Авторы: Диомидова Татьяна Дмитриевна, Бычкова Ольга Павловна
Должность: учителя-логопеды
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №27 "Рябинка"
Населённый пункт: Новочебоксарск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование речевой активности дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
Раздел: дошкольное образование
Учителя-логопеды - Т.Д.Диомидова,
О.П.Бычкова.
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию
детей №27 «Рябинка» города Новочебоксарска
Чувашской Республики.
Формирование речевой активности дошкольников с ТНР.
Речь является важной и неотъемлемой частью человеческой жизни, и ее
формирование – одно из значимых условий психического развития в дошкольном
возрасте. В последнее время наблюдается тенденция к активному увеличению числа
детей с нарушениями речи. Одним из наиболее распространенных и, в то же время,
достаточно сложных нарушений речи является общее недоразвитие речи.
Дошкольники с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную
группу детей – 40% от всего количества речевых патологий. ТНР проявляется в
несформированности звуковой и смысловой сторон речи (у детей с сохранным
интеллектом и полноценным слухом). При этом наблюдается недоразвитие лексико-
грамматических и фонетико-фонематических процессов, отсутствует связное
произношение. Кроме того, у детей с недоразвитием речи на фоне речевых и
неречевых дефектов имеются трудности формирования коммуникативных навыков, т.
е. снижена речевая активность. В последнее время проблема повышения речевой
активности дошкольников стала одной из наиболее актуальных в педагогике. С одной
стороны, это объясняется осознанием ее значимости для развития речи в целом, с
другой – замеченной тенденцией к снижению данной функции, обусловленной рядом
негативных факторов современной действительности. А именно: значительным
ухудшением состояния здоровья детей, влекущее за собой снижение речевой
активности из-за легкой ранимости данной функции; снижением общего уровня
речевой культуры в обществе; существенным уменьшением объема «живого»
общения родителей с детьми; недостаточным вниманием педагогов к формированию
речевой активности ребенка; увеличением числа детей, развивающихся в условиях
социальной депривации. Проблема речевой активности детей с ТНР требует
пристального внимания, поиска новых средств и направлений развития. Одним из
таких направлений может стать коммуникативно-деятельностный подход.
Коммуникативный компонент коммуникативно-деятельностного подхода состоит в
учете, использовании и развитии потребности, мотивации общения, в побуждении
дошкольников с общим недоразвитием речи к речемыслительной активности в
различных сферах индивидуальной и коллективной деятельности. Реализуется
коммуникативная направленность в условиях коррекционно-педагогической работы,
когда создается необходимость согласовывать действия, договариваться о способах их
выполнения. Деятельностный компонент коммуникативно-деятельностного подхода
позволяет рассматривать речевую активность в соотношении со структурой речевой
деятельности, включающую три этапа: побудительно-мотивационный,
ориентировочный, исполнительский. Начальным и наиболее значимым механизмом
возникновения речевой активности ребенка является приведение в действие
мотивационного компонента. Мотив выступает пусковым, основополагающим
моментом в порождении речевой деятельности, который находит свое отражение в
замысле и реализуется с помощью внутренней речи, переходя во внешнюю. В этот
механизм входит: «включение» потребности общения, встреча потребности с
предметом говорения – мыслью говорящего, эмоциональное переживание этой
потребности, т. е. интерес, волевая его регуляция и поддержание интереса. Таким
образом, коммуникативно-деятельностный подход к развитию речевой активности
дошкольников базируется на мотивационном компоненте и основывается на
понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для
коммуникации, для общения и познания (и указывает на практическую
направленность данного). Его реализация предполагает развитие речевой активности у
детей «как средства общения и в процессе общения (коммуникации), и в разных видах
деятельности». Данный подход определяет стратегию всей работы по развитию
речевой активности у старших дошкольников с ТНР и должен стать
основополагающим при выборе методического инструментария, подборе языкового
материала, определении основных направлений работы с детьми.
Список литературы: 1. Блягоз А.Н. Особенности развития речи детей с общим
недоразвитием речи / А.Н. Блягоз // Вестник АГУ. — 2006. — № 3.