Напоминание

"Развитие речи ребенка с ОНР"


Автор: Римская Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: ЯНАО, г.Ноябрьск
Наименование материала: "Состояние лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР"
Тема: "Развитие речи ребенка с ОНР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Состояние лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР

Исследования ученых Г. Лалаевой, Н. Серебряковой, Е. Соботович, С.

Цейтлин, А. Шахнарович указывают, что у детей с ОНР формирование

лексико-грамматической стороны происходит с большими трудностями,

которые обусловливают замедленный темп усвоения грамматических форм,

морфологической и синтаксической систем языка и искажение общей

картины речевого развития. Это обусловлено тем, что грамматические

значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая

система речи организована на основе большого количества языковых правил.

Однако, грамматические формы словоизменения, разные типы предложений

появляются, как правило, в той же последовательности, что и у детей с

нормальным развитием речи.

Лексика — словарный состав языка или диалекта. Словарь — это слова

(основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и

признаки окружающей среды (пассивный и активный).

Анализ психолого-педагогической литературы и констатирующий

эксперимент

свидетельствует,

что

у

детей

с

ОНР

наблюдается

несоответствие объема активного и пассивного словаря. По мнению

отечественных авторов, дошкольники с ОНР понимают значение многих

слов, объем их пассивного словаря приближается к норме, однако

применение слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывает

большие трудности. Бедность словаря проявляется в незнании многих слов:

названия ягод, цветов, диких и домашних животных. В словаре ребенка мало

обобщающих слов, редко используют антонимы, а синонимы практически

отсутствуют. Не зная наименований частей предметов, они заменяют их

названием самого предмета (“рукав” — “рубашка”); заменяют слова, близкие

по ситуации и внешним признакам (“приклеивает” — “мазет”) заменяют

названия признаков и др.

Грамматика — раздел языкознания, который изучает грамматическую

строение языка, то есть закономерности формообразования слов и структуру

словосочетаний и предложений, абстрагируясь от их материального или

лексического значения. Грамматический строй — система взаимодействия

слов между собой в фразах и предложениях. Таким образом, лексико-

грамматическая сторона речи — это организация лексических единиц языка

в грамматических конструкциях: в предложении и тексте.

Анализ психолого-педагогической литературы и констатирующий

эксперимент

свидетельствует,

что

у

детей

с

ОНР

наблюдается

несоответствие объема активного и пассивного словаря. По мнению

отечественных авторов, дошкольники с ОНР понимают значение многих

слов, объем их пассивного словаря приближается к норме, однако

применение слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывает

большие трудности. Бедность словаря проявляется в незнании многих слов:

названия ягод, цветов, диких и домашних животных. В словаре ребенка мало

обобщающих слов, редко используют антонимы, а синонимы практически

отсутствуют. Не зная наименований частей предметов, они заменяют их

названием самого предмета (“рукав” — “рубашка”); заменяют слова, близкие

по ситуации и внешним признакам (“приклеивает” — “мазет”) заменяют

названия признаков и др.

Понимание и использование грамматических форм детьми с ОНР III

уровня также характеризуются особенностями. По данным исследования Л.

Трофименко: недостаточное различение единственного и множественного

числа

существительных

(60%

правильных

ответов),

глаголов

(55%),

прилагательных (35%) (результаты получены при попарному предъявлении

картинок, на которых изображены один или несколько предметов). При

предъявлении рисунков хаотично количество ложных ответов увеличивается.

Использование в собственной речи числовых форм прилагательных (какой

мяч — какие мячи?) ошибочные ответы (60%) показывают, что дети часто не

знают названий цветов, грамматически неверно оформляют окончания слов,

произносят их нечетко, размыто, сокращенно (черныи, белии, синаи, билаи,

красный, белый). При этом дети не замечают собственного неправильного

произношения, не понимают, в чем их ошибка (Ты говоришь: самолет летит-

самолеты летят. Ты правильно сказал? — Да). Допущенные ошибки

свидетельствуют о недостаточном понимании и различии указанных форм,

при этом дети ориентируются на лексическое значение слова в большей

степени, чем на грамматическое. Дети с III уровнем ОНР допускают

стереотипных

ошибок,

большое

количество

ответов

случайные

при

однотипных задачах, ориентируются на порядок расположения рисунков,

вместо правильного ответа выражают свое эмоциональное отношение к

изображенным предметам, часто неуверенные в себе. Например, при

различении картинок, на которых девочка поет — девочки поют, показывают

все подряд (Мне вот эта и эта девочка нравится) и отвечают: “И те, и те

поют”.

Понимание

и

использование

родовых

форм

качественных

прилагательных детьми с ОНР: дети используют окончания мужского и

женского рода прилагательных относительно среднего рода дольше, чем в

норме (Яблоко какое? — Красная. Красный). Грамматически правильное

оформление окончаний в согласованном словосочетании с существительным

наблюдается лишь в 40% случаев, недостаточное понимание и различение

глаголов мужского и женского рода прошедшего времени. По данным А.

Гвоздева, в норме род глаголов прошедшего времени усваивается в 3 года.

Дети

заменяют

глаголы

прошедшего

времени

глаголами

настоящего

времени, которые не обозначают родовой принадлежности (Что сделала

Женя? — Плачет (заплакала). Что сделал Женя? — Тоже плачет (заплакал)).

Дети не в полной мере понимают и различают глаголы совершенного и

несовершенного вида.

Однако, после двух лет в норме у ребенка практически не встречаются

случаи смешения падежей, употребление одного падежа вместо другого.

Однако

значение падежей еще

отличаются большим

упрощением

и

последовательностью, чем в речи взрослых. В 3 года у ребенка в норме

усваиваются все падежные и родовые окончания существительных и

прилагательных. К пяти годам в речи детей имеют место единичные

грамматические ошибки, связанные со сложными нетипичными случаями

употребления грамматических категорий (древесены вместо дерева). Однако,

в речи детей с ОНР имеются такие ошибки:

1. Замены: форма одного падежа формой другого. Родовой: в лисичках,

в еж, стакан молочко, корзина ягоды (дети с нормой: у слона, у мальчика,

корзина ягод, грибов); дательный: по море, по снегам (дети с нормой: по

морю, по тропе, по снегу, по дороге); винительный: медведь, лисичка (вместо

медведя, лисичку); творительный: ложкам, цветочкам, росческами (дети с

нормой: иголкой с ниткой, ложкой и вилкой, со своими родственниками и

друзьями).

2. Использование ненормативных форм: шляпка грибока, с железа, ис

яблочком, ис собаком, ис тряпком.

3. Искажения звуко-слоговой структуры слова: вотьком (ложкой),

тябаком (с собакой), лябукома (с яблоками).

4. Непонимание смысла вопроса, неточный или ситуативный ответ: С

чего (откуда) выходят люди? — Потому что они не хотят ехать куда-то. — Из

чего варят варенье? — есть.

Таким

образом,

дети

4-5

лет

с

ОНР

обладают

пониженной

способностью воспринимать и различать значения лексико-грамматических

единиц речи, что ограничивает возможность их правильного построения

собственного высказывания. У этих детей выявляются затруднения, как в

выборе грамматических средств, так и в их оформлении и комбинировании.

Большие

затруднения

вызывают

предложно-падежные

конструкции

существительных.

Однако,

недостаточно

определить

только

уровень

сформированности существительного словоизменения у детей. Необходимо

выявить умение ребенка грамматически правильно оформлять предложения.

В процессе самостоятельного построения предложения ребенок также может

допускать ошибки, что свидетельствует о непонимании синтаксической роли

слова.

В процессе обследования дети с понимают смысл простой ситуации,

изображенной

на

предъявленном

рисунке,

правильно

отвечают

на

поставленные педагогом вопросы к разным членам предложения с прямым

порядком слов (Кто? Что делает?) и показывают соответствующие предметы,

действия. В то же время заметные трудности возникают у детей при

самостоятельном составлении предложения с опорой на наглядность. Чаще

всего дети называют знакомые изображены предметы, некоторые действия,

используют простые двух – трех сложные фразы с помощью вопросов

педагога (Дедушка сидит. Котик спит. Дети идут гулять). Наблюдаются

нарушения понимания и трудности воспроизведения сложных логико-

грамматических конструкций с одинаковым лексическим составом, но

различным значением типа: “Коля старше Ваню. Ваня старший за Колю.

Собака укусила кошку. Собаку укусила кошка. Мамина дочь. Дочкина мама”.

У детей с ОНР в свободных высказываниях преобладают простые

распространенные

предложения,

почти

не

используются

сложные

конструкции.

Отмечаются

аграматизмы:

ошибки

в

согласовании

числительных с существительными, прилагательных с существительными в

роде, числе и падеже. Понимание обращенной речи приближается к норме.

Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов с помощью

префиксов,

суффиксов;

наблюдаются

трудности

в

различении

морфологических

элементов,

выражающих

значение

числа

и

рода,

понимание

логико-грамматических

структур,

выражающих

причинно-

следственные,

временные

и

пространственные

отношения.

Глубокое

изучение всех сторон речи позволяет констатировать, что все компоненты

речи: лексика, грамматика, фонетика, связную речь, звукопроизношение —

остаются у таких детей недоразвитыми.



В раздел образования