Автор: Твердовская Светлана Васильевна
Должность: педагог - организатор внеурочной деятельности, учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 28
Населённый пункт: Мытищи
Наименование материала: Секция по внеурочной деятельности согласно ФГОС
Тема: "ЧИРЛИДИНГ" 3-4 классы
Раздел: дополнительное образование
МБОУ СОШ №28
Секция по внеурочной деятельности
согласно ФГОС
«ЧИРЛИДИНГ»
(3-4 классы)
Руководитель:
Твердовская Светлана Васильевна
2020-21 учебный год
Содержание
1.Пояснительная записка.
2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
3.Описание места курса в плане внеурочной деятельности.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
внеурочной деятельности.
5.Содержание курса внеурочной деятельности.
6.Тематическое планирование.
7. Описание учебно- методического и материально-технического обеспечения.
8. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности.
9. Список литературы
Пояснительная записка.
Развитие технического прогресса и тотальная компьютеризация заставляют
молодых людей часами просиживать перед мониторами и телевизорами. Дети
забывают о радости движения, у них неожиданно появляются новые заболевания,
они не знают «вкуса» спортивных побед. Основные причины этого явления —
неудовлетворительная физическая подготовка, боязнь показать свою слабость и
несостоятельность перед сверстниками, неинтересные и неэмоциональные занятия.
От педагога во многом зависит, смогут ли обучающиеся получать удовольствие от
занятий все школьные годы.
Для привлечения молодежи к занятиям физической культурой и спортом,
можно использовать новые, нестандартные формы обучения, уделяя особое
внимание организации культурно-спортивных праздников для подростков. Одним
из эффективных средств для решения этих задач является молодой для нашей
страны вид cпорта – «черлидинг».
Черлидинг ближе школьникам, молодым и целеустремленным людям, тем, кто
хочет быть гармонично и всесторонне развитым, тем, кто стремится к духовному и
физическому совершенству, тем, кто готов стать лидером.
Актуальность. Черлидинг – инновационная форма в системе внеурочной
воспитательной работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, с
пользой для развития личности ребенка, удовлетворения его потребностей.
Черлидинг – это современный и массовый вид спорта, который соответствует
направлению политики Министерства спорта России и пожеланием президента
России.
Программа курса внеурочной деятельности «Черлидинг» создает условия для
продвижения обучающихся к образцам физического совершенства. Позволяет им
приобретать различные двигательные умения и навыки, развивать эмоционально-
волевую сферу, формировать этические установки, создает возможности для выбора
идеалов духовности и созидательного творчества. Занятия черлидингом развивают
физические качества, а так же смелость, решительность, целеустремленность,
настойчивость, взаимоуважение, взаимовыручку, ответственность, умение работать
в команде, т.е. коммуникативную, социальную и нравственную компетенции
обучающихся. Дети приобретают хорошую физическую форму, укрепляют
здоровье, развивают грацию, пластику, формируют правильную осанку и походку. У
подростков развивается координация движений, суставная подвижность,
укрепляется опорно-двигательный аппарат. Воспитывается музыкальность и
чувство ритма, чувство красоты. В спортивно-досуговой деятельности
обучающихся устанавливается гармоничная связь между обучением и здоровьем,
развиваются физические качества личности, происходит снятие напряжения,
накопившегося утомления.
Содержание курса «Черлидинг» интегрируется с хореографией, акробатикой,
гимнастикой, танцами. В процессе занятий осуществляются связи с анатомией,
физиологией, теорией и методикой физического воспитания, гигиеной, музыкой и
др. Занятия должны проводиться под ритмичное музыкальное сопровождение в
спортивном зале с обязательным соблюдением гигиенических норм и правил
техники безопасности. Спортивная одежда и обувь должны соответствовать
требованиям и правилам. Подбор учебного материала, представленного в
программе, необходимо осуществлять с учетом индивидуальных особенностей
(возраста, состояния здоровья, физического развития) и физической
подготовленности занимающихся, а также их мотивационной сферы.
Цель данной программы - формирование разносторонне физически
развитой личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве
общечеловеческой культуры, оптимизации трудовой деятельности, умеющей
использовать ценности физической культуры и в частности средств черлидинга для
укрепления и сохранения собственного здоровья, организации активного отдыха.
Достижение цели программы обеспечивается решением следующих задач:
- развитие координационных, ориентационно-пространственных, временных,
ритмических способностей;
- освоение базовых знаний и общих представлений о физической культуре, их
истории и современном развитии, значении в жизни человека, роли в укреплении и
сохранении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- воспитание физических качеств и повышение функциональных возможностей
основных жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений, формирование культуры
движения, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с
общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и
приемами;
- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно -
оздоровительной деятельности;
- воспитание положительных качеств личности, эстетическому и нравственному
воспитанию, воспитание качеств взаимодействия и сотрудничества;
- воспитание нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и
свойств личности;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими
упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения
работоспособности и укрепления здоровья;
- повышение интереса к занятиям физкультурой, развитие потребности в
систематических занятиях спортом;
- формирование представления о здоровом образе жизни, влиянии движения и
музыки на состояние организма;
- обучение приёмам релаксации и самодиагностики;
- обеспечение формирования правильной осанки, укрепление мышечного корсета
средствами черлидинга, танцевальных упражнений;
- воспитание личности обучающегося с установкой на здоровый образ жизни,
способной к сотрудничеству в творческой деятельности.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Учебный материал, предусмотренный программой, распределен по уровням
(годам) обучения в определенной последовательности в соответствии с возрастом
занимающихся и их общей физической и спортивной подготовленностью, рассчитан
на последовательное расширение теоретических и практических умений и навыков
занимающихся.
Основной формой работы в секциях черлидинга является групповое учебно-
тренировочное занятие по расписанию. Кроме организованных учебно-
тренировочных занятий, учащиеся должны самостоятельно ежедневно проводить
утреннюю гимнастику, а также выполнять индивидуальные задания руководителя
по совершенствованию своей физической и специальной подготовленности.
Программа предусматривает изучение теоретического материала, проведение
практических занятий по физической, технической, тактической подготовке, а также
участие в соревнованиях и показательных выступлениях.
Изучение теоретического материала проводится в процессе практических
занятий или в специально выделенное время в форме бесед. При проведении
теоретических занятий необходимо пользоваться наглядными пособиями,
просматривать учебные кинофильмы, выступления сильнейших команд,
знакомиться с выступлением отдельных элементов лучшими учениками (с
последующим разбором продемонстрированной техники). В группах старшего
возраста эти занятия должны носить более углубленный характер.
В секциях черлидинга нужно обучить занимающихся приемам страховки и
помощи, дать им знания основных правил обучения, соблюдая дидактические
принципы систематичности и последовательности, наглядности и доступности, а
также обучить правилам организации занятий и проведения соревнований. С этой
целью с черлидерами необходимо проводить учебную практику. Черлидеры должны
практиковаться в проведении сначала отдельных упражнений, а в дальнейшем и
всего занятия.
Физическая подготовка юных спортсменов является основой их будущих
спортивных достижений. С целью ее обеспечения учебный материал содержит
упражнения общей и специальной физической подготовки, которые даются
раздельно для каждой группы.
Одним из важнейших условий в занятиях с юными черлидерами является
правильное сочетание физической и технической подготовки. Так, в группах 1-го
уровня на протяжении всего учебного года рекомендуется из общего количества
упражнений, включаемых в урок, 50-60% затрачивать на физическую подготовку
(общую и специальную). Следует учитывать, что физическая подготовка должна
быть направлена главным образом на развитие скоростно-силовых качеств,
укрепление основных групп мышц в сочетании с развитием гибкости. Для развития
быстроты движений рекомендуется использовать подвижные игры, эстафеты, бег на
20-30-60 м, лазание, упражнения на скорость, в прыжках и др. Развитие силы
должно сводиться к укреплению всех мышечных групп, и особенно мышц туловища
и ног.
В учебно-тренировочных группах и группах совершенствования физическая
подготовка (общая и специальная) приобретает еще большее значение. В
подготовительный период на физическую подготовку отводится 40-60 % времени
каждого занятия, поровну на общую и специальную подготовку. В конце
подготовительного периода целесообразно проводить контрольные испытания по
нормативам физической подготовки (ОФП и СФП), которые дают возможность
регулировать развитие двигательной деятельности юных черлидеров.
В соревновательный период время, отводимое на физическую подготовку,
уменьшается до 30 %. При этом каждому занимающемуся дается определенное
количество времени на совершенствование того качества, которое отстает в
развитии на данном этапе.
В переходный период физическая подготовка занимает 60-70 % времени.
Техническая подготовка осуществляется с помощью комплексов
упражнений. На разных этапах этой подготовки задачи ее меняются и становятся
более целенаправленными. На первом этапе основная задача сводится к развитию
ловкости, овладению основами техники и стилем выполнения черлидинговых
упражнений. Причем развивать ловкость на этом этапе следует не только с
помощью специальных упражнений, но и с помощью прыжков, подвижных игр,
общеразвивающих упражнений. Нельзя допускать поспешности в обучении.
Стремление вначале овладеть программой «вчерне», а затем добиваться «чистоты»
выполнения не дает положительных результатов. Вместе с тем нельзя длительное
время в одних и тех же условиях совершенствовать двигательные навыки, доводя их
до жестких стереотипов.
Для выработки правильной осанки, развития координации движения,
овладения основами техники и стилем выполнения черлидинговых упражнений
рекомендуется на каждом занятии, выполнять комплекс хореографических
упражнений у гимнастической стенки, акробатические упражнения, лип и чир
прыжки, применять игровой метод.
Руководители секций должны понимать, что успех в достижении высоких
спортивных результатов зависит не только от физической и технической, но и от
волевой подготовки. Обучая, следует воспитывать умение преодолевать трудности,
настойчивость, выдержку, целеустремленность.
Тренировка юных черлидеров отличается от тренировки взрослых
спортсменов тем, что в ней обучению двигательным действиям отводится больше
времени, чем подготовке к соревнованиям. Нагрузки дозируются более строго.
Метод переменной интенсивности тренировочных нагрузок - чередование
упражнений, дающих то большую, то малую, то умеренную нагрузку, является
более приемлемым в подготовке юных черлидеров.
При составлении поурочного плана руководитель секции наряду с новым
материалом должен включать в каждое занятие для совершенствования, ранее
изученные упражнения.
Руководителю секции во время учебно-тренировочного процесса необходимо
учитывать возрастные особенности детей. Следует помнить, что в возрасте 9-13 лет
движения детей часто некоординированны, дети стесняются своей неловкости,
быстро утомляются. Поэтому на занятиях с детскими группами большое место
должно отводиться подвижным играм, упражнениям для развития быстроты,
ловкости и координации движений. Силовые упражнения следует применять
осторожно, избегая продолжительных усилий. Упражнения на развитие силы
необходимо чередовать с упражнениями на расслабление и на быстроту. Умение
расслаблять мышцы необходимо обучать с раннего возраста. Развитие
выносливости достигается путем постоянного увеличения дозировок,
интенсивности занятий, степени трудности упражнений. Упражнения, выполняемые
интенсивно, следует чередовать с упражнениями, выполняемыми в медленном
темпе.
Занятия проводятся в такой последовательности: ознакомление с
упражнением, разучивание упражнения, тренировка в выполнении упражнения.
Тренировка в выполнении упражнения заключается в систематическом
многократном повторении с постепенным усложнением условий и повышением
физической нагрузки.
Желательным условием освоения программы является ведение каждым
занимающимся дневника. Благодаря этому по мере прохождения учебного
материала у занимающихся формируются объективные представления о
собственных возможностях, средствах и методах их развития и совершенствования.
Правильное и четкое ведение дневника делает его своеобразным руководством,
необходимым ученику для организации самостоятельных занятий черлидингом.
Особый эффект принесет выполнение домашних заданий и их фиксирование в
дневнике.
В работе с юными черлидерами применяются различные формы и методы
воспитательной работы: беседы, лекции, экскурсии, посещение музеев, выставок,
театров, участие в общественной жизни школы и т.д.
Место курса в плане внеурочной деятельности.
Программа «Черлидинг» ориентирована на реализацию спортивно-
оздоровительного и практического направления внеурочной деятельности.
Программа курса для обучающихся составлена из расчета 136 учебных часов.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Длительность занятия составляет 2
академических часа. Занятия проводятся во второй половине дня. Группа
формируется от 10 человек. Содержание программы отвечает требованию к
организации внеурочной деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
внеурочной деятельности.
Программа по внеурочной деятельности «Черлидинг» способствует
формированию личностных, метапредметных и предметных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия:
- установка на здоровый образ жизни;
- основы своей этнической принадлежности в процессе знакомства с русскими
достижениями в спорте, и в частности в области черлидинга;
- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении
поставленных целей;
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- знание основных моральных норм на занятиях черлидингом и ориентации на их
выполнение.
Познавательные универсальные учебные действий:
- ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», «черлидинг»;
- раскрывать понятия и термины, связанные с черлидингом;
- ориентироваться в видах программах черлидинга, танцевальных жанрах,
акробатических упражнениях;
- выявлять связь занятий черлидингом с досуговой и урочной деятельностью;
- характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в
режиме труда и отдыха;
- измерять (познавание) индивидуальные показатели физического развития (длины и
массы тела), развивать основных физических качеств;
- планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от
индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития,
физической подготовленности;
- осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни, черлидинге.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой
направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с
заданной дозировкой нагрузки;
- соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
адекватно воспринимать советы и предложения, а также оценку учителя, товарищей,
родителей и других людей во время показательных выступлений, индивидуальных и
групповых заданий;
- проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов
упражнений и танцевальных связок; развивать организаторские навыки для
проведения занятий в качестве помощника преподавателя;
- адекватно оценивать собственные физические способности;
- вырабатывать привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями
в свободное время.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- проявлять волевые и нравственные качества лидера;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- договариваться и приходить к общему решению в работе в команде;
- контролировать действия партнёра в команде;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении поддержек
и стантов;
- проявлять инициативность, самостоятельность и дисциплинированность в ходе
занятий, на соревнованиях и выступлениях.
Предметные универсальные учебные действия:
- формирование первоначальных представлений о значении направления
«черлидинг» для укрепления здоровья человека (физического, социального и
психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое,
интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье
как факторах успешной учёбы и социализации;
- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность;
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим
состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост,
масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (сила,
быстрота, выносливость, координация движений, гибкость).
Содержание курса внеурочной деятельности.
Теория.
1. История развития черлидинга. Черлидинг - как вид спорта и развития
личности. История развития черлидинга в России и за рубежом. Черлидинг в
Омске. Два основных направления в черлидинге. (Приложение 1)
2.Техника безопасности и правила поведения во время тренировок. Воспитание
и поддержание высокой сознательной дисциплины занимающихся. Необходимое
соблюдение правильной методики обучения упражнениям.
3. Личная гигиена и самоконтроль при занятиях физическими
упражнениями. Гигиена занятий, одежда и обувь, организация спортивного режима
(труд, учеба, отдых, питание). Субъективные данные самоконтроля: самочувствие,
сон, аппетит, работоспособность, настроение. (Приложение 2)
4. Режим дня и питания. Режим дня - это систематически выполняемый научно
обоснованный распорядок жизни. Сохранение работоспособности и здоровья,
предупреждение преждевременного старения зависит от правильной организации
режима питания. (Приложение 3)
5. Правила оказания первой медицинской помощи. Первая помощь при ушибах и
профилактика травматизма.
6. Влияние физических упражнений на организм человека. Влияние физических
упражнений на укрепление здоровья, работоспособность и совершенствование
двигательных качеств человека. Совершенствование функций органов дыхания и
кровообращения. Влияние занятий физическими упражнениями на обмен веществ.
7. Терминология черлидинга. Терминология черлидинга, принятая Российской и
международной федерациями черлидинга. (Приложение 4)
8. Правила соревнований. Правила соревнований Российской и международной
федераций черлидинга.
9. Кодекс черлидеров. Права и обязанности спортсменов, занимающихся в секции
черлидинга.
Практика
1.Общая физическая подготовка.
Общая физическая подготовка (ОФП) направлена на укрепление здоровья и
разностороннее развитие занимающихся, повышение работоспособности и развития
качеств без учета специфики избранного вида деятельности.
Основные средства на раннем этапе обучения – строевые, общеразвивающие
упражнения, бег, спортивные и подвижные игры.
Строевые упражнения. Ходьба и бег на месте, в движении в колонне по одному, по
два, по три. Ходьба с изменением скорости и направления движения. Прыжки в
длину и высоту. Перестроения в рисунки на площадке.
Общеразвивающие упражнения. Самые разнообразные упражнения на развитие
силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости и чувства
равновесия. Это могут быть упражнения как без предмета, так и с предметами
(мячами, скакалками). Элементы акробатики и аэробики.
Танцевальные шаги и бег. Шаг с носка, высокий шаг, мягкий шаг, широкий шаг,
приставной шаг, пружинный шаг, шаг галопа вперед и в сторону, переменный шаг
по всем направлениям, «Веревочка» назад простая и двойная. Мягкий бег, высокий
бег, широкий бег.
2. Специальная физическая подготовка.
Специальная физическая подготовка (СФП) направлена на развитие физических
качеств, характерных для избранного вида спорта.
Акробатические элементы — специальные упражнения, направленные на развитие
силы, координации, быстроты, гибкости. Эти упражнения являются подводящими к
обязательным элементам программ «Чир Данс», «Чир-Данс шоу».
Акробатические упражнения:
- подъем на полупальцы из положения сидя на коленях;
- упражнение «Мост» с подъемом в исходное положение (стоя на полной стопе);
- перекидывание ног из мостика с опорой на руки;
- упражнение «Свечка» (удерживание вытянутых ног);
- кульбиты (кувырок вперед и назад с удерживанием прямой спины);
- колесо (перевороты корпуса из положения стоя, с правой и левой руки);
- стойка на двух руках с удержанием равновесия;
- переворот корпуса из положения сидя с опорой на руки.
Специальные упражнения на развитие: силы, выносливости, быстроты,
равновесия, координации и гибкости. Используются специальные упражнения,
направленные на развитие такого качества как прыгучесть и скорость выполнения
двигательного действия. Применяются упражнения со скакалкой, с использованием
скамейки, резинового жгута, отягощений. Используются специальные упражнения
на развитие гибкости, направленные на достижение максимальной амплитуды
движения, подвижности в суставах. Эти упражнения являются подводящими к
таким обязательных элементов черлидинга как шпагаты, махи, лип и чир прыжки и
др. Выполняются индивидуально, в парах и группах после обязательной разминки.
Растяжка делается спокойно и медленно. Никаких резких движений. Растягиваются
за раз понемногу, без перенапряжения мышц. Правило: «Растяжка, а не
растяжение». Для «закрепления» после упражнений на растягивание выполняются
махи.
3. Техническая подготовка.
Главная задача технической подготовки - овладение техникой избранного вида
спорта.
Основные упражнения черлидинга:
Базовые положения кистей, рук. Базовые положения кистей - клинок, подсвечник,
ведра, кинжалы; два основных хлопка - класп и клэп. Основная стойка, кулаки на
бедра, хай V, лоу V, хай тачдаун, лоу тачдаун, Т, ломанное Т, лук и стрела,
диагональ правая и левая, К правая и левая, L правая и левая, панч, форвард панч,
мускулистый мужчина, чек мак, тейбл топ, индеец, 1/2 хай V, 1/2 лоу V.
Положения ног. Ноги вместе или врозь, колени согнуты, перекрещивание ног,
положение «поп-ту», выпад стоя вперед, выпад стоя в сторону, выпад стоя назад,
стойка на коленях, стойка на правом (левом) колене, стойка на колене другая в
сторону на носок, стойка на колене другая согнута в сторону.
Чир - прыжки. Аппроуч, Так (группировка), Стредл, Хёрки, Хедлер (барьерист),
Боковой барьерист,Абстракт, Двойная девятка, Пайк, Той Тач, Вокруг света.
Лип - прыжки. Высокий лип вперед, высокий лип в сторону, переменный лип,
переменный лип с переходом в Той Тач.
Пируэты. Карандаш, Джаз-пируэт, Тур-пике, Аттитюд, Фуэте, «Солнышко», Гранд
пируэт, Пируэт-флажок.
Страховка. Обучение правилам споттеров.
Станты. Обязательный элемент программы «Чир» и «Станты», в которо участвуют
от 2 до 5 человек.
Пирамиды. Обязательный элемент программы «Чир», группа стантов, стоящих
достаточно близко, чтобы коснуться друг друга.
Кричалки – чир-кричалки, чант-кричалки.
Танцевальные связки. (Чир-данс) Короткий хореографический блок, составленный
с использованием различных танцевальных стилей и основных элементов
черлидинга
Хореографическая подготовка. Упражнения хореографической направленности,
основной задачей которых является выработка правильной постановки корпуса,
ног, рук и головы, формирование нормальной или правильной осанки,
знакомство с музыкально-ритмической координацией движений.
Соревновательные композиции. Композиции, составленные в соответствии с
Российскими правилами соревнований и являющиеся классификационными.
Показательные композиции. Композиции, составленные на основе простых
танцевальных форм движений с несложным композиционным построением.
4. Тактическая подготовка.
Обязательные элементы. Обязательные элементы соревновательных композиций,
техника их выполнения.
Запрещенные движения и элементы. Изучение запрещенных движений и
элементов, определенных правилами соревнований
Содержание соревновательных композиций в черлидинге. Правила
соревнований программ «Чир - Данс», «Чир-Данс Шоу». Содержание программы:
основные двигательные действия, структура и содержание соревновательной
композиции, возрастная категория, состав команды, площадка для выступлений,
время выступления, музыкальное сопровождение, внешний вид членов команды,
судейство.
Музыкальная грамота. Элементарные основы музыкальной грамоты.
Прослушивание и подбор музыкальных произведений. Составление музыкальной
«нарезки». (Приложение 5)
Организация соревнований и показательных выступлений. Участие в
организации и проведении соревнований и показательных выступлений.
5. Инструкторская и судейская подготовка. Участие в проведении соревнований в
качестве помощников и судей.
6. Участие в соревнованиях и показательных выступлениях. Участие в
показательных выступлениях и соревнованиях согласно календарному плану
Омской и Российской федераций черлидинга.
7. Контрольные испытания. Сдача обязательных контрольных нормативов по
ОФП и СФП.
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности.
Настоящая программа рассчитана на 11 лет обучения.
1-ый уровень – 3 года (7-8, 8-9, 9-10 лет).
Это этап обучения, ознакомления, формирования основных двигательных умений и
навыков. Этап подготовки и участия в показательных выступлениях.
Задачи 1-го уровня:
- укрепление здоровья обучающихся;
- развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней
среды;
- воспитание правильной осанки;
- формирование знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими
упражнениями на основные системы организма;
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими
упражнениями в свободное время;
- обучение занимающихся базовым положениям рук, ног, туловища, основам
техники черлидинга;
- обучение технике выполнения прыжков, пируэтов, махов, шпагатов,
акробатических упражнений (Программа «ЧИР-ДАНС»);
- разучивание и отработка соревновательных композиций, в соответствии с
правилами соревнований (Программа «ЧИР-ДАНС»);
- обучение правилам техники безопасности во время занятий, оказание
первой помощи при травмах;
- развитие и совершенствование основных физических качеств: силы,
быстроты, гибкости, выносливости, координации движений, равновесия;
2-ой уровень – 4 года (10-11, 11-12, 12-13, 13-14 лет).
Это этап закрепления основных двигательных навыков и умений. Этап подготовки
и участия в показательных выступлениях.
Задачи 2-го уровня:
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
- закрепление и совершенствование техники выполнения элементов
черлидинга (Программа «ЧИР-ДАНС»);
- совершенствование соревновательных композиций, в соответствии с
правилами соревнований;
- развитие организаторских навыков проведения занятий в качестве
помощника преподавателя;
- развитие чувства ритма и чувства динамического равновесия;
- развитие логического мышления, зрительной и мышечной памяти;
- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
- воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи,
дисциплинированности, чувства ответственности;
- содействие воспитанию волевых и нравственных качеств лидера.
3-й уровень – 4 года (14-15, 15-16, 16-17, 17-18 лет).
Это этап совершенствования основных двигательных навыков и умений.
Этап подготовки и участия в соревнованиях и показательных выступлениях.
Задачи 3-го уровня:
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
- совершенствование выполнения основных элементов черлидинга
(Программа «ЧИР-ДАНС», «ЧИР-ДАНС-ШОУ»);
- совершенствование соревновательных композиций, в соответствии с
российскими и международными правилами соревнований;
- развитие организаторских навыков проведения занятий в качестве
помощника преподавателя;
- развитие чувства ритма и чувства динамического равновесия;
- развитие логического мышления, зрительной и мышечной памяти;
- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
- воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи,
дисциплинированности, чувства ответственности;
- содействие воспитанию волевых и нравственных качеств лидера.
Предполагаемые образовательные результаты
Предполагаемые результаты 1-го уровня:
- знать историю черлидинга, как вида спорта;
- знать основы техники безопасности во время занятий, соблюдать личную гигиену
и самоконтроль, соответственно возрасту;
- знать и уметь пользоваться изученным объемом терминологии черлидинга;
- знать и уметь выполнять упражнения ОФП, показать положительный прирост
показателей контрольных нормативов;
- овладеть базовым уровнем СФП, в соответствии с возрастной соревновательной
категорией, показать положительный прирост показателей контрольных
нормативов;
- знать и уметь выполнять соревновательные композиции, в соответствии с
возрастной соревновательной категорией;
- уметь взаимодействовать с членами своей команды во время учебных занятий и
показательных выступлений;
- знать правила соревнований по черлидингу в соответствии с программой;
Предполагаемые результаты 2-го уровня:
-овладеть ОФП 2-го уровня, показать положительный прирост показателей
контрольных нормативов;
- овладеть уровнем СФП, в соответствии с возрастной соревновательной категорией,
показать положительный прирост показателей контрольных нормативов;
- знать и уметь выполнять соревновательные композиции, в соответствии с
возрастной соревновательной категорией;
- знать правила соревнований в соответствии с программой;
- участвовать в составлении показательных программ;
- участвовать в проведении тренировочных занятий;
Предполагаемые результаты 3-го уровня:
-овладеть ОФП 3-го уровня, показать положительный прирост показателей
контрольных нормативов;
- овладеть уровнем СФП, в соответствии с возрастной соревновательной
категорией, показать положительный прирост показателей контрольных
нормативов;
- знать и уметь выполнять соревновательные композиции, в соответствии с
возрастной соревновательной категорией;
- активно участвовать в составлении соревновательных и показательных программ;
- активно участвовать в проведении тренировочного процесса;
- участвовать в показательных выступлениях, проводимых в г. Омске и Омской
области.
Главными результатами данной образовательной программы являются:
- укрепление здоровья учащихся;
- динамика индивидуальных показателей развития физических качеств;
- воспитания таких качеств, как самостоятельность, целеустремленность,
собранность, коммуникабельность, творческое мышление, воля к победе,
уверенность в себе.
- подготовка одаренных детей к дальнейшим занятиям избранным видом
спорта.
- стабильность состава занимающихся и посещаемость занятий;
Конечный результат выполнения программных требований является:
- выполнение нормативов промежуточной и итоговой аттестации;
- приобщение детей к систематическим занятиям физической культурой и
спортом;
- участие в открытых уроках, спортивно-массовых мероприятиях и спортивных
соревнованиях.
Контрольные нормативы по ОФП
Контрольное упражнение
Возраст
Уровень
низкий
средний
высокий
1. Бег 30 м,сек.
6-7
8.0
7.0
6.0
7-8
7.6
6.6
5.7
8-10
7.2
6.2
5.3
10-12
6.8
6.0
5.1
12-13
6.4
5.8
5.0
13-14
6.2
5.6
4.9
14-15
6.1
5.3
4.8
15-16
6.1
5.3
4.8
16-18 и стар.
6.0
5.1
4.7
2. Бег 1000 м, сек.
6-7
8.00
7.00
6.20
7-8
7.20
6.20
6.00
8-10
7.00
6.00
5.40
10-12
6.40
5.40
5.20
12-13
6.20
5.20
5.00
13-14
5.85
4.85
4.65
14-15
5.70
4.70
4.50
15-16
5.70
4.70
4.50
16-18 и стар.
5.20
4.50
4.00
3. Прыжок в длину с места, см
6-7
70
90
110-120
7-8
90
120
135-145
8-10
115
140
150-160
10-12
120
150
160-170
12-13
130
160
170-180
13-14
150
170
180-190
14-15
160
180
190-200
15-16
160
180
190-200
16-18 и стар.
170
185
210
4. Прыжки ч/скакалку за 30 сек., кол-
во раз
6-7
30
50
60
7-8
46
56
64
8-10
50
60
68
10-12
54
64
72
12-13
58
68
76
13-14
62
72
80
14-15
66
76
84
15-16
70
80
88
16-18 и стар.
70
80
88
5. Сгибание и разгибание рук в упоре
лежа,
кол-во раз
6-7
4
6
10
7-8
6
10
12
8-10
10
12
16
10-12
12
14
18
12-13
14
16
20
13-14
12
18
22
14-15
14
20
24
15-16
16
22
26
16-18 и стар.
20
26
30
6. Подъем туловища из положения
лежа на спине за 30 сек., кол-во раз
6-7
10
18
20
7-8
12
19
22
8-10
14
20
24
10-12
16
21
25
12-13
16
22
26
13-14
18
23
27
14-15
18
23
27
15-16
20
24
28
16-18 и стар.
20
24
28
7. Наклон вперед из и.п. положения
сидя, см
6-7
2
6
10
7-8
2
8
12
8-10
3
10
14
10-12
4
11
15
12-13
6
12
16
13-14
7
13
17
14-15
8
14
18
15-16
8
14
18
16-18 и стар.
10
16
20
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
№
п/п
Наименование объектов и средств материально-
технического оснащения
Необходимое
количество
Примечание
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1
Обучение спортивным упражнениям./
Ю.К.Гавердовский. – М.: Физкультура и спорт, 2003. -
857с.
д
В составе
библиотечного фонда
2
Гимнастика: Учебник./ под ред. М.Л.Журавиной. – М.:
Академия, 2001. – 444с.
д
В составе
библиотечного фонда
3
Программы для внешкольных учреждений.
Спортивные кружки и секции. Зверев С.М.- М.:
Просвещение, 1986.
д
В составе
библиотечного фонда
4
Физическая культура. Ритмические упражнения,
хореография и игры: Методическое пособие.
Колодницкий Г.А.,Кузнецов В.С.- М.: Дрофа, 2003.
д
В составе
библиотечного фонда
5
Хореография в гимнастике./ Т.С.Лисицкая. М.:
Физкультура и спорт, 1984. – 176с.
д
В составе
библиотечного фонда
6
Как стать первоклассным тренером по черлидингу.
Линда Рэ Чеппел.- М.: POO CK «Патриот» перевод с
анг.яз. Зуева Л.Ф., 2004.
д
В составе
библиотечного фонда
7
Физическая культура. 5-7 кл.: учеб для
общеобразоват. учреждений / М. Я. Виленский, Т. Ю.
Торочкова, И. М. Туревский ; под общ. ред. М. Я.
Виленского. - М.: Просвещение, 2002.
д
В составе
библиотечного фонда
8
Физическая культура: Учебник для учащихся 8-9 кл.
общеобразовательных учреждений. Любомирский
Л.Е., Мейксон Г.Б., Лях В.И.- М.: Просвещение, 1997.
д
В составе
библиотечного фонда
9
Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб.
для студ. высш. учеб. заведений. Петров П.К. - М.:
Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
д
В составе
библиотечного фонда
10
Настольная книга учителя физической культуры
/Под ред.проф. Л.Б.Кофмана; Авт.-сост.
Г.И.Погадаев; Предисл. В.В.Кузина,
Н.Д.Никандрова. – М.: - Физкультура и спорт, 1998.
– 496с.
д
В составе
библиотечного фонда
11
Физическая культура. 10 - 11 классы : учеб. для
общеобразоват. учреждений/В. И. Лях, А. А. Зданевич
; под ред. В. И. Ляха. - 7-е изд. - М .: Просвещение,
2012. - 237 с.
д
В составе
библиотечного фонда
12
Физическая культура. Рабочие программы. Предметная
линия учебников М.Я.Виленского, В.И.Ляха. 5-9 классы:
пособие для учителей общеобраз.учреждений/ В.И.Лях.
– М.: Просвещение, 2011. – 104с.
д
В составе
библиотечного фонда
11
Черлидинг как инновационный вид спорта в
преподавании физической культуры в высшей школе/
С.А.Носкова // Теория и практ.ф.к. – М.: Физкультура
и спорт, 2002. - №6. – с.49-51.
д
В составе
библиотечного фонда
12
Правила соревнований по черлидингу. Новикова
В.Н.- М.: МГАФК., 2005.- 44с.
д
В составе
библиотечного фонда
13
Теория и методика физической культуры: Учебник /
Под ред. Проф. Ю.Ф.Курамшина. – М.: Советский
спорт, 2003. – 464с.
д
В составе
библиотечного фонда
14
Черлидинг для обучающихся в 10-11 классах
общеобразовательных школ, ДЮЦ и ДЮСШ.
Твердовская С.В., Краснова Г.В., Васильева Н.В.-
Омск, 2008. – 83с.
д
В составе
библиотечного фонда
15
Художественная гимнастика: учебник./ Под ред.
Л.А.Карпенко. – М.: Всероссийская федерация
художественной гимнастики, 2003. – 528с.
д
В составе
библиотечного фонда
16
Черлидинг. Теория и методика спортивной
тренировки. Сборник зачетных рефератов
слушателей курсов факультета повышения
квалификации.- М.: МГАФК, 2006. – 102с.
д
В составе
библиотечного фонда
17
Шопка Иржи, Строкова Марта, Шимсова Йозефа,
Жбиркова Алена. Избавимся от лишнего веса.- М.:
ФиС, 1997. - 264с.
д
В составе
библиотечного фонда
18
Музыкально-ритмическое воспитание и
художественная гимнастика. Роттерс Т.Т.- М.,
«Просвещение», 1989.- 278с.
д
В составе
библиотечного фонда
19
Чирлидинг. Теория и методика спортивной
тренировки. Сингина Н.Ф., Кокоулин А.Н. – Омск,
Сибирский государственный университет физической
культуры и спорта.,2007. – 56с.
д
В составе
библиотечного фонда
Демонстрационные учебные пособия
1.
DVD диски с записями видео выступлений групп
д
В составе
поддержки, танцев.
библиотечного фонда
Технические средства обучения
1
Аудиоцентр с системой озвучивания спортивных
залов и площадок
д
С возможностью
использования
аудиодисков, CD-R,
CD-RW, MP3 а также
магнитофонных
записей
2
Мультимедийный компьютер
д
Учебно-практическое оборудование
1
Стенка гимнастическая
Г
2
Скакалка гимнастическая
К
3
Перекладина гимнастическая
Г
4
Мост гимнастический подкидной
Г
5
Скамейка гимнастическая жесткая
Г
6
Маты гимнастические
Г
7
Мяч набивной (1 кг. 2 кг)
Г
8
Утяжелители
Г
9
Гантели
Г
10
Костюмы для выступлений
К
11
Помпоны
К
12
Вымпела
К
13
Большой и малые шарфы
Г
14
Гимнастические ленты
Г
Средства первой помощи
29
Аптечка медицинская
Д
Спортивные залы (кабинеты)
1
Спортивный зал игровой
Раздевалки для
мальчиков и девочек
2
Кабинет учителя
Включает в себя
рабочий стол, стулья,
книжные шкафы
(полки), шкаф для
одежды.
3
Подсобное помещение для хранения инвентаря и
Включает в себя
оборудования
стеллажи
Пришкольный стадион (площадка)
1
Игровое поле для мини-футбола
Д
2
Легкоатлетическая дорожка
Д
Д –демонстрационный экземпляр (1экземпляр);
К –полный комплект (для каждого ученика);
Г – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько
учащихся;