Напоминание

Ребенок и книга


Автор: Гисинбаева Рабиа Далгатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад № 211"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Ребенок и книга
Раздел: дошкольное образование





Назад




Стать «Ребенок и книга» из опыта работы детского сада

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет

опираться всё последующее знакомство с огромным литературным

наследием. Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на

этой основе - усвоения языка.

Художественная литература служит могучим, действенным средством

умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, оказывает

огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает

эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы

русского литературного языка.

Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают

лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность,

напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед

ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь

юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Речь-это особый

вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью,

мышлением, воображением, эмоциями, все эти процессы, как и сама речь,

активно развивается в раннем и дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС

выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие» где важным

подразделом является приобщение к художественной литературе.

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет

духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему

природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно

знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди

которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы

познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в

народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает

такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не

мог бы сообщить ребенку ни один философ»

К. Д. Ушинский

Вряд ли кто-то возьмётся оспаривать утверждение, что сегодня становится

всё меньше условий для воспитания любви к чтению художественной

литературы. По данным Роспечати, в современной России читают

мистическую литературу, любовные романы, детективы и мелодрамы; поэзия

и серьёзная художественная литература практически не вызывают интереса.

Утрата статуса самой читающей страны, отказ от чтения как способа

освоения общечеловеческих смыслов и ценностей, отношение к чтению как

форме потребления - все эти факты настолько очевидны, что не нуждаются в

особых доказательствах. Определенно, приобщение к художественной

литературе, необходимо начинать с детства.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное

произведение доносит до них взрослый.

Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда.

Тот, кто читает, много знает. Если ребенок понимает содержание

прочитанного, значит, он думает, анализирует, рассуждает.

Знакомство детей с художественной литературой дает лучшие результаты,

если объединены усилия воспитателей и родителей.

Наша задача – приобщение воспитанников к детской литературе и детскому

чтению, взаимодействуя с родителями. Мы хотим, чтобы наши дети были

грамотными читателями. Однако, это очень не просто: воспринимать текст

согласно авторскому замыслу.

Чтобы в ребенке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять

интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать те книги, которые

будут важны для ребенка, следить за новинками детской литературы, уметь

интересно беседовать с ребенком, быть искренним в выражении своих

чувств.

Приобщая детей к литературе, взрослые должны быть готовы к кропотливой,

долговременной работе, которая в будущем обязательно, даст свои плоды.

Чтение должно быть ежедневным. Продолжительность чтения зависит от

усидчивости ребенка, его интереса к читаемым произведениям.

Как обычно детям нравится небывальщина, нелепицы, потому что, им по

душе юмор, а еще им доставляет огромное удовольствие перевертывать

события, восстанавливая реальные связи и отношения.

Чтобы дети полюбили, знали и могли использовать в конкретной ситуации

прибаутки, считалки, заклички, скороговорки, стихи, взрослый: воспитатель,

родители, которые окружают детей, занимаются их воспитанием, сами

должны знать много литературного материала наизусть. Чтобы дети не

забывали выученное, литературный материал нужно повторять. Повторение

не должно быть скучным, а наоборот занимательным.

Если дети уже знают стихи русских поэтов – можно предложить послушать

записанное чтение на магнитофоне, а потом вспомнить фамилии поэтов,

поговорить, о чем стихи, какие слова описания подобрал поэт.

Чтобы дети внимательно слушали друг друга, используется прием-

рассказывание цепочкой. В этом случае каждый ребенок проживает

происходящее событие от начала до конца. Знакомые рассказы, сказки для

повторения можно предложить детям в форме игр-драматизаций,

инсценировок, выступлений в других группах. Такая форма работы требует

большой подготовки, но с другой стороны именно предварительная работа:

изготовление атрибутики, декораций, элементов костюмов вызывает желание

увидеть результат.

В дальнейшем, когда дети перейдут к самостоятельному рассказыванию, они

будут использовать в своей речи усвоенные слова и выражения, легко их

перенося на другое содержание. Все эти мероприятия обязательно повысят

интерес к художественной литературе.

В моей группе оформлен литературный центр «Посидим и почитаем»,своего

рода наша групповая библиотека. Это специально оборудованная зона для

чтения и литературного творчества ,где подобрана литература по

жанрам :стихи, рассказы , сказки ,познавательные и развивающие книги.

Красочно оформленная библиотечная зона группы привлекает интерес и

внимание детей. В библиотеке проводятся экскурсии, выставки и

специальные «библиотечные занятия», которые способствуют

формированию у детей умений пользоваться библиотечным фондом, а также

усвоению определенного объема библиотечных сведений: «библиотека»,

«стеллаж», «читательский формуляр» и д.р.

В своей образовательной работе с детьми, в процессе ознакомления с

художественной литературой, часто использую метод моделирования.

Дошкольный возраст – в период образных форм сознания и основные

средства ,которыми ребенок овладевает в этот период- образные: сенсорные

эталоны, символы, знаки и прежде всего это различные наглядные модели,

схемы и т.п. Особенность моделирования в том, что оно делает наглядным

скрытые от восприятия свойства, связи, которые являются существенными

для понимания фактов, явлений при формировании знаний приближающихся

по содержанию к понятиям. Использования моделей способствует

актуализации знаний детей об окружающем и актуализации речевых

навыков, т.е моделирование активизирует познавательную и практическую

деятельность. Со старшими детьми использую схему-план, который помогает

проанализировать предмет, выделить особенности, составить описательный

рассказ. Для расширения словаря использую схемы, разработанные Л. Н.

Ефиминковой. При наличии зрительного плана рассказы детей становятся

четкими, связными, полными, последовательными. В процессе работы со

схемами ребята не только закрепляют словарь, но и усваивают форму

простого распространенного предложения с однородными членами

предложения. Составлять описательный рассказ игрушках, одежде,

домашних животных, овощах и фруктах нам помогает схема-план,

разработанная Т.Ткаченко и Л.Ефименковой

Также считаю важным включать в работу по приобщению детей к

художественной литературе проектный метод, который открывает большие

возможности в организации совместной познавательно-поисковой

деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и

родителей. Данный метод формирует у детей интерес к книге, приучает



В раздел образования