Автор: Палеева Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: школы №6
Населённый пункт: города Ташкент
Наименование материала: Методическая разработка занятия психологического курса "Счастливый ребёнок"
Тема: Учись прощать
Раздел: начальное образование
«СЧАСТЛИВЫЙ РЕБЕНОК»
Главная цель в жизни – это воспитать сильное, здоровое и
счастливое поколение. Воспитание начинается с детства.
Как вырастить ребенка счастливым? В нашем стремлении дать
ребенку «все, что ему нужно», мы часто проходим мимо самого
главного – того, в чем он нуждается не просто для того, чтобы
выжить, но для того, чтобы вырасти счастливым.
А так как счастье
или несчастье начинаются там же, где и новая жизнь – с рождения
и воспитания ребенка, то, правильно относясь к детям, мы не
только обеспечиваем им психическое благополучие на всю жизнь,
но и делаем первый и самый важный шаг к более радостному и
человечному устройству общества, к миру без насилия и страдания.
В век компьютеризации и внедрения инновационных технологий,
когда усложняются школьные программы, идет раннее развитие
детей, когда с экрана телевизора и монитора компьютера
выливается на ребенка большое количество разной информации, а
занятость родителей не всегда позволяет контролировать этот
поток информации, духовное развитие ребенка, воспитание его
душевных качеств, имеет огромное значение. Я разработала курс
занятий «Счастливый ребенок», который поможет воспитать не
только духовность ребенка, но и привить такие качества, как
самодостаточность, уверенность в себе, целеустремленность,
уважение к чужому мнению, позитивная оценка происходящего,
что поможет юному поколению, вырасти успешными, счастливыми
и позитивными людьми.
Я думаю, что любой родитель хотел бы видеть своего ребенка
счастливым, уверенным, удачливым в чем - то успешнее себя
самого. Воспитание ребёнка это самый ответственный момент в
жизни каждого человека, что заложишь в него с самого детства
таким он и будет. Дети, как губка впитывают в себя всё что видят,
слышат, чувствуют. Психологам известно, что все проблемы,
комплексы, страхи, отношение к жизни, которые существуют у
человека во взрослой жизни, формируются в детстве. Так что,
какой фундамент мы заложим своим детям сейчас, от этого будет
зависеть их будущая жизнь. Человек с высокими моральными
ценностями никогда не пойдет по ложному пути.
Жизнь – это долгое испытание. Это огромная череда самых
разнообразных проверок на прочность и стойкость. Жизнь – это
многолетнее восхождение на великий Олимп счастья и богатства.
Если вы не будете тренировать уверенность в своем ребенке, то он
вырастет слабее, чем ему положено природой. Тренировать
ребенка нужно начинать сейчас, наращивать в нем запас душевной
прочности, душевного благородства. Есть много случаев, когда
ребенок, будучи отличником в школе, вырастая в жизни, не может
добиться больших высот, ломается от первой серьезной неудачи. И
наоборот, слабый ученик, вдруг во взрослой жизни достигает
больших успехов.
Курс занятий по детской психологии «Счастливый ребенок»
рассчитан на детей младшего школьного возраста. Он поможет
раскрыться ученику, справиться со своей неуверенностью,
научиться прощать и быть благодарным, а главное – НАУЧИТЬСЯ
БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ И УСПЕШНЫМ!
1 занятие – «Мое внутреннее солнышко»
2 занятие – «Благодарность»
3 занятие – «Умей даже в «плохом» находить хорошее
4 занятие – «Учись прощать»
5 занятие – «Боремся со страхом»
6 занятие – «Забота»
7 занятие – «Упорство»
8 занятие – «Улыбка важна в общении»
9 занятие – «Доброта»
10 занятие – «В поисках прекрасного»
Предоставляю разработку одного из занятий. Все эти занятия
опробованы на практике и показали хороший результат. Дети стали
добрее, внимательнее друг к другу, атмосфера в классе стала
гармоничной и дружелюбной. Ребята учились справляться со
своими страхами, стрессом, обидами, неуверенностью, а так же
принятию, благодарности, щедрости, взаимопомощи, чуткости,
деликатности, доброму и уважительному отношению к другим
людям и позитивному мышлению. Дети очень любят такие занятия,
так как они проходят в игровой форме в виде беседы и
практических упражнений, обсуждений и помогают ребенку
раскрыться. Духовное воспитание ребенка многогранно и
существует еще множество тем для занятий, которые я планирую
разработать.
УЧИСЬ ПРОЩАТЬ
Цель занятия: научить детей не оставлять негатив в душе от ссор и
конфликтов, учить взаимопониманию и терпимости к окружающим.
Оборудование: цветок «примирения», корона на голову «цветочек»,
корона на голову «ручеек», видеоматериал мультфильм «Обида»
Вопросы и задания для беседы:
- Легко ли вам просить прощения?
- Вспомните какой-либо случай из своей жизни, когда умение прощать
помогло вам сохранить дружбу.
Тест
1. Часто ли тебя обижают?
А) Да
Б) Нет, меня тяжело обидеть
В) Да, но я тоже могу обидеть в ответ
2. Ты поссорился с другом. Ты..
А) стараешься его(ее) избегать
Б) стараешься найти способ помириться
В) ищешь нового друга
3.Тебе наступили на ногу и извинились. Ты..
А) тоже ему наступишь на ногу
Б) скажешь ему, что он такой неуклюжий
В) простишь его и ничего не сделаешь
4. Ты дал другу диск на один день, но он забыл его тебе принести. Как ты
поступишь?
А) обидишься на него
Б) сделаешь вывод, что больше ничего не будешь ему давать
В) простишь его
5. Сосед по парте отказался дать тебе запасную ручку. Дашь ли ты ему в
следующий раз ручку, когда у него ее не будет?
А) Нет
Б) Да
6. Если учительница поставила тебе двойку, затаишь ли ты на нее злобу?
А) Да
Б) Нет
7. Мама обещала тебе купить новую игрушку. Ты согласишься подождать
еще немножко?
А) Да, но я обижусь
Б) Нет
В) Да
8. Как ты реагируешь, если кто-то подшучивает над тобой?
А) Я обижаюсь, мне это неприятно
Б) Я тоже смеюсь над шуткой
В) Я злюсь, но не подаю вида, что меня это злит
9. Как ты думаешь, лучше уметь прощать и жить в мире, или подолгу дуться
и злиться?
А) Лучше уметь прощать и жить в мире
Б) Нельзя прощать обиды
10. Много ли у тебя близких друзей?
А) Да
Б) Друзей много не бывает
В) Нет, но это потому что все злые!
11. Твоя команда проиграла. Как ты себя поведешь?
А) Я обижаюсь. Мне неприятно, что мы проиграли.
Б) Я порадуюсь за других. Попробуем выиграем в следующий раз.
В) Я расстроен, но не подам вида.
12. Если твой друг тебя обидел, но он не понимает своей вины. Как ты
поступишь?
А) Я прямо скажу, что меня обидело.
Б) Я промолчу и затаю обиду. Не буду с ним разговаривать
В) Я сделаю ему тоже самое
13. Мама поругала вас. Как вы себя поведете?
А) Обидитесь на нее и не будете с ней разговаривать
Б) Попросите прощения и скажете, что больше не будете так себя вести
В) Будете ждать, пока она сама не подойдет к вам, чтобы поговорить
Учитель вместе с детьми анализирует их ответы.
Игра «Цветок примирения»
Один ребенок стоит в кругу с закрытыми глазами, остальные ходят по кругу.
Волшебный цветок выбирает пару. Это волшебный цветок примирения,
который дети должны передавать друг другу по кругу. Когда цветок
попадает в руки к кому-либо из детей, этот ребенок говорит о хороших
качествах этого человека. Они разыгрывают примирение, держась за руки:
«Мы помирились, мы помирились! Все обиды испарились!
Сказка. ТЫСЯЧЕЦВЕТ А. Неелова
На берегу весело журчащего ручейка рос хорошенький цветок тысячецвет.
Однажды ручеек, играя, брызнул на него несколько капелек . Рассердился
тысячецвет и закричал: «Гадкий ,ручьишка, как ты смеешь брызгаться! Все
платьице мне замочил! Убирайся, не хочу больше с тобой играть.
— Не сердись, это я нечаянно сделал, — извинялся ручеек. -Потерпи
немного, солнышко живо тебя обсушит.
Но тысячецвет слушать ничего не хотел и не простил ручеек. Обиделся
ручеек и повернул в другую сторону. На смену весне пришло знойное лето...
Тысячецвет изнемогал от жажды ; его хорошенькое зелененькое платьице
запылилось и покрылось грязными пятнами. В завядшем цветке с трудом
можно было узнать когда-то красивый тысячецвет. Вспомнил тут цветок о
своем старом друге и, вздыхая, сказал:
«Будь со мной теперь ручеек , он напоил и обмыл бы меня, и стал бы я опять
таким как прежде, хорошеньким цветочком».
Решил тут тысячецвет позвать ручеек и попросить у него прощение, но от
слабости не мог громко крикнуть. В ту пору, как нарочно не было ни дождя,
ни росы – цветок наш день ото дня все 6ольше увядал, и скоро дети нашли
его в траве высохшим.
Вопросы к сказке :
- На месте ручейка вы простили бы цветочек ? Как вы думаете, изменился бы
цветочек, если бы ручеек его простил?
- Что вы посоветовали бы человеку, который не умеет прощать друзей?
Пословицы
«Всякая ссора красна примирением».
«Обида жжет сердце».
Задание № 1
Представьте, что ручеек простил цветочек и напоил его. Перечислите и
запишите добрые качества, которые появились в ручейке после этого.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________
Задание № 2 Сценка
Дети делятся на пары. Один человек в паре - цветочек, другой – ручеек. Дети
должны придумать небольшие сценки диалоги о том, как цветочек и ручеек
помирились.
Игра «Добрый ручеек»
Дети становятся в круг. Все они цветочки а один из них - ручеек. Каждый
ручеек рассказывает, что его может обидеть и как он теперь будет себя вести
если снова такое произойдет.
Рисунок «Цветок примирения»
Нарисуй цветок примирения и запиши на его лепестках, какие можно
использовать способы, чтобы не обижаться на людей.
1. Прими человека таким, какой он есть.
2. Не завидуй.
3. Подумай о том, что и у тебя бывают ошибки.
4. Добро порождает добро.
5. Подумай, почему он так поступил.
Притча. ВЕДРО С ЯБЛОКАМИ
Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с
фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил
завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему
настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость
натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на
крыльцо, а там — ведро с мусором. Человек взял ведро, мусор
выкинул, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших,
спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.
Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал
его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул
ему ведро с яблоками и сказал:
— Кто чем богат, тот тем и делится!
Задание № 3
Подумайте и запишите, почему нельзя завидовать другим.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________
Просмотр мультфильма «Обида»
- На что обиделась девочка на празднике? (На то, что ей не понравился
подарок)
- Почему ее обида ходила все время за ней? (Потому что она не могла
простить и отпустить эту ситуацию)
- Почему ее обида выросла и стала огромной? (Потому что она часто на всех
обижалась и была злой и несчастной)
- Мешала ли ей обида жить и как? ( Да, мешала. Она была одинокой, ни с кем
не дружила и не могла просто радоваться жизни, как другие люди)
- Чему учит вас история этой девочки?
Задание на дом
Напишите, почему нужно уметь прощать.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________