Автор: Патрушева Фларида Сагадатовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №119
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Урок-презентация русский язык в 9 классе
Тема: Непростое сложноподчинённое
Раздел: среднее образование
НЕПРОСТОЕ
сложноподчинённое
Урок русского языка в 9 классе
ШКОЛА №119, Калининский район,
Санкт- Петербург,
учитель русского языка и литературы
Патрушева Фларида Сагадатовна
2020г
развить и углубить знания о
сложноподчиненном предложении:
расширять знания о синтаксической
синонимии;
интегрировать учебные курсы русского
языка и литературы;
воспитывать культуру умственного
труда.
Уметь
• конструировать предложения по заданной схеме;
•
выполнять синтаксический и пунктуационный разборы;
•
определять вид придаточных предложений;
•
составлять графические схемы СПП;
•
видеть красоту русской речи на примере
синтаксических синонимов;
•
писать сочинение на основе афоризма;
•
различать условия выбора орфограммы «Н и НН в
суффиксах прилагательных и причастий».
синтаксическая синонимия;
афоризм - краткое выразительное изречение;
поучение – жанр, в котором излагаются правила
жизни.
Н
костяная ручка (прил. с суфф. -ЯН)
поле не меряно (кр. прич.)
семя не сеяно (кр. прич.)
Правописание какого слова вызывает у вас недоумение?
НН
драгоценный камень (прил. с осн. на Н – цена)
желанный гость (словарное)
Подсказка! Мерить и мерять (вторая форма разговорная, потому в пословицах
и поговорках остаётся «разговорный» вариант)
Виды предложений
простое
БСП
ССП
СПП
?
Учёные доказывают наличие
жизни
не только на суше но и в воде.
То слишком
морозит
то моросит дождь
Небо очистилось
выглянуло солнце.
Семья где не читают
книг духовно
неполноценная.
По значению и строению
сложноподчиненные
предложения делятся на три
группы, которые соотносятся с
группами второстепенных
членов предложения:
Завершите предложения так,
чтобы получился текст на лингвистическую тему.
Чтобы вычленить в сложном предложении
придаточное, необходимо, во-первых, найти…,
во-вторых, отыскать…, в-третьих, поставить… .
Придаточное предложение может пояснять … .
Придаточное предложение может стоять в…, в…, в… .
Алгоритм рассуждения при определении вида
придаточного предложения:
1) найти
грамматические основы,
2) установить смысловые отношения между
частями сложного предложения, определить
главное и придаточное предложения,
3) поставить
вопрос от главного к
придаточному,
4) найти
союз или союзное слово в
придаточном предложении,
5) по вопросу и союзу
определить вид
придаточного предложения.
Кроссворд
«Виды придаточных сложноподчиненного
предложения»
Сравните две таблицы и выпишите буквы из правой в
соответствии со следованием цифр в левой. При
правильном выполнении задания должно получиться
предложение. К какому типу оно относится? Составьте
схему этого предложения.
Поможем
Обломову?
Синонимическая замена
Я никогда не забуду случая,
какой произошёл с нами три года назад.
Я никогда не забуду случая,
что произошёл с нами три года назад.
Я никогда не забуду случая,
произошедшего с нами три года назад.
Соедините половинки сложных предложений. Определите вид
придаточного. В какой из частей должны стоять запятые?
1. Скучен день до вечера
А. что стало светать.
2. Чтобы получить хорошую
профессию
Б. тихо шелестящих под ветром.
3. Сергей и не заметил
В. коли делать нечего.
4. Воздух пропитан
ароматом трав
Г. надо прилежно учиться.
Внимание! В таблицу вкралась ошибка!
Срочно
исправьте её.
Задания
второго
уровня
А) найдите соответствие
между схемами и
предложениями, расставьте
знаки препинания;
Б) дайте синтаксическую
характеристику
предложений.
__ какой?_____>
д.о. Х д.о.
1) [ _ = и, /_._._, _./, = сущ.,/ _._._/], (c. слово =).
< _____когда?____Х
п.о. Х___> прилож. вв. пр.
2) (Подч.союз _ ,/~~~~/, = ), [ _ = сущ., /или ~~~~~/, ++++++] .
__какую?__>
д.о. п.о. Х
3) [ _ = и ,/_._._/ , / ~~/, = сущ.], ( с.слово _ =).
Ключ: №1 =3; №2 =1; №2 –лишнее. Критерии
оценки: 1 балл за правильный ответ (макс. 3
балла)
Допишите начатые предложения, чтобы
получились сложноподчиненные
1
) Два уха и один язык даны нам для того, чтобы... .
2
) Жалок тот ученик, который... .
3
) Тот самый пустой человек, кто....
Сравните варианты своих предложений с
высказываниями известных людей:
1) Два уха и один язык даны нам для того, чтобы больше
слушать и меньше говорить. (Древнегреческая мудрость).
2) Жалок тот ученик, который не превосходит своего
учителя. (Леонардо да Винчи).
3) Тот самый пустой человек, кто наполнен собою.
(Лермонтов).
Критерии оценки: 1 балл за правильный ответ.
(За оригинальность +1балл)
АФОРИЗМЫ
Какую мысль вы возьмете в свою «копилку»?
Раскройте её содержание, аргументируйте своими доводами.
Воспользуйтесь речевыми оборотами:
Я убеждён… Я считаю… Я полагаю, что… Я согласен с тем…
Попытаюсь ответить на поставленный вопрос… Это позволяет
предположить, что… Предположим, что… Допустим, что…
Могу с уверенностью сказать… Меня привлекает мысль
(высказывание) о том…;
По-моему, на мой взгляд, по моему мнению, по моему
убеждению, скорее всего, видимо, поэтому, потому, отсюда.
Итак, таким образом, подводя итог сказанному, можно прийти
к выводу, что… Мне хочется сделать вывод о том, что…
Напишите небольшое (50-70 слов) «поучение»,
обращённое к кому-нибудь из своих близких или
друзей, используйте СПП, сохраните лексику жанра.
План:
1. Обращение и зачин.
2. Три основных проблемы – поучения.
3. Концовка – наказ о том, как пользоваться вашим
поучением, чтобы оно принесло наибольшую пользу.
Рекомендации учителя: обратитесь к «Поучению
Владимира Мономаха» (учебник литературы 7
класс.)
Научили
с
ь:
• конструировать предложения по заданной
схеме;
•
находить главное и придаточное в СПП,
определять вид придаточного;
•
видеть красоту русской речи на примере
синтаксических синонимов;
•
писать сочинение на основе афоризма.
ИТОГО: 9+3+1+4+6+1+2+3=29 (макс.- 32 с поощрит. баллами) *Поощрительные баллы – до 3. *Творческая работа оценивается учителем.
*Пунктуационная грамотность оценивается учителем после проверки Индивидуальных листов.