Напоминание

Конспект НОД ОО "Социально-коммуникативное развитие" по правовому воспитанию "О правах – играя" в подготовительной группе ДОУ


Автор: Галактионова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Новомичуринский детский сад №1"
Населённый пункт: г.Новомичуринск,Рязанская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Конспект НОД ОО "Социально-коммуникативное развитие" по правовому воспитанию "О правах – играя" в подготовительной группе ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

по правовому воспитанию «О правах – играя»

в подготовительной группе ДОУ

Программное содержание:

Закрепить в игровой форме элементарные знания детей о правах «Право на

жизнь», «Право на семью», «Право на имя», «Право на жилище», «Право на

отдых»

Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представле-

ний.

Довести до сознания детей, что государство заботится о соблюдении прав каждого

ребенка.

Воспитывать у детей чувства ответственности за свои поступки, уважение друг

другу.

Оборудование:

Предварительная работа: познакомить детей с пословицами и поговорками о семье; зна-

комство с документом «Конвенция о правах ребенка»; разучивание стихов и песен; подго-

товка презентации; чтение художественной литературы; ролевые игры. беседа с детьми о

правах, рассматривание картин по теме, разучивание пальчиковых игр.

Методы и приемы обучения:

наглядный (плакаты о правах ребенка, иллюстрации к сказкам, документы «Декларация

прав ребенка», «Конвенция прав ребенка»); словесный, игровой, методы проблемного

обучения, практическая деятельность, ИКТ, художественное слово, пословицы, наглядно-

зрительные, самостоятельное добывание знаний.

Словарная работа: по теме «Конвенция», «Право», «Право на имя», «Семья»

Интеграция образовательных областей: «Познавательно-речевое развитие», , «Художе-

ственно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» .

Ход НОД:

Дети входят в группу и становятся в круг

В: - Ребята, у нас сегодня много гостей, а как можно поздороваться?

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом-

Станет радостно кругом.

В: - А почему вы все поздоровались по-разному?

Дети - Потому что мы имеем право здороваться так, как хотим.

Оргмомент.

К солнышку потянулись и улыбнулись (руки тянут вверх)

Лучик взяли (берут воображаемый лучик)

К сердцу прижали (прижимают руки к сердцу)

Людям отдали (протягивают руки вперед).

Основная часть :

В.: Ребята, вам ещё совсем немного лет, но вы уже граждане России, страны, где вы роди-

лись и живёте. Наше государство заботится о своих детях, чтобы они учились, росли здо-

ровыми, сильными, честными, добрыми. Права граждан в стране защищены законами.

Чем защищены права? (Ответы детей: законами)

1. Право на жизнь.

В : Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это сча-

стье - жить и радоваться жизни! А благодаря кому вы появились на свет? Родители

рассказывали вам, как они радовались вашему появлению? Как они счастливы, что у них

есть вы? У каждого из вас своя жизнь. О сохранении жизни заботятся государство, роди-

тели, воспитатели, врачи, милиционеры и многие другие люди. Никто и никогда не может

лишить ребенка жизни

В: (демонстрирует детям книгу): Посмотрите дети, у меня в руках книга, не простая, а

очень важная. Эта книга называется «Конвенция о правах ребенка». Из этой книги мож-

но узнать о ваших правах. Это главный международный документ детей, который подпи-

сали люди нашей планеты.

«Конвенция» - по-русски, это международный Договор или соглашение между странами.

Конвенция о правах ребенка признает права всех детей для того, чтобы дети имели все

необходимое для роста, развития и учебы в безопасных и здоровых условиях. Подписав

Конвенцию о правах ребенка, страны обещают с уважением относиться ко всем детям и

защищать их права.

Словарь: Конвенция о правах ребенка – соглашение (договор) между странами

Что такое конвенция о правах ребенка? (Ответы детей)

Как вы думаете конвенция – это закон? (Ответы детей)

Конвенция о правах ребенка – это закон. Конвенция это международный закон для детей

всех стран.

- Ребята, как называется этот документ?

- Конвенция.

- Что записано в этом документе?

- Права детей.

Давайте послушаем стихотворение о правах.

Как хорошо что есть права!

Закон нас строго защищает:

И в нём важны нам все права,

Они великой силой обладают,

Чтоб нас никто не мог побить,

Украсть, унизить и обидеть.

Как хорошо что есть права!

Права останутся навеки.

Они помогут человеку.

Мир восстановят навсегда

И у младенца есть права,

И у собаки, и у кошки тоже.

Без прав на свете жить не сможем,

Всегда нам право и везде поможет.

В: В конвенции записано, что главное право каждого человека — право на жизнь и ма-

ленький человек - ребенок тоже имеет право жить. Этот символ говорит о том, что каж-

дый ребенок имеет право жить, имеет право на счастливое детство (обращает внимание

детей на слайд с изображением символа «Право на жизнь»).

Каждый ребенок со дня своего рождения сразу получает права, которые его защищают.

Лишь появится ребенок

И дышать начнет едва,

У него уже с пеленок

Появляются права.

2. Право на имя

- Отгадайте загадку:

И у мамы есть,

И у папы есть

Чтоб его узнать

Надо вслух назвать Ответ детей - (Имя)

Представьте такую ситуацию. В семье родился ребенок, все очень рады этому событию.

Но никто не знает, как к нему обратиться. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Следующее право, записанное в Конвенции – это право ребенка на имя (обращает вни-

мание детей на слайд «Право на имя»). Нет ни одного человека, у которого не было бы

имени. Что же такое имя? Имена – это слова, но особые. Они значат очень многое. Имя

влияет на характер, склонности и увлечения человека. Когда родители дают своему ребен-

ку имя, они вкладывают в него свои надежды, пожелания.

- А когда дают ребенку имя? (когда рождается) Ребёнок регистрируется сразу же после ро-

ждения и с момента рождения имеет право на имя.

-Значит, какое есть у вас право? (право на имя)

- Кто дал вам имя? (родители)

- Ребенку имя выбирают всей семьей. Помогают и бабушки, и дедушки.

В: Право на «имя» важно для всех людей. Это право даёт людям чувствовать себя уверен-

но, уважать себя и других.

А какое правило мы соблюдаем при произношении имени?

Дети: Вежливое, внимательное, доброе.

Проводится игра «Имя-имечко» с мячом

В: Называет неполную форму имени, а дети – полное имя:

Яшенька, Яша – Яков

Тема, Темочка – Артем

Коля, Николенька, Колечка – Николай

Людмила – Люда, Людочка, Мила

Елена – Лена, Леночка и т. д.

В: Ребята, мы растем, и растет наше имя. Когда вы станете взрослыми, ваше имя будет

звучать по-другому. Как надо обращаться к взрослому человеку? (называть по имени и

отчеству)

- Кто знает, что такое отчество?

- Правильно, это имя папы.

- Надо знать имена, отчества и фамилии своих родных, быть вежливым, приветливым,

когда здороваешься, прощаешься или обращаешься с просьбой.

Игра со шляпой – назвать себя полным именем (Ф. И. О.)

В.: Как вы думаете, понравится ли вашему другу, если вы будете называть его не по име-

ни Максим, а по прозвищу, к примеру «Пончик»? Правильно! Не понравится. Пусть ваш

друг не слишком стройный, но высмеивать физические недостатки человека некрасиво!

Запомните, ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно

произносят или коверкают его имя. Ведь имя от рождения до самой смерти с человеком.

Оно становится как бы частью его самого. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже

счастье.

В: Какие правила, ребята, необходимо соблюдать, чтобы не нарушать право на имя?

Ответы детей: не придумывать клички, обращаться друг к другу вежливо, ласково, к

взрослым обращаться по имени, отчеству. Если нарушил правило, то обязательно изви-

ниться и попросить прощения.

Продуктивная деятельность :

Задание – выложить из веревочек или счетных палочек начальную букву имени .

В.: Молодцы! Теперь я вижу, что у каждого из вас не нарушено право на имя, оно у вас

всех есть.

Ф/м «Мои права»

Мы права свои все знаем (шагают)

Потому, что изучаем (часики)

И себя мы защитим, и в обиду не дадим (силачи)

Будем мы дружить с правами (руки в стороны)

Выполнять обязанности.

Для того, чтоб вместе с вами

Жить в тепле и радости! (руки вверх, потянуться, опустить)

3. «Право на семью»

В. : Надо разгадать ребус (7Я) и тогда мы узнаем, что же это за право, которое имеет ре-

бенок. (Дети отгадывают «Семья», показ иллюстрации.)

В. Верно, это право ребенка жить и воспитываться в семье. Что это значит? (Ответы де-

тей). Посмотрите, что я для вас приготовила (плакат «Генеалогическое древо»). Вспомни-

те, как называется такое дерево? Посмотрите на наше древо. Мальчик и девочка находятся

на одном уровне. Значит, кем они друг другу приходятся? Давайте дадим им имена. Как

назовем мальчика? А девочку?

- Кем приходится Миша своим маме и папе?

- Кем приходится Маша своим родителям?

- Как можно назвать маму и папу одним словом?

- У мамы и папы есть мама, кем она является для Маши и Миши?

- У мамы и папы есть папа, кем он является для Маши и Миши?

- Кто Миша дедушке?

- Кто Маша бабушке?

- Как назвать группу людей, живущих вместе?

- Попробуйте произнести слово «семья» вот так: семь - я.

- Как вы думаете: что такое семья? (Ответы: Семья - это люди, которые любят друг дру-

га, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу

уважительно, говорят друг с другом ласково. Семья объединяет родных: родителей и де-

тей, бабушек, дедушек, братьев, сестёр. Это наши родные, родственники, родня. Семья,

близкие люди, родной дом - самое дорогое, что есть у человека.) Если вы будете друг дру-

га любить, беречь и уважать, ваше родословное древо всегда будет крепким и здоровым.

Как пальчики на ладошках.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре

Кто живет в моей квартире? (хлопки на счет)

Раз, два, три, четыре, пять

Всех могу пересчитать (одновременно сжимают, разжимают кулачки)

Папа, мама, брат, сестренка

Дедушка и бабушка,

кошка Мурка, два котенка (поочередно сжимают пальцы)

Мой щегол, сверчок и я вот вся моя семья.

Детям предлагаются пословицы. Задание: объяснить смысл пословиц

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Где любовь и совет, там и горя нет.

Дерево держится корнями, а человек семьёй.

В хорошей семье хорошие дети растут.

На, что и клад, когда в семье лад.

Родительское сердце - в детках.

Дети не в тягость, а в радость.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Вся семья вместе – и душа на месте. (Рассуждения детей).

В.: Как вы думаете, что такое счастье? Счастливая семья? (Демонстрация фотографий на

экране).

В : Правильно. В Конвенции о правах ребенка записано, что «каждый ребенок имеет пра-

во проживать в семье со своими родителями, имеет право на любовь и понимание со сто-

роны родителей, семьи».

Ребенок читает стихотворение:

Что такое семья?

Вы спросите меня.

Я отвечу вам с удовольствием,

Что семья - это дом,

Садик мой за окном,

И семья - это малая Родина!

Под пургой и дождём

Нас согреют теплом

И помогут в любых ситуациях

Мамы милой глаза,

И улыбка отца,

И ватрушки, и булочки бабушки!

В мир идём из семьи,

Там и корни твои,

Твоя долгая жизнь начинается.

И основа основ - наш родительский дом,

И семьёй в мире жизнь продолжается.

В: Правильно, ребята, молодцы. Корни нашей семей уходят далеко в прошлое, и чтобы

никого не забыть люди пишут историю своей семьи. Кто – то пишет книгу о своих пред-

ках? кто – то сохраняет фотографии.

Игра «Пирамидка». Воспитатель приглашает детей к столу.

Воспитатель:. Любую семью можно представить в виде пирамиды (показывает игрушку –

пирамидку).

-Возьмите самое большое кольцо – это ваши прабабушки и прадедушки.

- Как можно назвать следующее кольцо? (бабушка и дедушка)

Воспитатель: Осталось 1 колечко и верхушка пирамидки – это твои родители и ты сам.

- Если человек один, без семьи, он слабый (дует на кольцо, оно падает)

- А если у него есть семья – он сильный.

-Попробуйте сдуть пирамидку (не получается)

В: (обращает внимание на слайд «Право на семью»): Вы убедились, как важно человеку

жить в семье. Семья – это опора, стержень, который защищает человека от любых нена-

стий. Когда все вместе ничего не страшно. Жить одному человеку очень не просто. Каж-

дый ребенок имеет право жить в семье, на заботу со стороны родителей.

В: В жизни бывают такие ситуации, когда дети остаются без семьи. Эти дети находятся

под защитой государства. Дети-сироты живут в детских домах и приютах. О них заботятся

взрослые: за здоровьем ребенка следят врачи, медицинские сестры, воспитатели дают зна-

ния, дарят тепло и ласку, воспитывают, учат быть добрыми и дружными.

4. Право на жилище

загадка.

Где семье комфортно нашей?

Где поутру пахнет кашей?

Там ступают кошки лапки,

А у входа стоят тапки. (Дом, жилище.)

О каком праве ребенка пойдет речь? (О праве ребенка жить в доме, иметь свое жилище.)

Игра «Собери картинку» (дети работают подгруппами)

В. Соберите разрезные картинки к сказкам. Назовите, какие сказки у вас получились?

(«Теремок», «Заячья избушка», «Три поросенка», «Рукавичка»)

В. Какое право нарушено во всех этих сказках? (Право на проживание в доме, иметь свое

жилище.) Молодцы!

Посмотрите на экран. Что это за сказка? Вы правильно назвали, это волк из сказки…

«Волк и семеро козлят»

- Ребята, какое право козлят нарушил волк?

Ответы детей: он похитил козлят, забрал их у мамы козы… Он нарушил право козлят на

семью и жизнь.

- Что это за право?

Рассуждения детей: дети имеют право на семью, они живут с мамой и папой и никто не

должен угрожать их жизни…

- Дети имеют право на свою семью и живут с теми, кто о них заботится.

- Какие сказки вы ещё знаете, где нарушено право героя на семью?

( «Красная шапочка», «Жихарка», «Мороз Иванович», «Крошечка-Хаврошечка»)

5. Право на отдых

В.: Ребята, кто это на экране? ( Золушка)

В.: - Ребята, какое право героя нарушено в сказке «Золушка»?

Ответы детей: В сказке «Золушка» нарушено право на отдых…

- Что это за право, объясните?

Рассуждения детей: каждый человек имеет право отдыхать, в субботу и воскресенье

все отдыхают, у взрослых есть отпуск, а у детей в школе каникулы.

- Правильно, ребята, каждый человек имеет право на отдых.

- В сказке «Золушка» как нарушено право на отдых?

Ответы детей: Золушка выполняла всю грязную работу, чистила котлы, стряпала, мыла

посуду, она все работала и совсем не отдыхала…

В: И у нас есть это право- право на отдых. Мы его ни в коем случае нарушать не будем.

Мы уже достаточно потрудились на занятии и сейчас воспользуемся этим правом и

немного отдохнем. Давайте потанцуем и повеселимся.

Общий танец «Вперед 4 шага»

Рефлексия:

В: Вот сколько нарушений прав мы с вами нашли. Но ведь , ребята, мы знаем, что зло все-

гда наказывается. Побеждает добро и справедливость. Ведь в сказках так и происходит. А

как хорошо вы знаете сказки! Да не только знаете, но определяете права, которые наруша-

ли герои сказок. С помощью сказок мы закрепили ваши права. Помните, что все люди

(взрослые и дети) имеют свои права, которые они не должны нарушать.

Права ребенка надо знать,

Не только знать, но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить!

В.: Что больше всего понравилось? (Ответы детей).

О каких своих правах вы сегодня узнали? (Ответы детей с опорой на символы- картин-

ки)

Мы с вами вспомнили некоторые права ребенка . Ребята, подойдите к зеркалу и посмот-

рите на себя. Вы стали немножко ярче, веселее, улыбчивее. Ведь у людей, которые знают

свои права и чувствуют себя свободными, распрямляются плечи, появляется красивая

осанка, они становятся выше.(Дети выпрямляются, смотрят на себя в зеркало).

В: Вот так и идите по жизни – с гордой осанкой и улыбкой на лице. Мы ещё раз встре-

тимся с этой книгой – Конвенцией о правах ребенка, которая познакомит вас с другими

правами. Спасибо всем. Мне было очень приятно и интересно с вами

Желаю вам ребята, чтобы ваши права никогда не нарушались, и чтобы у каждого ребенка

была дружная и счастливая семья.



В раздел образования