Напоминание

"Формирование художественного мышления в литературе 20 века"


Автор: Ковалева Ольга Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Малинская средняя общеобразовательная школа имени П.М. Овсянкина"
Населённый пункт: Московская область, Ступинский район, п.Малино
Наименование материала: элективный курс по литературе 10 класс
Тема: "Формирование художественного мышления в литературе 20 века"
Раздел: среднее образование





Назад




Рабочая программа элективного курса по литературе «Формирование художественного мышления в литературе 20 века»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная программа составлена на основе авторской программы Глебовой Н.Н., г.Волгоград. Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов. Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение учащимися этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без продолжения этой работы за рамками школьного урока. Цель элективного курса «Формирование художественного мышления в литературе 20 века» - становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью. Элективный курс по литературе предполагает систематическое чтение художественных произведений и знакомство с новинками современной литературы. Задача курса – воспитать читателя, научить школьника размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки, в том числе и нравственные, а в конечном итоге – помочь становлению и формированию личности. В соответствии с этим, целью элективного курса становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений; формированию личности, умеющей думать, сопереживать, способной за строкой литературного произведения видеть современную действительность, пропускать художественные произведения через свою душу. Задача курса – заинтересовать ученика новейшей литературой, дать современному писателю современного читателя. Разнообразие форм подачи материала повышает эффективность учебно- воспитательного процесса и его результативность, позволяет вывести ученика из состояния пассивности в состояние активного действия, когда резко возрастает познавательный интерес к предмету, растут качественные показатели, т.е результативность обучения. Данная программа помогает решать задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы: - формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни человека; - формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности; - формирование эмоциональной культуры личности; - развитие воображения творческих способностей, инициативы; - формирование положительных нравственных качеств и высокой гражданской ответственности за судьбу Отечества; - развитие навыков устной и письменной речи, умение четко и грамотно выступать перед аудиторией; - развитие коммуникативных навыков: Данная программа направлена на совместную работу ученика и учителя, совместную работу ума, чувств, воли, на воспитание читающего, грамотного гражданина. Отбор произведений современной литературы подчинен этим задачам. Программа представляет собой цикл занятий, посвященных творчеству современных авторов, и опирается как на книжные, так и журнальные публикации последних десятилетий. Особенностью текстов, включенных в программу, является то, что по своей жанровой природе это, как правило, рассказы и небольшие повести. Такие произведения удобны для текстуального анализа и позволяют сосредоточиться не только на осмыслении содержания, но и на выявлении художественного своеобразия текста. Представленные в программе произведения принадлежат перу как совсем
молодых, так и уже получивших читательское признание авторов. Программа содержит ряд тематических разделов, каждый из которых посвящен нескольким произведениям, изучаемым текстуально. Программа направлена на выработку следующих основных умений: - владение техникой грамотного и осмысленного чтения; - владение умением выразительного чтения; - умение самостоятельно анализировать произведение и давать ему оценку; - умение грамотно отроить свое монологическое высказывание и слушать мнение товарищей; - умение выполнять письменные работы различных жанров. В связи с тем, что в современной литературе появляются новые и возвращаются забытые имена, учитель вместе с учащимися может вносить в программу необходимые изменения. В программе указано распределение учебного времени по блокам, однако на занятиях возможно варьирование материала: углубление, сокращение некоторых тем ( и их замена ), использование освободившегося времени на различного рода практические литературные работы. Данный курс рассчитан на 34 часа , 1 раз в неделю.
Содержание курса

«Формирование художественного мышления в литературе 20 века»

ВВЕДЕНИЕ
Развитие художественных и идейно – нравственных традиций современной литературы. Основные направления и тенденции развития. Многоплановость, жанровое многообразие.
Раздел 1. “ЭТИ НЕПРОСТЫЕ ЗО-е ГОДЫ”
Всенародная трагедия народа. Широта художественной панорамы. Глубина постижения исторических процессов. В.Белов "Кануны", С.Залыгин "На Иртыше", Б.Можаев "Мужики и бабы", С.Антонов "Овраги", В.Тендряков "Хлеб для собаки". Крушение мечты о “всеобщем счастье”. Тема раскрестьянивания в литературе.
Раздел 2. ГОДЫ РЕПРЕССИЙ.
Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Отражение эпохи 30 -40-х годов. Судьба российской интеллигенции. Ответственность народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. Тема памяти живых и погибших. Органическое единство художественного и публицистического в произведениях современных авторов. В.Дудинцев "Белые одежды", Д.Гранин "Зубр", В.Шаламов" Колымские рассказы" О.Волков "Погружение во тьму", С.Довлатов “Зона”, Г.Владимиров “Верный Руслан”.
Раздел 3. «ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ В ПЛАМЕНИ ВОЙНЫ»
Углубление темы Великой Отечественной войны в современной литературе. Художественное исследование духовных истоков массового героизма народа в защите Отечества. Образ молодого бойца. Суровая правда войны. Героика военных будней. Осмысление подвига и трагедии народа. Психологическая проза, нравственные основы личности человека в трагических коллизиях войны. “Афганская” и “чеченская” проза. Художественно – документальный жанр. К.Воробьев “Это мы, Господи”, В.Кондратьев "Сашка", Г.Бакланов "Навеки - девятнадцатилетние", Е. Носов “Костер на ветру”, В.Астафьев "Прокляты и убиты" “Так хочется жить", М.Карим “Помилование”, В.Быков "Медовый месяц", "Полюби меня, солдатик”, С.Алексиевич "У войны не женское лицо". О.Ермаков “Последний рассказ о войне”, К. Таривердиев “Ловушка”, ”Перебежчик”, Н.Иванов “Спецназ, который не вернулся”, “Вход в плен бесплатный”, А. Проханов “Чеченский блюз”, В. Маканин “Кавказский пленный”.

Раздел 4. "БЕРЕГИ В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА"
Нравственная красота нашего современника. Проблема отношений личности и коллектива. Пристальный интерес к сложному духовному миру человека, нравственным основам его характера. Е. Носов "Яблочный Спас", "Карманный фонарик", В.Распутин "В ту землю”, ”Женский разговор", "Нужная профессия", “Изба”. Связь рассказа с житийной литературой. Вера в силы народного духа, золотые сердца русских крестьян. С.Бабаян "Моя вина", "Кучук - Ламбат", С.Залыгин "Ирунчик", "Уроки правнука Вовки", Б. Екимов “Пиночет”. Современная поэзия о нравственности.
Раздел 5. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Философское осмысление проблемы – отношение человека к природе. Утверждение нравственных законов отношения человека к миру. Значение образов природы. Роль автора – рассказчика. Публицистичность и лиризм произведений. В.Распутин "Прощание в Матерой", В. Астафьев "Царь-рыба", П.Краснов "Шатохи", С.Алексиевич "Чернобыльская молитва", Г. Медведев “Чернобыльская тетрадь”, “След инверсии”, Ю. Щербак “Чернобыль”. Боль за родную землю. Органическое единство художественного и публицистического жанра. А.Варламов "Гора", "Байкал". Экологические и нравственные проблемы современности.
Раздел 6. ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ
Изображение духовной и физической мощи человека. Трудный быт простого человека. Отношение к труду как к главному делу жизни. Проблема ответственности человек за свое жизненное поведение (проблема жизненного выбора), понятие гражданского долга, высота нравственных требований к человеку. Ф.Абрамов "Деревянные кони", "Пелагея", "Алька", Б. Екимов “Пиночет”,”Фетисыч”, “Пастушья звезда”, В. Астафьев “Людочка”, Г.Бакланов “Кондратий”, Д.Бакин “Сын дерева”, “Страна происхождения”, А. Цветков“ Герой рабочего класса”, В. Золотуха “Последний коммунист”, С. Довлатов“Чемодан”, Ю. Трифонов “ Обмен”. Образ молодого героя на страницах произведений последних десятилетий. Поиски героя времени.
Раздел 7. ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
. А. Цветков “Герой рабочего класса”, В. Золотуха “Последний коммунист”. Проблема поиска героя времени. Судьба “растерянного” поколения 90-х годов. Проблема “отцов” и “детей”. С. Довлатов “Чемодан”, Ю. Трифонов “Обмен”. Русская интеллигенция в испытаниях времени.
Раздел 8. МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА
. В. Акунин “Азазель”. Жанр детектива. М. Успенский “Там, где нас нет”. Жанр фэнтези. Сага о похождениях русского богатыря Жихаря. Поэтика романа. М. Веллер “Приключение майора Звягина”. Плутовской роман. Похождение ловкого авантюриста.
Календарно - тематическое планирование



Тема урока

Кол-во

часов

План

Факт

Введение (1 час)
1. Основные направления и тенденции развития современной литературы
1

Раздел 1. “ЭТИ НЕПРОСТЫЕ ЗО-е ГОДЫ” (2 ч.)

2
“Так это было на Земле”. (Обзор произведений, посвященных теме коллективизации)
1

3
Крушение мечты о “всеобщем счастье”. Тема
1

“раскрестьянивая” в романах Б.Можаева “Мужики и бабы”, С.Антонова “Овраги”, С.Залыгина “На Иртыше”
Раздел 2. ГОДЫ РЕПРЕССИЙ (3ч)

4
Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Отражение эпохи 30 -40-х годов.
1

5
Тема памяти живых и погибших
1

6
Органическое единство художественного и публицистического в произведениях современных авторов.
1

Раздел 3. «ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ В ПЛАМЕНИ ВОЙНЫ» (6 ч.)

7
Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе Е. Носова “Костер на ветру”
1

8
Образ молодого солдата. Г. Бакланов “Навеки – девятнадцатилетние”. В. Кондратьев “Сашка”. М. Карим “Помилование”
1

9 -

10
Женщина и война. С. Алексиевич “У войны не женское лицо”. В. Быков ‘Полюби меня, солдатик”. В. Астафьев“Пастух и пастушка”. Стихи Ю. Друниной.
2

11
“Афганская” и “чеченская” проза. С. Дышев “Да воздастся”
1

12
Сочинение – рецензия на прочитанную книгу
1

Раздел 4. "БЕРЕГИ В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА" (4 ч.)

13
Слово, необходимое России. В. Распутин “Прощание с Матерой” и “В ту землю”. Связь с историей, с родовыми корнями.
1

14
Нравственная красота простого человека.Е. Носов “Яблочный спас”, “Карманный фонарик”.
1

15
Проблема совестливости в человеке.“Малая проза”. С. Бабаян “Моя вина”, “Кучук – Ламбат”.
1

16
О нравственности языком поэзии. Э.Асадов, А. Дементьев, Н. Рыленков, Н. Палагута, Е. Шварц, Н. Жданов, Ю.Левитанский.
1

Раздел 5. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (5ч.)

17
Тема “Человек и природа” в современной прозе. Обзор произведений.
1

18
Образы – символы, их роль в произведениях .В.Распутин “Прощание с Матерой”. Ч. Айтматов “Белый пароход”, “Плаха”. В. Астафьев “Царь – рыба.
1

19
Боль за родную землю. С. Алексиевич “Чернобыльская молитва”, Г. Медведев “Чернобыльская тетрадь”, Ю. Щербак “Чернобыль”.
1

20
Экологические и нравственные проблемы. А. Варламов “Гора”, “ Байкал”.
1

21
Человек, природа и будущее цивилизации
1

Раздел 6. ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ (4 ч.)

22
Вопросы смысла жизни. Ф. Абрамов “Деревянные кони”,
1

“Пелагея”, “Алька”.
23
Проблема взаимоотношений человека с землей. “На благословенной и такой неуютной земле…” Б. Екимов “Пиночет”.
1

24
Человек в кругу семьи. Г. Бакланов “Кондратий”.
1

25
Цена беспамятства. Рассказы Д. Бакина из книги “Страна происхождения”
1

Раздел 7. ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ (3 ч.)

26
Проблема поиска героя времени. Судьба “растерянного” поколения 90-х годов. А. Цветков “Герой рабочего класса”.
1

27
Проблема “отцов” и “детей”. В. Золотуха “Последний коммунист”.
1

28
Русская интеллигенция в испытаниях времени. С. Довлатов “Чемодан”. Ю.Трифонов “Обмен”.
1

Раздел 8. МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА
.
29
Жанр фэнтэзи. “Филологическая фантастика”. По роману М. Успенского “Там, где нас нет”.
1

30
Плутовской роман. “Игра в героя”. По роману М. Веллера “Приключения майора Звягина”.
1

31
Жанр детектива . “Игра с историей”. По детективу Б. Акунина “Азазель”
32

33

34
Литература 1. Изучение литературы ХIХ – ХХ веков по новым программам. Сб. научно – методических статей. Отв. редактор Бодрова Н.А. Самара. 2. Произведения о Великой Отечественной войне на уроках литературы и внеклассной работе. Книга для учителя. / Сост. Е.П. Пронина.-М.: Просвещение,2008 / 3. Тексты художественной литературы 4. Журнал « Литература в школе» 5. Русская литература. Конец ХХ века. Уроки современной русской литературы. Учебно – методическое пособие. – СПб.: Паритет,2001. 6. Сухих И. Сергей Довлатов: время, место, судьба. СПб., 2006 7. Шнейберг А.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына. Пособие по литературе для поступающих в вузы. М., 2005.


В раздел образования