Автор: Гисинбаева Рабиа Далгатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад № 211"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Ребенок и книга
Раздел: дошкольное образование
Стать «Ребенок и книга» из опыта работы детского сада
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.
И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет
опираться всё последующее знакомство с огромным литературным
наследием. Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на
этой основе - усвоения языка.
Художественная литература служит могучим, действенным средством
умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, оказывает
огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает
эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы
русского литературного языка.
Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают
лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность,
напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед
ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь
юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Речь-это особый
вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью,
мышлением, воображением, эмоциями, все эти процессы, как и сама речь,
активно развивается в раннем и дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС
выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие» где важным
подразделом является приобщение к художественной литературе.
«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет
духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему
природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно
знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди
которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы
познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в
народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает
такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не
мог бы сообщить ребенку ни один философ»
К. Д. Ушинский
Вряд ли кто-то возьмётся оспаривать утверждение, что сегодня становится
всё меньше условий для воспитания любви к чтению художественной
литературы. По данным Роспечати, в современной России читают
мистическую литературу, любовные романы, детективы и мелодрамы; поэзия
и серьёзная художественная литература практически не вызывают интереса.
Утрата статуса самой читающей страны, отказ от чтения как способа
освоения общечеловеческих смыслов и ценностей, отношение к чтению как
форме потребления - все эти факты настолько очевидны, что не нуждаются в
особых доказательствах. Определенно, приобщение к художественной
литературе, необходимо начинать с детства.
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное
произведение доносит до них взрослый.
Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда.
Тот, кто читает, много знает. Если ребенок понимает содержание
прочитанного, значит, он думает, анализирует, рассуждает.
Знакомство детей с художественной литературой дает лучшие результаты,
если объединены усилия воспитателей и родителей.
Наша задача – приобщение воспитанников к детской литературе и детскому
чтению, взаимодействуя с родителями. Мы хотим, чтобы наши дети были
грамотными читателями. Однако, это очень не просто: воспринимать текст
согласно авторскому замыслу.
Чтобы в ребенке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять
интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать те книги, которые
будут важны для ребенка, следить за новинками детской литературы, уметь
интересно беседовать с ребенком, быть искренним в выражении своих
чувств.
Приобщая детей к литературе, взрослые должны быть готовы к кропотливой,
долговременной работе, которая в будущем обязательно, даст свои плоды.
Чтение должно быть ежедневным. Продолжительность чтения зависит от
усидчивости ребенка, его интереса к читаемым произведениям.
Как обычно детям нравится небывальщина, нелепицы, потому что, им по
душе юмор, а еще им доставляет огромное удовольствие перевертывать
события, восстанавливая реальные связи и отношения.
Чтобы дети полюбили, знали и могли использовать в конкретной ситуации
прибаутки, считалки, заклички, скороговорки, стихи, взрослый: воспитатель,
родители, которые окружают детей, занимаются их воспитанием, сами
должны знать много литературного материала наизусть. Чтобы дети не
забывали выученное, литературный материал нужно повторять. Повторение
не должно быть скучным, а наоборот занимательным.
Если дети уже знают стихи русских поэтов – можно предложить послушать
записанное чтение на магнитофоне, а потом вспомнить фамилии поэтов,
поговорить, о чем стихи, какие слова описания подобрал поэт.
Чтобы дети внимательно слушали друг друга, используется прием-
рассказывание цепочкой. В этом случае каждый ребенок проживает
происходящее событие от начала до конца. Знакомые рассказы, сказки для
повторения можно предложить детям в форме игр-драматизаций,
инсценировок, выступлений в других группах. Такая форма работы требует
большой подготовки, но с другой стороны именно предварительная работа:
изготовление атрибутики, декораций, элементов костюмов вызывает желание
увидеть результат.
В дальнейшем, когда дети перейдут к самостоятельному рассказыванию, они
будут использовать в своей речи усвоенные слова и выражения, легко их
перенося на другое содержание. Все эти мероприятия обязательно повысят
интерес к художественной литературе.
В моей группе оформлен литературный центр «Посидим и почитаем»,своего
рода наша групповая библиотека. Это специально оборудованная зона для
чтения и литературного творчества ,где подобрана литература по
жанрам :стихи, рассказы , сказки ,познавательные и развивающие книги.
Красочно оформленная библиотечная зона группы привлекает интерес и
внимание детей. В библиотеке проводятся экскурсии, выставки и
специальные «библиотечные занятия», которые способствуют
формированию у детей умений пользоваться библиотечным фондом, а также
усвоению определенного объема библиотечных сведений: «библиотека»,
«стеллаж», «читательский формуляр» и д.р.
В своей образовательной работе с детьми, в процессе ознакомления с
художественной литературой, часто использую метод моделирования.
Дошкольный возраст – в период образных форм сознания и основные
средства ,которыми ребенок овладевает в этот период- образные: сенсорные
эталоны, символы, знаки и прежде всего это различные наглядные модели,
схемы и т.п. Особенность моделирования в том, что оно делает наглядным
скрытые от восприятия свойства, связи, которые являются существенными
для понимания фактов, явлений при формировании знаний приближающихся
по содержанию к понятиям. Использования моделей способствует
актуализации знаний детей об окружающем и актуализации речевых
навыков, т.е моделирование активизирует познавательную и практическую
деятельность. Со старшими детьми использую схему-план, который помогает
проанализировать предмет, выделить особенности, составить описательный
рассказ. Для расширения словаря использую схемы, разработанные Л. Н.
Ефиминковой. При наличии зрительного плана рассказы детей становятся
четкими, связными, полными, последовательными. В процессе работы со
схемами ребята не только закрепляют словарь, но и усваивают форму
простого распространенного предложения с однородными членами
предложения. Составлять описательный рассказ игрушках, одежде,
домашних животных, овощах и фруктах нам помогает схема-план,
разработанная Т.Ткаченко и Л.Ефименковой
Также считаю важным включать в работу по приобщению детей к
художественной литературе проектный метод, который открывает большие
возможности в организации совместной познавательно-поисковой
деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и
родителей. Данный метод формирует у детей интерес к книге, приучает