Автор: Фролова Галина Дмитриевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя образовательная школа № 15"
Населённый пункт: с.Казинка Шпаковского района, Ставропольского края
Наименование материала: Программа внеурочной кружковой деятельности для учащихся 5-7 классов художественно - творческой направленности
Тема: программа "Вдохновение"
Раздел: среднее образование
Программа внеурочной деятельности
изостудии «Вдохновение»
кружок для учащихся 5-7 класса
художественно-творческой направленности
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы интуитивное рисование – это правополушарное рисование.
Суть правополушарного рисования заключается в том, что в момент занятия творчеством
ребенок активно включает в работу правое полушарие своего мозга, которое, как
известно, отвечает за творчество. Рисование – это как раз тот случай, когда у большинства
людей продолжает работать левое полушарие, но целостные зрительные образы лучше и
правильно обрабатываются правым полушарием.
Интуитивное рисование – это метод активного раскрытия творческого потенциала через
пробуждение внутренних знаний и умения слышать себя. Благодаря интуитивному
рисованию открыть в себе умение рисовать шедевры может каждый, с любым уровнем
подготовки, как новичок, так и обучающийся в классической художественной школе.
Интуитивное рисование полезно как школьнику, так и студенту – каждый откроет в
правополушарной живописи что-то ценное для себя.
Программа дополнительного образования «Интуитивное рисование» направлена на
развитие творческого потенциала детей. В начале обучения многие дети имеют
незначительные навыки рисования и весьма большие сомнения в своих потенциальных
способностях к художественному творчеству, но к завершению курса обучения
практически все обучающиеся
приобретают уверенность в своих возможностях и
признаются себе и окружающим в том, что они умеют рисовать.
Отличительной
особенностью
программы
данного
кружка
является
то,
что
правополушарное рисование позволяет за короткие сроки начать рисовать не просто
рисунки, а цельные картины, удивляющие своей глубиной, содержащие многие образы, и
потому имеющие отклик у самых разных людей.
У школьников занятия интуитивным рисованием повышают интерес к учебе, они
становятся спокойнее, меньше получают стрессов, легче начинают реагировать на
трудности и преграды.
Ребенок, занимаясь интуитивным рисованием, реализует свою мечту научиться рисовать
картины, даже если у него абсолютно не было опыта. Параллельно с этим обретаются
новые знакомства, расширяется кругозор, появляется уверенность в себе. Каждый ребенок
открывает для себя умение владеть кистью, выражать себя посредством цветового и
фактурного решения, чувствовать пропорции и формы, задавать уникальный ритм своей
картины, создавать незабываемые работы, вызывающие отклик у зрителя, которые
хочется рассматривать вновь и вновь.
Программа кружка «Интуитивное рисование» рассчитана на 1 год обучения (1 час в
неделю, 35 учебных недель)
1.1 Цели данного курса:
- раскрытие и развитие творческих способностей ребенка,
-формирование интуитивного мышления,
-развитие способностей к визуализации,
-формирование отношения к жизни как к творчеству.
Задачи:
Метапредметные- развивать умение детей рисовать приятным неакадемическим
способом.
Личностные - осознание своих творческих возможностей, понимание чувств
других людей, сопереживание им; развитие чувства прекрасного и эстетического
чувства на основе знакомства с мировой художественной культурой.
Образовательные - освоение детьми основных правил изображения; понятие
самого себя через творческое самовыражение; развитие интуиции.
Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации
занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве
и сотворчестве участников образовательного процесса.
Формы деятельности: занятия, диспуты, выставки, беседы.
Общая характеристика кружка «Интуитивное рисование».
Освоение содержания кружка «Интуитивное рисование» осуществляется через
достижения учениками определенного уровня овладения изобразительной грамотой.
1.2 Содержание программы.
1.Учебный план
№
п/п
Название раздела,темы
Количество часов
Формы
аттестации/
контроля
Всего
теория
практик
а
1
Раздел:
«Знакомство
с
техникой
правополушарного
рисования»
Темы:
Смешивание красок.
Создание фона картины с
использованием
горизонтальной
техники
накладывания красок.
2
1
1
Рисование
пальцами
(облака, солнце)
2
Раздел:
««Осенние
мотивы»»
Темы:
Контрасты
форм.
Обсуждение изменений в
осенней природе. Загадки о
лесе.
3
0,5
0,5
Рисунок на тему «Лес»
Рисунок на тему «Деревья
осенью»
Рисунок на тему «Дождь»
3
Раздел:
««Горы
и
долины»»
Темы:
Азы
воздушной
перспективы.
Горизонтальная
и
вертикальная
техника
накладывания красок.
3
0,5
0,5
Рисунок на тему «Поля и
равнины».
Рисунок на тему «Горы и
холмы».
Рисунок
на
тему
«Морские волны».
4
Раздел:
«Водоемы
в
пейзаже»
Темы:
Немного о море.
Озера Приморского края.
История японского дерева.
4
0,5
0,5
Рисунок на тему «Море,
сосны и песок».
Рисунок
на
тему
«Камыши».
Рисунок на тему «Лодка в
камышах».
Рисунок на тему «Сакура
над водой».
5
Раздел: «Зимние узоры»
Темы:
Беседа
по
сказке
«Морозко».
Краски зимы.
2
0,5
0,5
Рисунок
на
тему
«Метель».
Рисунок на тему «Зимняя
ночь».
6
Раздел:
«Ночные
пейзажи»
Темы:
Оттенки.
Беседа об изменениях неба
при
различном
времени
суток.
Беседа о родном городе.
3
0,5
0,5
Рисунок на тему «Лунное
сияние».
Рисунок на тему «Река в
горах».
Рисунок на тему «Мой
ночной город».
7
Раздел: «Закаты»
Тема:
Беседа о времени суток.
4
0,5
0,5
Рисунок на тему «Закат на
море».
Рисунок на тему «Лодка
на закате».
Рисунок на тему «Закат на
Мадагаскаре».
Рисунок на тему «Стога
на закате».
8
Раздел: «Весна пришла!»
Темы:
Признаки весны.
Деревья весной.
3
0,5
0,5
Рисунок на тему «Верба».
Рисунок на тему «Коты на
крыше».
Рисунок
на
«Ветка
сирени»
9
Раздел:
«Юные
астрономы»
Темы: Беседа о космосе
Немного о звездном небе.
2
0,5
0,5
Рисунок
на
тему
«Космос»
Рисунок
на
тему
«Падающая звезда»
10
Раздел:
«Многообразие
цветов»
Тема: Полевые цветы.
4
0,5
0,5
Рисунок
на
тему
«Ромашковое
поле».
Рисунок на тему «Букет
из ромашек и маков».
Рисунок
на
тему
«Магнолия над водой".
Рисунок на тему «Букет
люпинов».
11
Раздел: «В стране сказок»
Темы:
Беседа
о
сказке
А.С.
Пушкина «Сказка о рыбаке
и рыбке ».
Итоговая работа.
Обсуждение
сказки
«Волшебник
Изумрудного
Города»
3
1
2
Рисунок
на
тему
«Маковое поле»
Рисунок
на
тему
«Рыбалка»
итого
35
2. Содержание учебного плана.
1.Теория: Смешивание красок. Создание фона картины с использованием горизонтальной
техники накладывания красок.
Практика: Рисование пальцами (облака, солнце).
2. Теория: Контрасты форм. Обсуждение изменений в осенней природе. Загадки о лесе.
Практика: Рисунок на тему «Лес». Рисунок на тему «Деревья осенью».
Рисунок на тему «Дождь».
3.Теория:
Азы воздушной перспективы. Горизонтальная и вертикальная техника
накладывания красок.
Практика: Рисунок на тему «Поля и равнины». Рисунок на тему «Горы и холмы».
Рисунок на тему «Морские волны».
4. Теория:
Немного о море. Озера. История японского дерева.
Практика: Рисунок на тему «Море, сосны и песок».
Рисунок на тему «Камыши». Рисунок на тему «Лодка в камышах».
Рисунок на тему «Сакура над водой».
5. Теория:
Беседа по сказке «Морозко». Краски зимы.
Практика:
Рисунок на тему «Метель». Рисунок на тему «Зимняя ночь».
6.Теория:
Оттенки. Беседа об изменениях неба при различном времени суток.
Беседа о родном городе.
Практика:
Рисунок на тему «Лунное сияние». Рисунок на тему «Река в горах».
Рисунок на тему «Мой ночной город».
7.Теория:
Беседа о времени суток.
Практика:
Рисунок на тему «Закат на море». Рисунок на тему «Лодка на закате».
Рисунок на тему «Закат на Мадагаскаре».
Рисунок на тему «Стога на закате».
8. Теория:
Признаки весны. Деревья весной.
Практика:
Рисунок на тему «Коты на крыше». Рисунок на тему «Верба».
Рисунок «Ветка сирени».
9. Теория:
Беседа о космосе. Немного о звездном небе.
Практика:
Рисунок на тему «Космос». Рисунок на тему «Падающая звезда».
10.Теория:
Полевые цветы.
Практика:
Рисунок на тему «Ромашковое поле». Рисунок на тему «Букет из ромашек и
маков». Рисунок на тему «Магнолия над водой". Рисунок на тему «Букет люпинов».
11. Теория: Беседа о сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Обсуждение сказки
«Волшебник Изумрудного Города».
Практика: Рисунок на тему «Рыбалка. Итоговая работа. Рисунок на тему «Маковое
поле».
Результаты освоения курса «Интуитивное рисование».
В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня
овладения детьми изобразительной грамотой.
дети будут знать специальную терминологию, научатся общаться с основными
художественными материалами, активизируют творческие способности и разовьют
творческий потенциал.
смешивать краски на палитре, получая нужные цветовые оттенки, соблюдать
последовательность
в
работе,
правильно
расположить
предмет
на
листе;
самостоятельно разбираться в этапах своей работы; работать в различной технике
рисования; грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и
недостатки.
работать самостоятельно и в коллективе; радоваться своим успехам и успехам
товарищей.
Таким образом, кружок способствует раскрытию и развитию творческих способностей
ребенка, что повышает
формирование интуитивного мышления,
и развитие
способностей к визуализации, формирование отношения к жизни как к творчеству.
Условия реализации программы.
Занятия проходят в кабинете начальных классов. В кабинете имеются:
Технические средства обучения:
1.
Компьютер
2.
Интерактивная доска
3.
Мультимедийный проектор
4.
Колонки