Автор: Петрущенко Лариса Викторовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Остроглядовска СОШ" Стродубский муниципальный округ
Населённый пункт: с. Остроглядово
Наименование материала: Конспект урока по музыке в 6 классе
Тема: "Ночной пейзаж"
Раздел: среднее образование
Конспект урока по музыке в 6 классе .
Тема урока: «Ночной пейзаж».
Художественное название урока: «Ноктюрн».
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Жанр урока: урок - размышление.
Музыкальный материал:
Ноктюрн из Квартета №2 А. Бородин, Ноктюрн Ф.Шопена, песня «Человеку
мало надо»Г. Азаматова- Бас, презентация, учебник, словарь.
Музыкальный материал:
К. Фридрих «Двое созерцающих луну», Дж. Уистлер «Ноктюрн: Синее и
золотое – старый мост Баттерси».
Цель урока: Познакомить учащихся на примере произведений композиторов
А. Бородина и Ф.Шопена, поэтов и художников с жанром камерной музыки –
Ноктюрн.
Задачи урока:
Образовательные: Углубить знания о творчестве Шопена, познакомить с
творчеством композитора А. Бородина;
Развивающие: самостоятельное построение логических рассуждений, выводов
об особенностях жанра ноктюрна;
умение устанавливать связи между
художественными образами музыки и других видов искусства: ( литература,
изо, история)
Воспитательные: Воспитывать интерес к творчеству великих композиторов
Ф.Шопена, А.Бородина.
Планируемые результаты изучения:
Предметные:
Личностные УУД
Уметь сопоставлять по характеру произведения разных композиторов. Знать
понятия: баллада, ноктюрн.
Познавательные УУД:
Ставить и формулировать проблему.
РегулятивныеУУД:
Преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Коммуникативные УУД:
Строить монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их
эмоции от восприятия музыки
Метапредметные:
Умение раскрыть связь музыки, литературы и изобразительного искусства в
Ноктюрнах А.Бородина, Чайковского,Ф.Шопена.
Ход урока.
I.Организационная часть.
Музыкальное приветствие.
2.Актуализация знаний
Учитель:Назовите композитора, о котором шла речь на прошлом уроке?
Ученики:(Ф. Шопен).
Учитель:С каким жанром мы познакомились?
Ученики: (Инструментальная баллада)
Учитель:Какое произведение мы слушали?
Ученики:(Баллада№1).
Учитель:Что такое музыкальная баллада?
Ученики
:(Инструментальная
баллада
– вокальное или инструментальное
сочинение повествовательного характера, ведущее происхождение от
старинных хороводных песен-танцев.).
Инструментальная баллада – жанр романтического искусства.
Эпиграфом к уроку будут строки Афанасия Фета:
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
А.Фет
Учитель:Как вы думаете, о какой музыке пойдет сегодня речь? Как называются
произведения, которые исполнялись в вечернее, ночное время?
Ученик: Серенада
Учитель: А что такое серенада?
Ученик:
Это произведения , которые исполняются в вечернее, ночное время суток под
окнами любимой, в знак признания.
Сегодня мы продолжим изучение образов камерной музыки на примере такого
жанра как НОКТЮРН. Что это за жанр мы и выясним сегодня на уроке.
3. Формулирование темы урока.
Учитель:Назовите тему сегодняшнего урока. (Что изображено на слайде, какое
время суток, т.е. какой пейзаж?)
Ученики: «Ночной пейзаж».
Сегодня мы продолжить знакомство с образами камерной музыки, с жанром
ноктюрн.
4.Основная часть.
Учитель: На уроках мы с вами знакомились с вокальными и
инструментальными серенадами Ф. Шуберта и В. Моцарта («Маленькая ночная
серенада»). Эти произведения относятся к жанру ноктюрна.
Широкое распространение ночная музыка получает в XVIII веке. Тогда
Ноктюрнами называли пьесы, предназначенные для исполнения на открытом
воздухе в ночное время.
Запишите в тетради определение: Ноктюрн в переводе с латинского
значит ночная песня,предназначенная для ночного музицирования под
открытым небом.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством русского композитора.
А.Бородина Александр Порфирьевич Бородин был замечательным
композитором и талантливым ученым химиком. Он прославил как русскую
музыку, так русскую науку.
Жемчужиной русской камерной классики 19 века по праву считается
«Квартет № 2» Александра Порфирьевича Бородина, который композитор
посвятил своей жене – прекрасной пианистке Екатерине Сергеевне Бородиной.
Вспомните, что такое квартет?
Квартет
— музыкальное произведение, в исполнении четырёх музыкантов-
исполнителей.
Чаще всего композиторы пишут струнные квартеты.
Квартет №2 Бородина – произведение программное, т.е. в его основе лежит
определенная программа.
Квартет относится к камерной музыке. Прежде чем послушать 3-ю часть
квартета – Ноктюрн, эту удивительную по своей красоте музыку, - прочитаем
строки письма Александра Бородина к своей жене (стр.104 «Никогда ещё я так
далеко не уезжал от тебя, и кажется, никогда ты мне не была так близка,
как теперь.Пойми только : я в Гейдельберге!!! Ещё по дороге мимо меня,
как в панораме , проносились давно знакомые берега,которые мы видели
ещё с тобой.
Можешь думать,что я должен был перечувствовать!…)
Послушайте Ноктюрн и проследите за развитием чувств и эмоциональных
состояний в этой музыке. Обратите внимание, как естественно тема переходит
от одного инструмента квартета к другому.
Слушание Ноктюрн из Квартета №2 А. Бородин
Учитель:В музыке Ноктюрна сплетение голосов струнных инструментов
напоминает разговор, беседу. Эта беседа-согласие или беседа-спор?
Какова эта беседа – доброжелательная, спокойная, уравновешенная или
напряженная, с накалом чувств, эмоций, нервозная?
Ученики:
1.Вначале медленно плывет мелодия, полная какой-то особой ночной красоты.
2. В этой мелодии и тихая задумчивость, и страстность и ночная глубина, и
волнующий ночной покой.
3.Покой замер, как бы растворился в ночи голос виолончели, и та же мелодия
родилась в высоком, звенящем голосе скрипок. Снова и снова она повторяется.
Меняется только ее настроение: то спокойное, то взволнованное, почти
тревожное.
Учитель:Подберите слова, наиболее точно передающие образ этой музыки:
Ученики:тишина,покой, созерцательность, страстность, нега, восторг,
нежность, порыв, томление, трепетность.
Учитель: Какие русские поэты известны своими Ноктюрнами?
Ученики: Известны своими Ноктюрнами такие русские поэты,
как Ф.И.Тютчев и А.А.Фет
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, -
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
Ф. Тютчев
Учитель:Послушайте Ноктюрны П. Чайковского и Ф. Шопена. Определите
кому, какой ноктюрн принадлежит? Сравните их, по каким особенностям вы это
определили.
Слушание Ноктюрны П. Чайковского, Ф. Шопена.
Ученики: Сходство эмоционально-образного строя.
Учитель: Рассмотрим живописные полотна западноевропейских художников –
К. Фридриха «Двое созерцающих луну», Дж. Уистлер «Ноктюрн: Синее и
золотое - старый мост Баттерси». Опишите данные картины.
Ученик: Картина К. Фридриха «Двое созерцающих луну», Дж. Уистлер. Мы
видим двоих, чей образ предстает перед нами практически в виде силуэта.
Однако при тщательном рассмотрении мы можем кое-что понять об этих двух
людях. Сначала можно предположить, что это два путника, остановившиеся
полюбоваться ночным небом. Но если отметить, что оба одеты в соответствие с
модой того времени, то становится понятно – это местные жители, уставшие от
города и вышедшие на дальнюю прогулку.
Ученик:Сначала Дж.Уистлер назвал эту картину "Ноктюрн в синем и
серебряном №5". Это первоначальное название многозначительно.
Во-первых, оно подчеркивает ту роль, которую художник отводил цветовой
гамме. Во-вторых, цифра говорила о намерении Уистлера писать целую серию
"Ноктюрнов". Главным элементом композиции выступает старый деревянный
мост в Баттерси, разрушенный в 1881 году. Этот мост считался довольно
опасным местом, поскольку много раз был поврежден судами, с трудом
протискивавшимися между его тесно поставленными сваями. Желая придать
мосту более изящный вид, Уистлер изменил его очертания, увеличив высоту
сооружения и расширив его пролеты. Скорее всего, эта картина была создана
под влиянием гравюр японского художника Хиросиге с изображением
фейерверков.
"Задумчивую" атмосферу Уистлер передал с помощью свободных,
широких мазков, благодаря которым дальний берег реки кажется окутанным
туманной дымкой.
5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
6.Вокально-хоровая работа
1.Распевка.
2.Музыкально-ритмические упражнения.
3.Работа над песней ««Человеку мало надо»
Г. Азаматова- Бас».
ЧЕЛОВЕКУ МАЛО НАДО.
Мы живем в мире чудесном здесь, сегодня, сейчас,
Сложном и интересном и прекрасном для нас,
Сколько разных загадок предстоит нам раскрыть-
Человеку, в общем, мало надо, чтоб вполне счастливым быть
ПРИПЕВ:
Чтоб всегда хотелось узнать то, чего еще не знаешь,
В общем, чтоб хотелось мечтать, а мечты сбывались
Чтобы в нашем мире большом все понять других старались,
Чтобы было всем хорошо и вокруг все улыбались.
7. Обобщение темы:
Что самое главное необходимо запомнить с урока?
С творчеством какого композитора мы сегодня познакомились?
Какие картины звязаны с музыкой Ноктюрн?
Кому посвятил Квартет №2 А.Бородин?
8.Рефлексия.
Что понравилось на уроке?Что не понравилось?
9.Оценивание учащихся.
Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).
10.Домашнее задание
Написать эссэ по картине К.Фридриха «Двое созерцающих луну» и выполнить
рисунок.
Спасибо за урок.