Автор: Роенко Юлия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад "Крона"
Населённый пункт: п. Пригородный
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Воспитание культуры общения у детей дошкольного
возраста.
«В человеке всё должно быть всё прекрасно:
И лицо, и одежда, и душа, и мысли»-
А. П. Чехов.
Дошкольный возраст – это период первоначального становления
личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования
подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного
воспитания закладываются основы моральных качеств личности. Одним из
важнейших факторов формирования личности является общение.
Резкое
возрастание
интереса
к
проблеме
культуры
общения
дошкольников обусловлено сегодня серьёзными трудностями, которые
многие дошкольники испытывают в общении. Этот возраст является
наиболее
благоприятным
для
формирования
моральных
принципов,
нравственной культуры, развития эмоционально-волевой сфера личности.
Особая роль в этом отводится дошкольным образовательным учреждениям, в
задачи которых входит развитие социальной активности ребёнка, воспитание
его культуры общения, высокий уровень которых составляет основные
условие успешной адаптации человека в любой социальной среде
.
В нашей стране в настоящее время особое внимание уделяется
проблеме
социально-коммуникативного
развития
и
воспитания
дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального
государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию.
В любой социальной среде основным условием успешной адаптации
человека является высокий уровень культуры общения. В этой связи в
современной системе образования особую актуальность вновь приобретает
проблема развития культуры общения детей дошкольного возраста. Как
известно, именно в этот период закладывается фундамент моральных
принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая
сфера
личности,
формируется
продуктивный
опыт
повседневной
коммуникации.
Общение является важнейшим фактором формирования личности
ребенка, один из главных видов деятельности человека, направленный на
познание и оценку самого себя посредством других людей.
Общение играет важную роль в формировании личности, что получило
свое подтверждение в трудах отечественных педагогов: А.А. Бодалева, Л.С.
Выготского, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского и др.
Н. В. Клюева дает следующее определение: общение – сложный,
многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми,
порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя
обмен
информацией,
выработку
единой
стратегии
взаимодействия,
восприятие и понимание партнера.
М.И. Лисина под общением понимает взаимодействие двух и более
людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью
налаживания отношений и достижение общего результата.
Для
полноценного
развития
и
воспитания
детей
необходимо
содержательное общение с близкими людьми. С самого раннего возраста
нужно привить детям важные нравственные человеческие качества, такие как
доброжелательность, общительность, спокойствие, жизнерадостность, так
как вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают
в наши дни. Именно поэтому дома и в дошкольных образовательных
учреждениях следует приучать дошкольников к вежливости, проявлению
внимания, доброжелательному отношению к окружающему, развивать
дружеские взаимоотношения, воспитывать культуру общения.
Одним
из
компонентов
общения
выступает
культура
общения.
Формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности,
связанные с возрастными особенностями детей.
Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при
общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и
доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса
и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах,
быту.
У детей старшего дошкольного возраста, в отличие от младших и
средних дошкольников, отношения со сверстниками и взрослыми сложнее и
содержательнее.
Дети
имеют
необходимый
для
свободного
общения
словарный
запас,
формируются
все
стороны
личности
ребёнка:
интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая, действенно-
практическая. В этот период складываются основные черты морального
облика ребёнка, которые проявляются в течение всей последующей жизни.
Основные нравственные качества, которые отражают культуру общения
человека и которые воспитываются у детей с дошкольного возраста это:
1) Вежливость – она украшает человека, делает его привлекательным,
вызывает у окружающих чувство симпатии. Без вежливости невозможно
представить
взаимоотношения
людей.
Вежливость
детей
должна
основываться
на
искренности,
доброжелательности,
уважении
к
окружающим.
2) Деликатность – сестра вежливости. Человек, наделённый этим качеством,
никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать
собственное превосходство своими действиями.
3)
Предупредительность
–
необходимо
добиваться
от
детей,
чтобы
предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из
добрых побуждений.
4) Скромность – эта нравственная черта личности показатель подлинной
воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и
высокая требовательность к самому себе.
5) Общительность – в её основе лежат элементы доброжелательности,
приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей
культуры взаимоотношений. Ребёнок, испытывающий радость от общения со
сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, для него проявить
доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость.
Эффективность воспитания культуры общения зависит от
сформированности у детей дошкольного возраста устойчивой мотивации к
овладению правилами культуры общения, отношения и профессиональной
подготовки педагогов дошкольного учреждения и родителей.
Одним из направлений развития культуры общения ребёнка становится
его взаимодействие со взрослыми – родителями и педагогом детского сада.
Взрослый для ребёнка – эталон поведения, поступков, пример для
подражания. В процессе взаимодействия с детьми он должен проявлять
мудрость, культуру, честность, великодушие, способность к компромиссу,
терпению, жертвованию. Эти качества ребёнок впоследствии начинает
проецировать и на взаимоотношения с другими людьми.
В вопросах воспитания культуры общения дошкольников ведущую роль
играет формирование коммуникативных функций речи, как центрального
звена развития ребёнка. Педагогу дошкольного учреждения при построении
взаимодействия с детьми необходимо чётко знать и учитывать теоретические
основы развития культуры общения, использовать на практике формы,
методы и приёмы, которые будут способствовать наиболее эффективному
развитию коммуникативной деятельности детей. Исследования Ф.А. Сохина
доказывают, что ребёнок самостоятельно не может овладеть речевыми
нормами, поэтому в процессе воспитания дошкольников обязательно нужно
уделять огромное значение формированию навыков культуры речевого
общения.
Для успешного развития речевой культуры у дошкольников необходимо
учить их различать ситуации речевого общения, ориентироваться в них;
обогащать и активизировать словарь детей, включая выражения речевого
этикета;
способствовать
усвоению
норм
нравственного
поведения:
проявление доброжелательности через невербальные средства (мимику,
жесты,
интонацию).
Культура
речевого
общения,
являясь
одной
из
важнейших воспитательных задач, связанных с усвоением языка детьми
дошкольного возраста, направлена прежде всего на диалог с другими
людьми, культурами, познание, творчество, саморазвитие.
Организуя процесс воспитания культуры общения старших
дошкольников в группе детского сада, необходимо создать определённые
педагогические условия. Прежде всего, установление правил культурного
обращения, выполнение которых является необходимым как детям, так и
взрослым. К примеру, при входе в группу нужно приветствовать друг друга
фразами «здравствуйте», «доброе утро, я рад вас видеть», а во время
прощания – «до свидания», «до скорых встреч» и так далее .
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания
программы, реализуемый в дошкольной образовательной организации
(ДОО), выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его
воспитанников.
К
числу
этих
требований
относятся:
развитие
положительных
отношений
ребенка
к
себе
и
другим
людям,
коммуникативной и социальной компетентности детей; создание условий для
формирования у ребенка положительного самоощущения, приобщение детей
к ценностям сотрудничества с другими людьми и ответственности за другого
человека.
В рамках реализации ФГОС ДО задачи формирования культуры
общения у детей дошкольного возраста предусмотрены в образовательных
областях «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие», что
придаёт им особую значимость и актуальность.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в
свою очередь также предполагает наличие у детей среднего дошкольного
возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя
спокойный
тон.
Овладение
культурой
речи
способствует
активному
общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает
между ними конфликты.
Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в
семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется –
добавляется
общение
со
сверстниками,
с
воспитателем
и
другими
работниками дошкольного учреждения.
Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру
общения. Потому что именно культура общения играет немаловажную роль в
процессе социализации личности ребёнка. Взрослые хотят видеть в детях
следующие наиболее важные нравственные качества личности, которые
являются в некоторой степени показателями культуры общения.
Несмотря на разносторонность и обширность исследований по данной
проблеме,
большинство
трудов
посвящены
формированию
культуры
общения
в
подростковом
и
младшем
школьном
возрасте.
Данные,
касающиеся
периода
старшего
дошкольного
возраста,
представлены
недостаточно,
неполно
раскрыты
возможности
игровой
деятельности,
являющейся важным средством формирования культуры общения у детей
старшего дошкольного возраста.
Игровая деятельность – одно из наиболее эффективных средств
формирования культуры общения. Она, как способ познания окружающего
мира, дает малышу в яркой, доступной и интересной форме представления о
том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься
над своими поведенческими манерами. Игра является наиболее эффективным
и продуктивным средством обучения, т.к. усвоение обучающей информации
происходит в увлекательной для ребенка деятельности.
В процессе игры через общение и взаимодействие со сверстниками и
взрослыми происходит усвоение ребенком социального опыта, системы
социальных связей и отношений. Именно в рамках игровой деятельности
создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования всех
психических свойств и качеств личности.
Изучив психолого-педагогическую литературу, мы видим, что развитие
культуры общения относится к числу важнейших проблем педагогики.
Включая игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво,
целенаправленно развивает в детях систему общечеловеческих ценностей и
культуру общения. Несмотря на традиционное декларирование важности
формирования основных компонентов культуры общения у детей старшего
дошкольного возраста, эта проблема так и не стала приоритетной в реальной
практике ДОУ. Ее актуальность возрастает в современных условиях, в связи
с
особенностями
социального
окружения
ребенка,
в
котором
часто
наблюдается
дефицит
воспитанности,
доброжелательности,
речевой
культуры во взаимоотношениях людей.