Напоминание

" Формирование коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка"


Автор: Никитина Елена Анатольевна
Должность: учитель иностранного языка, преподаватель- организатор обж
Учебное заведение: МОУ " Тереньгульский лицей при УлГТУ"
Населённый пункт: р.п. Тереньга, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: " Формирование коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка"
Раздел: полное образование





Назад




Опыт работы

по теме: « Формирование коммуникативной компетенции на уроках

немецкого языка»

или Совершенствование навыков коммуникативной компетенции как

одна из форм активизации креативности учащихся.

Национальная образовательная инициатива « Наша новая школа» предусматривает,

прежде всего,практическое овладение иностранным языком,приобщение к мировой

культуре,формирование ключевых компетенций.

Сущность моего опыта заключается в разработке педагогических приёмов с

использованием эффективных современных технологий для развития коммуникктивных

компетенций учащихся на уроках немецкого языка.

Технологии развивающего обучения

Применение технологий развивающего обучения на уроках немецкого языка способствует

повышению качества знаний, создаёт творческую атмосферу среди учащихся

В своей работе практикую проведение интегрированных уроков,способствующих

длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала.На

интегрированных занятиях объединяю темы или проблемы предметов « Основы

безопасности жизнедеятельности» и « Иностранный язык».Так, например, « Основы

гигиены», « Нравственность и здоровье». Провожу уроки-дискуссии.Например, в 8 классе

дискуссия « Курение: за и против» в рамках темы « Проблемы молодёжи», где ребята

учились вести дискуссию по проблеме « Курение», раскрывали и обсуждали проблему с

опорой на текст, сравнивали сложившиеся ситуации в России и Германии.

Практикую в работе творческие домашние задания на каникулы.

-задание « Найди свою Германию» заключается в том, что учащимся необходимо найти

место в своём родном посёлке, в других городах, напоминающее Германию и представить

объекты в сравнении.

-литературный проект « Рюкзак с книжками и журналами». Участники проекта выбирают

одну книгу или журнал на немецком языке, после прочтения которой,выполняют

проектные задания.Главное-представить результат своей работы над проектом публике:

например, ребятам своей школы, родителям.Цель-пробудить интерес школьников к

чтению, развивать фантазию и творчество, а также содействовать изучению немецкого

языка.

Чтобы побуждать активность ребят к говорению.использую приём « календарь

знаменательных дат», с помощью которого обсуждаются знаменательные события, дни

рождения немецких поэтов, писателей, композиторов.

Проектные технологии

Основная цель проектно-ориентированного обучения- научить учащихся учиться,

т.е.самостоятельно добывать знания. Я считаю, что наиболее результативной и

интересной формой самостоятельной работы является проект. И главное отличие

проектного метода состоит в том, что школьники работают над тем материалом, который

затрагивает проблемы их жизни, вызывает у них интерес.

Как примеры мини-проектов можно привести такие темы: « Еine Reise nach

Deutschland», « Rundfahrt durch Moskau», « Wir planen nein Fest», « Meine Heimat»,

«Рождество в Германии и России, , «Защита окружающей среды» и др.

Важнейшим моментом здесь является достижение цели проекта в различных формах:

выставка готового продукта, презентация, сообщение, альбом, викторина.

В случае мини- проекта « Wir empfangen Gaste» целью было приготовить какое-либо

национальное блюдо.

Интересен проект на нем.языке « Район раскрывает свои тайны». Данная работа

предполагала проектирование экскурсии по Тереньгульскому району для

немецкоговорящих туристов.

Игровые технологии

Использование игровых технологий способствует активизации познавательной

творческой деятельности учащихся, развивает мышление, память,

инициативность.Игровые приёмы и ситуации выступают как средство побуждения,

стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Применяю игры для обучения говорению.По способу и характеру они подразделяются

на игры с текстом, ролевые, имитационно-моделиующие, игры- соревнования. Нахову

некоторые из них. « Составь фоторобот» ( при изучении темы « Внешность человека»); «

Дизайнеры» ( тема « Дом и квартира); « Модницы»( тема « Одежда») « Покупки» ( тема «

В магазине» )

Использую игры при обучении чтению. Игра « Эхо». На доске-карточки со словами по

заданной теме и соответствующие им картинки. Учащиеся читают слова за учителем с

разной интонацией и с разным темпом.

Часто к урокам обобщающего повторения готовлю конверты с ролевыми ситуациями.

Ролевая игра является одним из наиболее эффективных приёмов реализации

коммуникативного принципа в обучении иностранному языку.

Например. Ученики заранее получали индивидуальные карточки с заданиями-

ролями.обговариваем предположительный текст выступления.

Например, возможные роли учащихся при изучении темы « Сказки».

-Я – птичка. Спасите меня, люди.

-Я – планета Земля. Я в опасности.

Здоровьесберегающие технологии

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках помогает мне сохранить и

укрепить здоровье учащихся.

Для рефлексии и сбережения здоровья, применяю в своей практике нетрадиционные

уроки: « сладкие», « песенные», « рисовальные», « экскурсионные».и др.

Планируя урок немецкого языка. Обязательно включаю в него физкультминутки,

подвижные игры, песенки.

Например, провожу игру-пантомиму « Wir spielen Geste» .Называю известные учащимся

глаголы ( springe, laufen, Klavier spielen,schwimmen), а ученики изображают их, то есть

прыгают, бегут,грают на пианино,плавают.

В Тереньгульском лицее перед первым уроком традиционно проводится утренняя

зарядка.Я провожу её под немецкие песни.Популярные ритмичные детские песни

поднимают настроение детей и одновременно настраивают на рабочий лад изучения

немецкого языка.

Во время урока провожу физминутку в виде игры.В игре реализуются

здоровьесберегающие технологии: движение, развитие внимания и памяти, общение,

положительные эмоции.

Педагогика сотрудничества

Применение технологии сотрудничества позволяет наиболее эффективно развивать

коммуникативные навыки.Главная идея обучения в сотрудничестве-учиться вместе. А не

просто выполнять вместе.

Пример.Грамматическая тема-« Склонение существительных».Каждый член микрогруппы

получает задания: просклонять существительные, распределить их по родам . Создаю

ситуацию, где каждый отвечает не только за результат своей работы, но и , что особенно

важно, за результат всей группы. Сильный ученик заинтересован в том, чтобы все члены

группы, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрался в материале. Таким

образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы.

При проверке домашнего задания, домашнего чтения, при составлении диалогов

применяю приём « Обучение в команде». Например, при изучении темы « Подготовка к

путешествию» учащиеся организуются в группы. Учебный материал разбиваю на

фрагменты ( выбор маршрута, заказ билетов, выбор транспорта, заказ гостиницы,

упаковка чемоданов). Далее учащиеся обмениваются информацией кА эксперты по

данному вопросу. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом

достигается усвоение всего материала.

Информационные технологии обучения

На всех этапах урока применяю информационно- коммуникативные технологии, которые

дают возможности в формировании иноязычной коммуникативной компетенции у

учащихся.

В моей методической копилке имеется разнообразный материал: музыкальные

коллекции для аудирования и физкультминуток, интерактивные упражнения для

отработки навыков, презентации, тесты.

В течение 6 лет применяю в работе дистанционные образовательные технологии.

Работаю с учащимися Сосновской школы.

Результативность опыта

Результатом своей работы по развитию познавательных способностей считаю: рост

учебной мотивации, углубление уровня понимания учебного материала, достижения в

конкурсах районного и областного уровней.

Следующий шаг , к которому я стремлюсь:

- организация командного сотрудничества учеников разных школ по принципу сетевого

дистанционного взаимодействия через Интернет.

-разработка и реализация программы внеурочной деятельности « Wir spielen Deutsch» для

первоклассников.

Думаю, каждый ребёнок одарён чем-то от природы. Моя задача-увидеть способности

каждого и помочь раскрыться познать себя, найти своё место в жизни: стать

любознательным. Инициативным, креативным.



В раздел образования