Автор: Евсеева Наталия Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ БГО СОШ №6
Населённый пункт: г.БОРИСОГЛЕБСК
Наименование материала: Методическая разработка занятия по профилактике негативных проявлений среди обучающихся
Тема: "Мой курс - счастливая жизнь" 9-10 классы
Раздел: среднее образование
Администрация Борисоглебского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Борисоглебского городского округа
Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №6
_________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
397166, Воронежская область г. Борисоглебск, пер. Гражданский, 9
тел. (47354) 9–07–02
_____________________________________________________________________________
Методическая разработка занятия по профилактике негативных
проявлений среди обучающихся
«Мой курс - счастливая жизнь»
(9-10 классы)
Евсеева Наталия Ивановна
педагог-психолог
Негативные проявления в рамках девиантного поведения представляют собой поступки,
противоречащие нормам социального поведения. Наиболее часто проявляемые формы:
разные виды зависимости, преступность, аутоагрессия, насилие.
Профилактическая работа – это информационно-просветительские меры по пропаганде
здорового образа жизни, обучение способам и методам выстраивания гармоничных
взаимоотношений с окружающими, помощь в формировании адекватной самооценки.
Вовремя замеченные отклонения в поведении учащихся и правильно организованная
впоследствии помощь играют важную роль в предотвращении негативных проявлений
личности.
Цели
и
задачи
мероприятия.
Снятие
напряжения,
знакомство
с
методами
саморегуляции, создание благоприятной атмосферы для работы в группе.
Сведения о целевой аудитории. Учащиеся, находящиеся в группе риска по одному из
следующих оснований:
дисгармоничная семья;
соматические заболевания;
неблагополучные ситуации в отношениях со сверстниками;
нарушения в эмоциональной сфере;
осложнённая адаптация в коллективе.
Структура мероприятия.
1.
Вступление, определение целей и задач мероприятия (5 минут).
2.
Знакомство, создание доверительной атмосферы (15 минут).
3.
Основная часть, обучение методам самоконтроля и способам снятия нервного
напряжения (30 минут).
4.
Заключение, подведение итогов, рефлексия (10 минут).
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации мероприятия.
Требования к специалистам.
Профессиональный требования, знание:
приоритетные направления развития образовательной системы РФ;
законы и нормативно-правовые акты;
отрасли психологии и педагогики
в
рамках получения соответствующего
образования (общая, педагогическая, возрастная, социальная и т.д.);
методы
обучения,
тренинга,
индивидуальной
и
групповой
консультации,
диагностики, коррекции развития;
использование современных технологий.
Требования к личности:
социальность;
эмоциональная устойчивость;
внимательность;
пунктуальность;
эмпатия;
ответственность.
Перечень учебных материалов, рекомендованных к изучению.
1.
Андреева Г.М. Социальная психология.
2.
Выготский Л.С. Психология развития человека.
3.
Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности.
4.
Старовойтенко Е. Психология личности: жизненные отношения, рефлексия.
Требования к материально-технической оснащённости организации.
1.
Наличие просторного, хорошо отапливаемого и светлого помещения.
2.
Хорошая шумоизоляция.
3.
Отсутствие раздражающих факторов.
Требования к информационной обеспеченности.
1.
Доступ к сети Интернет.
2.
Современное техническое оснащение.
3.
Интерактивная доска или мультимедийный проектор.
Конспект мероприятия.
1.
Вступление.
Добрый день, меня зовут… Все мы знаем, что в некоторых жизненных обстоятельствах
способны потерять контроль над собой, что вызывает агрессию и неосознанные поступки.
Чтобы предотвратить чреватые ситуации, необходимо обладать знаниями, которые
позволят сдержать эмоции и достичь психологического комфорта. Сегодня мы научимся
некоторым приёмам достижения равновесия.
2.
Знакомство.
Давайте расскажем немного друг о друге. Предлагаю поставить стулья в круг и
поочерёдно рассказать немного о себе, передавая из рук в руки эту игрушку (любая мягкая
игрушка). Начинаем с предпочтительного обращения к себе, интересах, достижениях –
всё, что посчитаете нужным.
3.
Основная часть.
Теперь, когда мы знаем друг о друге чуть больше, можем приступить к упражнениям на
релаксацию и саморегуляцию. Стулья расставлены по кругу.
1.
Фокус на себя.
Участники располагаются в удобных позах, закрывают глаза. Под расслабляющую музыку
начинают фокусироваться на физических ощущениях каждой части тела снизу вверх.
Психолог контролирует процесс, тихо напоминая о перенаправлении внимания каждые 2
минуты. После упражнения задаёт вопросы:
Как вы считаете, справились ли с заданием?
Удавалось ли направлять свое внимание на нужную часть тела и удерживать
его?
Благодаря чему получалось удерживать внимание долго?
С какими трудностями вы встречались, выполняя упражнение?
Что мешало управлять своим вниманием?
2.
Дыхательная гимнастика.
Участники принимают удобное положение, закрывают глаза. По команде психолога
переводят внимание на естественный темп дыхания, исключая попытки самостоятельного
управления. Вопросы для рефлексии:
Получилось справиться?
Удавалось не вмешиваться в естественный ритм дыхания?
Что помогало или мешало?
3.
Вопросы и ответы.
Записать на листочках бумаги различные провокационные ситуации. Предложить
участником вытянуть один из них, зачитать детали и выбрать способ реагирования,
который поможет сохранить самоуважение и взаимоотношение с окружающими.
Ситуации.
1.
Разговор с другом. Возникло желание уединиться.
2.
Друг отвлекает от важного дела, мешает сосредоточиться.
3.
Очередь не пропускает выйти из автобуса или помещения.
4.
Знакомые предпринимают попытки манипуляции.
5.
Вышестоящий по должности делает публичное замечание.
Принимаются
во
внимание
варианты
ответа
остальных
участников,
совместно
моделируются аналогичные ситуации.
4.
Подведение итогов.
Итак, сегодня мы познакомились с упражнениями, которые помогут держать под
контролем эмоции и избавляться от неприятных чувств. Прошу ответить вас на несколько
вопросов.
1.
Было ли полезно сегодняшнее занятие, что нового вы узнали?
2.
Что вам больше всего понравилось, что показалось наиболее действенным и
эффективным?
3.
В каких обстоятельствах вы бы применили данные упражнения?
Благодарю всех за внимание. Я верю, что у каждого из вас получится вовремя, а, главное,
правильно реагировать на провокационные обстоятельства, верить в себя и не
останавливаться на достигнутом. До свидания!