Напоминание

"Формирование гуманных отношений к сверстникам методами ТРИЗ"


Автор: Яковлева Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Новочебоксарск Чувашская Республика
Наименование материала: Конспект мастер-класс
Тема: "Формирование гуманных отношений к сверстникам методами ТРИЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс на тему

«Формирование гуманных отношений к

сверстникам

методами ТРИЗ »

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников

мастер-класса в процессе общения по освоению опыта работы педагога-

мастера.

Задачи:

-Познакомить педагогов с методами и играми технологии ТРИЗ в

формировании гуманных отношений к сверстникам

Оборудование: мультимедийная установка, презентация ««Формирование

гуманных отношений к сверстникам методами ТРИЗ», лист ватмона с

разлинованной таблицей из трех колонок и пяти строк; лист ватмона с

разлинованной таблицей из трех колонок с четырьмя строками; черный

маркер; мяч.

Раздаточный материал: листы с расчерченными таблицами «Я и наша игра»,

«Я и мой горд»; простой карандаш; памятка по теме.

Ход мастер-класса.

Уважаемые коллеги, мною был разработан проект «Формирование

гуманных отношений к сверстникам методами ТРИЗ

у детей 6-7 лет»,

который помог нам повысить уровень гуманных отношений к сверстникам в

нашей группе. Опытом работы по данной теме я хочу с вами поделиться.

Совершенствование дошкольного образования в качестве принципиальной

составляющей предполагает гуманнизацию всей совокупности отношений:

ребенок-ребенок, ребенок-воспитатель, ребенок-родитель и т.д. Переход к

системе

образования

центрированной

на

ребенке,

делает

проблему

формирования гуманности особенно актуальной.

Нравственное совершенствование

общества, благополучие его членов

зависят от наличия гуманных отношений между людьми. Отсюда особая

социальная и личностная значимость формирования гуманных отношений

подрастающего поколения.

Традиционные методы воспитания гуманных отношений (этическая беседа,

пример, упражнение, поощрение, наказание, педагогическая оценка и др.) не

вызывают

достаточной

активности

самого

ребенка

как

участника

педагогического процесса, не ставят его на позиции субъекта воспитания.

Поэтому

требуется

разработка

новых,

более

активных

методов

нравственного воспитания.

Проблема

Самой популярной и, по результатам многих исследований, одной из самых

эффективных

технологий

развития

интеллектуально-творческих

способностей признается сейчас методика, основанная на ТРИЗ (теория

решения изобретательных задач).

О.В. Драгунова и Т.В. Аристархова считают, что технология ТРИЗ как

педагогическая система содержит широкие возможности для развития у

детей гуманности, и предлагают

гуманизированный вариант

этой

технологии (ГРИЗ).

Формирование гуманных отношений

методами ТРИЗ не используются в

образовательно-воспитательном процессе

Педагоги мало

знакомы с

методами

ТРИЗНет четких подробных

рекомендаций

применения этих

методов с детьми

разных возрастных

групппВоспитателю, даже прошедшему

специальное обучение, необходимо

постоянно обновлять и пополнять свои

знания, быть в курсе современных

исследований и разработок

Работа по формированию гуманных

отношений ведется во многом

стихийно,несмотря на существование

различных методик

Методологической основой решения проблемы стала система Ю.Б.

Борева о типах взаимодействия человека с различными средами. По его

мнению, именно в общении человека с внешними и внутренними средами

складывается

его

мировоззрение.

Система

предусматривает

восемь

подсистем, которые охватывают все многообразие отношений человека: от

внутренних коммуникаций в подсистеме «Я-Я» до отношений человека и

вселенной в подсистеме «Я-всеобщее».

Рассмотрением вопроса о возможности использования ТРИЗ в формировании

у детей гуманного отношения в различные периоды дошкольного детства

занимались О.В.Драгунова, Т.В. Аристархова и А.М. Тухфетуллина. Ими

был разработан гуманизированный вариант некоторых методов.

В педагогической работе по формированию гуманных отношений к

сверстникам с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать

игры, доступных детям 4-5 лет и 5-7 лет. Это такие игры как «Пинг-понг»,

«Маятник»

(метод

противоречия),

«Точка

зрения»,

«Интервью»,

«Комплименты», «О ком идет речь?» (метод личных аналогий), составление

таблиц (метод фокальных объектов) и метод проб и ошибок. Для полного

представления о приемах ТРИЗ я предлагаю вам поиграть в эти игры.

1.

Игра «Пинг-понг» (метод противоречий) (Педагоги встают в круг)

Я буду кидать вам мяч и называть отрицательные качества, а вы

называть положительные и кидать мяч обратно:

злой - добрый

грустный – веселый

трусливый – смелый

жадный – щедрый

лживый – правдивый

грубый – вежливый

плохой - хороший

неряшливый – аккуратный

2.

Игра «Маятник» (метод противоречий. )

Какой-нибудь сказочный персонаж, например Фея, предлагает: «Я

уже давно мечтаю о том, чтобы у каждого человека был друг, который

бы помог в трудную минуту. Давайте вместе придумаем, каким он

будет». Педагоги передают мяч друг другу и называют положительные

качества

человека:

«Добрый,

хороший,

отзывчивый,

ласковый,

веселый, щедрый, справедливый».

3. Игра «Точка зрения» (метод личных аналогий)

- Ребенка сажаем в центр круга и предлагаем представить, что он

волшебник: «Представь себе, что ты добрый волшебник. Что ты чувствуешь?

Чтобы ты сделал? Нравится ли тебе быть добрым волшебником?» (ребенок

должен описать свои чувства).

- «Представь себя на месте кустика, который сломал мальчик. О чем ты

думаешь? О чем шепчут твои листочки?» Спросить у детей чем можно

помочь растению?

- «Девочка без спроса пошла гулять в лес и заблудилась. Представьте

себя на ее месте? А что чувствует мама?» Сделать вывод о том, что без

спроса ходить никуда нельзя.

При обсуждении художественных произведений можно предложить

представить себя на месте кота Леопольда, Наф-Нафа, который помог своим

братьям и т. д.

4. «Комплименты» (метод личных аналогий)

- Ребенок находится в центре круга. Дети по очереди называют слова

комплименты: «Ты добрая, красивая, щедрая, спокойная, умная, веселая ».

5. «Интервью» (метод личных аналогий Сфера «Я-мы»)

- Дети сами задают вопросы ребенку, который находится в образе

какого-либо персонажа. Например в образе девочки Жени из сказки «Цветик

семицветик»: « Ты совершила добрый поступок. Что ты чувствуешь? Как ты

думаешь, что чувствует мальчик, которому ты помогла?».

- «Ты президент России! Каким ты должен быть, чтобы люди в стране

жили хорошо? Что ты будешь делать, чтобы Дети были счастливы?»

6. Игра «Помоги зайчику» (метод проб и ошибок – дети решают

проблемные ситуации, отбирают варианты гуманного решения проблемной

ситуации)

- «Все знают сказку «Заюшкина избушка». Хитрая лиса выгнала зайца

из избушки. Давайте поможем зайчику? Как выманить лису из домика? (Дети

предлагают пути решения данной проблемы)

7. Составление таблиц (метод системный анализ)

Таблица «Я и наша игра»

Я

Наша игра

Ты

щедрый

дружная

радостный

умный

интересная

счастливый

справедливый

долгая

честный

радостный

веселая

довольный

Таблица «Я и мой город»

Я

Мой город

Люди, которые в нем

живут

аккуратный

чистый

здоровые

дружелюбный

гостеприимный

дружные

умный

богатый

счастливые

Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями.

7. Рефлексия. Уважаемые коллеги, вот подошел к концу наш мастер класс.

Хотелось бы услышать от вас отзывы о нем, что понравилось? Что

предполагаете использовать в работе?

Я думаю, что используя игры по ТРИЗ, включая их в непосредственно

образовательную деятельность детей и совместную деятельность детей и

взрослого вам удастся повысить уровень гуманных отношений в группе

А чтобы вы лучше освоили технологию ТРИЗ я приготовила для вас

буклеты.

Список используемой литературы

1. «Примерная адаптированная к основной общеразовательная программа

для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В.

Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л.

В. Лопатиной.

2. Программа «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.

Комаровой, М.А. Васильевой «Примерной адаптированной основной

образовательной программой для дошкольников с тяжелыми нарушениями

речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и

др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной

3.Вакуленко О.В.., Прахова К.Е. Формирование гуманных отношений к

сверстникам у детей дошкольного возраста. – Шадринск, 2002. – 52 с.

4. Воробьева М.В. Воспитание положительного отношения к сверстникам //

Дошкольное воспитание. – 1988. - №7. – с.34-36.

5. Драгунова О.В.

Актуальные проблемы гуманизации дошкольного

образования в республике Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – Чебоксары

1995. - №2 –С.4-10.

6. Калишенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений старших

дошкольников //Дошкольное воспитание. – 1990. - №7. - с23-25.

7.

Козлова

С.Н.Воспитание

положительного

отношения

к

взрослым

//Дошкольное воспитание. – 1990. - №8. – с.66-68.

8. Котырло В,К. Пути изучения у дошкольников эмоционального отношения

к другим людям // Формирование взаимоотношений в детском саду и в

семье/ Под ред. В.К. Котырло. – М..:Просвещение, 1987. – 141.

8. Михайленко Н., Короткова Н.Дошкольное образование : ориентиры и

требования к обновлению содержания // Дошкольное воспитание. – 1992. -

№5-6. с.17-27.

9. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т.А.

Репиной. – М .: Педагогика, 1978. – 200с.

10.Развитие

общения

дошкольников

со

сверстниками

/

Под

ред.

А.Г.Рузовской. – М.: Педагогика, 1987. – 240с.

11.Развитие

общения

у

дошкольников

/

Под.

ред.

А.В.Запорпжца,

М.И.Лисиной. – М.: Педагогика, 1974.- 288 с.

12. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений /

Под ред.Т.И. Ерофеевой.189.-№10.-с.63-65.

13. Стрелкова Л.Т. Психологические особенности развития эмпатии у

дошкольников в семье и в группе детского сада.- М.: Просвещение, 1988-

145с.

14. Ткачев С. Гуманизация педагогики //Дошкольное воспитание.- 1996.-№3-

с.8-12.

15 Тухфетуллина А.М., Драгунова О.В. вариант использования системы

ТРИЗ

в

формировании

гуманного

отношения

у

дошкольников//Культурологические проблемы дошкольного образования в

поликультурном регионе.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.-272

16. Эмоциональное развитие дошкольника / Под. ред. А.Д. Кошелевой.- М.:

Просвещение ,1985.- 96с.



В раздел образования