Напоминание

"Использование методов проблемного обучения на уроках русского языка"


Автор: Сорокина Лидия Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ" СОШ №21"
Населённый пункт: город Старый Оскол Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование методов проблемного обучения на уроках русского языка"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема

: «

Использование методов проблемного

обучения на уроках русского языка »

В последнее время всё больше внимания уделяется развитию творческого

потенциала учащихся. Это связано, прежде всего с тем, что творческое

мышление позволяет ученикам не просто пассивно получать знания в готовом

виде, а осознанно и самостоятельно добывать их с последующим применением

в практической деятельности. Кроме того, творческий потенциал, которым

обладает

учащийся

необходим

как

для

разрешения

противоречий

и

проблемных ситуаций в процессе обучения, так и для успешного решения

нестандартных жизненных задач, возникающих в школе, в обществе, в семье.

И наконец, благодаря творческому мышлению современный школьник

является конкурентноспособным и востребованным в условиях рыночных

отношений.

Однако

в

современной

системе

образования

существуют

2

противоречия, препятствующие развитию творческого мышления. Первое – это

противоречия между необходимостью творческого подхода в обучении и его

опорой преимущественно на репродуктивную деятельность учащихся. Второе –

ориентация системы образования на индивидуально-личностное развитие

учащихся при коллективной форме обучения.

Кроме этого, сегодня наблюдается общая негативная тенденция –

снижение образовательного и культурного уровня выпускников школ и, как

1

следствие, снижение уровня речевой культуры учеников. Это связано с

определенными трудностями, среди которых можно выделить следующее:

- отсутствие интереса к изучению общегуманитарных предметов и русского

языка;

- доминирование в процессе обучения орфографико-пунктуа

ционной направленности и недооценка коммуникативной и воспитательной

направленности уроков русского языка;

-

отсутствие деятельности, предполагающей развитие творческого потенциала

учащихся;

-

недостаточная разработанность методики развития творческого мышления

на уроках русского языка.

2. Представленный мной опыт помогает преодолеть эти трудности и решает

следующие задачи:

-

развитие

мышления

и способностей

учащихся,

развитие творческих

умений;

-

усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и

самостоятельного решения проблем;

-

воспитание активной, творческой личности учащегося, умеющего видеть,

ставить и решать нестандартные проблемы;

-

формирование устойчивого интереса к изучению русского языка;

-

достижение хорошего уровня знаний в области культуры речи и стилистики.

3. Ключевая идея опыта – создание условий для развития творческого

мышления учащихся, «добывания» на уроках русского языка собственного

знания средствами поисковой деятельности путем использования методов

проблемного обучения.

Методы проблемного обучения.

1.

Диалогический метод.

2

Приёмы:

постановка проблемы, создание проблемной ситуации, диалог,

анализ полученного результата.

2.

Частично – поисковый метод.

Приёмы:

эвристическая беседа, самостоятельная работа с элементами

исследования, стилистический анализ текстов с помощью блок – схемы.

3.

Исследовательский метод.

Приёмы: самостоятельная поисковая деятельность студентов, выполнение

исследовательских заданий разного уровня.

II. «Активные» методы обучения на проблемном уроке.

Приёмы:

исследовательские

игры;

«морской

бой»;

«аквариум»;

«коммуникативная атака».

III. Психологические эффекты: эффект инверсии, эффект ошибки.

IV. Метод «кейс – стади».

4. Среди духовных способностей человека есть такая, которая на протяжении

многих столетий была предметом пристального внимания учёных и которая

вместе с тем до сих пор является труднейшим и загадочным предметом науки.

Это способность человека мыслить. Во всяком настоящем деле необходимо

«поломать голову», «пораскинуть умом», т.е. говоря языком науки, нужно

осуществлять мыслительные действия, интеллектуальную работу. Мышление

высший

познавательный,

психический

процесс,

заключающийся

в

опосредованном

и

обобщенном

отражении

действительности

в

её

существенных связях и отличиях.

Главной задачей моей педагогической работы является формирование

творческого мышления учеников. Для творческого мышления характерны не

только развитость логического мышления, обширность знаний, но и гибкость,

критичность мышления, быстрота актуализации научных знаний, способность

к высказыванию интуитивных суждений. Для достижения данных качеств в

своей практике я использую методы проблемного обучения.

3

В последние годы в педагогических журналах появились новые

интересные публикации, показывающие возросшее внимание учёных и

практиков к дальнейшей разработке проблемного обучения. Возможности

проблемного обучения сегодня намного шире, чем несколько лет назад,

особенно в плане его воздействия на развитие личности.

Положительными моментами проблемного обучения сегодня могут

стать активизация развивающего потенциала обучения, самостоятельная

поисковая деятельность, высокий познавательный уровень, субъектно –

субъектные отношения, личностная включенность всех участников в процесс

обучения, его практическая направленность.

Среди всех методов проблемного обучения творческое мышление

развивают методы продуктивного уровня познавательной активности, которые

имеют средний и высокий уровень проблемности.

Метод проблемного изложения знаний. Диалогический метод – это

активизирующее изложение, когда учитель в ходе сообщения новых знаний

систематически создаёт проблемные ситуации, ставит вопросы и указывает

пути

решения

учебных

проблем,

постоянно

побуждает

учащихся

к

самостоятельной познавательной деятельности. Учащиеся, в этом случае

становятся участниками сложной мыслительной деятельности, принимают

активное участие в решении учебных проблем.

На уроках русского языка данный метод необходимо применять при

изучении нового материала, когда у учителя есть возможность опираться на

базовые знания учащихся, организуя диалог и периодически обращаясь к

аудитории

для

поиска

ответа

на

поставленные

вопросы.

Принцип

проблемности в этом случае – создание проблемных ситуаций.

Мной разработаны различные типы проблемных ситуаций в процессе

обучения русскому языку (см.

Приложение №

2).

Данная типология

основывается

на

специфике

осознания

явлений

языка,

изучаемых

в

определенном разделе программы по русскому языку, и в соответствии с этим

– на характере разрешения проблемной ситуации, которая возникает в процессе

исследования языковых явлений, изучаемых в этом разделе. Использование

4

проблемного изложения знаний в форме диалога способствует активизации

мышления учащихся, вызывает интерес к изучаемой теме, а так же побуждает

студентов к осознанному восприятию учебного материала.

Эвристический (частично-поисковый) и исследовательский метод

применяются, как правило, в том случае, когда обучающиеся уже научены

приёмами умственной деятельности, могут самостоятельно находить пути

решения проблем или уже знакомы с содержанием учебного материала из

предыдущих занятий.

Эвристическая (поисковая) беседа

самый распространенный метод

проблемного обучения, используется на большинстве уроков, включая уроки-

лекции,

уроки-семинары,

диспуты

и

т.д.,

представляет

собой

систему

логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учащихся, конечной

целью которых является решение целостной, новой для учащихся проблемы

или её части. При этом методе обучения объяснения учителя сочетаются с

поисковой деятельностью учащихся на всех или на отдельных этапах

познавательного процесса. В зависимости от сложности задания степень охвата

учащихся поисковой деятельностью различна: от выступлений небольшой

группы наиболее подготовленных учеников до фронтального письменного

ответа всего класса.

Важно сообщить учащимся не только необходимые для обобщения

факты, но использовать их опорные знания, умения, навыки, жизненный опыт.

Таким образом воспроизведение и творчество выступает как две стороны

единого целостного процесса познания.

Ценности эвристической беседы:

1)

Искусно поставленные вопросы задают стратегию творческого

мышления.

2)

Проблема

разбивается

на

подпроблемы:

снижается

уровень

сложности до уровня соответствующих творческих возможностей

ученика.

3)

Каждый новый вопрос формирует новую стратегию – цель

деятельности.

5

4)

Стиль, манера, взгляды, убеждения учителя становятся достоянием

его учеников.

На уроках русского языка существуют большие возможности для

использования частично-поискового метода. После постановки преподавателем

учебных задач учащиеся сами ищут правильное решение и делают выводы,

выполняют самостоятельные работы; систематизируют и творчески применяют

полученные знания. Речь идет о заданиях поискового характера, когда ученики

выполняют не все последовательные этапы поиска, а только некоторые,

чередуясь с учителем.

К заданиям частично поискового метода можно отнести разработанные

мной блок – схемы для стилистического анализа текстов. Разработаны они в

целях оказания помощи студентам в повышении их речевой культуры и

устранении речевых ошибок при работе с текстами деловой документации.

Кроме этого, работа по блок – схеме развивает практические навыки в процессе

редактирования текстов, является опорной для студентов при определении

характера допущенных в тексте ошибок, относящихся к различной речевой

типологии (лексической, морфологической, синтаксической, семантической,

стилистической).

Кроме того, элементы блок – схемы активизируют мыслительную

деятельность обучающихся в процессе выявления ошибок, допущенных в

тексте документа.

Анализ текста по блок – схеме проводится в два этапа, в зависимости от

объёма знаний учащихся.

Таким образом, выполняя задания частично – поискового характера

студенты оказываются в новой ситуации, перед новой проблемой, и,

естественно, испытывают определенные затруднения. Творчество учащихся

заключается в умении ориентироваться в новой ситуации, разрешить проблему

– ответить на вопрос задания.

Самый высокий уровень проблемности возникает при использовании

исследовательского метода, который заключается в организации поисковой,

познавательной

деятельности

учащихся

путём

постановки

учителем

6

познавательных

и

практических

задач,

требующих

самостоятельного

творческого решения.

Функции исследовательского метода:

1)

Организация творческого поиска

2)

Овладение методами научного познания

3)

Формирование интереса, потребности в творческой деятельности.

Учебное исследование включает все этапы поисковой деятельности:

поиск и обнаружение проблемы, знакомство с дополнительными источниками

и

составление

плана

поиска,

наблюдение,

обдумывание,

рассуждения,

доказательство, иногда дискуссия в ходе попытки найти правильное решение;

формулировка выводов и т.д.

Исследовательский метод предусматривает предварительные задания

разной степени сложности. Особенное значение имеют задания на сравнение,

которые дают хорошие результаты: выясняют устойчивость и глубину знаний,

умение сравнивать, анализировать и синтезировать, отделять главное от

второстепенного.

К

исследовательскому методу я

привожу учеников

постепенно,

переходя от простых заданий к более сложным. В приложении 5 представлена

типология исследовательских заданий по русскому языку разного уровня

сложности. При этом сложность заданий определяю не столько объемом,

сколько содержанием мыслительной работы учащихся. Исследовательские

задания разнообразны по дидактическим целям, объему и содержанию. Они

могут включать один или несколько вопросов, охватывать материал части или

целого урока, нескольких уроков, темы и даже курса. Эти задания могут

строиться

на

разном

учебном

материале,

требовать

различных

видов

деятельности.

Неизменным

должно

остаться

главное

требование

самостоятельность поиска способов решения.

Я разработала алгоритмы самостоятельной поисковой работы учеников

по многим темам курса русского языка и культуры речи. Они содержат задания

различного уровня сложности, включая самостоятельную работу студентов по

формированию цели, обнаружению проблемы.

7

Данные задания способствуют обучению учеников самостоятельному,

творческому исследованию языковых явлений.

Важнейшей особенностью заданий поискового характера является

доказательность выводов. Умение доказывать, поиск аргументов играют

решающую роль в умственном развитии учащихся, которое имеет особое

значение в творческой деятельности.

Исследовательские задания могут быть специально использованы

учителем для обучения умению доказывать, поскольку

осуществление

поисковой

деятельности

требует

от

учащихся

развёрнутой

системы

самостоятельных рассуждений, обоснования выдвинутых положений.

Проблемное обучение требует перенесение акцентов на развитие

творческого потенциала учащихся. Таким приёмом развития творчества

является исследовательские игры. Любая игра представляет собой деятельность

с воображаемыми объектами. Она по самой своей сути является процессом

творчества, потому что менее всего связана обстоятельствами, традициями и

правилами. Игры, тем более исследовательские, дают широкие возможности

для творчества. Их можно использовать во время лекций, на семинарах.

Например, в самом начале или в середине лекции, до того как я начинаю

освещать очередную проблему, даю задание ученикам, в течение, скажем, 10

минут изложить своё понимание этой проблемы. Затем, собрав ответы, излагаю

своё решение проблемы. А впоследствии оцениваю выполнение исследования

учениками.

Такого же рода задания даю на семинарских занятиях. Там на

самостоятельное

выполнение

исследования

отвожу

больше

времени.

Предлагаю ученикам знакомиться с результатами игровых исследований друг

друга, обсуждать и оценивать их или объединять полученные результаты в

некоторую групповую работу.

Поскольку новый материал ученикам незнаком, знать они его не

обязаны. Соответственно, ставить тем, кто выполнил плохо или совсем не

выполнил задание, низкие (отрицательные) оценки, нельзя.

8

Очень часто использую игру «Морской бой» (см. приложение № 7).

Игра

вызывает

большой

интерес,

позволяет

охватить

большой

объем

материала.

Интересна

игра

«Аквариум»

-

форма

диалога,

когда

ученики

предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Малая группа

выбирает того, кому она доверяет председательство. Ученики высказывают

своё мнение. «Аквариум» позволяет увидеть своих одноклассников со стороны:

как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают конфликт,

как аргументируют свои мысли.

Как вызов к проблемному общению, в начале урока, использую прием

коммуникативной атаки. Смысл этого приема состоит в том, чтобы в

начальный период взаимодействия увлечь, мобилизовать учащихся, дать «что-

то такое», что заставило бы их мгновенно «включиться» в урок.

Основными направлениями «коммуникативной» атаки может быть:

1)

Захватывающий аудиторию факт, вопрос (Как можно объяснить

слепому человеку значение слов красный, синий, зеленый?).

2)

Вопросы, близко связанные с личным опытом учащихся (Вы часто

ездите на общественном транспорте? Были ли вы свидетелями

такой речевой ситуации…).

3)

Нечто личное для учителя, прочувствованное им, волнующее его.

(Ребята! Со мной недавно произошло странное событие. Не могли

бы вы объяснить его причину? Вот послушайте…).

4)

Оригинальное, яркое, необычное начало урока (например, звучит

музыка. В аудитории выключен свет. Одиночные хаотичные

аккорды постепенно превращаются в гармоничную мелодию. На

столе мерцает свеча.).

Польза таких игр в том, что ученики включают память и воображение,

напрягают

свои

умственные

силы

и

получают

некоторый

опыт

исследовательской деятельности, стимул к серьезному исследованию. Для

создания определенного впечатления, производимого кем – либо и чем – либо

на кого – либо использую психологические эффекты. На уроках русского языка

9

я применяю эффект инверсии (изменение, перестановка обычного порядка

действий, слов, событий с целью усиления впечатления, выразительности речи

или мыслей).

Например, в русском языке до двух с половиной сотен правил

постановки знаков препинания. Запомнить их все и осмысленно применить

очень не просто. А если сделать инверсию, то можно сказать: существует три

группы правил для постановки знаков препинания – все конкретные правила

принадлежат к одной из групп. А именно: знаки препинания для разделения

частей предложения (однородные члены предложения, простые предложения в

составе сложных и т.п.), для выделения частей предложения (обособленные

члены предложения, обращения и т.д.) для соединения частей предложения.

Каждое вновь изучаемое правило и при объяснении учителя, и при восприятии

учеником «прикрепляется» к обобщенному правилу одной из известных уже

учащимся групп.

Эффект ошибки. Считаю, что на уроках должна быть «особая

атмосфера

восприятия

ошибки

как

нормы.

Ошибка

это

не

предмет

эмоционального

возмущения,

а

предмет

нормальной

работы.

Ошибки

«полезны» в определении падежных окончаний имён существительных,

личных

окончаний

глаголов,

ошибки,

затрагивающие

понятийную

и

житейскую логику. Например, с житейской точки зрения учащихся слово

«садовник» и «сад» не могут быть родственными , потому что сад – это

деревья, а садовник – человек. Но, обнаруживая эти противоречия, их

проблемность , ученик быстрее постигает смысл изучаемого вопроса.

В последнее время для развития творческого мышления в образовании

используют метод «кейс – стади», который я применяю на уроках русского

языка и культуры речи. «Кейс – стади» представляет специальную методику

обучения, заключающуюся в

использовании конкретных ситуаций для

совместного анализа, обсуждения или выработки решений учениками по

определенному разделу учебного курса. Работа с «кейс – стади» предполагает

разбор или разрешение проблемных ситуаций по определенному сценарию,

который включает и самостоятельную работу ученика, и «мозговой штурм» в

10

рамках малой группы, и публичное выступление с представлением и защитой

предлагаемого решения и т.д. (см. приложение № 8). Метод «кейс – стади»

способствует развитию у учеников

изобретательности, умения решать

проблемы с учётом конкретных ситуаций. Анализируя и диагностируя

проблему, дети развивают в себе такие качества, как: умение чётко

формулировать и высказывать свою позицию, коммуникативные умения,

умение дискутировать. Метод способствует развитию творческого мышления.

5.

Использование методов проблемного обучения на уроках русского языка

даёт следующие результаты:

-

обеспечивает более высокую мотивацию учеников в процессе изучения

русского языка и культуры речи, причём мотивация осуществляется через

проблему, осознанную и воспринятую на личностном уровне;

-

развивает

творческое

мышление,

способность

анализировать

и

диагностировать проблему, делать выводы;

-

развивает коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству, чувство

лидерства;

-

способствует достижению хорошего уровня знаний в области стилистики

культуры речи.

В группах, где я использую данную технологию повысилось качество

знаний по предмету русский язык и культура речи (см. приложение № 9).

Учащиеся умеют грамотно выразить свои мысли и чувства, умеют вести

диалог, дискуссию, умеют ориентироваться в языковых средствах родного

языка, причём эти изменения отметили и преподаватели других предметов.

Учащиеся способны самостоятельно добывать знания и применять их на

практике, обладают творческим потенциалом, необходимым для решения

нестандартных жизненных задач. Многие обучающиеся получили навыки

исследовательской деятельности: умеют обнаружить проблему, работать с

дополнительными

источниками,

составлять

план

поиска,

рассуждения,

доказательства, формулировать выводы. Исследовательские работы многих

студентов занимают почётные места во внутришкольных соревнованиях, в

городских ,областных и всероссийских конкурсах,

11

Учащихся надо подготовить к умению решать проблемы. Для этого надо

опираться на их базовые знания и развивать творческое мышление. Если

базовых знаний недостаточно, то через цепочку дополнительных вопросов и

ответов на них преподаватель подводит класс к решению проблемы. Если же

учащийся сам задает проблемный вопрос, то это свидетельствует о его

готовности к проблемно-поисковой самостоятельной деятельности.

Не всякий учебный материал требует только проблемности для его изучения.

Материал описательного характера с применением фактических сведений,

совершенно незнакомый, требует, в первую очередь, репродуктивности.

Проблемное обучение требует значительного учебного времени для изучения

того или иного материала. А этим не всегда располагает педагог: на освоение

темы задаётся вполне определённое, а иногда и слишком малое время. Тогда

проблемные методы нет смысла применять.

Для оптимальной организации обучения целесообразно применение как

репродуктивных, так и проблемных методов.

12



В раздел образования