Напоминание

"Веселая акварелька"


Авторы: Балыкина Светлана Игоревна, Карманова Наталья Петровна
Должность: учитель, воспитатель
Учебное заведение: учитель, воспитатель
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Рабочая программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования
Тема: "Веселая акварелька"
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное казенное дошкольное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 3 общеразвивающего вида «Радуга детства»

СОГЛАСОВАНО

Старший воспитатель (руководитель ДОО,

заместитель заведующего по УВР) Надеева Ю.А.

___ ___20____ г. №________________

Дата (до утверждения ООП ДО)

Рабочая программа дополнительного

образования по нетрадиционной технике

рисования «Веселая акварелька»

Разработчики:

Карманова Н.П.

воспитатель первой категории

Балыкина С.И.

Новосибирск -2019

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих

ценностей,

время

установления

первых

отношений

с

людьми.

Для

нормального

развития

детям

необходимо

творческое

самовыражение.

Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять,

выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество

само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со

стороны взрослых.

Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее

жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.

Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении

стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.

Использование

нетрадиционных

техник

на

занятиях

рисованием

способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать

положительный

эмоциональный

отклик,

развивать

художественно

творческие способности ребенка.

Актуальность

Чем

же

хороши

нетрадиционные

техники?

Они

не

требуют

высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно»

продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что

позволяет развивать умение видеть выразительность форм.

Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают»

детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования.

Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной

деятельности

(рисование,

лепки,

аппликации);

в

процессе

создания

интересного

образа,

возможно

сочетание

изобразительных

техник

и

материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).

Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более

интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую

самостоятельность, мышление и зрительный генезис.

Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования

активизирует

познавательный

интерес,

формирует

эмоционально

-

положительное

отношение

к

процессу

художественной

деятельности,

способствует эффективному развитию детского творчества.

Цель программы

Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного

возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Задачи

Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками

рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование

свечой и т.д.)

Обучать основам создания художественных образов.

Формировать практические навыки работы в различных видах

художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.

Совершенствовать умения и навыки в свободном

экспериментировании с материалами для работы в различных

нетрадиционных техниках.

Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма,

формы, объема в процессе работы с различными материалами:

красками, пластилином, солью и т.д.

Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к

материалам, используемым в работе.

Подходы и методы их реализации

Систематические занятия.

Игры, игровые приемы.

Организация и оформление выставок детских работ.

Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с

работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.

Два занятие в неделю по 20 минут

Программа рассчитана на один год (сентябрь-май).

Проведение занятий предполагается во второй половине дня в

групповом помещении.

Возраст детей 4-5 лет.

Количество детей 12 человек.

Для реализации данной программы использую следующие приемы:

Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску

пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик

набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются

салфеткой, затем краска смывается.

Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску

ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает

отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными

разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем

краска смывается.

Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и

ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не

опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон.

Получается имитация фактурности пушистой или колючей

поверхности.

Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к

штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для

получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет

мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть

различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком

снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и

приклеивается на основу.

Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному

рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по

рисунку).

Ожидаемый результат

1.Создание образов детьми, используя различные изобразительные

материалы и техники.

2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в

соответствии с возрастом.

3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.

4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

Работа с родителями

1.

Ознакомление с планом работы по нетрадиционной технике рисования

«Веселая акварелька» на родительском собрании.

2.

Папка передвижка «Как научить ребёнка рисовать».

3.

Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изобразительной

деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения,

творческого мышления и творческой активности.

4.

Познакомить родителей с некоторыми нетрадиционными техниками

рисования.

5.

Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической

деятельности.

6.

Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.

Перспективный план

Тема занятия

Нетрадиционны

е техники

Задачи

Материал

Сентябрь

1 «Осенний

лес»-

коллективная

работа

Печатание

растений

Учить детей работать

с хрупким

материалом -

листьями. Развивать

стойкий интерес к

рисованию,

воображение.

Воспитывать

аккуратность.

листья, краска,

кисти, бумага.

2 «Петушок».

Монотипия,

обведение ладони

и кулака.

Познакомить с

техникой монотипии,

закрепить умения

использовать

технику монотипия

«старая форма новое

содержание»

Лист бумаги,

акварель,

кисть, простой

карандаш,

принадлежност

и для

(ладошка с пальцами

- большое крылья,

большой палец -

голова). Познакомить

детей с симметрией,

на примере бабочки.

рисования.

Октябрь

1 «Золотая

осень».

Рисование

способом тычка.

Уточнять и

расширять

представления об

осени; продолжать

закреплять умения

детей наносить один

слой краски на

другой методом

тычка, развивать

творчество и

фантазию.

Лист, гуашь,

две кисточки,

маленький

листочек для

проверки цвета

и все

принадлежност

и для

рисования.

2«Красивый

букет»

Печатание

растений

Учить детей работать

с хрупким

материалом -

листьями. Развивать

стойкий интерес к

рисованию,

воображение.

Воспитывать

аккуратность.

Засушенные

листья, краска,

кисти, бумага.

3 «Осенние

Отпечаток

Познакомить с

Лист черного

листочки».

листьев. Набрызг.

техникой печатания

листьев. Закрепить

умения работать с

техникой печати по

трафарету. Развивать

цветовосприятие.

Учить смешивать

краски прямо на

листьях ил тампонах

при печати.

цвета, гуашь,

поролоновые

тампоны

трафареты,

принадлежност

и для

рисования

4

«Подсолнух».

Аппликация из

крупы.

Учить детей

аккуратно

распределять

лепесточки

подсолнуха из

бумаги на картон,

очень хорошо

промазать середину

цветка клеем ПВА,

аккуратно засыпать

гречневой крупой.

Цветная

бумага, клей

ПВА,

гречневая

крупа.

Ноябрь

1 «Ежик»

Метод тычка

Развивать

эмоционально-

чувственное

восприятие.

Воспитывать

отзывчивость

Бумага, гуашь,

жесткие кисти

2 «По небу

тучи бежали,

птиц в

дальний путь

отправляли»

Рисование смятой

бумагой.

Учить новому

способу рисования,

воспитывать интерес

к художественному

экспериментировани

ю, развивать мелкую

моторику.

Газета, листы

бумаги,

разноцветные

краски.

3 «Первый

снег».

Оттиск печатками

из салфетки

Закреплять умение

рисовать деревья

большие и

маленькие,

изображать снежок с

помощью

техникипечатания

или рисование

пальчиками.

Развивать чувство

композиции.

Листы бумаги,

цветные

краски,

салфетки

4 «Цыпленок»

Гуашь, ватные

диски, палочки

Учить детей

наклеивать ватные

диски, учить

аккуратно,

раскрашивать ватные

диски, "оживлять"

картинку с помощь

ватных палочек

Гуашь, ватные

диски,

палочки, листы

бумаги, клей

Декабрь

1 «Снежная

Рисование

Учить рисовать

Лист, гуашь,

семья».

способом тычка.

снеговиков разных

размеров, закрепить

приёмы изображения

круглых форм в

различных

сочетаниях,

совершенствовать

технику рисования

тычком.

две кисточки,

маленький

листочек для

проверки цвета

и все

принадлежност

и для

рисования.

2 «Елочка».

Пластилинографи

я.

Мозаика из

пластилина. Учить

отрывать от

большого куска

пластилина

маленькие кусочки,

катать из них между

пальцами маленькие

шарики, выкладывать

шариками готовую

форму елочки,

нарисованную на

светлом картоне.

Рисунок с

изображением

елочки;

пластилин.

3 «Елочка»

(продолжение)

.

Пластилинографи

я.

Продолжить мозаику

из пластилина.

Рисунок с

изображением

елочки;

пластилин.

4 «Ёлочка

пушистая,

нарядная».

Тычок жёсткой

полусухой

кистью,

Упражнять в технике

рисования тычком,

полусухой жёсткой

Листы бумаги,

цветная гуашь,

рисование

пальчиками

кистью. Продолжать

учить использовать

такое средство

выразительности, как

фактура. Закрепить

умение украшать

рисунок, используя

рисование

пальчиками.

Воспитывать у детей

умение работать

индивидуально.

жёсткие кисти

Январь

1 «Узоры на

окнах».

Раздувание капли

Развивать

ассоциативное

мышление,

воображение.

Воспитывать

желание создавать

интересные

оригинальные

рисунки.

Тонированная

бумага, белая

бумага, гуашь,

пипетка

2 «Снеговичок

»

Комкание бумаги

(скатывание)

Закреплять навыки

рисования гуашью,

умение сочетать в

работе скатывание,

комкание бумаги и

рисование. Учить

дорисовывать

Гуашь, листы

бумаги,

салфетки для

скатывания,

клей ПВА.

картинку со

снеговиком (метла,

елочка, заборчик и

т.д.). Развивать

чувство композиции.

Воспитать у ребенка

художественный

вкус.

3 «Дед

Мороз».

Аппликация из

ваты.

Учить скатывать

ватные шарики и

наклеивать на основу

рисунка.

Цветной

картон синего

цвета (по

количеству

детей),

комочки ваты,

клей, рисунок

на картоне

Деда Мороза.

4«Снегири на

ветке».

Рисование

способом тычка.

Формировать у детей

обобщённое

представление о

птицах; пробуждать

интерес к известным

птицам; расширять

знания о перелётных

птицах; упражнять в

рисовании снегирей.

Лист, гуашь,

две кисточки,

маленький

листочек для

проверки цвета

и все

принадлежност

и для

рисования

Февраль

1 «Зимний

Кляксография.

Развивать фантазию

Черная и

пейзаж».

и творчество в

рисовании зимнего

пейзажа; продолжать

учить регулировать

силу выдуваемого

воздуха, дополнять

изображение.

цветная гуашь,

лист,

пластмассовая

ложка, простой

карандаш,

гуашь,

восковые

мелки,

принадлежност

и для

рисования.

2 «Подарок

папе».

Разные

Вызвать желание

порадовать пап и

дедушек.

Материал для

аппликации

3 «Подарок

папе»

(продолжение)

Разные

Вызвать желание

порадовать пап и

дедушек.

Материал для

аппликации

4 «Наша

улица».

Печатание,

набрызг,

силуэтное

рисование

Развивать

наблюдательность,

художественный

вкус, умение

находить средства

выразительности.

Листы бумаги,

гуашь, кубики

для печатания.

Манка, тычки,

мятая бумага,

клей…

Март

1 «Букет для

мамы».

Рисование

ладошками.

Передача образа

бутона тюльпана.

Продолжить

совершенствовать

Листы бумаги

с заготовками

вазы и стебля

цветка, гуашь,

технику.

кисти.

2 «Какого

цвета весна».

Монотипия.

Обогащать и

расширять

художественный

опыт детей в работе с

акварелью,

рисованию по

мокрой бумаге,

смешивая краски

Два альбомных

листа на

каждого

ребенка,

акварельные

краски,

маленькие

губки, две

емкости с

водой, толстые

кисточки.

3 «Берег

реки».

Рисование по

сырому фону

Закрепить умение

рисовать по сырому

фону, смешивать

краски прямо на

листе, развивать

творчество,

фантазию.

Литы бумаги

формата А4,

гуашь синего

цвета,

кисточки,

подставки под

кисточки,

баночки с

водой,

салфетки.

4 «Волшебная

страна –

подводное

царство».

Рисование

ладошками

Учить передавать

образ, продолжать

работу по смешению

цветов.

Листы бумаги

круглой формы

(тарелочки);

гуашь.

Апрель

1«Пасхальное

Аппликация из

Учить методу

Салфетки,

яйцо»

салфеток.

торцевания. Передать

образ, путем

прикладывания

салфеток к основе из

пластилина.

основа яйца из

пластилина.

Паста от ручки

или стержень.

2 «Расцвели

одуванчики».

Метод тычка.

Закреплять умение

самостоятельно

рисовать методом

тычка цветы, умение

рисовать тонкой

кисточкой листья и

стебли. Расширять

знания о весенних

цветах.

Тонкая

кисточка,

листы бумаги,

гуашь.

3 «Белые

лебеди».

Рисование

способом тычка

Расширять знания о

птицах, пополнять

словарный запас

детей, воспитывать

гуманное отношение

к миру животных и

птиц;

Лист, гуашь,

две кисточки,

маленький

листочек для

проверки цвета

и все

принадлежност

и для

рисования.

4 «Солнышко»

.

Рисование

ладошками

Закреплять технику

печатанья

ладошками. Учить

наносить быстро

краску и делать

отпечатки - лучики

Листы бумаги,

гуашь,

салфетки.

для солнышка.

Развивать

цветовосприятие

Май

1 «Букет к 9

мая».

Пластилинографи

я.

Знакомство со

способом

скручивания

жгутиком,

изготовление цветов

из пластилина.

Открытки с

цветами,

картон,

пластилин.

2 «Попугаи».

Рисование

ладошками.

Закреплять умение

рисовать ладошками,

повторение

сочетание цветов.

Лист белой

бумаги, гуашь,

салфетки.

3 «Цветочная

поляна».

Рисование

ватными

палочками

Продолжать учить

детей рисовать

красками, используя

ватные палочки;

закреплять знания

цветов; формировать

интерес и

положительное

отношение к

рисованию.

Тонированные

в зелёный цвет

листы бумаги

для рисования;

готовый

рисунок –

образец,

репродукции с

изображением

цветочной

поляны

(полевых

цветов); гуашь

основных

цветов,

кисточки,

непроливайки,

салфетки.

4 «Салют».

Акварель или

гуашь, восковые

мелки

Закрепление навыка

рисования акварелью

или гуашь, учить

рисовать салют с

помощью воскового

мелка.

Все

принадлежност

и для

рисования.

Список используемой литературы:

1.

Общеобразовательная программа дошкольного образования « Детство»

Т.И. Бабаева, З. А. Михайлова, А.Г. Гогоберидзе.

2.

Р.Г. Казакова « Рисование с детьми дошкольного возраста».

Нетрадиционные техники.

3.

К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом

тычка с детьми» 3-7лет.

4.

И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя

группа

5.

И.А. Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция

познавательного и художественного развития

6.

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя

группа

7.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

8.

Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования.

Интегрированные заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.

9.

Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного

рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18 2

10.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.-

М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.



В раздел образования