Напоминание

"Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"


Автор: Гареева Юлия Вакиповна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №38 "Зоренька"
Населённый пункт: г. Сургут, Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Адаптация – это приспособление или привыкание организма к новой

обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, но еще

неизвестным пространством, с новым окружением и новым отношениями.

Адаптация

включает

широкий

спектр

индивидуальных

реакций,

характер

которых

зависит

от

психофизиологических

и

личностных

особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий

пребывания в дошкольном учреждении.

С приходом в детский сад изменяется и социальное положение, ребенка.

В семье он был в центре внимания, общался с ограниченным кругом людей,

чаще всего с членами семьи. В дошкольном учреждении он становится

членом детского коллектива, равным среди других детей. В связи с этим

ребенку

необходимо

психологически

перестроиться,

изменить

свое

поведение, вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками.

Всё это приводит к нарушениям сложившихся стереотипов в деятельности и

поведении ребенка, требует биологической и социальной адаптации к новым

условиям.

Под биологической адаптацией в узком смысле понимается перестройка

физиологических

систем

организма,

обеспечивающая

целесообразное

приспособление к новым условиям жизни. Эта перестройка осуществляется

на основе врожденных механизмов. Уже новорожденный ребенок быстро

приспосабливается к условиям жизни, которые специально создаются в семье

после его рождения.

Биологическая

перестройка

происходит

и

в

период

первоначального

пребывания ребенка в детском учреждении. Он должен привыкнуть к новому

воздушному и световому режиму, установленному распорядку дня, к

изменению в питании.

Наряду с биологической, осуществляется и социальная адаптация, т.е.

способность изменить своё поведение в зависимости от новых социальных

условий.

Период адаптации – тяжёлое время для ребёнка, его родителей и персонала

группы.

В период привыкания могут быть обнаружены следующие нарушения:

Снижается или вовсе пропадает аппетит.

Может быть нарушен как дневной, так и ночной сон.

Забываются умения, полученные дома. Малыш перестанет самостоятельно

переодеваться, готовиться ко сну, умываться, кушать ложкой.

Откатываются назад речевые навыки. Если раньше в активном словаре

присутствовали сложные слова, то в стрессовой ситуации они могут

пропасть.

Снижается иммунитет, велик риск подхватить простуду.

Происходит дисбаланс активности. Движения ребенка могут стать как

медленными и апатичными, так и гиперактивными, чересчур резкими.

Проявляется зажатость в поведении, нежелание делиться переживаниями:

ранее общительные детки могут стать молчаливыми.

Нарушается эмоциональный фон. Поход в садик может вызвать новые

чувства: гнев, возбуждение, раздражение.

Все эти изменения не зависят от прихоти малыша, каждый переживает по-

своему, поэтому взрослые могут только поддержать свое чадо и помочь ему

заблаговременно адаптироваться.

В среднем адаптация у детей раннего возраста длиться 2-3 недели. В детском

саду дети болеют чаще, чем дома. Это и понятно т.к. в группе может быть

заболевший ребёнок, который становиться источником инфекций для других

детей. В период адаптации возможность заболевания ребёнка, особенно

трудно привыкающего к новым условиям, возрастает, поскольку под

влиянием

эмоционального

напряжения

снижаются

защитные

силы

организма.

Большие трудности в этот период испытывают дети, привыкшие к

общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, причины,

тормозящие образованию у малыша умений контактировать с незнакомыми

взрослыми. А это значит, что в первые, дни он будет негативно относиться к

воспитателям и няне.

Плохо приспосабливаются дети к коллективной жизни, которых

чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского «нельзя».

Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребёнку по

возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна

подготовительная работа в семье. Прежде всего, необходимо максимально

приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду.

В первые дни лучше оставлять ребёнка на 1-2 часа увеличивая

постепенно время пребывания до обеда, до полдника, а затем и до вечера.

Чем быстрее ребёнок почувствует доверие к воспитателям, няне, установит

контакт с ними, тем спокойнее он перенесёт перемены в своей жизни разлуку

с вами.

Ваше вежливое и приветливое отношение к воспитателям расположит

ребёнка к общению с ними.

Выработка единых требований к поведению ребёнка, в детском саду и

дома важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе

жизни.

Психолого-педагогическими

условиями

успешной

адаптации

должны стать:

организация

процесса

адаптации,

включающая:

правильно

организованный приём детей, создание эмоционально - благоприятной

атмосферы в группе, работа с семьёй, организацию предметно-развивающей

среды и игровой деятельности. Индивидуально-личностный подход в

воспитании и обучении детей с учетом всех действующих факторов

адаптации.

Критериями успешной адаптации считаются:

внутренний

комфорт,

заключающийся

в

эмоциональной

удовлетворённости; внешняя адекватность поведения, которая заключается в

способности легко и точно выполнять новые требования.

Готовим ребенка к детскому саду

Хотя бы раз в неделю меняйте с ребенком место для прогулок – это

может быть соседский двор, парк, центр города, просто прогулка пешком. Не

обсуждайте при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским

садом. Ходите с ребенком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с

детьми разного возраста – учите ребенка общаться, вместе играть, давать

играть свои игрушки, просить чужие и т.п. – показывайте, как это надо

делать. Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы

верите, что детский сад самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так

же будет считать и ваш ребенок. Заранее узнайте все моменты в режиме дня

в детском саду и введите их в режим дня ребенка дома. Учите ребенка дома

всем необходимым навыкам самообслуживания. Планируйте свой отпуск или

выход на работу так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского

сада у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.

Недопустимо угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские

грехи, а также за непослушание. Не нервничайте и не показывайте свою

тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.

Как вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать

детский сад?

Обязательно

соблюдайте

график

адаптации,

т.е.

режим

кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов.

Дайте ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к

новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы. Можете дать ребенку

с собой игрушку или книжку, словом «кусочек» дома. Ежедневно общайтесь

с воспитателем, пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании

ребенка. Настраивайте ребенка на положительный лад. Внушайте ему, что

это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. Создайте

спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадите его

ослабленную нервную систему. На время можно прекратить походы в цирк, в

театр, в гости; сократите просмотр телевизионных передач. Поддерживайте

ребенка в период адаптации, меньше

обращайте внимания на его

капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в

жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше

сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе

незнакомых малышу людей и т.п.). Берегите нервную систему ребенка!

Наблюдайте за своим ребенком, прислушивайтесь к нему, и он вам сам

подскажет наиболее оптимальные для него воспитательные методы и

приемы! Внимание- никогда не пугайте ребенка детским садом! Подготовьте

к садику себя. И еще один очень важный момент, про который, тем не менее,

часто забывают. Дети очень тонко чувствуют настроение родителей. Если

мама боится оставлять ребенка в садике, естественно, ребенок будет бояться

там оставаться. Если вы хотите, чтобы ребенок поверил, что ему в садике

ничего не угрожает – поверьте в это сами!



В раздел образования