Напоминание

Непростое сложноподчинённое


Автор: Патрушева Фларида Сагадатовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №119
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Урок-презентация русский язык в 9 классе
Тема: Непростое сложноподчинённое
Раздел: среднее образование





Назад




НЕПРОСТОЕ

сложноподчинённое

Урок русского языка в 9 классе

ШКОЛА №119, Калининский район,

Санкт- Петербург,

учитель русского языка и литературы

Патрушева Фларида Сагадатовна

2020г

развить и углубить знания о

сложноподчиненном предложении:

расширять знания о синтаксической

синонимии;

интегрировать учебные курсы русского

языка и литературы;

воспитывать культуру умственного

труда.

Уметь

• конструировать предложения по заданной схеме;

выполнять синтаксический и пунктуационный разборы;

определять вид придаточных предложений;

составлять графические схемы СПП;

видеть красоту русской речи на примере

синтаксических синонимов;

писать сочинение на основе афоризма;

различать условия выбора орфограммы «Н и НН в

суффиксах прилагательных и причастий».

синтаксическая синонимия;

афоризм - краткое выразительное изречение;

поучение – жанр, в котором излагаются правила

жизни.

Н

костяная ручка (прил. с суфф. -ЯН)

поле не меряно (кр. прич.)

семя не сеяно (кр. прич.)

Правописание какого слова вызывает у вас недоумение?

НН

драгоценный камень (прил. с осн. на Н – цена)

желанный гость (словарное)

Подсказка! Мерить и мерять (вторая форма разговорная, потому в пословицах

и поговорках остаётся «разговорный» вариант)

Виды предложений

простое

БСП

ССП

СПП

?

Учёные доказывают наличие

жизни

не только на суше но и в воде.

То слишком

морозит

то моросит дождь

Небо очистилось

выглянуло солнце.

Семья где не читают

книг духовно

неполноценная.

По значению и строению

сложноподчиненные

предложения делятся на три

группы, которые соотносятся с

группами второстепенных

членов предложения:

Завершите предложения так,

чтобы получился текст на лингвистическую тему.

Чтобы вычленить в сложном предложении

придаточное, необходимо, во-первых, найти…,

во-вторых, отыскать…, в-третьих, поставить… .

Придаточное предложение может пояснять … .

Придаточное предложение может стоять в…, в…, в… .

Алгоритм рассуждения при определении вида

придаточного предложения:

1) найти

грамматические основы,

2) установить смысловые отношения между

частями сложного предложения, определить

главное и придаточное предложения,

3) поставить

вопрос от главного к

придаточному,

4) найти

союз или союзное слово в

придаточном предложении,

5) по вопросу и союзу

определить вид

придаточного предложения.

Кроссворд

«Виды придаточных сложноподчиненного

предложения»

Сравните две таблицы и выпишите буквы из правой в

соответствии со следованием цифр в левой. При

правильном выполнении задания должно получиться

предложение. К какому типу оно относится? Составьте

схему этого предложения.

Поможем

Обломову?

Синонимическая замена

Я никогда не забуду случая,

какой произошёл с нами три года назад.

Я никогда не забуду случая,

что произошёл с нами три года назад.

Я никогда не забуду случая,

произошедшего с нами три года назад.

Соедините половинки сложных предложений. Определите вид

придаточного. В какой из частей должны стоять запятые?

1. Скучен день до вечера

А. что стало светать.

2. Чтобы получить хорошую

профессию

Б. тихо шелестящих под ветром.

3. Сергей и не заметил

В. коли делать нечего.

4. Воздух пропитан

ароматом трав

Г. надо прилежно учиться.

Внимание! В таблицу вкралась ошибка!

Срочно

исправьте её.

Задания

второго

уровня

А) найдите соответствие

между схемами и

предложениями, расставьте

знаки препинания;

Б) дайте синтаксическую

характеристику

предложений.

__ какой?_____>

д.о. Х д.о.

1) [ _ = и, /_._._, _./, = сущ.,/ _._._/], (c. слово =).

< _____когда?____Х

п.о. Х___> прилож. вв. пр.

2) (Подч.союз _ ,/~~~~/, = ), [ _ = сущ., /или ~~~~~/, ++++++] .

__какую?__>

д.о. п.о. Х

3) [ _ = и ,/_._._/ , / ~~/, = сущ.], ( с.слово _ =).

Ключ: №1 =3; №2 =1; №2 –лишнее. Критерии

оценки: 1 балл за правильный ответ (макс. 3

балла)

Допишите начатые предложения, чтобы

получились сложноподчиненные

1

) Два уха и один язык даны нам для того, чтобы... .

2

) Жалок тот ученик, который... .

3

) Тот самый пустой человек, кто....

Сравните варианты своих предложений с

высказываниями известных людей:

1) Два уха и один язык даны нам для того, чтобы больше

слушать и меньше говорить. (Древнегреческая мудрость).

2) Жалок тот ученик, который не превосходит своего

учителя. (Леонардо да Винчи).

3) Тот самый пустой человек, кто наполнен собою.

(Лермонтов).

Критерии оценки: 1 балл за правильный ответ.

(За оригинальность +1балл)

АФОРИЗМЫ

Какую мысль вы возьмете в свою «копилку»?

Раскройте её содержание, аргументируйте своими доводами.

Воспользуйтесь речевыми оборотами:

Я убеждён… Я считаю… Я полагаю, что… Я согласен с тем…

Попытаюсь ответить на поставленный вопрос… Это позволяет

предположить, что… Предположим, что… Допустим, что…

Могу с уверенностью сказать… Меня привлекает мысль

(высказывание) о том…;

По-моему, на мой взгляд, по моему мнению, по моему

убеждению, скорее всего, видимо, поэтому, потому, отсюда.

Итак, таким образом, подводя итог сказанному, можно прийти

к выводу, что… Мне хочется сделать вывод о том, что…

Напишите небольшое (50-70 слов) «поучение»,

обращённое к кому-нибудь из своих близких или

друзей, используйте СПП, сохраните лексику жанра.

План:

1. Обращение и зачин.

2. Три основных проблемы – поучения.

3. Концовка – наказ о том, как пользоваться вашим

поучением, чтобы оно принесло наибольшую пользу.

Рекомендации учителя: обратитесь к «Поучению

Владимира Мономаха» (учебник литературы 7

класс.)

Научили

с

ь:

• конструировать предложения по заданной

схеме;

находить главное и придаточное в СПП,

определять вид придаточного;

видеть красоту русской речи на примере

синтаксических синонимов;

писать сочинение на основе афоризма.

ИТОГО: 9+3+1+4+6+1+2+3=29 (макс.- 32 с поощрит. баллами) *Поощрительные баллы – до 3. *Творческая работа оценивается учителем.

*Пунктуационная грамотность оценивается учителем после проверки Индивидуальных листов.



В раздел образования