Авторы: Андреева Ирина Брониславовна, Шарипова Ксения Александровна
Должность: воспитатель/логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 27 "Рябинка"
Населённый пункт: г. Новочебоксарск Чувашской Республики
Наименование материала: статья
Тема: Художественное чтение, как метод развития речи детей-дошкольников..
Раздел: дошкольное образование
Художественное чтение, как метод развития речи дошкольников.
Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не
стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества
душа подростка будет пустой, на свет "божий" выползает как будто
неизвестно откуда взявшееся плохое.
(В.А. Сухомлинский)
Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы
художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего
возраста.
С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя».
Кто же вводит дошкольника в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги детских
садов.
Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Ведь он не только
решает задачу приобщения дошкольников к книге, формирования интереса к процессу
чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного
чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного
текста на ребенка.
Дети дошкольного возраста – слушатели, художественное произведение доносит до них
взрослый. Поэтому овладение педагогом навыками выразительного чтения приобретает
особое значение. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у
слушателя эмоциональное отношение к прочитанному.
Таким образом, чтение можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и
нравственном становлении человека.
В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное
произведение.
В каждой возрастной группе может быть реализована данная программная задача.
В первой младшей группе. Приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские
произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок (фланелеграф),
персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать
художественное произведение без наглядного сопровождения.
Во второй младшей группе. Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи,
следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. С помощью
воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
В средней группе. Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения;
Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Объяснять, как
важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно
рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными
Ю.Васнецовым, Е.Рачевым, Е.Чарушиным.
В старшей группе. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку
литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев
произведения. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать
выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста
по ролям, в инсценировках.
В подготовительной к школе группе.Обращать внимание детей на изобразительно-
выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения), помогать
почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к
поэтическому слову. Помогать детям объяснять основные различия между литературными
жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Кратко вспомним методы ознакомления с художественной литературой:
Метод
Приёмы
Словесный
Чтение произведений
Вопросы к детям по содержанию произведений Пересказ
произведения
Заучивание наизусть
Выразительное чтение
Беседа по произведению
Прослушивание грамзаписи
Практический
Элементы инсценировки
Игры-драматизации
Дидактические игры
Театрализованные игры
Использование разных видов театра
Игровая деятельность
Наглядный
Показ иллюстраций, картинок, игрушек
Элементы инсценировки
Движение пальцами, руками
Схемы
Алгоритмы
Просмотр видеофильмов, диафильмов
Оформление выставки
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста.
Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на
ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по
книге.
2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста
(возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие
возможности для привлечения внимания детей.
3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного
ознакомления с художественным произведением.
4. Заучивание наизусть/Выбор способа передачи произведения (чтение или
рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
Развитие речи детей методом чтения художественных произведений – сложный
педагогический процесс. Художественные образы литературы глубоко затрагивают
чувства детей. Наша педагогика рассматривает развитие речи детей посредством
художественной литературы в неразрывной связи с развитием различных сторон личности
ребенка.
А закончить нам хочется словами К.Г. Паустовского:
«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть
одной новой страницы из книги!»