Напоминание

Особенности занятий физической культурой на свежем воздухе круглый год, как средство сохранения и укрепления здоровья.


Автор: Сытин Андрей Петрович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Оскольская ООШ"
Населённый пункт: село Леоновка, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности занятий физической культурой на свежем воздухе круглый год, как средство сохранения и укрепления здоровья.
Раздел: среднее образование





Назад




Особенности занятий физической культурой на свежем воздухе круглый

год, как средство сохранения и укрепления здоровья.

Школа, в которой я работаю, по своей сути уникальна. Уникальность ёё не в отсутствии

спортивного зала, а в её местонахождении. Школа находится рядом с сосновым лесом. О

пользе хвойного воздуха говорилось и писалось много, скажу лишь, что это мощнейший

антидеприсант и прекрасный лекарь заболеваний органов дыхания. А песчаный грунт - это

природный тренажёр для коррекции дефектов опорно-двигательного аппарата.

Поэтому я включаю в занятия физкультурой ходьбу по лесу (особенно после дождя), есте-

ственно бег, подвижные игры, ориентирование, лыжные прогулки и т.д. Чтобы дети пони-

мали оздоровительную направленность занятий, я стараюсь доходчиво объяснять влияние

того или иного упражнения на организм. Современные школьники достаточно ленивы и

только осознание пользы занятий физкультурой, именно применительно к нашим услови-

ям, заставляют их двигаться и выполнять конкретные задания. А когда это становится нор-

мой, они сами с удовольствием занимаются и самостоятельно.

Ходьба

Занятия оздоровительной ходьбой не требуют дополнительного оборудования и специаль-

ных условий. Однако, при правильной организации занятий, предварительном обучении

учащихся навыкам самоконтроля, оздоровительный эффект этих уроков будет безусловно

высок. Основными преимуществами занятий дозированной, оздоровительной ходьбой яв-

ляются:

- доступность (для занимающихся разных возрастов, состояние здоровья и уровня

подготовленности);

- возможность точного дозирования физической нагрузки;

- значительный оздоровительный и развивающий эффект при систематических заня-

тиях;

- минимальная возможность получения травм при занятиях оздоровительной ходь-

бой.

Я рекомендую использовать ходьбу для детей отнесённых к подготовительной груп-

пе или после непродолжительного отсутствия по болезни.

Бег

Бег - это самый доступный и эффективный вид физической культуры, которым можно за-

ниматься всегда и везде! Занятия бегом благотворно влияют на работу сердца, легких, в це-

лом на иммунитет организма и в частности, на состояние кожи.

Начинать занятия бегом следует с разминки: в течение 5 - 10 минут необходимо проделать

несколько несложных упражнений, которые позволят "разогреть" себя: приведут в рабочее

состояние те группы мышц, которые будут использоваться во время занятий. Например,

круговые движения руками и плечами, туловищем и тазом, наклоны туловища вперед и в

стороны, махи ногами и приседания, приподнимания на носках. Это позволяет повысить

температуру в мускулах и тканях. Разогретые мышцы и суставы более гибки, поэтому в

меньшей степени подвержены повреждениям. Разогрев также способствует перераспреде-

лению крови в организме. Вместе с ней к мышцам поступают питательные вещества и кис-

лород, что повышает физическую выносливость. Если не "разогреть" себя перед пробеж-

кой, то гораздо быстрее устаёшь. И, наконец, разогрев необходим для того, чтобы посте-

пенно довести частоту сердцебиения до целевой зоны. Без разогрева нагрузка на сердце

окажется слишком высокой. Многие предпочитают перенести гимнастику на заключитель-

ную часть тренировки, считая, что первые минуты неторопливого бега сами по себе служат

неплохой разминкой. Я стараюсь чередовать проведение разминки. Один урок до бега, дру-

гой после. Навязчивость зачастую играет отрицательную роль.

Я напоминаю практически на каждом уроке, что следует избрать такой темп, при котором

можно спокойно дышать через нос, не раскрывая рта. Если же захотелось сделать вдох

ртом – надо перейти на шаг, восстановить дыхание и можно продолжать бег.

Одно из достоинств занятий бегом - возможность регулировать интенсивность и объем на-

грузок на сердце, легкие и мышцы. На первом занятии достаточно пробежать без особого

напряжения 5 минут, дыша через нос. Затем перейти на шаг. Это особенно важно на пер-

вых после летних каникул уроках, когда физические кондиции детей ослабевают. Через 2 –

3 минуты можно снова продолжить бег. Постепенно отпадет необходимость в чередовании

бега с ходьбой.

При выборе темпа и продолжительности бега главное, чтобы сохранялось нормальное

самочувствие. Поэтому при выборе дистанции я учитываю физические возможности уча-

щихся. Есть некоторые условия, которые следует соблюдать: правильные движения ногами

и руками, правильное дыхание и наблюдение за пульсом (не больше 120-140 ударов в ми-

нуту).

Техника бега зависит от скорости: при скоростном беге она одна, при медленном - другая.

Во время занятий можно использовать разные скорости бега: для уменьшения нагрузки я

советую заменять иногда бег ходьбой, а для увеличения нагрузки – переходить на более

быстрый темп.

По окончании дистанции нельзя сразу останавливаться и тем более садиться. Чтобы остыть

и привести дыхание и ритм сердца в норму - обязательно нужно пройтись ускоренным ша-

гом еще 2 - 3 минуты, а затем проделать гимнастические упражнения на растяжку мышц,

связок, суставов и сухожилий.

Растяжка позволяет поддерживать гибкость тела, ведь с возрастом в сухожилиях и суставах

происходят существенные изменения, они теряют эластичность, сковывая наши движения.

Растяжка улучшит подвижность, которая является необходимым условием правильной

осанки. Кроме того, растяжка поможет устранить дисбаланс развития разных групп мышц,

равномерно перераспределив нагрузку между ними. Ну и, конечно, растяжка позволит рас-

слабить мускулатуру и вернуться к нормальному жизненному ритму.

Основные правила выполнения растяжки:

Выполнять растяжку следует только после того, как мышцы хорошо разогреты;

Необходимо уделить внимание пояснице, мышцам спины, груди, плечам, группам

мышц передней и задней части бедер, тазобедренному суставу и ягодицам, разрабо-

тать голени ног, шейные суставы, руки и запястья;

Растяжке каждой группы мышц необходимо уделять в среднем по 15 секунд. С

течением времени можно увеличить время растяжки до 1 минуты на каждую груп-

пу мышц;

При растяжке нельзя делать резких движений. Её следует выполнять плавно, что-

бы не травмировать мышцы, связки и суставы;

Выполняя растяжку, необходимо чувствовать напряжение в мышцах и суставах, но

не боль!

Не рекомендуется задерживать дыхание. Дышать нужно спокойно, полной грудью,

вдыхая через нос и выдыхая через рот.

После бега и разминки можно переходить к основной части урока, не допуская охлаждения

учащихся (особенно в холодное время года). Поэтому темп и ритм урока я стараюсь под-

держивать исходя из этого.

Подвижные игры

Предлагаемые игры достаточно просты в организации, не требуют специального оборудо-

вания и инвентаря, хорошо развивают способность ориентироваться на местности, выно-

сливость и другие психофизические качества учащихся. Проведение народных, русских игр

на местности возможны практически в любое время года, кроме неблагоприятных условий,

которые определены требованиями СанПиНа и реальными возможностями для проведения

игр.

На уроках мной широко используются игровые и соревновательные приемы проведе-

ния занятий, способствующие повышению интереса и активности учащихся.

Спортивное ориентирование.

Занятия по ориентированию у меня включены в вариативную часть календарно-тематиче-

ского планирования как региональный компонент. Занятия запланированы на ноябрь ме-

сяц. Почему на ноябрь? Дело в том, что в это время года уже прохладно, не исключены за-

морозки и необходимо подобрать такие двигательные действия, которые бы позволили про-

водить урок в достаточно высоком темпе. Кроме того, эти занятия должны быть интересны

для ребят. Поэтому простейшие детские игры типа «Пряток» или «Казаков разбойников»

нашли своё продолжение в ориентировании. Так как теоретическая часть данного вида

спорта имеет основополагающее значение, то в плохую погоду, когда занятия на улице

просто не возможны, я провожу теоретический курс в классе.

Под техникой спортивного ориентирования мы понимаем приёмы и методы работы с

компасом и картой, а также измерения расстояний с целью определения своего местополо-

жения или передвижения в желаемую точку местности.

Можно выделить следующие элементы техники ориентирования:

-чтение карты - понимание и объемное представление того, что изображено на ней с по-

мощью условных знаков, применяемых для спортивных карт;

-опознавание ориентиров на местности и сопоставление их с картой, или наоборот; рабо-

та с компасом при определении расположения ориентиров на местности, для ориентиро-

вания карты и определения направлений движения;

-измерение расстояний на карте и на местности.

Кроме разнообразных видов ориентирования (в заданном направлении, по выбору, на мар-

кированной трассе), я использую игровые. Например, эстафетное ориентирование или по-

иск своего товарища (клада). Конечно, подготовка этих уроков требует дополнительных

усилий от учителя, но видя с каким интересом дети бегают по лесу, эти усилия оправдыва-

ются. И пусть не всегда найдены контрольные пункты (КП), главное, что ребята находятся

в движении, они бегают по лесу, получая и удовольствие, и порцию здоровья.

С точки зрения безопасности, то лес небольшой и хорошо просматриваемый, с хорошо раз-

витой сетью лесных дорог и троп. Поэтому заблудиться в этом лесу невозможно. Макси-

мальное удаление от места старта 600 м. Используется стандартная топографическая

чёрно-белая спортивная карта М 1:10000, Н 2,5м. Авторы: Э.Никонов, А.Лихневский.

Лыжная подготовка

В школьной программе по физической культуре лыжная подготовка введена обяза-

тельным разделом с 1-го по 11-ый классы. Уроки по лыжной подготовке проводятся в шко-

ле в третьей четверти, после зимних каникул. Материально-техническая оснащённость поз-

воляет проводить занятия в классах наполняемостью до 17 чел. (максимально для школы).

Программой предусмотрено: овладение учащимися умениями и навыками в основ-

ных способах передвижения на лыжах; навыками самостоятельных занятий, сообщение

теоретических сведений; повышение общей работоспособности и развитие основных физи-

ческих и морально-волевых качеств. Вместе с тем программой выдвигаются очень важные

требования к проведению уроков, которые имеют самое прямое отношение к урокам лыж-

ной подготовки, учитывая особые условия их организации и проведения.

Эти требования сводятся к следующему:

1. На уроке должна быть обеспечена высокая моторная плотность. Необходимо со-

кратить до оптимальной величины время, отводимое на показ и объяснение.

2. Высокая эмоциональность проведения урока во многом способствует повышению

ее качества.

3. Динамичность урока позволяет обеспечить оптимальную по объему и интенсив-

ности нагрузку, на уроке лыжной подготовки, в соответствие с полом, возрастом и под-

готовленностью школьников.

От класса к классу учебные нормативы повышают требования к физической подго-

товленности учащихся за счет удлинения дистанций и сокращения времени их прохожде-

ния. Во 2-5-ых классах дистанция для девочек и мальчиков-1км, в 6-7ых классах- 2км, в

8-9ых классах-3км.

Заключение

Согласитесь, ходьба, бег, лыжи, как и многое другое, – это часть жизни ребенка. Можно

ему эту часть дать, а можно лишить ее, но тот, кто получит эту частицу жизни, будет знать,

что с ней делать, для чего она нужна.

Можно уроки по лыжам превратить в пытку, тупо и нудно ходить друг за другом по

кругу, то без палок, то с палками, а можно отрабатывать технику, путешествуя по лесу.

Техника, правильность выполнения задания придет гораздо быстрее, если урок для ребенка

будет в радость. И много лет спустя, может быть, они вспомнят то время, когда «мчались

здесь на лыжах» и боялись отстать от своего товарища. Вспомнят с доброй улыбкой, без

ужаса возьмут своих детей и пойдут кататься на лыжах.

Занятие на улице – способ сделать уроки занимательными и значимыми. А атмосфера

взаимной поддержки, доверия, радости и удовольствия важна для всех ребят. Да и для нас

тоже!



В раздел образования