежика, зайки (морковка, грибок,

яблочко). Предложить достать на ощупь и угостить зверушек.

3 неделя

Занятие 3

Массаж: «Зернышко» (фасоль)

«Мы катаем, мы катаем фасолевые зернышки, будут ловкими у нас пальчики, ладошечки»

Игра: «Угостим петушка» Содержание: Тарелочки с фасолью и горохом, петушок. Предложить детям разобрать зерна и угостить

петушка горошком.

4 неделя

Занятие 4

Массаж «Тесто» Содержание: В глубокую емкость насыпаны крупы – фасоль, горох, гречка или смесь (сухой бассейн). Ребёнок

запускает руки в «сухой бассейн» и имитирует замешивание теста, приговаривая:

«Мы тесто месили, мы тесто месили: нас тщательно всё помесить попросили, но сколько ни месим и сколько ни мнём, комочки

опять и опять достаём»

Игра «Не просыпь» Содержание: Сухой бассейн с крупой, ложки, тарелочки. Дети аккуратно зачерпывают крупу ложкой и

переносят в тарелочки.

Январь

1 неделя

Занятие 1

Массаж: «Не боюсь колючек» (массаж пальцев и ладоней зубной щеткой или массажной щеткой для волос):

«Гладила мама-ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат!»

Игра «Ежик колючий» Содержание: Комочки теста – это ежики, но у них нет иголок. Предложить втыкать в тесто спички,

мелкие веточки, макароны, зерна овса.

2 неделя

Занятие 2

Массаж маленькими сосновыми шишками: Положить шишку на середину ладони одной руки и сжимать и разжимать пальцы

руки. Затем сменить руку и проделать движения аналогично:

«Если, как Мишутка, сильным хочешь стать, надо в ручке шишку сильно-сильно сжать».

14

Игра «Белки шутят» - перебрасывание шишек друг другу.

«Белки шутят, белки играют: шишки, как мячики, деткам кидают. С белками весело мы поиграем, все шишки руками ловко

поймаем. Если упали, скорей подберем и снова бросать их белкам начнем» Можно забрасывать шишки в небольшую

корзиночку.

Февраль

1 неделя

Занятие 1

Массаж с прищепками: Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к

мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие.

«Кусается сильно котенок – глупыш, он думает: это не палец, а мышь.

- Но я же играю с тобою малыш! - А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

Игра «Солнышко». Содержание: Круги из картона желтого цвета, прищепки желтого цвета. Дети дополняют солнышко

лучиками, надевая прищепки на картонные круги.

2 неделя

Занятие 2

Массаж «Губка»: губку для мытья посуды сжимаем и разжимаем поочередно правой и левой рукой.

«Эта ручка правая, эта ручка левая. Я на губку нажимаю, я зарядку делаю».

Игра «Отожми губку» Содержание: Тазик с теплой водой, поролоновые губки. Дети опускают губки в тазик, наполняя их водой,

затем отжимают их, наблюдая, как из губки вытекает вода.

3 неделя

Занятие 3

Массаж «Орешки» (фундук) – катаем орешек по столу ладошкой прямыми и круговыми движениями.

Игра «Один – много» Содержание: Спрячьте в кусок теста несколько предметов, например, орешки в скорлупе так, чтобы их

кусочки были видны из теста. Предложите малышу достать их: «один орешек, два орешка, три орешка! Много орешков!»

4 неделя

Занятие 4

Массаж «Пуговки» В емкость насыпаны пуговки разного цвета и размера. Дети перемешивают их руками, ощупывают,

зажимают в ладошке (спрячь и покажи пуговку).

Игровое упражнение «Пуговку в петельку» - работа с «пуговичными тренажерами»

Март

1 неделя

Занятие 1

Массаж «Дровишки» Раздать детям карандаши и предложить покатать их по столу ладошками.

Игра «Пуговичная мозаика» Содержание: Раздать детям картинки, пустые кружочки в изображении предложить закрыть

пуговками.

2 неделя

Занятие 2

Массаж «Не боюсь колючек» (см. Занятие 3, октябрь)

Игра «Заборчик для зверушки» Содержание: Раздать детям шарики из теста, предложить сплющить шарик в лепешку, в центр ее

15

поместить

игрушку (от «Киндер Сюрприз», в тесто втыкать колпачки от фломастеров так, чтобы вокруг зверушки получился заборчик.

3 неделя

Занятие 3

Пальчиковая игра «Моя семья».

Вот дедушка, Вот бабушка, Вот папочка, Вот мамочка, Вот деточка моя, А вот и вся семья. Поочередно пригибать пальчики к

ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

Игра «Угощение для всей семьи». Содержание: Раздать детям комочки разноцветного теста, предложить отрывать маленькие

кусочки - это будут конфетки - и складываем их на тарелочку. (Эта игра учит приему "отщипывание" - навыку отрывать кусочки

теста от целого куска.)

4 неделя

Занятие 4

Пальчиковая игра: «Капуста»

«Мы капусту рубим-рубим, Мы морковку трем-трем, Мы капусту солим-солим, Мы капусту жмем-жмем».

Игра «Покормим птичку». Содержание: Раздать детям комочки теста, предложить отщипывать кусочки – это будут «крошки для

птички».

Апрель

1 неделя

Занятие 1

Массаж: «Орешек» Содержание: Раздать детям грецкие орехи в скорлупе, дать потрогать, катаем орех между ладоней:

«Я орех в руках катаю, между пальчиков кручу, непременно каждый пальчик быть послушным научу»

Игра «Шлеп-шлеп» Содержание: Раздать детям кусочки теста, предложить поиграть с тестом, размять его, «пошлепать» по нему

пальчиками и ладошками.

2 неделя

Занятие 2

Массаж: «Канат для пальчиков» Содержание: Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как при

рисовании и с упором острым концом в стол.

Игра «Отпечатки» Содержание: Раздать детям сплющенные с лепешку кусочки теста и колпачки от фломастеров, показать какие

красивые отпечатки оставляют они на тесте, предложить действовать самостоятельно.

3 неделя

Занятие 3

Массаж с прищепками: Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к

мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие.

«Кусается сильно котенок – глупыш, он думает: это не палец, а мышь.

- Но я же играю с тобою малыш! - А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

Пальчиковая игра: «Белка»

«Сидит белка на тележке, продает она орешки: Лисичке-сестричке, воробью, синичке, Мишке толстопятому, заиньке усатому»

4 неделя

Занятие 4

Массаж: «Не боюсь колючек» Содержание: Раздать детям бигуди и предложить их потрогать. Обратить внимание на то, что

бигуди на ощупь колючие. Покатать бигуди между ладошек по всей длине пальчиков.

Игра «Ежик колючий» Содержание: Комочки теста – это ежики, но у них нет иголок. Предложить втыкать в тесто спички,

мелкие веточки, макароны, зерна овса.

16

Май

1 неделя

Занятие 1

Массаж: «Зернышко» (фасоль)

«Мы катаем, мы катаем фасолевые зернышки, будут ловкими у нас пальчики, ладошечки»

Игра: «Чудесный мешочек». Содержание: Мешочек с новогодними подарками для белочки, ежика, зайки (морковка, грибок,

яблочко). Предложить достать на ощупь и угостить зверушек.

2 неделя

Занятие 2

Массаж: «Не боюсь колючек» (массаж пальцев и ладоней зубной щеткой или массажной щеткой для волос):

«Гладила мама-ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат!»

Игра «Белки шутят» - перебрасывание шишек друг другу.

«Белки шутят, белки играют: шишки, как мячики, деткам кидают. С белками весело мы поиграем, все шишки руками ловко

поймаем. Если

упали, скорей подберем и снова бросать их белкам начнем» Можно забрасывать шишки в небольшую корзиночку

3 неделя

Занятие 3

Массаж: «Покатай» (еловая шишка):

«Шишки с ёлки есть у нас, покатаем их сейчас»

Игра «Не просыпь» Содержание: Сухой бассейн с крупой, ложки, тарелочки, Дети аккуратно зачерпывают крупу ложкой и

переносят в тарелочки.

4 неделя

Занятие 4

Массаж: «Крутись, карандаш» Цель: Сделать массаж ладоней ребенка. Развивать мелкую моторику пальцев. Содержание:

Раздать детям карандаши и предложить их покатать между ладошек по всей длине пальчиков.

«Карандаш я покачу, вправо-влево, как хочу!»

Игра «Один – много» Содержание: Спрячьте в кусок теста несколько предметов, например, орешки в скорлупе так, чтобы их

кусочки были видны из теста. Предложите малышу достать их: «один орешек, два орешка, три орешка! Много орешков!»

ПРИЛОЖЕНИЕ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

Чем же можно позаниматься с малышами,

17

чтобы развить ручную моторику?

- Запускать пальцами мелкие волчки.

- Разминать пальцами пластилин, глину.

- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

- Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок - бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером

заснул - закрылся, спрятался).

- Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не

разожмешь.

- Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как

будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.

Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.

Показать отдельно только один палец - большой.

- Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

- Махать в воздухе только пальцами.

- Кистями рук делать «фонарики».

- Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

- Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе - разбежались).

- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

- Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).

- Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.

- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, за мочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

- Закручивать шурупы, гайки.

- Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

- Складывание матрешек.

- Игра с вкладышами.

- Рисование в воздухе.

- Игры с песком, водой.

- Мять руками поролоновые шарики, губку.

- Рисовать, раскрашивать, штриховать.

- Резать ножницами.

- Рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.).

Что такое пальчиковые игры и для чего они нужны?

18

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно

проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры»

как бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых

игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими

движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия

обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно

будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые

игры», выполняемые одной рукой.

Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку,

вбегающую в этот домик.

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям

можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

ИЛИ НЕСКОЛЬКО ИДЕЙ, ЧЕМ ЗАНЯТЬ РЕБЕНКА»

1. Крупа на тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда

она берется и что с ней можно делать (кашу, например).

19

2. Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать

узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10 – 15 минут тишины вам обеспечено.

3. Самые вкусные игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.

4. Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда

ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от

детского питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки, ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие

мелкой моторики рук.

5. На тарелочку налейте немного сока от ягод. Дайте ребенку несколько кусочков сахара-рафинада. Пусть малыш по очереди опускает кусочки в сок и

наблюдает за тем, как сок постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар в красивый цвет.

6. Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и

пересыпать ее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, покажите, как нужно наклонить чашку, чтобы собрать всю крупу.

7. Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, воду можно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в

пипетку и переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания.

8. Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите

малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки.

Когда малыш будет хорошо справляться с этим заданием, усложните его. Например, можно засыпать белые дорожки от пальчиков крупой другого цвета.

Для этого обучите малыша движению пальчиков, с помощью которого мы солим еду. Эта развивающая игра хорошо влияет на развитие мелкой моторики

рук, фантазии и воображения.

9. Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.

Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на

шнурок.

Кстати, чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше

развивается его речь. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые активно

формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша

напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.

В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.

20

Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического

развития малыша.

Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их

самостоятельно.

Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с

выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.

Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к

освоению более сложных.

Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком)

стихотворения.

Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его

настроением и физическим состоянием.

21



В раздел образования