Автор: Семенец Надежда Викторовна Должность: учитель географии Учебное заведение: КОУ "Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Населённый пункт: город Радужный, ХМАО - Югра Наименование материала: статья Тема: Система работы учителя географии школы VIII вида Раздел: среднее образование
географии веду на основе Базисного учебного плана, внося
коррективы в Программу посредством усиления краеведческого подхода: практически на
каждом уроке обращаю внимание либо на малую родину, либо на большую родину, а чаще
показываю их взаимосвязь.
Понимая значимость курса географии для общего культурного развития каждого
ребенка,
стараюсь
привить
учащимся
любовь
к
предмету
и
создать
условия
для
постоянного поддержания заинтересованности как самим ходом учебного процесса, так и
его результатами. Здесь на помощь приходят современные образовательные технологии ,
преимущественно развивающие:
на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (проблемного и
модульного обучения, на основе знаковых и схемных моделей, здоровьесберегающей,
личностно-ориентированного обучения);
на
основе
эффективности
управления
(уровневой
дифференциации
на
основе
обязательных
результатов,
индивидуализации
обучения,
групповые
технологии,
информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), перспективно-опережающего
обучения с использованием опорных);
на
основе
современного
подхода
к
формам
оценки
качества
знаний
учащихся
(многоуровневые контрольные, самостоятельные и практические работы, тематическое
тестирование).
Хочу
остановиться
на
использовании информационно-коммуникационных
технологий .
Важной особенностью информационно-коммуникативных средств является
их многофункциональность. Активно воздействуя на эмоциональную сферу, они являются
наиболее действенным средством обучения и воспитания, способствующим развитию
познавательных
способностей
учащихся
и
формирующим
необходимые
предметные
знания и умения.
Практика использования информационно-коммуникативных технологий на уроках
географии показала, что особый интерес у учащихся вызывают дидактические игры с
использованием ИКТ – это игры, направленные на формирование определенных навыков,
конкретной ситуацией, на тренировку, отработку конкретных вопросов, событий, объектов
или
явлений.
Психологические
механизмы
игровой
деятельности
опираются
на
потребности
личности
в
самовыражении,
самоутверждении,
самоопределении,
саморегуляции, самореализации.
В настоящее время существует достаточно много электронных пособий, которые
позволяют использовать ИКТ на разных этапах урока или темы. На вводных уроках
информационно-коммуникационные технологии
помогают создать образ исследуемого
объекта, явления или территории; на обучающих этапах отработать навыки, например, при
работе
с
интерактивными
картами;
на
завершающих
–
проверить
знание
материала
разного уровня сложности.
Имею большую коллекцию лицензионных образовательных дисков, включающих:
комплект
электронных
учебников
по
всему
курсу
географии;
комплект
уроков
по
географии от Кирилла и Мефодия; большой перечень дополнительного материала по
предмету; многочисленные видеоматериалы, разнообразные собственные презентации к
урокам.
Основной формой обучения в школе остается урок , а основным его дирижером –
учитель. Особое внимание уделяю таким компонентам урока, как: направленность на
раскрытие
личностного
потенциала
каждого
учащегося,
его
положительных
качеств
(трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в группе);
группа
создает
атмосферу
свободного
общения;
сохраняет
и
укрепляет
учебную
мотивацию.
Итогом
этой
работы
считаю
повышения
уровня
увлеченности
учащихся
предметом, свидетельством которого является повышение качества знаний учащихся по
предмету и его стабильность.
При выборе форм и методов обучения учитываю возрастные и психологические
особенности учащихся, динамику их мышления: от конкретно-образного и наглядно-
действенного – к словесно-логическому. В связи с этим выстраиваю структуру изучения
предмета от единичного, конкретного – к обобщенным теоретическим знаниям.
В 6-7 классах чаще использую технологию игровой деятельности, поскольку она
создает
неформальную обстановку на уроке, способствует развитию познавательных
интересов. Задачи даются ребенку в различной форме (в виде модели, плоского рисунка,
письменной или устной инструкции) и имеют широкий диапазон трудностей. Важнейшая
роль в игре принадлежит заключительному обсуждению, в котором учащиеся совместно
анализируют ход работы.
В 8-9 классах использую технологию проблемного обучения, которая предполагает
активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и
происходит творческое овладение учащимися профессиональными знаниями, умениями и
навыками, развитие их мыслительных способностей. Использую разные методические
приемы
создания
проблемных
ситуаций:
подведение
школьников
к
противоречию
и
предложение им самим найти способ его разрешения, изложение различных точек зрения
на
один
и
тот
же
вопрос,
рассмотрение
явления
с
различных
позиций,
решение
проблемных
задач.
Продолжаю
практику
использования
технологии
игровой
деятельности,
но
использую
деловые
(ролевые)
игры,
которые
позволяют
учащимся
имитировать определенный вид деятельности в реальной жизненной ситуации. Выбор
данного направления игр объясняется тем, что в подростковом возрасте наблюдается
обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости.
На всех этапах изучения географии в целях развития интереса к предмету, большое
внимание
уделяю
использованию творческих
заданий .
При
этом
сначала
провожу
обучение способам выполнения творческих заданий, а потом постепенно увеличиваю их
сложность и количество. Творческие задания учащихся классифицирую в группы:
на
комбинирование
информации:
выделение
главного
в
тексте;
сравнение;
систематизация информации; изменение информации; дополнение информации;
объединение текстов и заданий; самостоятельное составление текстов и зада ний;
исправление ошибок.
на определение причинно-следственных связей: определение причин; определение
следствий; доказательство; опровержение; определение закономерности;.
на
планирование
и
выполнение
практических
действий:
составление
плана
выполнения
задания;
планирование
и
проведение
наблюдений,
измерений
и
экспериментов;
прогнозирование
развития
системы;
анализ
плана
выполнения
деятельности.
Логическим
продолжением
творче ских
заданий
по
теме
я вл я ют с я
исследовательские задания. Считаю, что наиболее успешно исследовательские задания
реализуются
в технологии
проектного
обучения ,
которая
позволяет
учащимся
использовать окружающую среду как лабораторию познания. В этом я убедилась после
того, как мои ребята прияли участие в конкурсе проектов по благоустройству родника, в
рамках Всероссийской акции «Живи родник!». При подведении итогов этого конкурса
проект благоустройства был отмечен и одобрен общественностью
Работая над проектом, учащиеся могут на частных и доступных фактах познавать
явления общего порядка, участвовать в изучении родного города, в разработке проектов
благоустройства
любимых
уголков
природы.
Проектная
деятельность,
наряду
с
оптимизацией учебного процесса, предполагает развитие самостоятельного мышления и
деятельностый характер обучения. Однако не все ребята могут и хотят делать творческие
проекты.
И
здесь
как
раз
действует
«фактор
индивидуальной
образовательной
траектории», который позволяет каждому ребенку найти задание «по силам», и если не
разрабатывать свой проект, то поучаствовать в реализации проекта своего товарища.
Другое направление творческих заданий - это индивидуальные домашние задания
для желающих. В продолжение этого направления – это «домашнее творчество учителя»,
поскольку ребенок в своих стремлениях и творческих начинаниях должен чувствовать
единство с учителем, а учитель в свою очередь должен быть ученику примером во всем,
даже в выполнении творческого домашнего задания.
Третье направление творческих заданий – вопросы и задания повышенного уровня.
Безусловно, такие задачи интересны далеко не всем ученикам, поэтому во время разбора
таких заданий создаю условия для вовлечения каждого школьника в процесс активного
учения,
стимулируя
его
индивидуальную
мыслительную
активность:
часть
класса
отрабатывает
программные
теоретические
знания
или
практические
умения,
а
часть
класса решает такие задачи. В условиях нашей школы, стараюсь подбирать разные типы
задач:
задачи
экологического
содержания,
социального
и
экономического
характера.
задачи на знание географических закономерностей и географической карты.
Важным элементом урока считаю его рефлексию , анализ результатов, сравнение
количества и качества выполненных заданий. Помогаю детям определить причины их
невозможности самостоятельной работы по предмету для предупреждения пробелов в
изучении программного материала.