Автор: Ломаева Татьяна Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ ДО ЦЭВ "Сударушка" г. Тарко-Сале
Населённый пункт: г. Тарко-Сале
Наименование материала: статья
Тема: Эмоциональный интеллект педагога
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «СУДАРУШКА»
Г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
(МБОУ ДО ЦЭВ «Сударушка» г. Тарко-Сале)
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ПЕДАГОГА
Автор:
Ломаева Татьяна Викторовна
Должность:
педагог-психолог
г. Тарко-Сале - 2021
Одна из причин, почему педагогу важно обладать развитым эмоциональным
интеллектом, - тесная связь с личностными результатами учащихся.
Представим себе человека, который с первых минут контакта располагает к
себе
аудиторию
и
создает
позитивную
атмосферу,
моментально
распознает
манипуляцию и противостоит ей. Никогда не теряет самоконтроль и способность
критически
оценивать
ситуацию,
поэтому
быстро
адаптируется,
принимает
эффективные решения. Согласитесь, такой человек, в какой сфере бы он не работал, -
настоящая находка, потому что он обладает развитым эмоциональным интеллектом.
Способность различать, осознавать и контролировать свои и чужие эмоции
влияет на качество нашей жизни и жизни окружающих. Эксперты
в сфере
образования по всему миру говорят о важности формирования этих навыков у
учащихся. Эмоциональный интеллект наряду с тайм-менеджментом, креативным
мышлением и другими soft skills входит в круг профкомпетенций современного
педагога.
Рисунок 1
Востребованные гибкие навыки педагога
Почему педагогу нужен эмоциональный интеллект?
1.
Педагоги научатся распознавать и контролировать свои эмоции.
Эмоциональный интеллект – это сумма четырех компонентов:
самопознание – умение понимать себя, различать свои эмоции и чувства;
самоконтроль – умение управлять своими эмоциями, чтобы достигать
целей;
СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ
ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ
ПРОДУКТИВНОСТЬ
ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ
Soft skills
современного
педагога
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
ВНИМАНИЕ К ДЕТАЛЯМ
УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ
АДАПТИРУЕМОСТЬ
НАВЫКИ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ
эмпатия – способность понимать эмоции и чувства других людей,
учитывать их во взаимодействии;
управление отношениями – способность на основе самоконтроля и эмпатии
достигать уели взаимодействия.
Порядок «слагаемых» эмоционального интеллекта имеет значение, они связаны
между собой и не могут развиваться один без другого. Невозможно научиться
контролировать свои эмоции, но не уметь их распознавать. Поэтому самоконтроль
невозможен без самопознания. Невозможно научиться понимать чувства других и не
понимать свои – без самоконтроля невозможна эмпатия. И нельзя научиться
управлять
отношениями
без
эмпатии.
Поэтому
формирование
и
развитие
эмоционального интеллекта всегда начинается с распознавания своих эмоций и
чувств и идет по восходящей к управлению отношениями.
Рисунок 2
Компоненты эмоционального интеллекта
2.
Педагоги будут лучше понимать учащихся, родителей и коллег. Развитая
эмпатия помогает считывать и анализировать эмоции окружающих.
Например, по сочетанию признаков педагог с развитой эмпатией сможет
вычислить
среди
учащихся
того,
кто
показывает
низкие
результаты
из-за
психологического дискомфорта, выявить причины дискомфорта и устранить их. Не
эмпатичный же педагог в этой ситуации будет продолжать биться о стену, винить в
неуспехе себя или учащегося. Такое развитие событий не пойдет на пользу ни
педагогу, ни ребенку.
Эмоциональный
интеллект
Са мопоз
нан ие
Уп равле ние
отнош ен иями
Эмпа тия
Само кон троль
Еще развитая эмпатия и её следствие – навык управления отношениями –
помогают сгладить стрессогенную обстановку и свести к минимуму количество
конфликтов. Педагог, который умеет грамотно выстраивать отношения, не столкнется
с давлением родителей, агрессией учащихся и непониманием коллег. А значит, свои
психологические и физические ресурсы направит на работу.
Умение распознавать свои и чужие эмоции, наличие эмпатии, эмоциональный
самоконтроль – все эти качества помогают эффективно взаимодействовать с людьми
для достижения своих и общих целей.
Оценить их уровень помогут тесты на эмоциональный интеллект: тест на
эмоциональный интеллект Николаса Холла, тест EQ на платформе Викиум, тест
эмоционального интеллекта ЭмИн Д. В. Люсина, тест Пола Экмана на определение
эмоций по микровыражениям, тест на определение EQ Дэниела Гоулмана, тест на
эмоциональный интеллект Дж. Саловея и Д. Карузо и другие.
В них используются разные подходы и разные методы обработки данных.
Некоторые
тесты
основаны
на
самоанализе,
другие
–
проверяют
развитие
эмоциональных навыков с помощью фотографий, третьи – используют комбинации
различных исследовательских инструментов.
Как развивать эмоциональный интеллект?
1.
Научиться осознавать и контролировать свои эмоции. Поможет дневник,
чтобы каждый день записывать свои чувства, переживания и связанные с ними
событиями.
Еще одна техника – вербализация, то есть проговаривание, эмоций. Это
поможет понять собственные чувства. Возможно применение дыхательных и
двигательных техник, которые позволяют приводить в норму свое эмоциональное
состояние. Чтобы сформировать навык, нужно 21 повторение. А чтобы он
автоматизировался, навык нужно применять постоянно.
2.
Научиться понимать эмоции и чувства других людей. Стараться
наблюдать в общении за коллегами и родными людьми, ставить себя на их место,
примерять чужие чувства. Когда это уместно, можно задавать вопросы или делать
предположения, чтобы понять состояние партнера по коммуникации: «Ты чем-то
расстроен?», «Я чувствую, что тебя что-то беспокоит».
Отлично развивает эмпатию прием «Немое кино». Для этого нужно отключить
звук у телевизора и понаблюдать за невербальными средствами выражения эмоций и
чувств.
3.
Учиться осознанно влиять на эмоции и чувства других людей:
мотивировать, вдохновлять, успокаивать. Педагоги подбирают нужные слова и
приемы, практикуются. Наиболее удачные из них фиксируют в дневнике в виде «фото
события». Для этого надо описать в нескольких предложениях, чего педагоги хотели
бы достичь, способ, который выбрали, результат действий и доказательства этого
результата.
Наблюдать
прогресс
по
мере
практики
поможет
ось
эмоционального
интеллекта. Не реже одного раза в две недели педагоги должны фиксировать точку, в
которой находятся. Затем точки соединяют между собой. Чем ближе получившаяся
фигура в кругу, тем гармоничнее развиваются все компоненты эмоционального
интеллекта.
Рисунок 3
Ось эмоционального интеллекта
Таким образом, высокому уровню эмоционального интеллекта соответствует
«знание о том, как изменить свое негативное состояние на позитивное». Педагог с
высоким уровнем эмоционального интеллекта берет на себя ответственность за
собственное эмоциональное состояние. Высокий уровень развития эмоционального
интеллекта является профилактикой эмоционального выгорания и способствует
эффективности педагогической деятельности. Умение разбираться в собственных
чувствах
и
управлять
ими
является
личностным
фактором,
укрепляющим
психологическое и соматическое здоровье учащегося и педагога.