Автор: Шалина Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности развития индивидуальности младших школьников
Раздел: начальное образование
Особенности развития индивидуальности младших школьников
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11
лет. Границы этого возраста могут сужаться и расширяться в зависимости от
применяемых методов обучения: более совершенные методы обучения ускоряют
развитие, а менее совершенные замедляют его. По данным физиологов, к 7 годам кора
больших полушарий является уже в значительной степени зрелой.
Не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и
развивает индивидуальность. Для того чтобы деятельность положительно влияла на ее
развитие, она должна удовлетворять некоторым условиям:
- во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые
положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного
удовлетворения от деятельности, тогда у него возникнет стремление по собственной
инициативе, без принуждений заниматься ею. Живая заинтересованность, желание
выполнить работу возможно лучше, а не формальное, равнодушное и безразличное
отношение к ней - необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла
на развитие индивидуальности;
- во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой. Если
деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно
заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как
средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с
созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом
себе новых возможностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку,
повышает
уровень
притязаний,
порождает
уверенность
в
себе
и
чувство
удовлетворенности от достигнутых успехов;
- в-третьих, важно организовать деятельность ребенка так чтобы он преследовал
цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый им
уровень выполнения деятельности. Если выполняемая деятельность находится в зоне
оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой
развитие его индивидуальных способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский называл
зоной потенциального развития.