Автор: Дильмухаметова Лилия Рамилевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР детский сад звездный
Населённый пункт: город Баймак РБ
Наименование материала: статья
Тема: Сотрудничество с родителями при обучении детей дошкольного возраста родному языку
Раздел: дошкольное образование
Сотрудничество с родителями
при обучении детей дошкольного возраста родному языку
«Нет языка-
нет Родины»
М.Карим
В настоящее время, в условиях многонациональности, важное значение
приобретает воспитание детей в духе патриотизма, взаимоуважения и на
традициях национальной культуры.
Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве
является необходимым условием решения задач умственного, эстетического
и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период. Чем
раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет
им пользоваться в дальнейшем.
В
связи
с
этим
перед
педагогами
нашего
дошкольного
образовательного
учреждения
встал
вопрос
создания
оптимальных
психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития
детей на родном языке. С целью целенаправленного поэтапного решения
данной
проблемы
ежегодно
в
образовательную
программу
и
план
дошкольного
учреждения
включаются
задачи
речевого
развития
дошкольников.
Для
повышения
результативности
работа
ведется
в
тесном
сотрудничестве с родителями (законными представителями), так как от
правильно организованной совместной работы
зависит то, что дети
дошкольники начинают с гордостью и уважением относится к своим родным
и языку.
В
начале
нашей
экспериментальной
деятельности,
мы
провели
анкетирование с родителями с целью выявления их характера отношений к
речевому развитию детей. Количество участников в анкете 80 человек. По
результатам было видно, что 58% родителей не уделяют должного внимания
речевому развитию ребенка и не ориентируются в способах повышения
уровня речевого развития детей.
Для
включения родителей в образовательную деятельность по
данному вопросу работа велась в различных формах.
1)
Проводили
общие
родительские
собрания
по
темам:
«Роль
родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста и
коррекции звукопроизношения», «Роль родителей в формировании речи у
детей дошкольного возраста» и «Наш сад. Наши дети. Наше будущее». На
этих
собраниях
учителя-
логопеды
дали
свои
рекомендации
по
логопедической
работе
с
детьми,
имеющими
нарушения
в
речи;
продемонстрировали игры и упражнения для автоматизации звуков.
Учитель – дефектолог выступала на групповых и родительских
собраниях по вопросу:
«Факторы влияющие на отклонения в развитии
детей», «Говорим правильно на родном языке».
Так же на родительские собрания были приглашены детский педиатр и
детский невролог. Они дали свои советы, как не допустить факторов
влияющие на развитие детей.
2) В группах прошли семинары- практикумы для родителей по темам:
«Играя в башкирские народные игры, развиваемся», «Дети, которых не
понимают взрослые».
3) Для привлечения родителей были разработаны памятки по темам:
«Артикуляционная гимнастика», «Тренируем пальчики - развиваем речь»,
«Су-джок терапия в развитии речи», «Речевые игры дома» и т.д.
4) Два раза в год по плану проводились «День открытых дверей». В эти
дни родители посещали индивидуальные и групповые занятия, смотрели как
дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще
поработать.
5)
Проводились
музыкальные,
спортивные,
интеллектуальные
праздники и утренники с участием родителей (законных представителей).
В нынешней ситуации, в режиме карантина, одним из эффективных
путей общения с родителями через мессенджеры WhatsApp, ZOOM и VK.
Они дают педагогам возможность делится с родителями различными играми
на
развитие
речи,
ссылками
на
полезные
источники,
проводить
показательные занятия, консультации и родительские собрания. Одним
словом, связь с родителями не теряется, работа и по сегодняшний день так же
активно идет.
Таким образом, после проведенной
работы наблюдается, что
родители начали проявлять активность во всех мероприятиях, интерес к
обучению родному языку, желание включиться в образовательный процесс.
Видим, что родители начали обращать должное внимание на развитие речи
своего ребенка, обогащению содержания детской речи, обеспечению ее
сенсорной основы, воспитанию у детей интереса и любви к родному слову.