Автор: Чобану Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания социальный приют для детей "Транзит"
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мелкая моторика в развитии детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Развитие мелкой моторики в
развитии детей дошкольного
возраста
Уже в девятнадцатом веке учёными-биологами была открыта связь умственных и
творческих способностей человека с развитием умения воспроизводить точные движения
пальцами и кистью рук (мелкой моторики). Впоследствии было установлено, что
формирование речи у маленького ребёнка неотделимо от умения правильно повторять
небольшие движения руками. Уроки письма и рисования, игра на музыкальных
инструментах, развитие памяти, внимания и мышления, хорошая координация движений
— всё это связано с развитием мелкой моторики. Кроме того, фаланги пальцев —
основные инструменты трудовой деятельности представителей ряда профессий. Всё
перечисленное указывает на необходимость уделять большое внимание этому вопросу
при организации дошкольного обучения.
Теоретические аспекты проведения занятий
по развитию мелкой моторики в ДОУ
Одной из проблем, вызванной ухудшением экологической ситуации на нашей планете,
стало увеличение количества детей с различными нарушениями речевого развития. На
настоящий момент эта цифра превысила 50 процентов, хотя в конце ХХ в. речь шла
только о 17 процентах. Поэтому и воспитатели, и родители должны помогать ребёнку
преодолевать недостатки в формировании правильной речи. Важной частью такой работы
является использование упражнений для развития мелкой моторики. Этот вид заданий
применяется для воспитанников всех возрастов в системе дошкольного образования, но
имеет некоторые различия по отдельным группам.
С увеличением возраста дошкольника выполнение упражнений требует приложения
большей физической силы, движения становятся более сложными, детали — более
мелкими. Это направлено на улучшение ловкости пальцев, повышение точности и
скоординированности движений.
Формирование и совершенствование тонкой моторики пальцев рук ребёнка усложняет
строение мозга, развивает психику, речевые и интеллектуальные способности,
способствует становлению личности дошкольника. Это и является основной целью
занятий в детском саду.
Задачи занятий
Развитие умения ребёнка производить точные движения кистью и пальцами рук.
Развитие тактильной чувствительности рук.
Формирование
способности
координированной
работы
рук
со
зрительным
восприятием.
Развитие речи, улучшение произношения звуков.
Развитие
мышления,
воображения,
ориентировки
в
пространстве,
памяти,
внимания.
Овладение жизненно важными умениями, бытовыми навыками.
Подготовка руки к письму.
Развитие умения создавать поделки из различных видов материала (пластилина,
бумаги, круп, пуговиц и т. п.).
Снятие психоэмоционального напряжения.