Напоминание

Система работы учителя географии школы VIII вида


Автор: Семенец Надежда Викторовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: КОУ "Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: город Радужный, ХМАО - Югра
Наименование материала: статья
Тема: Система работы учителя географии школы VIII вида
Раздел: среднее образование





Назад





Преподавание курса

географии
веду на основе Базисного учебного плана, внося коррективы в Программу посредством усиления краеведческого подхода: практически на каждом уроке обращаю внимание либо на малую родину, либо на большую родину, а чаще показываю их взаимосвязь. Понимая значимость курса географии для общего культурного развития каждого ребенка, стараюсь привить учащимся любовь к предмету и создать условия для постоянного поддержания заинтересованности как самим ходом учебного процесса, так и его результатами. Здесь на помощь приходят
современные образовательные технологии
, преимущественно развивающие:  на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (проблемного и модульного обучения, на основе знаковых и схемных моделей, здоровьесберегающей, личностно-ориентированного обучения);  на основе эффективности управления (уровневой дифференциации на основе обязательных результатов, индивидуализации обучения, групповые технологии, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), перспективно-опережающего обучения с использованием опорных);  на основе современного подхода к формам оценки качества знаний учащихся (многоуровневые контрольные, самостоятельные и практические работы, тематическое тестирование). Хочу остановиться на использовании
информационно-коммуникационных

технологий
. Важной особенностью информационно-коммуникативных средств является их многофункциональность. Активно воздействуя на эмоциональную сферу, они являются наиболее действенным средством обучения и воспитания, способствующим развитию познавательных способностей учащихся и формирующим необходимые предметные знания и умения. Практика использования информационно-коммуникативных технологий на уроках географии показала, что особый интерес у учащихся вызывают дидактические игры с использованием ИКТ – это игры, направленные на формирование определенных навыков, конкретной ситуацией, на тренировку, отработку конкретных вопросов, событий, объектов или явлений. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. В настоящее время существует достаточно много электронных пособий, которые позволяют использовать ИКТ на разных этапах урока или темы. На вводных уроках информационно-коммуникационные технологии помогают создать образ исследуемого объекта, явления или территории; на обучающих этапах отработать навыки, например, при работе с интерактивными картами; на завершающих – проверить знание материала разного уровня сложности. Имею большую коллекцию лицензионных образовательных дисков, включающих: комплект электронных учебников по всему курсу географии; комплект уроков по географии от Кирилла и Мефодия; большой перечень дополнительного материала по предмету; многочисленные видеоматериалы, разнообразные собственные презентации к урокам. Основной формой обучения в школе остается
урок
, а основным его дирижером – учитель. Особое внимание уделяю таким компонентам урока, как: направленность на
раскрытие личностного потенциала каждого учащегося, его положительных качеств (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в группе); группа создает атмосферу свободного общения; сохраняет и укрепляет учебную мотивацию. Итогом этой работы считаю повышения уровня увлеченности учащихся предметом, свидетельством которого является повышение качества знаний учащихся по предмету и его стабильность. При выборе форм и методов обучения учитываю
возрастные и психологические

особенности
учащихся, динамику их мышления: от конкретно-образного и наглядно- действенного – к словесно-логическому. В связи с этим выстраиваю структуру изучения предмета от единичного, конкретного – к обобщенным теоретическим знаниям. В 6-7 классах чаще использую технологию игровой деятельности, поскольку она создает неформальную обстановку на уроке, способствует развитию познавательных интересов. Задачи даются ребенку в различной форме (в виде модели, плоского рисунка, письменной или устной инструкции) и имеют широкий диапазон трудностей. Важнейшая роль в игре принадлежит заключительному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход работы. В 8-9 классах использую технологию проблемного обучения, которая предполагает активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение учащимися профессиональными знаниями, умениями и навыками, развитие их мыслительных способностей. Использую разные методические приемы создания проблемных ситуаций: подведение школьников к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения, изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос, рассмотрение явления с различных позиций, решение проблемных задач. Продолжаю практику использования технологии игровой деятельности, но использую деловые (ролевые) игры, которые позволяют учащимся имитировать определенный вид деятельности в реальной жизненной ситуации. Выбор данного направления игр объясняется тем, что в подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости. На всех этапах изучения географии в целях развития интереса к предмету, большое внимание уделяю использованию
творческих

заданий
. При этом сначала провожу обучение способам выполнения творческих заданий, а потом постепенно увеличиваю их сложность и количество. Творческие задания учащихся классифицирую в группы:  на комбинирование информации: выделение главного в тексте; сравнение; систематизация информации; изменение информации; дополнение информации; объединение текстов и заданий; самостоятельное составление текстов и зада ний; исправление ошибок.  на определение причинно-следственных связей: определение причин; определение следствий; доказательство; опровержение; определение закономерности;.  на планирование и выполнение практических действий: составление плана выполнения задания; планирование и проведение наблюдений, измерений и экспериментов; прогнозирование развития системы; анализ плана выполнения деятельности. Логическим продолжением творче ских заданий по теме я вл я ют с я исследовательские задания. Считаю, что наиболее успешно исследовательские задания реализуются в
технологии

проектного

обучения
, которая позволяет учащимся
использовать окружающую среду как лабораторию познания. В этом я убедилась после того, как мои ребята прияли участие в конкурсе проектов по благоустройству родника, в рамках Всероссийской акции «Живи родник!». При подведении итогов этого конкурса проект благоустройства был отмечен и одобрен общественностью Работая над проектом, учащиеся могут на частных и доступных фактах познавать явления общего порядка, участвовать в изучении родного города, в разработке проектов благоустройства любимых уголков природы. Проектная деятельность, наряду с оптимизацией учебного процесса, предполагает развитие самостоятельного мышления и деятельностый характер обучения. Однако не все ребята могут и хотят делать творческие проекты. И здесь как раз действует «фактор индивидуальной образовательной траектории», который позволяет каждому ребенку найти задание «по силам», и если не разрабатывать свой проект, то поучаствовать в реализации проекта своего товарища. Другое направление творческих заданий - это индивидуальные домашние задания для желающих. В продолжение этого направления – это «домашнее творчество учителя», поскольку ребенок в своих стремлениях и творческих начинаниях должен чувствовать единство с учителем, а учитель в свою очередь должен быть ученику примером во всем, даже в выполнении творческого домашнего задания. Третье направление творческих заданий – вопросы и задания повышенного уровня. Безусловно, такие задачи интересны далеко не всем ученикам, поэтому во время разбора таких заданий создаю условия для вовлечения каждого школьника в процесс активного учения, стимулируя его индивидуальную мыслительную активность: часть класса отрабатывает программные теоретические знания или практические умения, а часть класса решает такие задачи. В условиях нашей школы, стараюсь подбирать разные типы задач: задачи экологического содержания, социального и экономического характера. задачи на знание географических закономерностей и географической карты. Важным элементом урока считаю его
рефлексию
, анализ результатов, сравнение количества и качества выполненных заданий. Помогаю детям определить причины их невозможности самостоятельной работы по предмету для предупреждения пробелов в изучении программного материала.


В раздел образования