Автор: Ахметова Лидия Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "МСОШ №20"
Населённый пункт: г. Миасс, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Разнообразие веществ.
Раздел: начальное образование
Окружающий мир 3 класс
Тема урока: Разнообразие веществ.
Цели: познакомить с веществами и их свойствами; учить различать
вещества, их свойства, описывать изученные вещества, проводить
наблюдения и ставить опыты, развивать устную речь, память, умение
анализировать, доказывать предположения, делать выводы; расширять
кругозор учеников.
Планируемые образовательные результатыПредметные: создать условия
для ознакомления учащихся с веществами: соль, сахар, крахмал, кислота,
обучения правильному пользованию этими веществами; обучения
сравниванию и классификации веществ по основным признакам; расширения
кругозора учащихся. Личностные результаты: способствовать развитию
внимания, логического мышления, памяти, воображения, умений рассуждать,
чётко отвечать на поставленные вопросы. Метапредметные:
регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
определяют наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные: обще-учебные – используют знаково-символические
средства для решения учебной задачи; логические – выполняют логические
действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к
известным понятиям). Коммуникативные: проявляют готовность слушать
собеседника и вести диалог, признают возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и
аргументируют свою точку зрения и оценку событий
методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная,
фронтальная, парная
Оборудование: проектор, экран, компьютер.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1. Индивидуальные задания
1) Подчеркни красным карандашом твердые вещества, синим — жидкие,
зеленым — газообразные.
Углекислый газ, соль, железо, медь, водород, серебро, молоко, вода.
2) Приведи примеры естественных, искусственных и небесных тел.
2. Фронтальный опрос
- Что такое тело?
- Какие бывают тела?
-Приведите примеры.
- Что такое вещество?
- Какие бывают вещества? (приведите примеры.)
- Из чего состоят вещества? (Из молекул и атомов.)
III. Самоопределение к деятельности
Отдельно — я не так вкусна,
Но в пище — каждому нужна. (Соль)
Этот «песок» слаще, чем сок
И в чашке чая
Легко растает! (Сахар).
Он, как пудра,-
Нежен, бел,
Но не сахар
И не мел.
Он в кисель,
Из года в год,
Превращает нам
Компот.( Крахмал)
КРАХМАЛ
КРАХМАЛ
- Каким одним словом можно назвать эти понятия? (Вещества.)
– Сегодня на уроке мы будем говорить о веществах, научимся их описывать.
– Наука, которая изучает вещества, называется химией.
IV. Работа по теме урока
1.
Беседа
Разнообразие веществ
Первое вещество, которое мы рассмотрим, - поваренная соль. Что вы знаете о
соли?
Поваренная соль - это одна из минеральных солей, встречающихся в
природе. Некоторые из них люди добывают и используют как удобрение для
растений.
Самое важное для человека свойство поваренной соли — то, что она соленая
на вкус. Поэтому ее используют для подсаливания пищи.
В природе поваренная соль встречается не только под землей. Много ее
содержится в морской воде, а также в воде соленых озер. Есть она и в почве,
и в телах живых организмов.
Следующее вещество - сахар. Что вы знаете о сахаре? Назовите его главное
свойство.
У нас сахар варят из сахарной свеклы.
Это другая свекла: не красная, а белая и очень сладкая. Наши
прапрадедушки, бывало, нарежут ее дольками и с ней чай пьют. Как мы — с
белыми кусочками сахара. А еще вместо сахара в те времена ели мед, пили
сладкий сок клена, липы. Даже делали из этих соков пастилу.
Продавали сахар не в лавке, а в аптеке, вместе со всякими редкостными
снадобьями. Его и принимали только как лекарство: очень дорого стоил.
Чтобы было много тростникового сахара, надо много тростника. Недаром же
наши друзья-кубинцы высаживают у себя на острове целые тростниковые
рощи. Ну и чтобы было много свекольного сахара, надо много сахарной
свеклы.
Спросят у вас в шутку: «Где растет сахар?» - смело отвечайте: «В поле!»
Ведь сахарная свекла в поле растет. Комбайн ее из земли выбирает, кучками
складывает. Приедет грузовик, отвезет свеклу на сахарный завод. Там-то из
нее и сварят сахар.
— Прочитайте второй абзац текста в учебнике на с. 42. Какие еще сладкие
вещества встречаются в природе?
— Где в природе встречается глюкоза? (В различных частях растений.
Особенно ее много в плодах винограда и в виноградном соке.)
Крахмал
Крахмал — это белый порошок. Его обычно используют, когда варят кисель.
Это одно из важнейших питательных веществ, необходимых человеку. Он
содержится во многих продуктах растительного происхождения.
Ученые-химики подсказали, как узнать, есть ли крахмал в том или ином
продукте. Для этого нужна разбавленная водой настойка йода. Если капнуть
ею на продукт, в котором содержится крахмал, настойка йода поменяет цвет
на сине-фиолетовый.
2. Практическая работа
Класс делится на группы по четыре человека. Каждая получает какое-нибудь
тело (картофель, яблоко, хлеб, рисовая каша, груша), пипетку и раствор йода.
— С помощью разбавленной настойки йода определите, есть ли крахмал в
выданных вам продуктах.
— Расскажите о полученных результатах.
3. Работа по учебнику
— Прочитайте в учебнике текст на с. 43—44.
— Как называется большая группа веществ, встречающихся на
кухне? (Кислоты.)
— В каких продуктах какие содержатся кислоты? (В лимоне — лимонная, в
яблоке—яблочная, в листьях щавеля — щавелевая, в прокисшем
молоке — молочная.)
— Назовите главное свойство кислот. (Кислый вкус.)
- Какие кислоты вы знаете? Любую ли кислоту можно пробовать на вкус?
- Почему этого нельзя делать? (Кислоты едкие. Они разъедают кожу
человека, ткани, древесину.)
- Как образуются кислотные дожди?( Основная причина возникновения
кислотных дождей — это загрязнение воздуха различными вредными газами,
и одним из их источников является автомобиль. Выделяющиеся при сгорании
топлива химические вещества на большой высоте но влажном воздухе
превращаются в кислоты. Эти опасные вещества, которые находятся в
облаках и тучах, переносятся ветром на тысячи километров и выпадают в
виде кислотных дождей. Огромный вред приносят они лесам, паркам, садам.
В разгар лета у растений вдруг желтеют и опадают листья. Побеги
становятся хрупкими, словно стекло, ломаются, отмирая, до половины
корней.
Кислота разрушает легкие людей, разъедает металлы, краски, разрушает
несущие конструкции мостов, башен, антенн и даже узлы самолетов.
Многие исторические памятники, существующие веками, находятся сейчас
на грани гибели из-за кислотных дождей).
V. Физкультминутка
Утром дети в лес пошли.
Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног)
И в лесу грибы нашли (размеренное приседание),
Наклонялись, собирали (наклоны вперёд),
По дороге растеряли (ритмичное разведение рук в стороны).
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа в группах
— Прочитайте первое задание в учебнике на с. 44. Составьте описание
вещества
— Прочитайте второе задание на с. 44. Выполните его.
Итак, вещества очень разнообразны. В повседневной жизни люди часто
сталкиваются с поваренной солью, сахаром, крахмалом и различными
кислотами.
VII. Итог урока
— С какими веществами мы сталкиваемся каждый день? Назовите главные
свойства сахара, поваренной соли, крахмала, кислоты.
VIII. Рефлексия
Домашнее задание. Учебник: прочитать текст на с. 41—45, ответить на
вопросы раздела «Проверь себя» на с. 45.