Напоминание

К вопросу проектирования специализированной учебной лаборатории для реализации образовательного процесса с применением ДОТ в ВУЗе


Автор: Айткулов Максим Саитович
Должность: зав. лабораторией ит кафедры ат,итимотд
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "ЮУрГГПУ"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: К вопросу проектирования специализированной учебной лаборатории для реализации образовательного процесса с применением ДОТ в ВУЗе
Раздел: высшее образование





Назад




К ВОПРОСУ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ

УЧЕБНОЙ ЛАБОРАТОРИИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ПРИМЕНЕНИЕМ ДОТ В ВУЗЕ

Стратегия

научно-технологического

развития

России

до

2035г.,

утвержденная Президентом России В.В. Путиным в 2016г., нацелена на

получение технологий, способных ответить на новые вызовы времени,

повысить

результативность

образования

и

проводимых

научных

исследований. Самыми широко внедряемыми из таких технологий являются

дистанционные образовательные технологии.

В

течение

последних

нескольких

десятилетий

применение

дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе

стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры,

существенно

повлияв

на

характер

образования

в

наукоемкой

образовательной среде во многих странах мира. В данный момент во всем

мире происходит развитие спектра образовательных услуг для обеспечения

дистанционных

образовательных

технологий,

характеризующегося

огромным числом обучающихся, количеством вовлеченных образовательных

организаций,

размерами

и

сложностью

инфраструктуры,

масштабами

финансирования, подключением наукоемких сервисов и многим другим.

Интенсивно проникая во все уровни современной системы образования,

дистанционные

образовательные

технологии

являются

ведущим

инструментом

совершенствования

системы

образования

в

вузе,

осуществляемой в связи с изменением ее целей и содержания, повышения

качества и доступности для различных категорий людей.

Существует огромное множество форматов дистанционного обучения.

Наиболее распространенными и эффективными из них — это чат-занятия,

веб-занятия, онлайн-конференции, диалоговый тренажер, массовые открытые

онлайн-курсы,

видео-лекция,

обучающая

игра,

бизнес-симуляция,

подкастинг, интерактивный кейс, анимированная инфографика, скрайбинг,

слайдовый курс. Все указанные форматы эффективно совмещают звуковой,

видео- и графический формат для максимального вовлечения учащегося в

осваиваемый материал.

Основой

создания

специализированной

учебной

аудитории

для

реализации образовательного процесса с применением дистанционных

образовательных технологий в условиях информационной безопасности

ВУЗа

являются

нормативно-правовые

документы

в

области

информационного права, санитарно-гигиенических, противопожарных норм

и норм и требований техники безопасности и охраны труда. Источниками

данных

нормативно-правовых

документов

являются:

международные

правовые акты, ратифицированные Российской Федерацией; Конституция

РФ;

федеральные

конституционные

законы

и

федеральные

законы;

нормативные

указы

Президента

РФ;

нормативные

постановления

Правительства РФ; нормативные правовые акты федеральных органов

исполнительной власти; конституции (уставы) и законы субъектов РФ;

нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ и

локально-нормативные акты конкретной образовательной организации.

Основными видами угроз информационной безопасности являются:

хищение

(копирование

информации);

уничтожение

информации;

модификация

(искажение)

информации;

нарушение

доступности

(блокирование)

информации;

отрицание

подлинности

информации;

навязывание ложной информации.

В качестве источников угроз могут выступать как субъекты (личность),

так и объективные проявления. Причем источники угроз могут находиться

как внутри ИС – внутренние источники, так и вне нее – внешние источники.

Все источники угроз информационной безопасности можно разделить на три

основные группы: антропогенные, техногенные и стихийные источники.

Угрозы, как правило, появляются не сами по себе, а через уязвимости,

приводящие к нарушению безопасности в ИС. Источники угроз могут

использовать

уязвимости

для

нарушения

безопасности

информации,

получения незаконной выгоды (нанесения ущерба собственнику, владельцу,

пользователю

информации).

Уязвимости

бывают

объективными,

субъективными и случайными. Устранение или существенно ослабление

уязвимостей,

влияет

на

возможности

реализации

угроз

безопасности

информации.

Мерами

защиты

(противодействия)

от

угроз

информационной

безопасности являются: правовые (законы, уставы, приказы, постановления);

организационные (разработка и утверждение функциональных обязанностей

должностных лиц службы ИБ; физический контроль доступа; разработка

правил управления доступом к ресурсам системы; явный и скрытый контроль

за

работой

персонала

системы;

проведение

регулярных

семинаров,

спецкурсов для

администраторов сетей

ВУЗа,

с

целью обеспечения

соответствия

уровня

знаний

современным

требованиям;

мн.

др.);

технические (предполагается наличие методик определения угроз и каналов

утечки информации и знание средств добывания (снятия) информации);

инженерно-технические

(обеспечивающие

предотвращение

несанкционированного доступа посторонних лиц на объекты защиты);

программно-технические

(методы

идентификации

и

аутентификации

пользователей; регистрация действий пользователей; средства защиты от

НСД, межсетевые экраны). Список способов противодействия должен, в

случае

необходимости

пополнятся

новыми

средствами

защиты.

Это

необходимо

для

поддержки

системы

безопасности

образовательной

организации в актуальном состоянии.

Создание специализированной учебной аудитории для реализации

образовательного процесса с применением дистанционных образовательных

технологий в условиях информационной безопасности ВУЗа организуется на

базе уже действующей системы информационной безопасности ВУЗа, а

потому на предпроектном этапе следует провести анализ такой системы.

Разработка

проекта

специализированной

учебной

аудитории

для

реализации образовательного процесса с применением дистанционных

образовательных технологий в условиях информационной безопасности

ВУЗа проводится в четыре этапа:

1)

Выбор помещения под будущую аудиторию;

2)

Предпроектное исследование;

3)

Подготовка дизайн - проекта аудитории;

4)

Составление технической спецификации оборудования.

Каждый из этих этапов имеет собственные элементы.

На этапе предпроектного исследования необходимо:

1) выявить особенности архитектурно — планировочных решений

будущей аудиторий. Это очень важный этап, так как он является отправной

точкой проектирования. К особенностям будущей аудитории относятся:

геометрия

помещения,

его

площадь,

высота

потолков,

количество

проникающего естественного света, материал и назначение стен, а так же

определение достоинств и недостатков в планировке помещения.

2) определить требования, предъявляемых к учебным аудиториям

образовательных

организаций.

При

осуществлении

проектирования

аудитории необходимо придерживаться:

1) архитектурно-строительных требований к учебным помещениям;

2) гигиенических параметров микроклимата помещений;

Архитектурно-строительные

требования

к

учебным

помещениям

сводятся к:

соблюдению установленных строительных норм и стандартов;

учету сложившихся на сегодняшний день конструктивных решений (что

обусловлено

выпуском

изделий

и

конструкций

предприятиями

стройиндустрии);

применению

современных

высокоэффективных

строительных

и

отделочных материалов, встроенного оборудования и мебели;

надлежащей

планировке

помещений,

расстановке

оборудования,

акустике;

видимости

в

помещениях

и

созданию

отвечающих

назначению

интерьеров учебных помещений.

К гигиеническим параметрам микроклимата помещений относятся:

условия отопления, воздухообмена, уровень естественного и искусственного

освещения.

Требования

к

площади,

высоте

помещений,

расстановке

оборудования, вентиляции, отоплению, санитарно-техническим устройствам,

инженерному

оборудованию

во

многом

идентичны

общепринятым

строительным и архитектурным требованиям к помещениям.

3)

определить

потребности

к

учебной

аудитории

-

провести

интервьюирование

руководителей

и

преподавателей

образовательной

организации для определения конкретных практических задач, которые

необходимо решить. Так же имеет значение максимальное количество

обучающихся, посещающих занятия. Это необходимо для рационального

использования площади помещения.

Основываясь

на

предпроектном

анализе,

составляется

концепция

будущего интерьера. В основе лежит принцип, без которого замысел не

станет гармоничным интерьером. Концепция заключается в создании

оригинального по колористическому решению, просторного и комфортного

по функциональному решению, помещения. Для создания комфортного и

эффективного

помещения

при

проектировании

дизайн

аудитории

использовались законы и рекомендации эргономики.

На этапе дизайн-проектирования аудитории осуществляется создание

уникального интерьера аудитории ВУЗа для этого на начальном этапе дизайн

-проектирования разрабатывается эскизный проект. Он предусматривает

разработку различных вариантов планировочных решений с точки зрения

эргономики, санитарных норм и эстетики. Все возможные варианты

обсуждаются и согласовываются на этапе создания эскизов дизайн-проекта,

осуществляется поиск возможных решений, корректировка пожеланий или

недостатков.

Далее происходит разработка рабочего дизайн-проекта, включающего

сопроводительные

чертежи.

К

этапу

создания

чертежей

необходимо

отнестись очень серьезно, ведь небольшая ошибка в расчетах может

визуально

испортить

интерьер.

В

процессе

дизайн-проектирования

происходят некоторые корректировки, которые являются несущественными

и не меняют общей концепции интерьера. Конечный вариант дизайн-проекта

подписывается и утверждается руководителем образовательной организации.

Рисунок 1. Пример плана учебной аудитории с мебелью

Рисунок 2. Пример плана учебной аудитории с мебелью и оборудованием

На

четвертом

этапе

составляется

техническая

спецификация

оборудования для оснащения специализированной аудитории для реализации

образовательного процесса с применением ДОТ.

Согласно технической спецификации, осуществляется поиск, выбор

конкретного оборудования, оформление финансово-отчетной документации:

коммерческие предложения, проекты договоров на поставку, а также

согласование

документов

в

различных

организационно-структурных

подразделениях ВУЗа.

Перечень возможного оборудования:

Громкоговоритель активный, настенный CDQ5PIR-BI

Камера PTZ Clever Mic 1013U, которая автоматически «следит» за

лектором.

Микрофонный массив Phoenix Audio Condor MT 600 с пятнадцатью

высокочувствительными микрофонами, позволяющая захватывать звук в

радиусе 10 метров

Проектор EPSON EB-х39

Настенный экран Dexp We-120 с электроприводом

ТОЧКА ДОСТУПА 802.11g Wireless 108G Access Point

Ноутбук Acer Extensa EX2540-30RO – 5 шт

Электрические удлинители: 1- 5м, 2- 6м, 2-3м., 2-2м.

Телевизор LED ASANO 20LH1010T черный 20" (50 см) – 8 шт;

HDMI splitter 4Kx2K 1x16 – 1 шт;

Блок управления Clevermic BKR BLS-U450M – 1 шт.

Микрофонный пульт делегата Clevermic BKR BLS-4501D – 12 шт

Кабель 3.5 мм – XRL – 10м.

Шкаф контур для хранения – 1 шт.

HDMI кабели для телевизоров: 2 шт - 3м, 4 шт - 2м, 2 шт -1м;

HDMI кабель для проектора – 1 шт – 10м;

ПК оператора: монитор – Samsung Sync Master 943 системный блок –

AMD ryzen 5, 2600, 3400Гц, 17Гб ОЗУ, Radeon RX 550, 230 Гб твердотельный

накопитель, клавиатура, мышь.

Видео-звуковая

техника

позволяют

преподавателям

сконцентрироваться на образовательном процессе – например, свободно

перемещаться по аудитории, не задумываясь о технике, а обучающимся

видеть трансляцию в хорошем качестве, в какой бы точке планеты они не

находились.

Реализация проекта специализированной аудитории для реализации

образовательного процесса с применением дистанционных образовательных

технологий происходит в несколько этапов:

1)

Архитектурно-строительный

этап

(ремонт

помещение,

проведение

коммуникаций, электропроводки, меблировка):

Демонтаж электрических, сетевых коммуникаций;

Демонтаж

ненесущей

стены

между

аудиториями

для

увеличения

полезной площади, закладка второй двери (возможный вариант);

Демонтаж напольного покрытия, выравнивание пола аудитории;

Подготовка стен и потолка к покраске ( установка гипсокартона на стены,

выравнивание стен и потолка, грунтовка, шпаклевка стен и потолка);

Покраска стен и потолка;

Установка каркасно-панельного полотна потолка;

Установка панелей щитов отопительных батарей под окнами;

Установка

электрического

щитка,

проведение

электрических

проводов, розеток;

Установка

светильников

на

потолке,

установка

пожарной

сигнализации;

Укладка линолеума на пол, укладка плинтусов, установка дверного

полотна, порога;

Сбор и установка мебели: 2 стола, стулья, кафедра, книжный шкаф;

В учебной аудитории вся мебель должна быть выполнена в едином

стиле и гармонировать с общим интерьером.

Рисунок 3. Дизайн стола для аудитории (вид сверху)

Рисунок 4. Дизайн стола для аудитории (общий вид)

Спроектированный стол имеет следующие габаритные размеры:

Высота (h) - 750мм;

Длина (l) – 6200 мм;

Ширина (b)- 1200 мм.

Рисунок 5. Трибуна выступающего

Спроектированная трибуна имеет следующие габаритные размеры:

- Высота (h) – 1500 мм;

- Длина (l) – 500 мм;

- Ширина (b)- 500 мм.

Установка жалюзи на окна.

2) Аппаратно-программный этап (монтаж и настройка оборудования):

Монтаж и установка экрана;

Монтаж и установка проектора;

Монтаж и установка камеры;

Монтаж и установка аудио-звуковой системы: микрофонного массива и

колонок;

Монтаж кабеля ЛВС: 2 шт – 1 для точки доступа, 1 – на ПК оператора;

Установка и настройка точки доступа – wifi-роутера;

Настройка оборудования на ПК оператора аудитории.

Настройка пользовательских ноутбуков.

Рисунок 6. Общий вид аудитории (вид с конца аудитории)

Рисунок 7. Общий вид аудитории без оборудования

Рисунок 8. Общий вид аудитории с оборудованием с места оператора ПК

Специализированная аудитория для реализации образовательного

процесса с применением дистанционных образовательных технологий

одинаково комфортен для онлайн и офлайн слушателей, поэтому с дня

открытия может быть использована для проведения учебных занятий,

научных конференций и семинаров, селекторных совещаний.



В раздел образования