Напоминание

Обучение дошкольников игре в шахматы


Автор: Цыганкова Юлия Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад комбинированного вида № 211"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Обучение дошкольников игре в шахматы
Дата публикации: 22.02.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обучение дошкольников игре в шахматы

Дошкольный возраст уникален для формирования личности. Именно в этот

период закладываются отношения ребенка к окружающему миру,

происходит психическое и физическое развитие. Среди многообразия

предметов, направленных на формирование интеллектуальных способностей

дошкольника, особое место должно занимать обучение игре в шахматы. В

том, что шахматы благоприятно влияют на развитие умственных

способностей, уже нет никаких сомнений. Дети, вовлеченные довольно рано

в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно в точных

науках, и даже быстрее делают домашние задания. Успешное обучение

ребёнка в начальной школе по современным программам предполагает

высокий уровень развития мышления, умение самостоятельно приобретать,

обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные

проблемы. Как же развить логику ребёнка, зажечь желанием получать новые

знания? Конечно же, заинтересовать увлекательной игрой, ведь игра

единственная форма деятельности ребёнка, которая во всех случаях отвечает

его организации. Огромную роль в воспитании успешного,

самостоятельного, гармонично развитого человека играют шахматы.

Шахматная игра увлекательная игра для детей. На шахматной доске

сражаются два войска белые и чёрные. Дети погружаются в особый мир, где

они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок

начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его

более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к

получению знаний. Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять

планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой,

анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных

соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть

чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и

потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь. Шахматы –это не

только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и

действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима

роль шахмат в формировании внутреннего плана действий –способности

действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление

дошкольника, способствует зарождению логического мышления,

воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость,

целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится

собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать

решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Цепкая память и

удивительная любознательность малышей позволяют увлечь их игрой в

деревянные (или пластмассовые) фигурки. Шахматная игра дарит ребенку

радость творчества и обогащает его духовный мир.

Игра в шахматы способны принести дошкольникам разностороннюю пользу:

Совершенствуют логическое и абстрактное мышление. Ребёнок учится

просчитывать свои будущие действия, предугадывать реакцию противника, в

уме проигрывает различные комбинации.

Развивают память и пространственное воображение.

Вырабатывают усидчивость, собранность, развивают внимание, помогают

гиперактивным детям стать более спокойными, сосредоточенными,

уравновешенными.

Игры шахматы всегда подразумевают соревнование, своего рода борьбу,

каждую партию неизбежно сопровождает определённое волнение. Всё это

закаляет детский характер и психику.

Ребёнок привыкает адекватно относиться к неудачам, не расстраиваться, а

анализировать их причины.

При креативном подходе воспитателя игры способны развивать фантазию и

творческие способности дошкольников.

Воспитывают самостоятельность в принятии решений.

Данные настольные игры предполагают совместную детскую деятельность,

поэтому способствуют социализации, развитию навыков общения, приучают

дошкольников доброжелательно относиться друг к другу. Ведь мнение, что

шашки и шахматы — это тихие игры, является заблуждением. Дошкольники

не умеют скрывать свои эмоции, а чаще всего рассуждают вслух,

проговаривают ходы, делятся впечатлениями.

Кроме того, массовое обучение дошкольников помогает выявить шахматные

дарования.

Обучение дошкольников игре в шахматы является весьма актуальным на

сегодняшний день. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в

шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в

учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса,

благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности

ребенка, повышение продуктивности его мышления.

Игра в шахматы зародилась в Индии в серединеVIвека. Именно там возникла

игра, в которой на шахматной доске вели сражение войска –деревянные

фигуры. ВоIIвеке шахматы проникли в Европу. В том виде, в котором играют

сейчас в шахматы, они существуют около 500 лет. Шахматы как вид спорта

официально признаны более чем в 100 странах. Международный

олимпийский комитет утвердил игру в шахматы спортом в 1999

году.Обучение детей дошкольного возраста спортивной игре в шахматы на

сегодняшний день является актуальной, так как она дает возможность

мыслить системно и стратегически, развивает способность к анализу, а самое

главное, учит создавать внутренний план действий, или, проще говоря,

действовать в уме, что является ключевым для развития мышления в целом.

Вот почему игра в шахматы часто называется интеллектуальноспортивной.

Кроме того, раннее прикосновение к древней игре развивает у детей живой

интерес, они учатся быть внимательными, познают дух соперничества и

соревнования.Существует много разнообразных приемов, с помощью

которых можно добиться успешного освоения дошкольниками правил

шахматной игры.

Рекомендации к проведению занятий по играм в шахматы и

шашки в ДОУ

Оптимальный возраст для приобщения дошкольников к шашкам и шахматам

— 5 лет (то есть старшая группа). Внимание детей на этом этапе становится

уже довольно устойчивым, начинает формироваться наглядно-образное

мышление, умение прогнозировать ситуацию. Ребёнок обретает способность

решать достаточно сложные задачи.

Несмотря на возросшую усидчивость старших дошкольников, играть в

указанные настольные игры не рекомендуется более 25 минут (в

подготовительной группе — 30 минут). Иначе наступит неизбежное

утомление, и ребёнок потеряет интерес, а то и вовсе не захочет больше

заниматься с шашками и шахматами. По этой же причине не стоит проводить

такие занятия ежедневно — двух раз в течение недели будет вполне

достаточно (делать это можно и в вечернее время). Когда же дети,

действительно, увлекутся игрой, они могут играть в шашки и шахматы чаще

по своему желанию.

Процесс обучения непременно должен проходить в интересной,

ненавязчивой форме. Всё должно быть предельно доступно. К примеру,

правила игры можно донести до ребят в виде сказки или стихотворения,

которое легко заучить. Особенно важно первое занятие: оно должно быть

ярким и запоминающимся. Например, это может быть весёлая история про

приключения фигур.

Когда ребята освоят необходимые правила, и больше времени можно будет

уделять практике, воспитатель должен продумывать, как именно разбивать

детей на пары. Каждый ребёнок должен играть и с более сильными игроками,

и с более слабыми. Ведь если у малыша будут одни только победы, он не

научится самоанализу, принятию неудач. После лёгких побед неудача может

восприниматься очень болезненно. Частые же проигрыши, в свою очередь,

могут снизить самооценку ребёнка и негативно повлиять на стремление

заниматься шашками или шахматами в дальнейшем.

Интересная идея — выделить в детском саду специальную шахматную

комнату, оформив её соответствующим образом (подходящие обои, шторы и

пр.). Если нет такой возможности, то желательно организовать в группе

уголок шахмат.

В шахматном уголке можно разместить игровых персонажей, которые

всегда будут присутствовать на детских играх. Например, это могут быть

шахматный король и королева. Или можно изготовить из картона короны

чёрного и белого цвета и предлагать ребятам перевоплощаться в ту или

иную фигуру во время игры.

Желательно приобрести для группы большую магнитную доску, к которой

будут крепиться шахматные или шашечные фигуры. В этом случае объяснять

ребятам правила игры и конкретные тактические моменты будет намного

проще. Такое оборудование позволит задействовать сразу всех

дошкольников, не позволяя им скучать.

Методика проведения занятий по шахматной игре в

детском саду

Процесс обучения дошкольников игре в шахматы необходимо проводить

поэтапно:

Знакомство с шахматной доской. Дошкольники узнают такие понятия, как

вертикаль, горизонталь, диагональ. Педагог учит их ориентироваться в

пространстве, держать в поле зрения всю доску и отдельную клетку.

Знакомство с шахматными фигурами. Дошкольники узнают, как каждая

ходит, каким образом бьёт другие фигуры, какую клетку («домик») на доске

изначально занимает. Лучше всего для этих целей подходят сказки, стихи,

просто образные сравнения. Например, рассказ о героической пешке, которая

через все преграды сумела достигнуть края поля и превратиться в ферзя.

Также можно поиграть в ладью, за которой идёт охота и т. д.

Обучение правилам игры. В форме занимательной истории следует

познакомить ребят с понятиями «шах», «мат», «вилка», «рокировка» и пр.

Решение отдельных шахматных задач (или этюдов). При этом лучше

расставлять на доске не все фигуры, а лишь нужные для каждой конкретной

ситуации.

Игра в шахматы. Это непосредственно практическая часть обучения. Дети

учатся распределять внимание по всей доске и познают саму атмосферу

соревнования с противником.

Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных

способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один

из элементов умственной культуры.

В. А. Сухомлинский

Педагогические приёмы обучения дошкольников игре в

шахматы

В освоении «премудростей» шахматного поединка помогут различные

дидактические игры. Можно использовать следующие варианты:

«Четвёртый лишний». На карточках изображён ряд шахматных фигур, среди

них есть лишняя (прямоугольник, треугольник, песочные часы и пр.).

«Будь внимателен». На демонстрационном фрагменте произвольно

размещены шахматные фигуры. Дошкольники должны запомнить

расположение и воспроизвести его на своих карточках.

«Правильно-неправильно». На магнитной шахматной доске расположены

фигуры в их начальной позиции. Некоторые из них занимают неправильную

позицию. Дети должны определить, какие находятся в своём «домике», а

какие заблудились.

«Что изменилось?». Педагог выставляет на стол несколько шахматных

фигур. Затем воспитанники закрывают глаза, а воспитатель убирает или

добавляет одну фигуру. Задача — найти её.

«Узнай фигуру по описанию». Воспитатель описывает шахматную фигуру, а

ребята угадывают её. Например, «кто ходит только по диагонали» или «кто

ходит вперёд на одну клеточку и бьёт другие фигуры тоже на одну клетку, но

по диагонали».

«Чудесный мешочек». Воспитатель сообщает ребятам, что шахматным

фигурам нравится играть в прятки. Из непрозрачного мешочка дети

поочерёдно вытаскивают по одной шахматной фигуре и на ощупь угадывают

их.

«Кто быстрее соберёт фигуры для сражения». Дети на скорость должны

выстроить фигуры на доске.

На занятиях следует активно использовать

художественное слово, например, загадки про

шахматные фигуры:

Стою на краю, путь откроют — я пойду. Только прямо хожу, как зовут не

скажу. (Ладья).

Маленькая, удаленькая, много полей вперёд прошла и фигуру нашла.

(Пешка).

Два братца в одной армии служат, а на одной дороге встретиться не могут.

(Слоны).

Шахматы изобрели более 1500 лет назад. Одни учёные полагают, что

родина игры — Индия, другие — Китай, третьи — Персия. В переводе с

персидского название игры дословно обозначает «король мёртв».

,Старшим дошкольникам будут интересны любопытные сведения из истории

шахмат. Всегда с интересом ребята слушают различные легенды. Можно

рассказать им те, что связаны с древней игрой: легенда о зёрнах, о братьях

Гаве и Талханде, «Белое и чёрное». Помимо таких красивых преданий,

воспитатель может рассказывать детям современные литературные сказки о

шахматах. Педагог, увлекающийся литературой и имеющий богатую

фантазию, легко сочинит подобные истории и самостоятельно.

В занятие следует включать физкультминутки

соответствующей тематики (ведь сидеть всё время за доской утомительно),

например, сделать с детьми «Шахматную зарядку». Движения могут быть

следующими:

Взять в правую руку любую понравившуюся фигуру.

Поднять руки вверх и переложить фигуру в левую руку.

Опустить руки, наклониться вперёд и переложить фигуру обратно в правую

руку.

Присесть, руки завести назад и переложить фигуру в левую руку.

Шахматную тематику следует затрагивать и в продуктивной деятельности

дошкольников. Например, устроить конкурс рисунков и поделок. Это может

быть необычная доска или изображения отдельных фигур. Создавать

композицию можно как на занятиях, так и дома всей семьёй.

К обучению дошкольников шахматной игре следует активно подключать

родителей. В этом помогут, например, консультации: «Как играть с ребёнком

в шахматы», «Развитие логического мышления с помощью шахмат» и пр.

Данный вопрос можно затрагивать на родительских собраниях.



В раздел образования