Напоминание

"Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста"


Автор: Роенко Юлия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад "Крона"
Населённый пункт: п. Пригородный
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание культуры общения у детей дошкольного

возраста.

«В человеке всё должно быть всё прекрасно:

И лицо, и одежда, и душа, и мысли»-

А. П. Чехов.

Дошкольный возраст – это период первоначального становления

личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования

подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного

воспитания закладываются основы моральных качеств личности. Одним из

важнейших факторов формирования личности является общение.

Резкое

возрастание

интереса

к

проблеме

культуры

общения

дошкольников обусловлено сегодня серьёзными трудностями, которые

многие дошкольники испытывают в общении. Этот возраст является

наиболее

благоприятным

для

формирования

моральных

принципов,

нравственной культуры, развития эмоционально-волевой сфера личности.

Особая роль в этом отводится дошкольным образовательным учреждениям, в

задачи которых входит развитие социальной активности ребёнка, воспитание

его культуры общения, высокий уровень которых составляет основные

условие успешной адаптации человека в любой социальной среде

.

В нашей стране в настоящее время особое внимание уделяется

проблеме

социально-коммуникативного

развития

и

воспитания

дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального

государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию.

В любой социальной среде основным условием успешной адаптации

человека является высокий уровень культуры общения. В этой связи в

современной системе образования особую актуальность вновь приобретает

проблема развития культуры общения детей дошкольного возраста. Как

известно, именно в этот период закладывается фундамент моральных

принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая

сфера

личности,

формируется

продуктивный

опыт

повседневной

коммуникации.

Общение является важнейшим фактором формирования личности

ребенка, один из главных видов деятельности человека, направленный на

познание и оценку самого себя посредством других людей.

Общение играет важную роль в формировании личности, что получило

свое подтверждение в трудах отечественных педагогов: А.А. Бодалева, Л.С.

Выготского, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского и др.

Н. В. Клюева дает следующее определение: общение – сложный,

многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми,

порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя

обмен

информацией,

выработку

единой

стратегии

взаимодействия,

восприятие и понимание партнера.

М.И. Лисина под общением понимает взаимодействие двух и более

людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью

налаживания отношений и достижение общего результата.

Для

полноценного

развития

и

воспитания

детей

необходимо

содержательное общение с близкими людьми. С самого раннего возраста

нужно привить детям важные нравственные человеческие качества, такие как

доброжелательность, общительность, спокойствие, жизнерадостность, так

как вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают

в наши дни. Именно поэтому дома и в дошкольных образовательных

учреждениях следует приучать дошкольников к вежливости, проявлению

внимания, доброжелательному отношению к окружающему, развивать

дружеские взаимоотношения, воспитывать культуру общения.

Одним

из

компонентов

общения

выступает

культура

общения.

Формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности,

связанные с возрастными особенностями детей.

Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при

общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и

доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса

и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах,

быту.

У детей старшего дошкольного возраста, в отличие от младших и

средних дошкольников, отношения со сверстниками и взрослыми сложнее и

содержательнее.

Дети

имеют

необходимый

для

свободного

общения

словарный

запас,

формируются

все

стороны

личности

ребёнка:

интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая, действенно-

практическая. В этот период складываются основные черты морального

облика ребёнка, которые проявляются в течение всей последующей жизни.

Основные нравственные качества, которые отражают культуру общения

человека и которые воспитываются у детей с дошкольного возраста это:

1) Вежливость – она украшает человека, делает его привлекательным,

вызывает у окружающих чувство симпатии. Без вежливости невозможно

представить

взаимоотношения

людей.

Вежливость

детей

должна

основываться

на

искренности,

доброжелательности,

уважении

к

окружающим.

2) Деликатность – сестра вежливости. Человек, наделённый этим качеством,

никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать

собственное превосходство своими действиями.

3)

Предупредительность

необходимо

добиваться

от

детей,

чтобы

предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из

добрых побуждений.

4) Скромность – эта нравственная черта личности показатель подлинной

воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и

высокая требовательность к самому себе.

5) Общительность – в её основе лежат элементы доброжелательности,

приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей

культуры взаимоотношений. Ребёнок, испытывающий радость от общения со

сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, для него проявить

доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость.

Эффективность воспитания культуры общения зависит от

сформированности у детей дошкольного возраста устойчивой мотивации к

овладению правилами культуры общения, отношения и профессиональной

подготовки педагогов дошкольного учреждения и родителей.

Одним из направлений развития культуры общения ребёнка становится

его взаимодействие со взрослыми – родителями и педагогом детского сада.

Взрослый для ребёнка – эталон поведения, поступков, пример для

подражания. В процессе взаимодействия с детьми он должен проявлять

мудрость, культуру, честность, великодушие, способность к компромиссу,

терпению, жертвованию. Эти качества ребёнок впоследствии начинает

проецировать и на взаимоотношения с другими людьми.

В вопросах воспитания культуры общения дошкольников ведущую роль

играет формирование коммуникативных функций речи, как центрального

звена развития ребёнка. Педагогу дошкольного учреждения при построении

взаимодействия с детьми необходимо чётко знать и учитывать теоретические

основы развития культуры общения, использовать на практике формы,

методы и приёмы, которые будут способствовать наиболее эффективному

развитию коммуникативной деятельности детей. Исследования Ф.А. Сохина

доказывают, что ребёнок самостоятельно не может овладеть речевыми

нормами, поэтому в процессе воспитания дошкольников обязательно нужно

уделять огромное значение формированию навыков культуры речевого

общения.

Для успешного развития речевой культуры у дошкольников необходимо

учить их различать ситуации речевого общения, ориентироваться в них;

обогащать и активизировать словарь детей, включая выражения речевого

этикета;

способствовать

усвоению

норм

нравственного

поведения:

проявление доброжелательности через невербальные средства (мимику,

жесты,

интонацию).

Культура

речевого

общения,

являясь

одной

из

важнейших воспитательных задач, связанных с усвоением языка детьми

дошкольного возраста, направлена прежде всего на диалог с другими

людьми, культурами, познание, творчество, саморазвитие.

Организуя процесс воспитания культуры общения старших

дошкольников в группе детского сада, необходимо создать определённые

педагогические условия. Прежде всего, установление правил культурного

обращения, выполнение которых является необходимым как детям, так и

взрослым. К примеру, при входе в группу нужно приветствовать друг друга

фразами «здравствуйте», «доброе утро, я рад вас видеть», а во время

прощания – «до свидания», «до скорых встреч» и так далее .

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания

программы, реализуемый в дошкольной образовательной организации

(ДОО), выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его

воспитанников.

К

числу

этих

требований

относятся:

развитие

положительных

отношений

ребенка

к

себе

и

другим

людям,

коммуникативной и социальной компетентности детей; создание условий для

формирования у ребенка положительного самоощущения, приобщение детей

к ценностям сотрудничества с другими людьми и ответственности за другого

человека.

В рамках реализации ФГОС ДО задачи формирования культуры

общения у детей дошкольного возраста предусмотрены в образовательных

областях «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие», что

придаёт им особую значимость и актуальность.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в

свою очередь также предполагает наличие у детей среднего дошкольного

возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя

спокойный

тон.

Овладение

культурой

речи

способствует

активному

общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает

между ними конфликты.

Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в

семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется –

добавляется

общение

со

сверстниками,

с

воспитателем

и

другими

работниками дошкольного учреждения.

Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру

общения. Потому что именно культура общения играет немаловажную роль в

процессе социализации личности ребёнка. Взрослые хотят видеть в детях

следующие наиболее важные нравственные качества личности, которые

являются в некоторой степени показателями культуры общения.

Несмотря на разносторонность и обширность исследований по данной

проблеме,

большинство

трудов

посвящены

формированию

культуры

общения

в

подростковом

и

младшем

школьном

возрасте.

Данные,

касающиеся

периода

старшего

дошкольного

возраста,

представлены

недостаточно,

неполно

раскрыты

возможности

игровой

деятельности,

являющейся важным средством формирования культуры общения у детей

старшего дошкольного возраста.

Игровая деятельность – одно из наиболее эффективных средств

формирования культуры общения. Она, как способ познания окружающего

мира, дает малышу в яркой, доступной и интересной форме представления о

том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься

над своими поведенческими манерами. Игра является наиболее эффективным

и продуктивным средством обучения, т.к. усвоение обучающей информации

происходит в увлекательной для ребенка деятельности.

В процессе игры через общение и взаимодействие со сверстниками и

взрослыми происходит усвоение ребенком социального опыта, системы

социальных связей и отношений. Именно в рамках игровой деятельности

создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования всех

психических свойств и качеств личности.

Изучив психолого-педагогическую литературу, мы видим, что развитие

культуры общения относится к числу важнейших проблем педагогики.

Включая игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво,

целенаправленно развивает в детях систему общечеловеческих ценностей и

культуру общения. Несмотря на традиционное декларирование важности

формирования основных компонентов культуры общения у детей старшего

дошкольного возраста, эта проблема так и не стала приоритетной в реальной

практике ДОУ. Ее актуальность возрастает в современных условиях, в связи

с

особенностями

социального

окружения

ребенка,

в

котором

часто

наблюдается

дефицит

воспитанности,

доброжелательности,

речевой

культуры во взаимоотношениях людей.



В раздел образования