Автор: Ахметова Ильсияр Райтовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: "Казанская школа-интернат № 4 для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: Эффективные методы организации учебно-воспитательного процесса по предмету "Машинная вышивка для детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дополнительное образование
«Эффективные методы организации учебно-воспитательного
процесса по предмету «Машинная вышивка для детей с
ограниченными возможностями здоровья»
Ахметова Ильсияр Райтовна,
педагог дополнительного образования
«Казанская школа-интернат № 4
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Советского района города Казани.
С
давних
времен
декоративно-прикладное
творчество
является
неотъемлемой частью жизни всякого народа, оно способствует приобщению
молодого поколения к национальной культуре родного края, сохраняет
преемственность между современным искусством и традицией.
Как педагог с многолетним опытом работы с детьми с ограниченными
возможностями
здоровья,
считаю
развитие
внутреннего
творческого
потенциала обучающихся через занятия по машинной вышивке продуктивным.
Отличительная особенность занятий состоит в том, что педагогом уделяется
большое внимание духовному наследию прошлого, изучению и освоению
культурного
наследия
родного
края
и
его
национальных
традиций,
восстановлению
их
социально-культурных
функций.
Педагогическая
целесообразность обучения заключается в создании особой развивающей среды
для выявления и развития общих и творческих способностей учащихся, что
способствует не только их приобщению к творчеству, но и раскрытию лучших
человеческих качеств.
Занятия ведутся по образовательной программе «Машинная вышивка для
детей с ограниченными возможностями здоровья». Обучение проходит в малых
группах по 4-6 человек, возраст обучаемых 10-18 лет. Режим занятий – 2 раза в
неделю по 2 часа.
Главной целью обучения является формирование личности творческой,
способной
к
самореализации
и
саморазвитию,
через
реабилитацию
и
социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями в сфере
декоративно-прикладного творчества.
Обучение начинается с освоения самого простого шва – строчка. Большой
объем тренировочных упражнений разбивается на этапы. Этап предполагает
выполнение задания с определенным результатом в конце занятия. Задания
меняются, усложняясь.
Обязательным
условием
успешного
обучения
является
«близкий
результат» на каждом занятии. Каждый ребенок в конце занятия должен уйти с
маленькой победой и полный планов на будущее. Также непременным
условием
для
творческой
самореализации
группы
является
совместно
выполненная коллективная работа.
Учитывая все это, необходимо методику обучения машинной вышивке
построить на следующих принципах:
- от простого к сложному;
- от знаний к творчеству;
- от умений к творчеству;
Цель обучения реализуется посредством решения следующих задач:
- Приобретение навыков вышивания на электрической швейной машине;
- Обучение различным видам вышивки на машине;
- Обучение первичным навыкам обращения со швейной машиной;
- Обучение навыкам работы с различными материалами;
- Обучение навыкам оформления готового изделия;
- Умение подбирать для работы необходимые инструменты и материалы;
- Улучшение координации движений;
- Развитие монотоноустойчивости, глазомера;
- Развитие творческих способностей;
- Развитие эстетического вкуса;
- Развитие деловой, социальной активности;
- Воспитание ответственного отношения к занятиям;
- Воспитание волевых качеств и создание психологического стимула для
дальнейшего самоопределения;
- Формирование устойчивого интереса к разнообразным видам машинной
вышивки;
- Развитие способности к машинной вышивки через освоение и реализацию
теоретических знаний и практических навыков;
- Развитие образного мышления и воображения, что позволит выполнить
любые творческие задания.
Для проведения занятий используются учебный кабинет, оборудованный
столами, стульями; швейные машины; иллюстративные материалы (книги по
машинной вышивке, детские работы из методического фонда, таблицы по
разнообразным
видам
машинной
вышивки;
методические
пособия
для
педагога; техническое оснащение (компьютер с подключением к интернету,
принтер, сканер);
наглядные пособия, выполненные педагогом или работы
учащихся; иллюстрации (подборки репродукций произведений народного
творчества).
В течение учебного года осуществляется текущий контроль освоения
учебной программы, а в конце года выполняется коллективная работа по темам,
которые
ежегодно
меняются.Это
русские,
татарские
сказки,
сказки
А.С.Пушкина,
Великая
отечественная
война,
тысечелетия
города
Казани,новогодние сувениры.
По окончании обучения учащиеся расширяют свой кругозор, овладевая
определенным комплексом знаний и умений: формируется навык творческой
деятельности; знают свойства используемых в работе материалов, основные
законы композиции, цвета и т.д.; владеют техническими приемами выполнения
изделий;
умеют
понимать
и
применять
термины;
умеют
грамотно
анализировать творческие работы; приобретут навык коллективной работы;
формируется дружеское, доброжелательное общение в коллективе.