Напоминание

Формирование речевой активности дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.


Авторы: Диомидова Татьяна Дмитриевна, Бычкова Ольга Павловна
Должность: учителя-логопеды
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №27 "Рябинка"
Населённый пункт: Новочебоксарск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование речевой активности дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Учителя-логопеды - Т.Д.Диомидова,

О.П.Бычкова.

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию

детей №27 «Рябинка» города Новочебоксарска

Чувашской Республики.

Формирование речевой активности дошкольников с ТНР.

Речь является важной и неотъемлемой частью человеческой жизни, и ее

формирование – одно из значимых условий психического развития в дошкольном

возрасте. В последнее время наблюдается тенденция к активному увеличению числа

детей с нарушениями речи. Одним из наиболее распространенных и, в то же время,

достаточно сложных нарушений речи является общее недоразвитие речи.

Дошкольники с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную

группу детей – 40% от всего количества речевых патологий. ТНР проявляется в

несформированности звуковой и смысловой сторон речи (у детей с сохранным

интеллектом и полноценным слухом). При этом наблюдается недоразвитие лексико-

грамматических и фонетико-фонематических процессов, отсутствует связное

произношение. Кроме того, у детей с недоразвитием речи на фоне речевых и

неречевых дефектов имеются трудности формирования коммуникативных навыков, т.

е. снижена речевая активность. В последнее время проблема повышения речевой

активности дошкольников стала одной из наиболее актуальных в педагогике. С одной

стороны, это объясняется осознанием ее значимости для развития речи в целом, с

другой – замеченной тенденцией к снижению данной функции, обусловленной рядом

негативных факторов современной действительности. А именно: значительным

ухудшением состояния здоровья детей, влекущее за собой снижение речевой

активности из-за легкой ранимости данной функции; снижением общего уровня

речевой культуры в обществе; существенным уменьшением объема «живого»

общения родителей с детьми; недостаточным вниманием педагогов к формированию

речевой активности ребенка; увеличением числа детей, развивающихся в условиях

социальной депривации. Проблема речевой активности детей с ТНР требует

пристального внимания, поиска новых средств и направлений развития. Одним из

таких направлений может стать коммуникативно-деятельностный подход.

Коммуникативный компонент коммуникативно-деятельностного подхода состоит в

учете, использовании и развитии потребности, мотивации общения, в побуждении

дошкольников с общим недоразвитием речи к речемыслительной активности в

различных сферах индивидуальной и коллективной деятельности. Реализуется

коммуникативная направленность в условиях коррекционно-педагогической работы,

когда создается необходимость согласовывать действия, договариваться о способах их

выполнения. Деятельностный компонент коммуникативно-деятельностного подхода

позволяет рассматривать речевую активность в соотношении со структурой речевой

деятельности, включающую три этапа: побудительно-мотивационный,

ориентировочный, исполнительский. Начальным и наиболее значимым механизмом

возникновения речевой активности ребенка является приведение в действие

мотивационного компонента. Мотив выступает пусковым, основополагающим

моментом в порождении речевой деятельности, который находит свое отражение в

замысле и реализуется с помощью внутренней речи, переходя во внешнюю. В этот

механизм входит: «включение» потребности общения, встреча потребности с

предметом говорения – мыслью говорящего, эмоциональное переживание этой

потребности, т. е. интерес, волевая его регуляция и поддержание интереса. Таким

образом, коммуникативно-деятельностный подход к развитию речевой активности

дошкольников базируется на мотивационном компоненте и основывается на

понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для

коммуникации, для общения и познания (и указывает на практическую

направленность данного). Его реализация предполагает развитие речевой активности у

детей «как средства общения и в процессе общения (коммуникации), и в разных видах

деятельности». Данный подход определяет стратегию всей работы по развитию

речевой активности у старших дошкольников с ТНР и должен стать

основополагающим при выборе методического инструментария, подборе языкового

материала, определении основных направлений работы с детьми.

Список литературы: 1. Блягоз А.Н. Особенности развития речи детей с общим

недоразвитием речи / А.Н. Блягоз // Вестник АГУ. — 2006. — № 3.



В раздел образования