Автор: Кривина Рита Егоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Брусничка"
Населённый пункт: Республика Бурятия г.Северобайкальск
Наименование материала: Творческий проект
Тема: "Встречаем Сагаалган – священный праздник бурят"
Раздел: дошкольное образование
Творческий проект
«Встречаем Сагаалган – священный
праздник бурят»
Подготовила: Кривина Р.Е.
Паспорт проекта
1. Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
с элементами творчества.
2. Сроки проекта: краткосрочный (08-11 февраля 2021г)
3. Участники проекта: дети и родители средней группы,
воспитатель группы.
Проблема:
Дети дошкольного возраста не имеют представления о культуре, традициях и
обычаях бурятского народа.
Цель проекта:
1.
Приобщение детей к культуре родного народа, содействовать сближению
родителей и детей посредством вовлечения в совместную деятельность.
2.
Создание условий для формирования у детей и их родителей интереса к
родному городу, родной республике, её традициям и обычаям.
Задачи:
1.
Вызвать интерес у детей и родителей к традициям и культуре нашей
республики:
2.
Способствовать формированию знаний о Сагаалгане, как важном и значимом
празднике в жизни бурят;.
3.
Развивать познавательную активность, двигательную активность;
4.
Воспитывать любовь к родной республике и гордость за неё.
Ожидаемый результат:
Разработка
системы
занятий
для
дошкольников
по
ознакомлению
с
культурой, традициями и обычаями бурятского народа;
Оформление практического материала по теме проекта;
Активное участие родителей в совместной деятельности с детьми: создание
альбома «Сагаалган», участие в празднике;
Оформление предметно-развивающей среды по теме «Культура и традиции
бурятского народа».
История и значение праздника «Сагаалган»
Эстетическое формирование подрастающего поколения является важнейшей частью
целостной системы воспитательной работы, направленной на развитие эстетической
культуры человека, на воспитание в детях чувства прекрасного. Воспитание на
традициях старшего поколения, местного фольклора, обычаях каждого народа ярко
выражается в национальном празднике «Сагаалган».
Праздник Сагаалган родился на земле Монголии. Традиции и обряды праздника у
бурят и монголов одинаковы. Сагаалган – это Белый Месяц, Новый год но лунному
календарю, отмечаемый среди монголоязычных народов, исповедующих буддизм.
Свое название он берет из бытовой жизни кочевых народов. С древнейших времен у
кочевых племен складывались следующие понятия:
- белый цвет означал радость;
- белый смех – смех доброты, дружелюбия;
- в бурятском языке «сагаалха» означает «забеливать, задобрить»;
- «сайруулха» - придать белизну, навести чистоту;
- «шэнэлхэ» - обновить, обновлять.
«Шэнэжэл» - новый год, а это значит наладить новые отношения с друзьями,
соседями, простить прежние обиды и раздоры, вернуть долги.
Белая пища – один из обязательных компонентов угощения и обрядовых ритуалов,
достойно дополняющих значимость праздника.
У бурят и монголов есть замечательное поверье: каким будет начало года. Таким
будет и весь год. Поэтому наши предки встречали Сагаалган с самыми добрыми и
сокровенными помыслами.
В символике цветов у монгольских народов белый цвет связан с понятием света,
чистоты, святости, добра, благополучия. Для бурята-кочевника счастье – это
многочисленное потомство, размножения пяти видов скота, изобилие молока и мяса.
Белая молочная пища – эта высшая категория пищи монгольских народов, пища
священная, ибо всё живое на Земле вскормлено материнским белым молоком.
Недаром у бурят существуют обряды, связанные с молочной и мясной пищей.
Культовая сторона праздника происходит в дацане. Сжигается костёр, на котором
очищаются людские прегрешения за прошлый год. Поэтому человек встречает
Новый год с чистой душой и телом, избавленный от всякой скверны. Читаются
молитвы, священные книги о том, чтобы Новый год оказался для всех счастливым, о
здоровье и благополучии людей.
В народно-бытовом плане подготовка к встрече Нового года начиналось задолго до
его наступления: проводились чистка и уборка в юртах, в улусах и на дворе,
приготовлялись вкусные национальные блюда. В дни праздника люди одевались в
лучшую национальную одежду, затем дети шли поздравлять своих родителей,
старших, которые в свою очередь желали им здоровья и благополучия.
Сагаалган – Новый год – древний народный праздник, все обряды несут в себе
глубокий смысл. В них проявляется стремление к укреплению связей поколений, к
созданию здоровой психологической обстановки, обеспечению преемственности в
культурном и духовном наследии.
Народный праздник для каждого народа своё, особым образом организованное
проживание событий, имеющих определенный смысл. Любой праздник обладает
значением и смыслом. Праздник сплачивает и объединяет коллектив, носителей
культуры, служит культурным индикатором. Проживая, совместно с семьёй события
праздника
ребенок
расширяет
границы
своего
практического
опыта,
миропонимания, сознания и самосознания, постигает житейские, духовные смыслы в
меру своего возраста. Путь в родную культуру лежит через праздник и культуру его
проживания.
Перспективный план проектной деятельности.
Дата
Название мероприятия
Цель
08
февраля
Беседы:
«Новый
год
по
лунному
календарю»;
«Что такое восточный календарь»;
« Как встречать Сагаалган»
Формировать
у
детей
представление о Новом годе по
лунному календарю.
Загадывание бурятских загадок.
Формировать
умение
понимать
образный смысл загадок Развивать
слуховую и зрительную память,
внимание, воображение.
Подвижные игры: «Табун», «Ловля оленя».
Знакомство
с
бурятскими
народными играми;
Развивать
ловкость,
быстроту
реакции, умение действовать по
сигналу.
Рисование «Юрта»
Развитие
воображения,
любознательности,
крупной
и
мелкой
моторики
через
художественное творчество;
09
февраля
Чтение бурятских народных сказок:
«
Богатырь Байкал», «Снег и заяц», Мышь и
верблюд».
Формировать
умение
понимать
смысл
произведений,
создавать
выразительные образы с помощью
мимики, жестов, интонации.
Просмотр картин, иллюстраций на тему
«Сагаалган».
Закреплять
полученные
знания
развивать
внимание,
речь,
воображение.
Игры – драматизации:
«Встреча гостей во время празднования
Сагаалган».
Формировать
умение
создавать
игровой сюжет, научить простым
игровым действиям и игровому
взаимодействию,
закреплять
знания по теме.
Конструирование (строительный материал,
лего):
Развитие
воображения,
любознательности,
крупной
и
«Юрта с пастбищем»
мелкой
моторики
через
художественное творчество;
10
февраля.
Беседы: «Молочная пища», «Цвета хадака»,
«Значение бурятских имён».
Формировать
представления
о
полезностях
молочной
пищи,
значении
бурятских
имён,
значениях цветов хадака.
Чтение бурятских сказок:
«Как собака нашла себе хозяина-друга»,
«Будамшу».
Формировать умение понимать
смысл произведений, создавать
выразительные образы с помощью
мимики, жестов, интонации.
Сюжетно ролевые игры: «Семья», «К нам
пришли гости»
Формировать
умение
создавать
игровой сюжет, научить простым
игровым действиям и игровому
взаимодействию,
закреплять
знания по теме.
Подвижные игры: «Иголка, нитка, узелок»,
«Спрячь колечко», «Юрта».
Познакомить с правилами игры,
развивать, ловкость, быстроту,
умение действовать по правилам
игры.
Ручной
труд.
Оригами
–
«Бурятская
шапочка».
Развитие
воображения,
любознательности,
крупной
и
мелкой
моторики
через
художественное творчество;
11
февраля.
Беседы: «Бурятская национальная одежда»,
«Пять видов домашних животных».
Знакомить с элементами дэгэла,
ичигов,
с
пятью
видами
домашнего скота.
«Сагаалган»-Священный
праздник
бурятского народа».
Знакомство с творчеством и произведениями
Виктории Алагуевой.
Продолжать
знакомство
с
праздником,
историей,
традициями, обычаями; прививать
патриотизм к родной республике.
Аппликация:
«Ковер
с
бурятским
орнаментом»
Развитие
воображения,
любознательности,
крупной
и
мелкой
моторики
через
художественное творчество;
Выставка
детского
художественного
творчества к празднику «Сагаалган».
(рисунки, поделки).
Развивать
творческие
способностей.
Взаимодействие с родителями.
Оформление папки передвижки на тему «Детям о праздновании Сагаалгана».
Участие родителей в подготовке к празднику Сагаалган: изготовление бурятских
шапочек (ткань, бумага).
Перспектива дальнейшего развития проекта:
Таким образом, реализация данного проекта была посвящена знакомству
детей с бурятским народным праздником Сагаалган, его историей и обычаями; дети
познакомились с правилами проведения бурятских народных игр. Приобрели новые
знания, узнали новые игры, повысился интерес к творчеству, народным играм.
Работа в данном направлении будет продолжена.
Сценарий
«Сагаалган – праздник Белого месяца»
Возрастная группа: средняя
Цель: Знакомство с обычаями, традициями бурятского народа.
Задачи:
1. воспитывать чувство толерантности, любви, дружелюбия;
2. развивать интерес к культуре бурятского народа;
3. научить детей рассказывать благопожелания, играть в национальные
игры.
Материалы: календарь «Литэ», короны с изображением символов года
для каждого ребенка, 2 пиалы с молоком, 1 хадак,атрибуты для конкурсов:
тарелочки с макаронами, пустые тарелочки, палка для перетягивания,
коврики, две пиалы.
Дети под музыку проходят круг и присаживаются на свои места.
Ведущий: Мы очень рады приветствовать вас на празднике,
посвященному Белому месяцу. Этот прекрасный праздник олицетворяет
собой добро, любовь и чистоту помыслов, он вобрал в себя самые лучшие,
мудрые, национальные обычаи, обряды, традиции. И потому мы его так
любим и почитаем. Для вас, дорогие гости, наши девочки исполнят
приветственный танец.
Ведущий: есть у бурят древний обычай – угощать гостей белой пищей.
И сейчас, следуя этому прекрасному обычаю, мы поднесем молоко нашим
гостям. (Родительница, переодетая в национальный костюм, подносит
молоко в пиалах гостям).В это время ведущий произносит такие слова:
Гостеприимна традиция наша, чтобы друзьями хорошими стать, гостю
подносится полная чаша, с лучшим напитком, Аршану подстать.
Ведущий: есть у бурят еще одна замечательная традиция, произносить
благопожелания.
1 ребенок: Встречаем белый месяц Амар Мэндэ! Всем добра желаем;
2 ребенок: Пусть добреют ваши души, навсегда уходит зло!
3 ребенок: Чтобы будущее ваше полным счастьем расцвело!
4 ребенок: Белый месяц! Белый месяц! Озари планету ярче!
5 ребенок: чтобы радовалось сердце и здоровье стало крепче!
6 ребенок: Пожелаем родимой земле, солнца, мира и счастья навек,
чтобы у всех было все на столе.
7 ребенок: Сагалган – праздник очищенья, прихдит в каждый дом с
добром!
Ведущий: ребята, посмотрите что это? (ведущий демонстрирует
календарь «Литэ»). Это лунный календарь, представляющий 12-тилетний
животный цикл. Год по лунному календарю называется именем
определенного животного. Сейчас мы с вами отгадаем загадки и назовем
всех животных, именами которых названы циклы бурятского календаря.
Ведущий загадывает загадки:
1-й год: в подполье, в коморке живет она в норке, серенькая,
маленькая (Хулгана- мышь);
2-й год: посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла (Ухэр -
корова);
3-й год: раз полоска, два полоска, рыжий зверь идет в матроске. 3,4,5 и 6
хочет всех поймать и съесть (Тигр - Бар);
4-й год: мчится без оглядки, лишь сверкают пятки (Туулай - заяц);
5-й год: дышит пламенем тот зверь, это сказочный зверь;
6-й год: нет ни рук, ни ног у зверя и не надо, не потеря. Она легко в
траве скользит, а приблизишься шипит. (Могой - змея);
7-й год:подкованы ноги бежит по дороге: грива дугой, хвост
метлой (Морин - лошадь);
8-й год: Заплелись густые травы, закудрявились луга. Да и сам я весь
кудрявый, даже завитком рога (Хонин - овца);
9-й год: лучшие качели – гибкие лианы, это с колыбели знают (Бишен –
обезьяна)
10-й год: не царь, а в короне. Не всадник, а со шпорами (Тахяа - петух);
11-й год: заворчал живой замок, лег у двери поперёк (Нохой - собака);
12-й год6 спереди пятачок, сзади крючок. Посередине спинка, а на ней
щетинка.
Ведущий: богат наш народ не только обычаями, но и играми. Давайте
проверим наших мальчиков на силу и выносливость и проведем игру
№1.«Перетягивание соперника»: мальчики в парах сидя перетягивают
палку.
№2. эстафета «Наездники»
Ведущий:а теперь давайте проверим умения девочек: какие они у нас
хозяюшки. (Девочки подходят к столу, на котором находятся тарелочки с
макаронными изделиями разной формы. Девочкам необходимо на время
рассортировать макароны.)
Молодцы наши девочки.
Ведущий: Ну вот наши дети поиграли, а уважаемые гости засиделись на
своих местах. Я предлагаю вам поиграть вам сыграть вместе с ребятами в
национальную игру «Иголка, нитка, узелок»
Проходит игра совместно с родителями.
Ведущий: поиграли мы в национальные игры, а сейчас прозвучат
частушки в честь праздника:
1-й ребенок: Белый месяц, белый месяц, месяц долгожданный.
Сагаалган – народный праздник, он всегда желанный.
2-й ребенок: Белый месяц, белый месяц, месяц долгожданный.
Сагаалган – народный праздник, он всегда желанный.
3-ребенок: Белый месяц, белый месяц, месяц долгожданный.
Сагаалган – он народный праздник, он всегда желанный.
Ведущий: Пусть сбудется то, что вами задумано!
Пусть приумножатся ваши богатства!
Пусть в ваших домах царит мир и спокойствие, и всегда горит огонь
благополучия! Счастья вам и здоровья.
На этом наш праздник заканчивается.
Дети встают в круг и исполняют танец «Ёхор» и уходят под музыку.