Напоминание

Коррекционные и развивающие упражнения на развитие внимания и памяти.


Автор: Васильева Светлана Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 27 "Рябинка"
Населённый пункт: г. Новочебоксарск Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: Коррекционные и развивающие упражнения на развитие внимания и памяти.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коррекционные и развивающие упражнения на развитие внимания и памяти.

1.

Упражнение на развитие способности к переключению внимания.

Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга,

воробей, вилка и т. д. Он должен, по договоренности, отреагировать на определенные

слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово,

обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, повторите задание снова.

Во второй серии можно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, как услышит

слово, обозначающее растение.

В

третьей серии можно объединить первое и второе задания, то есть ребенок хлопает в

ладоши при произнесении слова, обозначающего животное, и встает при произнесении

слова, обозначающего какое-либо растение.

Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и

переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность

ребенка. Особенно интересно проведение подобных игр с группой детей, когда

проявляется соревновательность между детьми.

2. Упражнение на развитие концентрации внимания.

Для проведения занятий необходимо подготовить 2 пары картинок, содержащих по 10-15

различий; несколько неоконченных рисунков или рисунков с нелепым содержанием;

несколько наполовину раскрашенных картинок.

В

первом задании ребенка просят сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их

различия.

Во втором задании ребенку последовательно показывают неоконченные картинки и

просят назвать то, что не дорисовано, либо то, что перепутано.

В третьем задании нужно раскрасить вторую половину картинки точно так же, как

раскрашена первая половина.

По всем трем заданиям оценивается результативность - число правильно названных

различий, число названных недостающих деталей и нелепостей, а также число деталей,

правильно раскрашенных.

3. Упражнение на развитие произвольного внимания.

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10

треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о

необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз:

"Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий и седьмой треугольники".

Если ребенок спрашивает, что делать дальше, - ответьте, что пусть он делает так, как

понял.

Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить выполнение заданий,

придумывая и постепенно усложняя условия.

Игра «Пуговицы».

Цель: Развитие внимания, логического мышления и ориентация в пространстве.

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц,ни одна

пуговица не повторяется.

У

каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный

на клетки. Начинающий игру выставляет на своём поле 3 пуговицы, второй игрок должен

посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После чего первый игрок закрывает

листком бумаги своё игровое поле, а второй должен на своём поле повторить то же

расположение пуговиц.

Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится интересней и

сложней.

• Игра "Смотри внимательнее"

Концентрация внимания и достаточно долгое удержание сосредоточенности достигается в

играх-соревнованиях. Перед учащимися ставят цель внимательно рассмотреть

предлагаемые предметы. В течение одной - двух минут показывают несколько из них

(например, карандаши, камешки, бусы, ручки и др.). затем их закрывают и предлагают

детям подробно описать каждый предмет, его величину, цвет. Эту же игру можно

проводить

с

участием самих ребят, т.е. рассматривать непосредственно своих товарищей и

отмечать, какие изменения произошли в их одежде, их расположении.

Коррекционные и развивающие упражнения на развитие памяти.

• Игра"Я - фотоаппарат".

Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать

любой предмет, человека и т. д.

Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все

предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все,

что ему удалось запомнить.

Так можно развивать у детей не только память, но и внимание.

Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребенку. Поэтому старайтесь

придумывать разные игры. Например, играйте с ребенком в детектива или в разведчика.

• Игра "Что нового".

(Форма проведения - групповая)

Цель: развитие умения концентрироваться на деталях, развитие памяти.

Ход игры: Взрослый рисует начало рисунка, потом дети по очереди подрисовывают

какие-либо детали, создавая картинку. В то время, когда один ребенок находится у доски,

другие закрывают глаза, и открывают их по команде взрослого. Чем дольше длиться игра,

тем сложнее и интереснее искать новые детали.

Приемы, помогающие запоминанию.

1. Если ребенок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу

и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы

ему потом вспомнить эти слова.

То же самое можно попросить сделать ребенка и при прочтении фраз. Ребенок сам

выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло потом ему вспомнить

прочитанное.

Такой прием позволяет значительно повысить продуктивность запоминания.

Например, называете семь фраз.

Мальчику холодно.

Девочка плачет.

Папа сердится.

Бабушка отдыхает.

Мама читает.

Дети гуляют.

Пора спать.

К каждой фразе ребенок делает рисунок. Если он спрашивает:

"

Что рисовать?",

объясните, что он сам может выбрать, что именно изобразить. Главное, чтобы это помогло

вспомнить все семь фраз.

После того, как к каждой фразе сделан рисунок, предложите ребенку точно воспроизвести

все семь фраз, дословно их повторить. Если возникают трудности, помогите подсказкой.

На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков.

Отметьте, сколько фраз повторяет ребенок через день, помогают ли ему рисунки. Если

вспоминаются 6-7 фраз - это очень хороший результат.

2. Прочитайте ребенку небольшой рассказ, затем попросите его кратко пересказать

содержание прочитанного. Если ребенок не смог этого сделать, прочитайте рассказ еще

раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали.

Задайте ему вопрос:

«О

чем этот рассказ?" Попытайтесь связать прочитанное с тем, что

хорошо знакомо ребенку или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в

чем сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает,

сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность. Такая беседа

значительно активизирует память и мышление ребенка. Попросите ребенка снова сделать

пересказ, и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.

З. Известны различные приемы, облегчающие запоминание. Например, цвета легко

запоминаются с помощью фразы: "Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны"

(первые буквы слов напоминают названия цветов спектра).



В раздел образования