Напоминание

Разнообразие веществ.


Автор: Ахметова Лидия Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "МСОШ №20"
Населённый пункт: г. Миасс, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Разнообразие веществ.
Раздел: начальное образование





Назад




Окружающий мир 3 класс

Тема урока: Разнообразие веществ.

Цели: познакомить с веществами и их свойствами; учить различать

вещества, их свойства, описывать изученные вещества, проводить

наблюдения и ставить опыты, развивать устную речь, память, умение

анализировать, доказывать предположения, делать выводы; расширять

кругозор учеников.

Планируемые образовательные результатыПредметные: создать условия

для ознакомления учащихся с веществами: соль, сахар, крахмал, кислота,

обучения правильному пользованию этими веществами; обучения

сравниванию и классификации веществ по основным признакам; расширения

кругозора учащихся. Личностные результаты: способствовать развитию

внимания, логического мышления, памяти, воображения, умений рассуждать,

чётко отвечать на поставленные вопросы. Метапредметные:

регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,

определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: обще-учебные – используют знаково-символические

средства для решения учебной задачи; логические – выполняют логические

действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к

известным понятиям). Коммуникативные: проявляют готовность слушать

собеседника и вести диалог, признают возможность существования

различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и

аргументируют свою точку зрения и оценку событий

методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная,

фронтальная, парная

Оборудование: проектор, экран, компьютер.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальные задания

1) Подчеркни красным карандашом твердые вещества, синим — жидкие,

зеленым — газообразные.

Углекислый газ, соль, железо, медь, водород, серебро, молоко, вода.

2) Приведи примеры естественных, искусственных и небесных тел.

2. Фронтальный опрос

- Что такое тело?

- Какие бывают тела?

-Приведите примеры.

- Что такое вещество?

- Какие бывают вещества? (приведите примеры.)

- Из чего состоят вещества? (Из молекул и атомов.)

III. Самоопределение к деятельности

Отдельно — я не так вкусна,

Но в пище — каждому нужна. (Соль)

Этот «песок» слаще, чем сок

И в чашке чая

Легко растает! (Сахар).

Он, как пудра,-

Нежен, бел,

Но не сахар

И не мел.

Он в кисель,

Из года в год,

Превращает нам

Компот.( Крахмал)

КРАХМАЛ

КРАХМАЛ

- Каким одним словом можно назвать эти понятия? (Вещества.)

– Сегодня на уроке мы будем говорить о веществах, научимся их описывать.

– Наука, которая изучает вещества, называется химией.

IV. Работа по теме урока

1.

Беседа

Разнообразие веществ

Первое вещество, которое мы рассмотрим, - поваренная соль. Что вы знаете о

соли?

Поваренная соль - это одна из минеральных солей, встречающихся в

природе. Некоторые из них люди добывают и используют как удобрение для

растений.

Самое важное для человека свойство поваренной соли — то, что она соленая

на вкус. Поэтому ее используют для подсаливания пищи.

В природе поваренная соль встречается не только под землей. Много ее

содержится в морской воде, а также в воде соленых озер. Есть она и в почве,

и в телах живых организмов.

Следующее вещество - сахар. Что вы знаете о сахаре? Назовите его главное

свойство.

У нас сахар варят из сахарной свеклы.

Это другая свекла: не красная, а белая и очень сладкая. Наши

прапрадедушки, бывало, нарежут ее дольками и с ней чай пьют. Как мы — с

белыми кусочками сахара. А еще вместо сахара в те времена ели мед, пили

сладкий сок клена, липы. Даже делали из этих соков пастилу.

Продавали сахар не в лавке, а в аптеке, вместе со всякими редкостными

снадобьями. Его и принимали только как лекарство: очень дорого стоил.

Чтобы было много тростникового сахара, надо много тростника. Недаром же

наши друзья-кубинцы высаживают у себя на острове целые тростниковые

рощи. Ну и чтобы было много свекольного сахара, надо много сахарной

свеклы.

Спросят у вас в шутку: «Где растет сахар?» - смело отвечайте: «В поле!»

Ведь сахарная свекла в поле растет. Комбайн ее из земли выбирает, кучками

складывает. Приедет грузовик, отвезет свеклу на сахарный завод. Там-то из

нее и сварят сахар.

— Прочитайте второй абзац текста в учебнике на с. 42. Какие еще сладкие

вещества встречаются в природе?

— Где в природе встречается глюкоза? (В различных частях растений.

Особенно ее много в плодах винограда и в виноградном соке.)

Крахмал

Крахмал — это белый порошок. Его обычно используют, когда варят кисель.

Это одно из важнейших питательных веществ, необходимых человеку. Он

содержится во многих продуктах растительного происхождения.

Ученые-химики подсказали, как узнать, есть ли крахмал в том или ином

продукте. Для этого нужна разбавленная водой настойка йода. Если капнуть

ею на продукт, в котором содержится крахмал, настойка йода поменяет цвет

на сине-фиолетовый.

2. Практическая работа

Класс делится на группы по четыре человека. Каждая получает какое-нибудь

тело (картофель, яблоко, хлеб, рисовая каша, груша), пипетку и раствор йода.

— С помощью разбавленной настойки йода определите, есть ли крахмал в

выданных вам продуктах.

— Расскажите о полученных результатах.

3. Работа по учебнику

— Прочитайте в учебнике текст на с. 43—44.

— Как называется большая группа веществ, встречающихся на

кухне? (Кислоты.)

— В каких продуктах какие содержатся кислоты? (В лимоне — лимонная, в

яблоке—яблочная, в листьях щавеля — щавелевая, в прокисшем

молоке — молочная.)

— Назовите главное свойство кислот. (Кислый вкус.)

- Какие кислоты вы знаете? Любую ли кислоту можно пробовать на вкус?

- Почему этого нельзя делать? (Кислоты едкие. Они разъедают кожу

человека, ткани, древесину.)

- Как образуются кислотные дожди?( Основная причина возникновения

кислотных дождей — это загрязнение воздуха различными вредными газами,

и одним из их источников является автомобиль. Выделяющиеся при сгорании

топлива химические вещества на большой высоте но влажном воздухе

превращаются в кислоты. Эти опасные вещества, которые находятся в

облаках и тучах, переносятся ветром на тысячи километров и выпадают в

виде кислотных дождей. Огромный вред приносят они лесам, паркам, садам.

В разгар лета у растений вдруг желтеют и опадают листья. Побеги

становятся хрупкими, словно стекло, ломаются, отмирая, до половины

корней.

Кислота разрушает легкие людей, разъедает металлы, краски, разрушает

несущие конструкции мостов, башен, антенн и даже узлы самолетов.

Многие исторические памятники, существующие веками, находятся сейчас

на грани гибели из-за кислотных дождей).

V. Физкультминутка

Утром дети в лес пошли.

Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног)

И в лесу грибы нашли (размеренное приседание),

Наклонялись, собирали (наклоны вперёд),

По дороге растеряли (ритмичное разведение рук в стороны).

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа в группах

— Прочитайте первое задание в учебнике на с. 44. Составьте описание

вещества

— Прочитайте второе задание на с. 44. Выполните его.

Итак, вещества очень разнообразны. В повседневной жизни люди часто

сталкиваются с поваренной солью, сахаром, крахмалом и различными

кислотами.

VII. Итог урока

— С какими веществами мы сталкиваемся каждый день? Назовите главные

свойства сахара, поваренной соли, крахмала, кислоты.

VIII. Рефлексия

Домашнее задание. Учебник: прочитать текст на с. 41—45, ответить на

вопросы раздела «Проверь себя» на с. 45.



В раздел образования