Автор: Гареева Юлия Вакиповна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №38 "Зоренька"
Населённый пункт: г. Сургут, Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Адаптация – это приспособление или привыкание организма к новой
обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, но еще
неизвестным пространством, с новым окружением и новым отношениями.
Адаптация
включает
широкий
спектр
индивидуальных
реакций,
характер
которых
зависит
от
психофизиологических
и
личностных
особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий
пребывания в дошкольном учреждении.
С приходом в детский сад изменяется и социальное положение, ребенка.
В семье он был в центре внимания, общался с ограниченным кругом людей,
чаще всего с членами семьи. В дошкольном учреждении он становится
членом детского коллектива, равным среди других детей. В связи с этим
ребенку
необходимо
психологически
перестроиться,
изменить
свое
поведение, вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками.
Всё это приводит к нарушениям сложившихся стереотипов в деятельности и
поведении ребенка, требует биологической и социальной адаптации к новым
условиям.
Под биологической адаптацией в узком смысле понимается перестройка
физиологических
систем
организма,
обеспечивающая
целесообразное
приспособление к новым условиям жизни. Эта перестройка осуществляется
на основе врожденных механизмов. Уже новорожденный ребенок быстро
приспосабливается к условиям жизни, которые специально создаются в семье
после его рождения.
Биологическая
перестройка
происходит
и
в
период
первоначального
пребывания ребенка в детском учреждении. Он должен привыкнуть к новому
воздушному и световому режиму, установленному распорядку дня, к
изменению в питании.
Наряду с биологической, осуществляется и социальная адаптация, т.е.
способность изменить своё поведение в зависимости от новых социальных
условий.
Период адаптации – тяжёлое время для ребёнка, его родителей и персонала
группы.
В период привыкания могут быть обнаружены следующие нарушения:
Снижается или вовсе пропадает аппетит.
Может быть нарушен как дневной, так и ночной сон.
Забываются умения, полученные дома. Малыш перестанет самостоятельно
переодеваться, готовиться ко сну, умываться, кушать ложкой.
Откатываются назад речевые навыки. Если раньше в активном словаре
присутствовали сложные слова, то в стрессовой ситуации они могут
пропасть.
Снижается иммунитет, велик риск подхватить простуду.
Происходит дисбаланс активности. Движения ребенка могут стать как
медленными и апатичными, так и гиперактивными, чересчур резкими.
Проявляется зажатость в поведении, нежелание делиться переживаниями:
ранее общительные детки могут стать молчаливыми.
Нарушается эмоциональный фон. Поход в садик может вызвать новые
чувства: гнев, возбуждение, раздражение.
Все эти изменения не зависят от прихоти малыша, каждый переживает по-
своему, поэтому взрослые могут только поддержать свое чадо и помочь ему
заблаговременно адаптироваться.
В среднем адаптация у детей раннего возраста длиться 2-3 недели. В детском
саду дети болеют чаще, чем дома. Это и понятно т.к. в группе может быть
заболевший ребёнок, который становиться источником инфекций для других
детей. В период адаптации возможность заболевания ребёнка, особенно
трудно привыкающего к новым условиям, возрастает, поскольку под
влиянием
эмоционального
напряжения
снижаются
защитные
силы
организма.
Большие трудности в этот период испытывают дети, привыкшие к
общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, причины,
тормозящие образованию у малыша умений контактировать с незнакомыми
взрослыми. А это значит, что в первые, дни он будет негативно относиться к
воспитателям и няне.
Плохо приспосабливаются дети к коллективной жизни, которых
чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского «нельзя».
Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребёнку по
возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна
подготовительная работа в семье. Прежде всего, необходимо максимально
приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду.
В первые дни лучше оставлять ребёнка на 1-2 часа увеличивая
постепенно время пребывания до обеда, до полдника, а затем и до вечера.
Чем быстрее ребёнок почувствует доверие к воспитателям, няне, установит
контакт с ними, тем спокойнее он перенесёт перемены в своей жизни разлуку
с вами.
Ваше вежливое и приветливое отношение к воспитателям расположит
ребёнка к общению с ними.
Выработка единых требований к поведению ребёнка, в детском саду и
дома важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе
жизни.
Психолого-педагогическими
условиями
успешной
адаптации
должны стать:
организация
процесса
адаптации,
включающая:
правильно
организованный приём детей, создание эмоционально - благоприятной
атмосферы в группе, работа с семьёй, организацию предметно-развивающей
среды и игровой деятельности. Индивидуально-личностный подход в
воспитании и обучении детей с учетом всех действующих факторов
адаптации.
Критериями успешной адаптации считаются:
внутренний
комфорт,
заключающийся
в
эмоциональной
удовлетворённости; внешняя адекватность поведения, которая заключается в
способности легко и точно выполнять новые требования.
Готовим ребенка к детскому саду
Хотя бы раз в неделю меняйте с ребенком место для прогулок – это
может быть соседский двор, парк, центр города, просто прогулка пешком. Не
обсуждайте при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским
садом. Ходите с ребенком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с
детьми разного возраста – учите ребенка общаться, вместе играть, давать
играть свои игрушки, просить чужие и т.п. – показывайте, как это надо
делать. Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы
верите, что детский сад самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так
же будет считать и ваш ребенок. Заранее узнайте все моменты в режиме дня
в детском саду и введите их в режим дня ребенка дома. Учите ребенка дома
всем необходимым навыкам самообслуживания. Планируйте свой отпуск или
выход на работу так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского
сада у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.
Недопустимо угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские
грехи, а также за непослушание. Не нервничайте и не показывайте свою
тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
Как вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать
детский сад?
Обязательно
соблюдайте
график
адаптации,
т.е.
режим
кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов.
Дайте ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к
новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы. Можете дать ребенку
с собой игрушку или книжку, словом «кусочек» дома. Ежедневно общайтесь
с воспитателем, пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании
ребенка. Настраивайте ребенка на положительный лад. Внушайте ему, что
это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. Создайте
спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадите его
ослабленную нервную систему. На время можно прекратить походы в цирк, в
театр, в гости; сократите просмотр телевизионных передач. Поддерживайте
ребенка в период адаптации, меньше
обращайте внимания на его
капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в
жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше
сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе
незнакомых малышу людей и т.п.). Берегите нервную систему ребенка!
Наблюдайте за своим ребенком, прислушивайтесь к нему, и он вам сам
подскажет наиболее оптимальные для него воспитательные методы и
приемы! Внимание- никогда не пугайте ребенка детским садом! Подготовьте
к садику себя. И еще один очень важный момент, про который, тем не менее,
часто забывают. Дети очень тонко чувствуют настроение родителей. Если
мама боится оставлять ребенка в садике, естественно, ребенок будет бояться
там оставаться. Если вы хотите, чтобы ребенок поверил, что ему в садике
ничего не угрожает – поверьте в это сами!