Автор: Кравчук Елена Алексеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №30"
Населённый пункт: г.Норильск Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Личностно-ориентированный подход при организации творческой работы учеников на уроке математики
Раздел: полное образование
Личностно-ориентированный подход при организации творческой
работы учеников на уроке математики.
Сегодня общество нацеливает школу на развитие учащихся.
Социально-экономическое положение в России определяет необходимость
воспитывать людей творческих, конструктивно и творчески мыслящих,
готовых
к
решению
нестандартных
жизненных
задач.
Личностно-
ориентированный подход в обучении позволяет учитывать свойства,
присущие любой личности (стремление к свободе,
независимости;
собственный личностный смысл; потребность в самоутверждении), дает
возможность развить индивидуальность ученика, создает условия для его
саморазвития,
самовыражения,
возможность
себя
реализовать,
ведь
каждый
здоровый
ребенок
стремится
раскрыть,
реализовать
свой
природный потенциал. Итак, личностно-ориентированный подход – это
методологическая
ориентация
в
педагогической
деятельности,
позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий,
идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы
самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка,
развитие его неповторимой индивидуальности. Роль учителя личностной
направленности заключается не в передаче знаний, умений и навыков, а в
организации
соответствующей
образовательной
среды,
обучаясь
в
которой, ученик опирается на личностный потенциал и соответствующую
технологию
обучения.
Обучение
здесь
понимается
как
совместная
деятельность ученика и учителя, которая направлена на индивидуальную
самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе
освоения изучаемых дисциплин. Необходимо выделить следующие законы
обучения, в которых в качестве объектов связи фиксируются личностные
параметры ученика:
Закон
взаимосвязи
творческой
самореализации
ученика
и
образовательной среды.
Степень реализации творческого потенциала
1
ученика зависит от условий, средств и технологий, включаемых в
обеспечение образовательного процесса. Возможность выбора учеником
целей обучения, открытое содержание образования, природосообразные
технологии обучения, введение индивидуальных траекторий, темпа и форм
обучения – эти условия повышают творческую самореализацию ученика.
Закон
взаимосвязи
обучения,
воспитания
и
развития.
Любая
деятельность, направленная на обучение, сопряжена с развитием в ученике
его личностных качеств, с его воспитанием как члена общества. Даже если
учитель
считает
себя
«узким
предметником»
и
не
ставит
явных
воспитательных или развивающих целей, он все равно оказывает влияние
на формирование соответствующих качеств учеников.
Закон
обусловленности
результатов
обучения
характером
образовательной
деятельности
учащихся.
Результат
обучения
выражается образовательными продуктами ученика. От того, насколько
активна, продуктивна и личностна организуемая деятельность ученика,
зависит и ее результативность. Наибольшее влияние на результаты
обучения оказывают применяемые технологии, формы и методы обучения.
Эффективнее усваивается не то, что изучается, а то, как это делается.
Специфику
образовательной
деятельности
ученика
в
личностно
ориентированном обучении определяют следующие принципы:
1. Принцип личностного целеполагания ученика: Образование каждого
учащегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей.
В данном принципе говорится, что предметные цели учителя уступают
место целям педагогическим – научить ученика выстраивать собственную
траекторию в этих образовательных областях. Я считаю, что до той поры
пока цель неясна ученику, учителю нет вообще смысла вести разговор о
каком
либо
творчестве,
да
и
вообще
какой-либо
деятельности.
Педагогические
цели
гораздо
шире
и
значительнее,
нежели
узкопредметные.
Например,
можно
поставить
цель:
довести
до
автоматизма навык ученика по решению линейных уравнений и добиться
2
этой цели; но через какой-то промежуток времени этот навык может
исчезнуть; но если поставлена цель, например, самостоятельно выделить
основные типы линейных уравнений, составить самому алгоритмы их
решений, то такой навык вряд ли когда забудется.
2.
Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории:
Ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор
основных компонентов своего образования: смысла, целей, задач, темпа,
форм м методов обучения, личностного содержания образования, системы
контроля и оценки результатов.
3. Принцип метапредметных основ образовательного процесса: Основу
содержания образовательного процесса составляют фундаментальные
метапредметные объекты, обеспечивающие возможность субъективного
личностного познания их учениками.
4. Принцип продуктивности обучения: Главным ориентиром обучения
является личное образовательное приращение ученика, складывающееся
из его внутренних и внешних образовательных продуктов учебной
деятельности.
Продуктивное
обучение
ориентировано
не
столько
на
изучение
неизвестного, сколько на приращение к нему нового, на сотворение
учениками образовательного продукта. Так, к образовательной продукции
по
математике
можно
отнести
творческие
работы
на
темы:
«Индивидуальная программа по математике», «Экзаменационная работа
самому себе».
5.
Принцип
первичности образовательной
продукции
учащегося:
Создаваемое учеником личностное содержание образования опережает
изучение образовательных стандартов и общепризнанных достижений в
изучаемой области. Приоритет, на мой взгляд, должен отдаваться не
столько изучению готовых знаний по математике, сколько занятиям самой
математикой, ее проблемами.
3
6.
Принцип
ситуативности
обучения:
Образовательный
процесс
строится на ситуациях, предполагающих самоопределение учеников и
поиск их решения. Учитель сопровождает ученика в его образовательном
движении.
Например, чтобы ученик создал свою таблицу сложения чисел, он должен
заинтересоваться этой проблемой; ему нужно помочь выяснить смысл
чисел, их связь друг с другом; научиться выявлять закономерности
расположения чисел, придумать несколько числовых таблиц; лишь
вооружившись
средствами
математического
творчества,
ученик
сконструирует собственную таблицу сложения.
7. Принцип образовательной рефлексии:
Образовательный процесс
сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами образования.
Рефлексия – не припоминание главного из урока или формулирование
выводов,
это
осознание
способов
деятельности,
обнаружение
ее
смысловых
особенностей,
выявление
образовательных
приращений
ученика и учителя. Учащийся не просто осознает сделанное, он еще
осознает способы деятельности, т.е. то, как это было сделано.
Если
мы
спросим себя как ученика, что нам запомнилось больше: чему нас обучали
или как это происходило? В результате воспоминаний, многие придут к
выводу, что то, как нас учат, действует сильнее и остается в памяти
надолго, в отличие от того, чему учат. То, что делаешь сам, усваивается
лучше.
Учитель должен работать так, чтобы каждому в коллективе учиться
хотелось, - и чтобы каждый проучился успешно. В школьном деле важны
ведь не только цели обучения. Есть иные, не менее существенные цели,
можно назвать их «целями защиты личности».
4
ЧТОБЫ:
Не озвереть от неудач,
Не присмыкаться и не кусаться!
Перейти в разряд успевающих.
Получить прочные знания о себе, о людях, о природе,
Не обижать слабого, но и не опускаться до него,
Не презирать сильного, а учиться у него.
Развивать все свои способности,
Понять свои сильные стороны.
Не унижать, а поднимать до себя,
Не страдать от непонимания,
Развивать благородство без самоуничтожения,
Работать творчески,
Иметь время на увлечения,
Получить знания точные, прочные.
И самому
Не потерять уважение к себе.
5
Я убеждена, что эти цели достижимы относительно любых детей и
учителей.
В обучении творческого типа основной целью является организация
продуктивной
деятельности
учеников.
Методы
обучения
должны
способствовать продуктивной деятельности и личностному росту ученика
сообразно его индивидуальным возможностям.
МЕТОДЫ ТВОРЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ:
Метод
эвристического
наблюдения.
Ученики,
осуществляют
наблюдение,
получают
собственный
результат.
Степень
творчества
ученика в ходе его наблюдений определяется новизной полученных
результатов по сравнению с уже имеющимися у него ранее. Цель данного
метода – научить детей добывать и конструировать знания с помощью
наблюдений. Для учеников 5 класса здесь можно дать задание :
«Вычислить стоимость школьных принадлежностей в вашем портфеле».
Дети успешно и с большим интересом справятся с поставленной задачей.
Для учеников 6 класса будет актуально коллективное задание: изучите,
какое чувство испытывают ваши одноклассники перед контрольной
работой (уверенность, беспокойство, страх, безразличие и т.д.). Проведите
опрос и запишите результаты опроса в таблицу. На основании данных
постройте столбчатую диаграмму. Какие выводы можно сделать по
результатам опроса?
Метод
исследования.
Ученикам
предлагается
самостоятельно
исследовать заданный объект по следующему плану: цели исследования –
план работы – факты об объекте – опыты, рисунки опытов – новые факты –
возникшие вопросы и проблемы – результаты – выводы. Выполнив
последовательно все шаги, практически любой ученик получает свой
собственный образовательный результат.
Метод
конструирования
правил.
Изучаемые
в
общеобразовательных курсах правила могут быть созданы, «открыты»
учениками.
6
Так, на уроке алгебры в 8 классе, ученики путем творческой работы
самостоятельно могут создать алгоритм построения графика квадратичной
функции. Приведу пример такого алгоритма:
1.
Графиком
квадратичной
функции
f(x)=ax
+bx+c
является
парабола.
2.
Определить, куда направлены ветви параболы. Если а
0 - вверх,
если а
0 – вниз.
3.
Найти вершину параболы (х
,у
) по формуле x
=-
, y
=f(x
) или y
=
.
4.
Построить на координатной плоскости вершину параболы.
5.
Провести ось параболы, которой является прямая x=-
.
6.
Относительно оси параболы, отметить две точки на оси х.
7.
Найти значение функции в этих точках.
8.
Построить на координатной плоскости получивщиеся точки.
9.
Через эти три точки провести параболу.
10.Если точек недостаточно для построения, то взять еще две точки
и строить график по пяти точкам.
11.Подписать график функции.
Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам
ранее продукта в результате их определенных умственных действий.
Метод разнонаучного видения. Изучение объекта с позиции разных
наук и социальных практик позволяет найти новые грани проблемы и
способы ее решения. Вот пример задания для 7 класса, с помощью
которого реализуется данный метод: «Выясните, что есть общего в числах
и геометрических фигурах».
МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ.
Метод ученического целеполагания. Выбор учениками целей из
предложенного учителем набора; составление собственных целей и задач.
7
Метод
нормотворчества.
Разработка
учениками
норм
индивидуальной и коллективной деятельности.
Метод
взаимообучения.
Учащиеся
в
парах,
группах
или
в
коллективных занятиях с целым классом выполняют функции учителя,
применяя доступный им набор педагогических методов.
Метод
контроля.
При
личностно-ориентированном
подходе
образовательный продукт ученика оценивается по степени отличия от
заданного, то есть чем большего научно- и культурно-значимого отличия
от известного продукта удается добиться ученику, тем выше оценка
продуктивности его образования.
Метод рефлексии. Образовательным результатом обучения является
только тот, который осознан учеником. Ученик должен понимать, что он
делал и чему научился, мог сформулировать способы своей деятельности и
полученные результаты.
Приведу рекомендации по применению мной методов организации
обучения на примере урока математики в 6 классе по теме: «Сложение и
вычитание дробей с разными знаменателями».
Метод творческого
обучения, который соответствует этому уроку – конструирование
правил. В занятии принимает участие весь класс, где наряду с
одаренными в области математики детьми, принимают участие и менее
способные дети. Класс разбит на группы таким образом, чтобы дети были
приблизительно равны по силам и с учетом пожеланий самих детей.
1. В начале урока важно обсудить проблемы, которые необходимо
решить:
- Чем отличается сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
от тех же действий с одинаковыми?
- Могу ли я на данный момент выполнить эти действия?
- Для чего нужно складывать и вычитать дроби с разными знаменателями?
2. На следующем этапе реализуется ученическое целеполагание. Цель
работы на уроке формулируют сами ученики, исходя из предложенных
8
проблем.
Основная
цель,
которая
должна
быть
сформулирована
учениками: составить собственный алгоритм сложения и вычитания
дробей с разными знаменателями.
3. При организации такой работы задействованы следующие способности
учащихся:
- способность видеть исходную проблему;
- формулировать неясные моменты темы в виде вопросов (самому себе или
товарищам);
- искать пути решения проблемы, «копаясь» в своих знаниях по теме,
учитывать свои возможности;
- находить решения и делать выводы, оформляя их словестно и писменно;
- логически мыслить, анализировать проблему;
- обобщать и систематизировать изученный ранее материал;
4.
Возможные
способы
деятельности
учеников,
которые
будут
использованы на пути достижения цели:
- обсуждение в группах темы, цели;
- в парах: придумать пример и записать на листочке;
- обсудить метод решения в четверках;
- составить шаги решения примера;
- выступить в защиту своего алгоритма;
- проверить алгоритм в действии на доске, выявить характерные ошибки.
5. Возможные трудности. Основная трудность для учителя в том, чтобы
максимально точно сформулировать правила поведения и работы детей на
такого типа уроке, чтобы у детей не возникли сомнения в предоставленной
им свободе выбора проблем, путей достижения цели. Существует и
возможность провала, когда цель урока не достигается. Причина: уход в
сторону от поставленной цели, увлечение другими вопросами.
6. Диагностика и контроль. Внешний образовательный продукт - это
составленный детьми алгоритм. Внутренний продукт будет частично
выявлен с помощью рефлексии, а на следующих уроках при помощи
9
разноуровневой диагностики. Работа лучшей группы будет зафиксирована
отметкой «отлично», работа остальных групп в зависимости отметкой
«хорошо» или словестным пожеланием работать активней на следующем
занятии.
7. Рефлексия. Здесь я предлагаю ученикам небольшой тест: Добились ли
вы поставленной цели? Если да – выполните по выбору:
а)
; б)
; в)
. Если нет – обьяснить почему.
8. Заключительный этап - анализ работы на уроке. Работа выполнена
успешно, если:
- за время урока учителю не представилось ни одного случая делать
выводы за своих учеников;
- работа велась в хорошем темпе и полученный результат был если не
необычным, то полностью продуктом творчества самих учащихся.
- до конца урока в классе сохранялся хороший творческий настрой детей и
учителя.
ФОРМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ:
- занятия-поиски;
- занятия-исследования;
- урок-игра.
Среди
форм
организации
учебной
работы
преобладают
парные,
групповые, коллективные взаимодействия.
Процесс познания разворачивается на занятиях-исследованиях и занятиях-
поисках.
Такие
занятия
способствуют
максимально
активизировать
внутренний мир ребенка, мышление, опыт. На занятиях-исследованиях
ученик становится субъектом учебного процесса: он сам ставит цели,
выбирает пути и способы выполнения данных учителем заданий,
корректирует, контролирует и оценивает свой ответ при обсуждении в
группе, переосмысливает изучаемый материал.
10
В технологии занятий-поисков центральное место занимает личностная
ситуация, стимулирующая постановку вопросов, а затем – индивидуально-
коллективный поиск оптимального количества вариантов решений. Одна
из целей таких занятий: создать ситуацию, при которой ученик сам бы
ответил на все возникающие у него вопросы. Его ответы могут быть не
похожи на ответы учителя и его товарищей, но он чувствует гордость за
самостоятельно найденный ответ.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание,
планирование, реализация цели, а так же анализ результатов, в которых
личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой
деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора
и
элементами
соревновательности,
удовлетворения
потребности
в
самоутверждении, самореализации. Феномен игры состоит в том, что
являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в
творчество. Игру можно использовать в качестве технологии урока или его
фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Приведу пример игры как фрагмента урока математики в 5 классе по теме
«Десятичные дроби». На доске плакат. Цветы и рыбки съемные (девочки
«собирают» цветы, мальчики «ловят» рыбу, на обратной стороне вопросы).
Сорвав цветок или поймав рыбу, учащиеся отвечают на вопросы (по
очереди).
Вопросы:
11
1.
Что такое дробь?
2.
Какая дробь называется десятичной?
3.
Как сравнивать десятичные дроби?
4.
Правило сложения десятичных дробей.
5.
Правило вычитания десятичных дробей.
6.
Как умножить десятичные дроби?
7.
Как умножить десятичные дроби на 10. 100, 1000 и т. д.?
8.
Как разделить десятичную дробь на натуральное число?
9.
Правило деления десятичных дробей.
10.Как умножить десятичные дроби на 0,1; 0,01; 0,001 и т. д.?
11.Как разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д.?
12.Как разделить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 и т. д.?
13.Что такое процент?
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
По отношению к учебным предметам творческие работы учеников
делятся на три вида.
Предметная продукция по традиционным учебным курсам: сочинение,
составленная
задача,
сформулированное
понятие,
правило
и
закономерность, поделка, игра, викторина, сценарий спектакля и др.
Межпредметная
и
метапредметная
продукция
как
результат
исследования фундаментальных образовательных объектов, выходящих за
рамки одного изучаемого предмета.
Методологическая продукция:
примененные, осознанные и описанные
методы познания; выводы и обобщения; способы анализа, составленные
вопросы; технологии поиска ответов; планы самостоятельной работы,
анализ учебной деятельности, самооценки, отзывы.
Одной из тем творческих работ можно предложить ученикам: Составьте
сборник задач по теме «Решение задач на движение». В сборнике – 3
главы:
движение
«навстречу
друг
другу»,
движение
«в
одном
направлении», движение по реке. К каждой задаче составьте схему и
12
математическую модель. Предложите свои схемы для задач: четкие,
понятные, содержательные, цветные, и т.д.
Можно устроить «смотр» задач – предложить каждому составить по три
разные задачи. Лучшие – дополняются схемами и помещаются в задачник.
Можно дать задания группам – каждой группе ребят – свой тип задач.
Какая группа придумает больше задач? Чья формулировка интересней?
Предлагается несколько номинаций для задач: Самая веселая, Самая
красивая, Самая наглядная.
Так же по теме «Площадь» я предлагаю ученикам 5 класса
следующее практическое задание: разрежьте фигуру А на части, из
которых можно составить фигуру В. Чему равна площадь фигуры?
Приведу еще несколько наименований творческих работ:
13
- Начерти график изменения своей активности (продуктивности) на
протяжении урока (ось у - 100%, а ось х - этапы урока).
- Организуй выставку геометрических рисунков (7 класс).
- Начерти график своей активности на протяжении урока (7 класс).
-
Проверь
формулу
для
вычисления
объема
прямоугольного
параллелепипеда на практике (5 класс).
- Составить разные типы математических уравнений (5 класс).
- Сочините сказку «Приключения положительных и отрицательных чисел»
(6 класс).
- Изготовить модель шара, конуса, призмы, пирамиды позволяющую
демонстрировать сечение этих фигур плоскостью (10 класс).
- Составить кроссворд (5 класс).
Выполняемые учениками творческие и исследовательские работы
могут обсуждаться во время обычных уроков и на творческих неделях.
Чем старше возраст и выше подготовка учеников, тем более длительной
становится их работа над определенной учебной темой. Наиболее емкие
творческие работы ученики готовят и защищают в конце учебной четверти
или года во время проведения творческих недель.
Всякий раз, подбирая методы или формы обучения, необходимо четко
представлять какой образовательный продукт будет создан учениками на
занятии. Учитель должен создавать условия, которые позволяют каждому
ученику поверить в то, что нет никаких ограничений для его творчества,
тогда и воображение пойдет по пути поиска истинного решения. Задача
учителя не подавлять природу ребенка, относиться к нему как к равному
себе, находиться в постоянном поиске вместе с детьми, вдохновлять на
открытие новых знаний, понимать, что «ребенок – это
факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который надо наполнить» (Ф.
Рабле).
Литература:
14
1.
Анохина
Г.М.
Технология
личностно-адаптированной
системы
обучения. - Научно-практический журнал школьного технолога (завуча).
М.: Школьные технологии, 2003, № 3.
2. Селевко Г.К. Игровые технологии. - Научно-практический журнал. М.:
Школьные технологии, 2006, № 4.
3. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - Книга для
учителя. М.: Просвещение, 1990.
4. Яновицкая Е.В., Адамский М.Я. Большая дидактика и 1000 мелочей в
разноуравневом
обучении.
–
СПб.:
Агенство
образовательного
сотрудничества, 2005.
5. Хуторской А.В. Личностно-ориентированные уроки по математике.
(Электронный ресурс) – М.: Центр дистанционного образования «Эйдос»,
2003.
6. Хуторской А.В. 35 методов творческого обучения. (Электронный
ресурс) – М.: Центр дистанционного образования «Эйдос»,2004.
15