Напоминание

"Встречаем Сагаалган – священный праздник бурят"


Автор: Кривина Рита Егоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Брусничка"
Населённый пункт: Республика Бурятия г.Северобайкальск
Наименование материала: Творческий проект
Тема: "Встречаем Сагаалган – священный праздник бурят"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Творческий проект

«Встречаем Сагаалган – священный

праздник бурят»

Подготовила: Кривина Р.Е.

Паспорт проекта

1. Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

с элементами творчества.

2. Сроки проекта: краткосрочный (08-11 февраля 2021г)

3. Участники проекта: дети и родители средней группы,

воспитатель группы.

Проблема:

Дети дошкольного возраста не имеют представления о культуре, традициях и

обычаях бурятского народа.

Цель проекта:

1.

Приобщение детей к культуре родного народа, содействовать сближению

родителей и детей посредством вовлечения в совместную деятельность.

2.

Создание условий для формирования у детей и их родителей интереса к

родному городу, родной республике, её традициям и обычаям.

Задачи:

1.

Вызвать интерес у детей и родителей к традициям и культуре нашей

республики:

2.

Способствовать формированию знаний о Сагаалгане, как важном и значимом

празднике в жизни бурят;.

3.

Развивать познавательную активность, двигательную активность;

4.

Воспитывать любовь к родной республике и гордость за неё.

Ожидаемый результат:

Разработка

системы

занятий

для

дошкольников

по

ознакомлению

с

культурой, традициями и обычаями бурятского народа;

Оформление практического материала по теме проекта;

Активное участие родителей в совместной деятельности с детьми: создание

альбома «Сагаалган», участие в празднике;

Оформление предметно-развивающей среды по теме «Культура и традиции

бурятского народа».

История и значение праздника «Сагаалган»

Эстетическое формирование подрастающего поколения является важнейшей частью

целостной системы воспитательной работы, направленной на развитие эстетической

культуры человека, на воспитание в детях чувства прекрасного. Воспитание на

традициях старшего поколения, местного фольклора, обычаях каждого народа ярко

выражается в национальном празднике «Сагаалган».

Праздник Сагаалган родился на земле Монголии. Традиции и обряды праздника у

бурят и монголов одинаковы. Сагаалган – это Белый Месяц, Новый год но лунному

календарю, отмечаемый среди монголоязычных народов, исповедующих буддизм.

Свое название он берет из бытовой жизни кочевых народов. С древнейших времен у

кочевых племен складывались следующие понятия:

- белый цвет означал радость;

- белый смех – смех доброты, дружелюбия;

- в бурятском языке «сагаалха» означает «забеливать, задобрить»;

- «сайруулха» - придать белизну, навести чистоту;

- «шэнэлхэ» - обновить, обновлять.

«Шэнэжэл» - новый год, а это значит наладить новые отношения с друзьями,

соседями, простить прежние обиды и раздоры, вернуть долги.

Белая пища – один из обязательных компонентов угощения и обрядовых ритуалов,

достойно дополняющих значимость праздника.

У бурят и монголов есть замечательное поверье: каким будет начало года. Таким

будет и весь год. Поэтому наши предки встречали Сагаалган с самыми добрыми и

сокровенными помыслами.

В символике цветов у монгольских народов белый цвет связан с понятием света,

чистоты, святости, добра, благополучия. Для бурята-кочевника счастье – это

многочисленное потомство, размножения пяти видов скота, изобилие молока и мяса.

Белая молочная пища – эта высшая категория пищи монгольских народов, пища

священная, ибо всё живое на Земле вскормлено материнским белым молоком.

Недаром у бурят существуют обряды, связанные с молочной и мясной пищей.

Культовая сторона праздника происходит в дацане. Сжигается костёр, на котором

очищаются людские прегрешения за прошлый год. Поэтому человек встречает

Новый год с чистой душой и телом, избавленный от всякой скверны. Читаются

молитвы, священные книги о том, чтобы Новый год оказался для всех счастливым, о

здоровье и благополучии людей.

В народно-бытовом плане подготовка к встрече Нового года начиналось задолго до

его наступления: проводились чистка и уборка в юртах, в улусах и на дворе,

приготовлялись вкусные национальные блюда. В дни праздника люди одевались в

лучшую национальную одежду, затем дети шли поздравлять своих родителей,

старших, которые в свою очередь желали им здоровья и благополучия.

Сагаалган – Новый год – древний народный праздник, все обряды несут в себе

глубокий смысл. В них проявляется стремление к укреплению связей поколений, к

созданию здоровой психологической обстановки, обеспечению преемственности в

культурном и духовном наследии.

Народный праздник для каждого народа своё, особым образом организованное

проживание событий, имеющих определенный смысл. Любой праздник обладает

значением и смыслом. Праздник сплачивает и объединяет коллектив, носителей

культуры, служит культурным индикатором. Проживая, совместно с семьёй события

праздника

ребенок

расширяет

границы

своего

практического

опыта,

миропонимания, сознания и самосознания, постигает житейские, духовные смыслы в

меру своего возраста. Путь в родную культуру лежит через праздник и культуру его

проживания.

Перспективный план проектной деятельности.

Дата

Название мероприятия

Цель

08

февраля

Беседы:

«Новый

год

по

лунному

календарю»;

«Что такое восточный календарь»;

« Как встречать Сагаалган»

Формировать

у

детей

представление о Новом годе по

лунному календарю.

Загадывание бурятских загадок.

Формировать

умение

понимать

образный смысл загадок Развивать

слуховую и зрительную память,

внимание, воображение.

Подвижные игры: «Табун», «Ловля оленя».

Знакомство

с

бурятскими

народными играми;

Развивать

ловкость,

быстроту

реакции, умение действовать по

сигналу.

Рисование «Юрта»

Развитие

воображения,

любознательности,

крупной

и

мелкой

моторики

через

художественное творчество;

09

февраля

Чтение бурятских народных сказок:

«

Богатырь Байкал», «Снег и заяц», Мышь и

верблюд».

Формировать

умение

понимать

смысл

произведений,

создавать

выразительные образы с помощью

мимики, жестов, интонации.

Просмотр картин, иллюстраций на тему

«Сагаалган».

Закреплять

полученные

знания

развивать

внимание,

речь,

воображение.

Игры – драматизации:

«Встреча гостей во время празднования

Сагаалган».

Формировать

умение

создавать

игровой сюжет, научить простым

игровым действиям и игровому

взаимодействию,

закреплять

знания по теме.

Конструирование (строительный материал,

лего):

Развитие

воображения,

любознательности,

крупной

и

«Юрта с пастбищем»

мелкой

моторики

через

художественное творчество;

10

февраля.

Беседы: «Молочная пища», «Цвета хадака»,

«Значение бурятских имён».

Формировать

представления

о

полезностях

молочной

пищи,

значении

бурятских

имён,

значениях цветов хадака.

Чтение бурятских сказок:

«Как собака нашла себе хозяина-друга»,

«Будамшу».

Формировать умение понимать

смысл произведений, создавать

выразительные образы с помощью

мимики, жестов, интонации.

Сюжетно ролевые игры: «Семья», «К нам

пришли гости»

Формировать

умение

создавать

игровой сюжет, научить простым

игровым действиям и игровому

взаимодействию,

закреплять

знания по теме.

Подвижные игры: «Иголка, нитка, узелок»,

«Спрячь колечко», «Юрта».

Познакомить с правилами игры,

развивать, ловкость, быстроту,

умение действовать по правилам

игры.

Ручной

труд.

Оригами

«Бурятская

шапочка».

Развитие

воображения,

любознательности,

крупной

и

мелкой

моторики

через

художественное творчество;

11

февраля.

Беседы: «Бурятская национальная одежда»,

«Пять видов домашних животных».

Знакомить с элементами дэгэла,

ичигов,

с

пятью

видами

домашнего скота.

«Сагаалган»-Священный

праздник

бурятского народа».

Знакомство с творчеством и произведениями

Виктории Алагуевой.

Продолжать

знакомство

с

праздником,

историей,

традициями, обычаями; прививать

патриотизм к родной республике.

Аппликация:

«Ковер

с

бурятским

орнаментом»

Развитие

воображения,

любознательности,

крупной

и

мелкой

моторики

через

художественное творчество;

Выставка

детского

художественного

творчества к празднику «Сагаалган».

(рисунки, поделки).

Развивать

творческие

способностей.

Взаимодействие с родителями.

Оформление папки передвижки на тему «Детям о праздновании Сагаалгана».

Участие родителей в подготовке к празднику Сагаалган: изготовление бурятских

шапочек (ткань, бумага).

Перспектива дальнейшего развития проекта:

Таким образом, реализация данного проекта была посвящена знакомству

детей с бурятским народным праздником Сагаалган, его историей и обычаями; дети

познакомились с правилами проведения бурятских народных игр. Приобрели новые

знания, узнали новые игры, повысился интерес к творчеству, народным играм.

Работа в данном направлении будет продолжена.

Сценарий

«Сагаалган – праздник Белого месяца»

Возрастная группа: средняя

Цель: Знакомство с обычаями, традициями бурятского народа.

Задачи:

1. воспитывать чувство толерантности, любви, дружелюбия;

2. развивать интерес к культуре бурятского народа;

3. научить детей рассказывать благопожелания, играть в национальные

игры.

Материалы: календарь «Литэ», короны с изображением символов года

для каждого ребенка, 2 пиалы с молоком, 1 хадак,атрибуты для конкурсов:

тарелочки с макаронами, пустые тарелочки, палка для перетягивания,

коврики, две пиалы.

Дети под музыку проходят круг и присаживаются на свои места.

Ведущий: Мы очень рады приветствовать вас на празднике,

посвященному Белому месяцу. Этот прекрасный праздник олицетворяет

собой добро, любовь и чистоту помыслов, он вобрал в себя самые лучшие,

мудрые, национальные обычаи, обряды, традиции. И потому мы его так

любим и почитаем. Для вас, дорогие гости, наши девочки исполнят

приветственный танец.

Ведущий: есть у бурят древний обычай – угощать гостей белой пищей.

И сейчас, следуя этому прекрасному обычаю, мы поднесем молоко нашим

гостям. (Родительница, переодетая в национальный костюм, подносит

молоко в пиалах гостям).В это время ведущий произносит такие слова:

Гостеприимна традиция наша, чтобы друзьями хорошими стать, гостю

подносится полная чаша, с лучшим напитком, Аршану подстать.

Ведущий: есть у бурят еще одна замечательная традиция, произносить

благопожелания.

1 ребенок: Встречаем белый месяц Амар Мэндэ! Всем добра желаем;

2 ребенок: Пусть добреют ваши души, навсегда уходит зло!

3 ребенок: Чтобы будущее ваше полным счастьем расцвело!

4 ребенок: Белый месяц! Белый месяц! Озари планету ярче!

5 ребенок: чтобы радовалось сердце и здоровье стало крепче!

6 ребенок: Пожелаем родимой земле, солнца, мира и счастья навек,

чтобы у всех было все на столе.

7 ребенок: Сагалган – праздник очищенья, прихдит в каждый дом с

добром!

Ведущий: ребята, посмотрите что это? (ведущий демонстрирует

календарь «Литэ»). Это лунный календарь, представляющий 12-тилетний

животный цикл. Год по лунному календарю называется именем

определенного животного. Сейчас мы с вами отгадаем загадки и назовем

всех животных, именами которых названы циклы бурятского календаря.

Ведущий загадывает загадки:

1-й год: в подполье, в коморке живет она в норке, серенькая,

маленькая (Хулгана- мышь);

2-й год: посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла (Ухэр -

корова);

3-й год: раз полоска, два полоска, рыжий зверь идет в матроске. 3,4,5 и 6

хочет всех поймать и съесть (Тигр - Бар);

4-й год: мчится без оглядки, лишь сверкают пятки (Туулай - заяц);

5-й год: дышит пламенем тот зверь, это сказочный зверь;

6-й год: нет ни рук, ни ног у зверя и не надо, не потеря. Она легко в

траве скользит, а приблизишься шипит. (Могой - змея);

7-й год:подкованы ноги бежит по дороге: грива дугой, хвост

метлой (Морин - лошадь);

8-й год: Заплелись густые травы, закудрявились луга. Да и сам я весь

кудрявый, даже завитком рога (Хонин - овца);

9-й год: лучшие качели – гибкие лианы, это с колыбели знают (Бишен –

обезьяна)

10-й год: не царь, а в короне. Не всадник, а со шпорами (Тахяа - петух);

11-й год: заворчал живой замок, лег у двери поперёк (Нохой - собака);

12-й год6 спереди пятачок, сзади крючок. Посередине спинка, а на ней

щетинка.

Ведущий: богат наш народ не только обычаями, но и играми. Давайте

проверим наших мальчиков на силу и выносливость и проведем игру

№1.«Перетягивание соперника»: мальчики в парах сидя перетягивают

палку.

№2. эстафета «Наездники»

Ведущий:а теперь давайте проверим умения девочек: какие они у нас

хозяюшки. (Девочки подходят к столу, на котором находятся тарелочки с

макаронными изделиями разной формы. Девочкам необходимо на время

рассортировать макароны.)

Молодцы наши девочки.

Ведущий: Ну вот наши дети поиграли, а уважаемые гости засиделись на

своих местах. Я предлагаю вам поиграть вам сыграть вместе с ребятами в

национальную игру «Иголка, нитка, узелок»

Проходит игра совместно с родителями.

Ведущий: поиграли мы в национальные игры, а сейчас прозвучат

частушки в честь праздника:

1-й ребенок: Белый месяц, белый месяц, месяц долгожданный.

Сагаалган – народный праздник, он всегда желанный.

2-й ребенок: Белый месяц, белый месяц, месяц долгожданный.

Сагаалган – народный праздник, он всегда желанный.

3-ребенок: Белый месяц, белый месяц, месяц долгожданный.

Сагаалган – он народный праздник, он всегда желанный.

Ведущий: Пусть сбудется то, что вами задумано!

Пусть приумножатся ваши богатства!

Пусть в ваших домах царит мир и спокойствие, и всегда горит огонь

благополучия! Счастья вам и здоровья.

На этом наш праздник заканчивается.

Дети встают в круг и исполняют танец «Ёхор» и уходят под музыку.



В раздел образования