Автор: Перевозчикова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №7
Населённый пункт: город Мирный
Наименование материала: Рабочая программа по физическому развитию
Тема: Рабочая программа по физическому развитию
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7 «Чебурашка» города Мирного Архангельской области.
Рабочая программа по физическому развитию
Составитель:
Перевозчикова Ольга Александровна
Мирный
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.
3
1.1. Общая характеристика программы
3
1.2. Цель программы
4
1.3. Задачи программы.
4
1.4. Принципы и подходы к формированию программы
5
1.5. Возрастные особенности физического развития детей
6
2. Планируемые результаты освоения Программы
9
3. Организация физкультурно-оздоровительной работы
11
3.1. Организация двигательного режима
11
3.2. Расписание образовательной деятельности
13
3.3. Модель двигательного режима деятельности и объем
образовательной нагрузки
15
4. Содержание педагогической деятельности
16
4.1. Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
16
4.2. Средняя группа (от 4 до 5 лет)
19
4.3. Старшая группа (от 5 до 6 лет)
22
4.4. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)
26
5. Материально-техническое обеспечение воспитательно-
образовательного процесса
32
6. Методическое обеспечение
34
Приложения
Приложение №1 Учебно-тематическое планирование физического развития
в спортивном зале
Приложение №2 Учебно-тематическое планирование физического развития
на спортивном участке
3
1.
Пояснительная записка
1.1.
Общая характеристика Программы
Рабочая программа инструктора по физкультуре (далее Программа)
составлена для реализации Основной образовательной программы МКДОУ
№ 7 в образовательной области «Физическое развитие», за основу взята
Программа 'Радуга' Авторы программы «Радуга»: Т. Н. Доронова, С. Г.
Якобсон, Е. В. Соловьева, Т. И. Гризик, В. В. Гербова.
«Радуга» –
комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников
возраста от 3 до 8 лет. Программа обеспечивает всестороннее развитие
ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра и физическое
развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение
психического комфорта для каждого ребенка.
Программа
рекомендована
Министерством
образования
и
науки
Российской Федерации.
Физическое развитие очень важно для здоровья детей, потому что
позволяет реализовать их врожденное стремление к движению. Становление
детской идентичности, образа Я тесно связано с физическим развитием
ребенка, с его ловкостью, подвижностью, активностью. Для того чтобы
стимулировать физическое развитие детей, важно:
–
ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться;
–
обучать детей правилам безопасности;
–
создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия,
способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее
активных) в двигательной сфере;
–
использовать различные методы обучения, помогающие детям с
разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать,
прыгать.
«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих
видах
деятельности
детей:
двигательной,
в
том
числе
связанной
с
выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических
качеств,
как
координация
и
гибкость;
способствующих
правильному
формированию опорно – двигательной системы организма, развитию
равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а
также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением
основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
формирование
начальных
представлений
о
некоторых
видах
спорта,
овладение
подвижными
играми
с
правилами;
становление
целенаправленности и само регуляции в двигательной сфере; становление
ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и
правилами
(в
питании,
двигательном
режиме,
закаливании,
при
формировании полезных привычек и др.)»
4
Перечень нормативных- правовых документов
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций»;
приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования».
Основной образовательной программой МКДОУ№ 7
1.2.
Цель Программы
1. сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей,
формировать у них привычку к здоровому образу жизни;
2. содействовать
своевременному
и
полноценному
психическому
развитию каждого ребёнка;
3. обеспечивать
каждому
ребёнку
возможность
радостно
и
содержательно прожить период дошкольного детства.
1.3.
Задачи Программы
1. развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости,
выносливости и координации);
2. накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение
основными движениями);
3. формирование
у
воспитанников
потребности
в
двигательной
активности и физическом совершенствовании.
4. сохранение и укрепление физического и психического здоровья
детей;
5. воспитание культурно - гигиенических навыков;
6. формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
5
1.4.
Принципы и подходы к формированию Программы
1. принцип развивающего образования, целью которого является
развитие ребенка
2. принцип научной обоснованности и практической применимости
(содержание Программы соответствует основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики)
3. соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности
(позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного
«минимума» материала)
4. обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе
реализации
которых
формируются
такие
качества,
которые
являются
ключевыми в развитии дошкольников
5. принцип интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными
возможностями
и
особенностями
детей,
спецификой
и
возможностями образовательных областей
6. основывается на комплексно-тематическом принципе построения
образовательного процесса
7. предусматривает решение программных образовательных задач в
совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности
дошкольников
не
только
в
рамках
организованной
образовательной
деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со
спецификой дошкольного образования
8. предполагает построение образовательного процесса на адекватных
возрасту
формах
работы
с
детьми.
Основной
формой
работы
с
дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра
9. составлена с учетом соблюдения преемственности между всеми
возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной
школой.
6
1.5.
Возрастные особенности физического развития детей
Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет
На 4-м году жизни возрастает стремление действовать самостоятельно.
В то же время внимание у детей неустойчиво, они отвлекаются и часто
переходят от одного вида деятельности к другому. В этом возрасте ребёнок
обладает уже сравнительно большим запасом двигательных умений и
навыков, но он ещё не заботится о результатах своих действий, поглощён
самим процессом движений, их эмоциональной стороной. Вместе с тем
движения детей постепенно приобретают всё более преднамеренный
характер. Ребёнок уже в состоянии повторять движение по своему
усмотрению или по предложению воспитателя, различать некоторые его
способы, соблюдать нужное направление. Детям этого возраста свойственно
желание включаться в новые и разнообразные виды движений. Сочетая
различные
действия,
ребёнок
может
соблюдать
определённую
их
последовательность.
Формирование
двигательных
навыков
и
умений
продолжается на основе подражания. Ребёнок более сознательно следит за
воспитателем, когда он даёт образец движений, выслушивает пояснения. Он
лучше воспринимает объяснения в форме диалога, направленного на
изложение предстоящих действий.
Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет
Ребёнок 5-го года жизни владеет в общих чертах всеми видами
основных движений. Он стремится к новым сочетаниям движений, хочет
испробовать свои силы в сложных видах движений и физкультурных
упражнений. У детей возникает потребность в двигательных импровизациях.
Они берутся за выполнение любой двигательной задачи, но они ещё не умеют
соразмерять свои силы, учитывать свои реальные возможности. Убедившись
в не посильности выполнения двигательного действия, ребёнок проделывает
его лишь в общих чертах, не добиваясь завершения. Но при этом он искренне
убеждён в том, что выполнил движение полностью. Растущее двигательное
воображение становится в этом возрасте одним из стимулов обогащения
моторики
детей
разнообразными
способами
действий.
Дети
хорошо
различают
виды
движений,
частично
овладевают
умением
выделять
некоторые
их
элементы.
Развивается
способность
воспринимать,
представлять, анализировать и оценивать последовательность и качество
своих
действий.
Всё
это
обусловливает
вполне
преднамеренный
и
произвольный характер движений детей. Возникает интерес к результатам
движения, правильности его выполнения, соответствию образцу. Дальнейшее
совершенствование двигательных умений и навыков обусловлено уровнем
развития тех физических качеств, без которых они не могут проявляться
достаточно
правильно
и
эффективно.
Развитие
физических
качеств
7
происходит
под
влиянием
постоянных
упражнений.
В
результате
расширяются и обогащаются двигательные возможности детей, возрастают
их физические силы. Возникает психологическая готовность к выполнению
сложных двигательных действий и проявлению определённых волевых
усилий. Наряду с игрой побудительным мотивом двигательной деятельности
выступает мотив усвоения новых умений и навыков, закрепления их. В
результате закладываются прочные основы школы движений, повышения
работоспособности и физической подготовленности.
Возрастные особенности детей 5-6 лет
Двигательная
деятельность
ребёнка
становится
всё
более
многообразной.
Дети
уже
достаточно
хорошо
владеют
основными
движениями,
им
знакомы
различные
гимнастические
упражнения,
подвижные игры; начинается освоение разнообразных способов выполнения
спортивных
упражнений
многих
видов.
Возрастают
проявления
самостоятельности, возникают творческие поиски новых способов действий,
их комбинаций и вариантов. Начинают создаваться небольшие группки по
интересу к тому или иному виду упражнений. На 6-м году жизни ребёнка его
движения становятся всё более осознанными и носят преднамеренный
характер.
Развивается
способность
понимать
задачу,
поставленную
воспитателем, самостоятельно выполнять указания педагога. Дети обращают
внимание на особенности разучиваемых упражнений, пытаются выяснить,
почему следует проделывать их так, а не иначе. Во время объяснения у
ребёнка возникает мысленное представление о движении, его направлении,
последовательности составных частей. Дети постепенно овладевают умением
планировать свои практические и игровые действия, стремятся к их
результативности. Оценка ребёнком движений, как своих, так и товарищей,
приобретает более развёрнутый и обоснованный характер, что обусловливает
большую её объективность. Стремясь к правильной оценке, дети начинают
понимать связь между способом движения и полученным результатом. Дети
начинают упражняться в движениях по своей инициативе, многократно
повторять их без напоминаний, пытаясь освоить то, что не получается. При
этом они довольно настойчиво преодолевают трудности. Растёт уровень
физической
подготовленности
дошкольников,
создаются
прочные
психологические
и
физиологические
основания
для
повышения
их
работоспособности
путём
целенаправленного
развития
двигательных
качеств.
В
результате
регулярных
занятий
физической
культурой,
организованных воспитателем и самостоятельных, а также благодаря
двигательной активности детей в повседневной жизни и играх повышается
уровень развития их физических сил и возможностей, двигательных качеств
и работоспособности. Для старших дошкольников характерно стремление к
совершенствованию в двигательной деятельности.
8
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Дети 6 лет активны. Они умело пользуются своим двигательным
аппаратом. Движения их достаточно координированы и точны. Ребёнок умеет
их сочетать в зависимости от окружающих условий. На 7-м году у ребёнка
возрастает способность к различению пространственного расположения
движущихся предметов, в том числе и перемещающегося человеческого тела.
Дети могут объяснить, что и как меняется в соотношении частей тела, когда
человек бежит, едет на велосипеде и т.п. Они различают скорость,
направление движения, смену темпа, ритма. Ребёнок прослеживает движение
последовательно, выделяет (с помощью взрослого) разные его фразы,
пытается объяснить их значение для качественного и количественного
результатов
движения.
Всё
это
способствует
образованию
ясных
представлений о движениях, ведёт к овладению детьми техникой сложных по
координации
движений.
Дети
всё
чаще
руководствуются
мотивами
достижения хорошего качества движений. Значительно увеличиваются
проявления волевых усилий при выполнении трудного задания. Начинает
интенсивно развиваться способность целенаправленно совершать движения
отдельных частей тела, например, ног, головы, кистей и пальцев рук и др. У
ребёнка постепенно вырабатывается эстетическое отношение к ритмичным,
ловким и грациозным движениям. Он начинает воспринимать красоту и
гармонию. Многих детей привлекает результат движений, возможность
помериться силой и ловкостью со сверстниками. Начинают проявляться
личные вкусы детей в выборе движений. Нередко для ребёнка наиболее
привлекательны те упражнения, которые у него лучше получаются.
9
2.
Планируемые результаты освоения Программы
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
–
ребенок овладевает основными культурными средствами, способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности,
способен
выбирать
себе
род
занятий,
участников
по
совместной деятельности;
–
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к
разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми, участвует в совместных играх;
–
способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет
свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать
конфликты.
–
умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам;
–
способен
сотрудничать
и
выполнять
как
лидерские,
так
и
исполнительские функции в совместной деятельности;
–
понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального
происхождения,
этнической
принадлежности,
религиозных
и
других
верований, их физических и психических особенностей;
–
проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность
прийти на помощь тем, кто в этом нуждается;
–
проявляет умение слышать других и стремление быть понятым
другими;
–
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в
разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами
и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться
разным правилам и социальным нормам; умеет распознавать различные
ситуации и адекватно их оценивать;
–
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен,
вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои
движения и управлять ими;
–
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам
поведения
и
правилам
в
разных
видах
деятельности,
во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила
безопасного поведения и навыки личной гигиены;
–
проявляет ответственность за начатое дело;
–
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными
знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и
10
умения в различных видах деятельности;
–
открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний,
положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте;
–
проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об
окружающей среде;
–
эмоционально
отзывается
на
красоту
окружающего
мира,
произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы,
театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.);
–
проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою
страну,
ее
достижения,
имеет
представление
о
ее
географическом
разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях;
–
имеет первичные представления о себе, семье, традиционных
семейных
ценностях,
включая
традиционные
гендерные
ориентации,
проявляет уважение к своему и противоположному полу;
–
соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные
ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»,
стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о
младших.
–
имеет начальные представления о здоровом образе жизни.
–
воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
11
3.
Организация физкультурно-оздоровительной работы
3.1.
Организация двигательного режима
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии
комплексного
использования
всех
средств
физического
воспитания:
рациональный
режим,
питание,
закаливание
(в
повседневной
жизни;
специальные меры закаливания) и движение (различные виды гимнастик,
развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия).
Для
полноценного
физического
развития
детей,
реализации
потребности в движении в детском саду созданы определённые условия:
гибкий двигательный режим дня в течение дня;
обязательная утренняя гимнастика;
физкультминутки и динамические паузы (для снятия напряжения во
время занятий);
физкультурные занятия - 3 раза в неделю; в т.ч.1 раз на свежем воздухе;
ежедневные прогулки на воздухе, включая подвижные и спортивные
игры;
гимнастика после сна;
самостоятельные занятия детей;
Система
закаливания
Создание условий
для двигательной
активности детей
Мониторинг
Система
физкультурно-
оздоровительной
работы
Организация
рационального
питания
Система
двигательной
деятельности
12
Физкультурные занятия
–
в традиционной форме
–
в форме круговой тренировки
–
сюжетно-игровые
–
состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой
интенсивности
–
в форме соревнования
–
контрольно - зачетные занятия
Подвижные игры
–
сюжетные
–
бессюжетные
–
игры с правилами
–
народные подвижные игры
Игровые упражнения
Спортивные игры (элементы)
–
футбол
–
баскетбол
–
бадминтон
–
хоккей
–
городки
Физкультурные праздники
13
3.2.
Расписание образовательной деятельности
Расписание ОД в спортивном зале
ПОНЕДЕЛЬНИК
I половина дня
8
15
«Шустрики» (зарядка)
8
25
«Пчёлки» (зарядка)
9
00
9
20
«Пчёлки» (ОД)
9
40
10
10
«Улыбка» (ОД)
10
20
10
45
«Росточек» (ОД)
ВТОРНИК
I половина дня
8
15
«Пчёлки» (зарядка)
8
25
«Солнышко» (зарядка)
9
00
– 9
15
«Почемучки» (ОД)
9
25
– 9
45
«Звёздочки» (ОД)
10
05
– 10
30
«Солнышко» (ОД)
II половина дня
15
30
– 15
40
«Гномики» (ОД)
15
50
– 16
00
«Непоседы» (ОД)
СРЕДА
I половина дня
8
15
«Пчёлки» (зарядка)
8
25
«Солнышко» (зарядка)
9
00
– 9
15
«Шустрики» (ОД)
9
40
– 10
10
ОД по дополнительному образованию «Зарничка»
10
25
– 10
50
«Росточек» (ОД)
ЧЕТВЕРГ
I половина дня
8
15
«Шустрики» (зарядка)
8
25
«Росточек» (зарядка)
9
00
9
15
«Почемучки» (ОД)
9
25
- 9
45
«Звёздочки» (ОД)
10
05
– 10
30
«Солнышко» (ОД)
10
40
11
10
«Улыбка» (ОД)
II половина дня
15
30
– 15
40
«Гномики» (ОД)
15
50
– 16
00
«Непоседы» (ОД)
ПЯТНИЦА
I половина дня
8
15
«Шустрики» (зарядка)
8
25
«Улыбка» (зарядка)
9
00
– 9
20
«Пчёлки» (ОД)
9
30
– 9
45
«Шустрики» (ОД)
10
20
– 10
50
ОД с педагогами ДШИ «Улыбка»
14
Расписание образовательной деятельности на спортивном участке
ПОНЕДЕЛЬНИК
I половина дня
10
30
10
45
«Шустрики» (ОД)
ВТОРНИК
I половина дня
11
30
12
00
«Улыбка» (ОД)
СРЕДА
II половина дня
16
30
– 16
50
«Пчёлки» (ОД)
ПЯТНИЦА
I половина дня
10
30
10
45
«Почемучки» (ОД)
11
10
11
35
«Солнышко» (ОД)
11
45
12
10
«Росточек» (ОД)
II половина дня
16
30
– 16
50
«Звёздочки» (ОД)
15
3.3.
Модель двигательного режима деятельности
и объем образовательной нагрузки
Формы организации
Младшая
группа
Средняя
группа
Старшая-
группа
Поготов. к
школе
группа
Организованная
деятельность
6 час/нед
8 час/нед
10 час/нед
10 час и
более/нед
Утренняя гимнастика
6-8 минут
6-8 минут
8-10 минут 10-12 мин
Хороводная игра или
игра средней
подвижности
2-3 мин
2-3 мин
3-5 мин
3-5 мин
Физминутка во время
занятия
2-3 мин
2-3 мин
2-3 мин
2-3 мин
Динамическая пауза
между занятиями
5 мин
5 мин
5 мин
5 мин
Подвижная игра на
прогулке
6-10 мин
10-15 мин
15-20 мин
15-20 мин
Индивид. работа по
развитию движений на
прогулке
8-10 мин
10-12 мин
10-15 мин
10-15 мин
Динамический час на
прогулке
15-20 мин
20-25 мин
25-30 мин
30-35 мин
Физкультурные занятия 10-15 мин
15-20 мин
20-25 мин
25-30 мин
Музыкальные занятия
10-15 мин
15-20 мин
20-25 мин
25-30 мин
Гимнастика после
дневного сна
5-10 мин
5-10 мин
5-10 мин
5-10 мин
Спортивные
развлечения
15мин
2 раз/мес
20 мин
2 раз/мес
30 мин
2 раз/мес
40-50 мин
2раз/мес
Неделя здоровья
Осень
Весна
Осень
Весна
Осень
Весна
Осень
Весна
Подвижные игры во 2
половине дня
6-10 мин
10-15 мин
15-20 мин
15-20 мин
Самостоятельная
двигат.деятельность
ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно
16
4.
Содержание педагогической деятельности
4.1.
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
Развитие
физических
качеств,
накопление
и
обогащение
двигательного опыта
Развивать умение ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не
опуская голову, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног.
Приучать действовать совместно. Формировать умение строиться в колонну
по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях.
Формировать умение сохранять правильную осанку в положениях
сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии.
Формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать
движения, ориентироваться в пространстве.
Продолжать
развивать
разнообразные
виды
движений,
совершенствовать основные движения. Развивать навыки лазанья, ползания;
ловкость. Вводить в игры более сложные правила со сменой видов движений.
Развивать умение энергично отталкиваться двумя ногами и правильно
приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед;
принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с
места; в метании мешочков с песком.
Закреплять умение энергично отталкивать мячи при катании, бросании;
ловить мяч двумя руками одновременно.
Обучать хвату за перекладину во время лазанья.
Закреплять умение ползать.
Формирование
потребности
в
двигательной
активности
и
физическом совершенствовании
Поощрять
участие
детей
в
совместных
играх
и
физических
упражнениях
Воспитывать интерес к физическим упражнениям, учить пользоваться
физкультурным оборудованием в свободное время.
Способствовать формированию у детей положительных эмоций,
активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Формировать желание и умение кататься на санках, трехколесном
велосипеде, лыжах.
Развивать умение самостоятельно садиться на трехколесный велосипед,
кататься на нем и слезать с него.
Развивать умение надевать и снимать лыжи, ходить на них, ставить
лыжи на место.
Развивать умение реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др.;
выполнять правила в подвижных играх.
Развивать
самостоятельность
и
творчество
при
выполнении
физических упражнений, в подвижных играх. Организовывать подвижные
игры с правилами.
Поощрять самостоятельные игры детей с каталками, автомобилями,
тележками, мячами, шарами.
17
Примерный перечень основных движений, спортивных игр и
упражнений
Основные движения
Ходьба. Ходьба обычная, на носках, с высоким подниманием колена, в
колонне по одному, по два (парами); в разных направлениях: по прямой, по
кругу, змейкой (между предметами), врассыпную. Ходьба с выполнением
заданий (с остановкой, приседанием, поворотом). Ходьба по прямой дорожке
(ширина 15-20 см, длина 2-2,5 м), по доске, гимнастической скамейке,
бревну, приставляя пятку одной ноги к носку другой; ходьба по ребристой
доске, с перешагиванием через предметы, рейки, по лестнице, положенной на
пол. Ходьба по наклонной доске (высота 30-35 см). Медленное кружение в
обе стороны.
Бег. Бег обычный, на носках (подгруппами и всей группой), с одного
края площадки на другой, в колонне по одному, в разных направлениях: по
прямой, извилистой дорожкам (ширина 25-50 см, длина 5-6 м), по кругу,
змейкой, врассыпную; бег с выполнением заданий (останавливаться, убегать
от догоняющего, догонять убегающего, бежать по сигналу в указанное
место), бег с изменением темпа (в медленном темпе в течение 50-60 секунд, в
быстром темпе на расстояние 10 м).
Катание, бросание, ловля,
метание. Катание мяча (шарика) друг
другу, между предметами, в воротца (ширина 50-60 см). Метание на
дальность правой и левой рукой (к концу года на расстояние 2,5-5 м), в
горизонтальную цель двумя руками снизу, от груди, правой и левой рукой
(расстояние 1,5-2 м), в вертикальную цель (высота центра мишени 1,2 м)
правой и левой рукой (расстояние 1-1,5 м). Ловля мяча, брошенного
воспитателем (расстояние 70-100 см). Бросание мяча вверх, вниз, об пол
(землю), ловля его (2-3 раза подряд).
Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 6
м), между предметами, вокруг них; подлезание под препятствие (высота 50
см), не касаясь руками пола; пролезание в обруч; перелезание через бревно.
Лазанье по лесенке-стремянке, гимнастической стенке (высота 1,5 м).
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед
(расстояние 2-3 м), из кружка в кружок, вокруг предметов, между ними,
прыжки с высоты 15-20 см, вверх с места, доставая предмет, подвешенный
выше поднятой руки
ребенка; через линию, шнур, через 4-6 линий
(поочередно через каждую); через предметы (высота 5 см); в длину с места
через две линии (расстояние между ними 25-30 см); в длину с места на
расстояние не менее 40 см.
Групповые упражнения с переходами.
Построение в колонну по
одному, шеренгу, круг; перестроение в колонну по два, врассыпную;
размыкание и смыкание обычным шагом; повороты на месте направо, налево
переступанием,
Ритмическая
гимнастика.
Выполнение
разученных
ранее
общеразвивающих упражнений и циклических движений под музыку.
18
Общеразвивающие упражнения
Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц
плечевого пояса.
Поднимать и опускать прямые руки вперед, вверх, в
стороны (одновременно, поочередно). Перекладывать предметы из одной
руки в другую перед собой, за спиной, над головой. Хлопать в ладоши перед
собой и отводить руки за спину. Вытягивать руки вперед, в стороны,
поворачивать их ладонями вверх, поднимать и опускать кисти, шевелить
пальцами.
Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости
позвоночника.
Передавать мяч друг другу над головой вперед-назад, с
поворотом в стороны (вправо-влево). Из исходного положения сидя:
поворачиваться положить предмет позади себя, повернуться и взять его),
наклониться, подтянуть ноги к себе, обхватив колени руками. Из исходного
положения лежа на спине: одновременно поднимать и опускать ноги, двигать
ногами, как при езде на велосипеде. Из исходного положения лежа на
животе: сгибать и разгибать ноги (поочередно и вместе), поворачиваться со
спины на живот и обратно; прогибаться, приподнимая плечи, разводя руки в
стороны.
Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и
ног. Подниматься на носки; поочередно ставить ногу на носок вперед, назад,
в сторону. Приседать, держась за опору и без нее; приседать, вынося руки
вперед;
приседать,
обхватывая
колени
руками
и
наклоняя
голову.
Поочередно поднимать и опускать ноги, согнутые в коленях. Сидя
захватывать пальцами ног мешочки с песком. Ходить по палке, валику
(диаметр 6-8 см) приставным шагом, опираясь на них серединой ступни.
Спортивные упражнения
Катание на санках. Катать на санках друг друга; кататься с невысокой
горки.
Скольжение.
Скользить
по
ледяным
дорожкам
с
поддержкой
взрослых.
Подвижные игры
С бегом. «Бегите ко мне!», «Птички и птенчики», «Мыши и кот»,
«Бегите к флажку!», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «Лохматый
пес», «Птички в гнездышках».
С
прыжками.
«По
ровненькой
дорожке»,
«Поймай
комара»,
«Воробышки и кот», «С кочки на кочку».
С подлезанием и лазаньем.
«Наседка и цыплята», «Мыши в
кладовой», «Кролики».
С бросанием и ловлей. «Кто бросит дальше мешочек», «Попади в
круг», «Сбей кеглю», «Береги предмет».
На ориентировку в пространстве. «Найди свое место», «Угадай, кто
и где кричит», «Найди, что спрятано».
19
4.2.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Развитие физических качеств, накопление и обогащение
двигательного опыта
Формировать правильную осанку.
Закреплять и развивать умение ходить и бегать, согласовывая
движения рук и ног. Развивать умение бегать легко, ритмично, энергично
отталкиваясь носком.
Приучать
к
выполнению
действий
по
сигналу.
Упражнять
в
построениях, соблюдении дистанции во время передвижения.
Закреплять умение ползать, пролезать, подлезать, перелезать через
предметы.
Развивать умение перелезать с одного пролета гимнастической стенки
на другой (вправо, влево).
Закреплять умение энергично отталкиваться и правильно приземляться
в
прыжках
на
двух
ногах
на
месте
и
с
продвижением
вперед,
ориентироваться в пространстве.
В прыжках в длину и высоту с места формировать умение сочетать
отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие.
Формировать умение прыгать через короткую скакалку.
Закреплять умение принимать правильное исходное положение при
метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его
кистями рук (не прижимая к груди).
Развивать
физические
качества:
гибкость,
ловкость,
быстроту,
выносливость и др.
Продолжать развивать активность детей в играх с мячами, скакалками,
обручами и т. д.
Закреплять умение кататься на трехколесном велосипеде по прямой, по
кругу
Совершенствовать умение ходить на лыжах скользящим шагом,
выполнять повороты, подниматься на гору
Формирование
потребности
в
двигательной
активности
и
физическом совершенствовании
Формировать умения и навыки правильного выполнения движений в
различных
формах
организации
двигательной
деятельности
детей.
Воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений.
Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей,
умение
творчески
использовать
их
в
самостоятельной
двигательной
деятельности.
Закреплять умение выполнять ведущую роль в подвижной игре,
осознанно относиться к выполнению правил игры.
Приучать детей к самостоятельному и творческому использованию
физкультурного инвентаря и атрибутов для подвижных игр на прогулках.
20
Продолжать развивать активность детей в играх с мячами, скакалками,
обручами и т. д.
Развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку.
Воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых
игр.
Приучать к выполнению действий по сигналу.
Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у
детей
организованность,
самостоятельность,
инициативность,
умение
поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Примерный перечень основных движений, спортивных игр и
упражнений
Основные движения
Ходьба. Ходьба обычная, на носках, на пятках, на наружных сторонах
стоп, ходьба с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом,
приставным шагом в сторону (направо и налево). Ходьба в колонне по
одному, по двое (парами). Ходьба по прямой, по кругу, вдоль границ зала,
змейкой (между предметами), врассыпную. Ходьба с выполнением заданий
(присесть, изменить положение рук); ходьба в чередовании с бегом,
прыжками, изменением направления, темпа, со сменой направляющего.
Ходьба между линиями (расстояние 10-15 см), по линии, по веревке (диаметр
1,5-3 см), по доске, гимнастической скамейке, бревну (с перешагиванием
через предметы, с поворотом, с мешочком на голове, ставя ногу с носка, руки
в стороны). Ходьба по ребристой доске, ходьба и бег по наклонной доске
вверх и вниз (ширина 15-20 см, высота 30-35 см). Перешагивание через рейки
лестницы, приподнятой на 20-25 см от пола, через набивной мяч (поочередно
через 5-6 мячей, положенных на расстоянии друг от друга), с разными
положениями рук. Кружение в обе стороны (руки на поясе).
Бег. Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колен, мелким и
широким шагом. Бег в колонне (по одному, по двое); бег в разных
направлениях: по кругу, змейкой (между предметами), врассыпную. Бег с
изменением темпа, со сменой ведущего. Непрерывный бег в медленном
темпе з течение 1-1,5 минуты. Бег
на расстояние 40-60 м со средней
скоростью; челночный бег 3 раза по 10 м; бег на 20 м (5,5-6 секунд; к концу
года).
Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние
10 м), между предметами, змейкой, по горизонтальной и наклонной доске,
скамейке, по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками.
Ползание на четвереньках, опираясь на стопы и ладони; подлезание под
веревку, дугу (высота 50 см) правым и левым боком вперед. Пролезание в
обруч, перелезание через бревно, гимнастическую скамейку. Лазанье по
гимнастической стенке (перелезание с одного пролета на другой вправо и
влево).
Прыжки. Прыжки на месте на двух ногах (20 прыжков 2-3 раза в
чередовании с ходьбой), продвигаясь вперед (расстояние 2-3 м), с поворотом
21
кругом. Прыжки: ноги вместе, ноги врозь, на одной ноге (на правой и левой
поочередно). Прыжки через линию, поочередно через 4-5 линий, расстояние
между которыми 40-50 см. Прыжки через 2-3 предмета (поочередно через
каждый) высотой 5-10 см. Прыжки с высоты 20-25 см, в длину с места (не
менее 70 см). Прыжки с короткой скакалкой.
Катание, бросание, ловля, метание. Прокатывание мячей, обручей
дpyr другу между предметами. Бросание мяча друг другу снизу, из-за головы
и ловля его (на расстоянии 1,5 м); перебрасывание мяча двумя руками : из-за
головы и одной рукой через препятствия (с расстояния 2 м). Бросание мяча
вверх, о землю и ловля его двумя руками (3-4 раза подряд), отбивание мяча о
землю правой и левой рукой (не менее 5 раз подряд). Метание предметов на
дальность (не менее 3,5-6,5 м), в горизонтальную цель (с расстояния 2-2,5 м)
правой и левой рукой, в вертикальную цель (высота центра мишени 1,5 м) с
расстояния 1,5-2 м.
Групповые упражнения с переходами.
Построение в колонну по
одному; в шеренгу, в круг; перестроение в колонну по два, по три; равнение
по ориентирам; повороты направо, налево, кругом; размыкание и смыкание.
Ритмическая гимнастика. Выполнение знакомых, разученных ранее
упражнений и цикличных движений под музыку.
Общеразвивающие упражнения
Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц
плечевого пояса. Поднимать руки вперед, в стороны, вверх (одновременно,
поочередно отводить руки за спину из положений: руки вниз, руки на поясе,
руки перед грудью; размахивать руками вперед-назад; выполнять круговые
движения руками, согнутыми в локтях. Закладывать руки за голову,
разводить в стороны и опускать. Поднимать руки через стороны вверх,
плотно прижимаясь спиной к спинке стула (к стенке); поднимать палку
(обруч) вверх, опускать за плечи; сжимать, разжимать кисти рук; вращать
кисти рук из исходного положения руки вперед, в стороны.
Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости
позвоночника. Поворачиваться в стороны, держа руки на поясе, разводя их в
стороны; наклоняться вперед, касаясь пальцами рук носков ног. Наклоняться,
выполняя задание: класть и брать предметы из разных исходных положений
(ноги вместе, ноги врозь). Наклоняться в стороны, держа руки на поясе.
Прокатывать мяч вокруг себя из исходного положения (сидя и стоя на
коленях); перекладывать предметы из одной руки в другую под приподнятой
ногой (правой и левой); сидя приподнимать обе ноги над полом; поднимать,
сгибать, выпрямлять и опускать ноги на пол из исходных положений лежа на
спине, сидя. Поворачиваться со спины на живот, держа в вытянутых руках
предмет. Приподнимать вытянутые вперед руки, плечи и голову, лежа на
животе.
Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и
ног. Подниматься на носки; поочередно выставлять ногу вперед на пятку, на
носок; выполнять притопы; полуприседания (4-5 раз подряд); приседания,
22
держа руки на поясе, вытянув руки вперед, в стороны. Поочередно
поднимать ноги, согнутые в коленях. Ходить по палке или по канату,
опираясь носками
о
пол,
пятками
о
палку
(канат).
Захватывать и
перекладывать предметы с места на место стопами ног.
Статические упражнения. Сохранение равновесия в разных позах:
стоя на носках, руки вверх; стоя на одной ноге, руки на поясе (5-7 секунд).
Спортивные упражнения
Катание на санках. Скатываться на санках с горки, тормозить при
спуске с нее, подниматься с санками на гору
Скольжение. Скользить самостоятельно по ледяным дорожкам.
Ходьба на лыжах. Передвигаться на лыжах по лыжне скользящим
шагом. Выполнять повороты на месте (направо и налево) переступанием.
Подниматься на склон прямо ступающим шагом, полуелочкой (прямо и
наискось). Проходить на лыжах до 500 м.
Подвижные игры
С бегом. «Самолеты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору»,
«Птичка
и
кошка»,
«Найди
себе
пару»,
«Лошадки»,
«Позвони
в
погремуш-«Бездомный заяц», «Ловишки».
С прыжками. «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый
умывается»
С ползанием и лазаньем. «Пастух и стадо», «Перелет птиц», «Котята
и щенята»
С бросанием и ловлей. «Подбрось - поймай», «Сбей булаву», «Мяч
через сетку».
На ориентировку в пространстве, на внимание.
«Найди, где
спрятано», «Найди и промолчи», «Кто ушел?», «Прятки».
Народные игры. «У медведя во бору» и др.
4.3.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Развитие
физических
качеств,
накопление
и
обогащение
двигательного опыта
Совершенствовать физические качества в разнообразных формах
двигательной деятельности.
Продолжать формировать правильную осанку, умение осознанно
выполнять движения.
Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость, ловкость.
Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от
опоры; бегать наперегонки, с преодолением препятствий.
Закреплять умение лазать по гимнастической стенке, меняя темп.
Совершенствовать умение прыгать в длину, в высоту с разбега,
правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида
прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять
равновесие при приземлении.
23
Закреплять
умение
сочетать
замах
с
броском
при
метании,
подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой
на месте и вести при ходьбе.
Закреплять умение ходить на лыжах скользящим шагом, подниматься
на склон, спускаться с горы; кататься на двухколесном велосипеде; кататься
на самокате, отталкиваясь одной ногой (правой и левой); ориентироваться в
пространстве.
Знакомить со спортивными играми и упражнениями, с играми с
элементами соревнования, играми-эстафетами.
Формирование
потребности
в
двигательной
активности
и
физическом совершенствовании
Развивать
самостоятельность,
творчество;
формировать
выразительность и грациозность движений.
Воспитывать
стремление
участвовать
в
играх
с
элементами
соревнования, играх-эстафетах.
Продолжать формировать умение самостоятельно организовывать
знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.
Приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь для
физических упражнений, убирать его на место.
Поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им
наиболее важные сведения о событиях спортивной жизни страны.
Во
время
физкультурных
досугов
и
праздников
привлекать
дошкольников к активному участию в коллективных играх, развлечениях,
соревнованиях.
Примерный
перечень
основных
движений,
подвижных
игр
и
упражнений
Основные движения
Ходьба. Ходьба обычная, на носках (руки за голову), на пятках, на
наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена (бедра), перекатом
с пятки на носок, приставным шагом вправо и влево. Ходьба в колонне по
одному, по двое, по трое, вдоль стен зала с поворотом, с выполнением
различных заданий воспитателя. Ходьба по узкой рейке гимнастической
скамейки, веревке (диаметр 1,5-3 см), по наклонной доске прямо и боком, на
носках. Ходьба по гимнастической скамейке, с перешагиванием через
набивные мячи,
приседанием на середине, раскладыванием и собиранием предметов,
прокатыванием перед собой мяча двумя руками, боком (приставным шагом)
с мешочком песка на голове. Ходьба по наклонной доске вверх и вниз на
носках, боком (приставным шагом). Кружение парами, держась за руки.
Бег. Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колена (бедра),
мелким и широким шагом, в колонне по одному, по двое; змейкой,
врассыпную, с препятствиями. Непрерывный бег в течение 1,5-2 минут в
медленном темпе, бег в среднем темпе на 80-120 м (2-3 раза) в чередовании с
24
ходьбой; челночный бег 3 раза по 10 м. Бег на скорость: 20 м примерно за 5-
5,5 секунды (к концу года —30 м за 7,5-8,5 секунды). Бег по наклонной доске
вверх и вниз на носках, боком приставным шагом. Кружение парами,
держась за руки.
Ползание и лазанье.
Ползание на четвереньках змейкой между
предметами
в
чередовании
с
ходьбой,
бегом,
переползанием
через
препятствия; ползание на четвереньках (расстояние 3-4 м), толкая головой
мяч; ползание по гимнастической скамейке, опираясь на предплечья и
колени, на животе, подтягиваясь руками. Перелезание через несколько
предметов подряд,
пролезание в обруч разными способами, лазанье по
гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа, перелезание с
одного пролета на другой, пролезание между рейками.
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте (по 30-40 прыжков 2-3 раза)
чередовании с ходьбой, разными способами (ноги скрестно, ноги врозь, одна
нога вперед — другая назад), продвигаясь вперед (на расстояние 4 м).
Прыжки на одной ноге (правой и левой) на месте и продвигаясь вперед, в
высоту с места прямо и боком через 5-6 предметов — поочередно через
каждый (высота 15-20 см). Прыжки на мягкое покрытие высотой - 20 см,
прыжки с высоты 30 см в обозначенное место, прыжки в длину с места (не
менее 80 см), в длину с разбега (примерно 100 см), в высоту с разбега (30-40
см). Прыжки через короткую скакалку, вращая ее вперед и назад, через
длинную скакалку (неподвижную и качающуюся).
Бросание, ловля, метание. Бросание мяча вверх, о землю и ловля его
двумя руками (не менее 10 раз подряд); одной рукой (правой, левой не менее
4-6 раз); бросание мяча вверх и ловля его с хлопками. Перебрасывание мяча
из одной руки в другую, друг другу из разных исходных положений и
построений, различными способами (снизу, из-за головы, от груди, с
отскоком от земли). Отбивание мяча о землю на месте с продвижением
шагом вперед (на расстояние 5-6 м), прокатывание набивных мячей (вес 1
кг). Метание предметов на дальность (не менее 5-9 м), в горизонтальную и
вертикальную цель (центр мишени на высоте 1 м) с расстояния 3-4 м.
Групповые упражнения с переходами.
Построение в колонну по
одному, в шеренгу, круг; перестроение в колонну по двое, по трое; равнение
в затылок, в-колонне, в шеренге. Размыкание в колонне — на вытянутые
руки вперед, в шеренге — на вытянутые руки в стороны. Повороты направо,
налево, кругом переступанием, прыжком.
Ритмическая
гимнастика.
Красивое,
грациозное
выполнение
знакомых
физических
упражнений
под
музыку.
Согласование
ритма
движений с музыкальным сопровождением,
Общеразвивающие упражнения
Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц
плечевого пояса.
Разводить руки в стороны из положения руки перед
грудью; поднимать руки вверх и разводить в стороны ладонями вверх из
положения руки за голову. Поднимать руки со сцепленными в замок
25
пальцами (кисти повернуты тыльной стороной внутрь) вперед-вверх;
поднимать руки вверх-назад попеременно, одновременно. Поднимать и
опускать кисти; сжимать и разжимать пальцы.
Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости
позвоночника. Поднимать руки вверх и опускать вниз, стоя у стены, касаясь
ее затылком, плечами, спиной, ягодицами и пятками. Поочередно поднимать
согнутые прямые ноги, прижавшись к гимнастической стенке и взявшись
руками за рейку на уровне пояса. Наклоняться вперед, стоя лицом к
гимнастической стенке и взявшись за рейку на уровне пояса; наклоняться
вперед, стараясь коснуться ладонями пола; наклоняться, поднимая за спиной
сцепленные руки. Поворачиваться, разводя руки в стороны, из положений
руки перед грудью, руки за голову. Поочередно отводить ноги в стороны из
упора, присев; двигать ногами, скрещивая их из исходного положения лежа
на спине. Подтягивать голову и ногу к груди (группироваться).
Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и
ног. Переступать на месте, не отрывая носки ног от пола. Приседать (с
каждым разом все ниже), поднимая руки вперед, вверх, отводя их за спину.
Поднимать прямые ноги вперед (махом); выполнять выпад вперед, в сторону
(держа руки на поясе, совершая руками движения вперед, в сторону, вверх).
Захватывать
предметы
пальцами
ног,
приподнимать
и
опускать
их;
перекладывать, передвигать их с места на место. Переступать приставным
шагом в сторону на пятках, опираясь носками ног о палку (канат).
Статические
упражнения.
Сохранять
равновесие,
стоя
на
гимнастической скамейке на носках, приседая на носках; сохранять
равновесие после бега и прыжков (приседая на носках, руки в стороны), стоя
на одной ноге, руки на поясе.
Спортивные упражнения
Катание на санках. Катать друг друга на санках, кататься с горки по
двое. Выполнять повороты при спуске.
Скольжение. Скользить по ледяным дорожкам с разбега, приседая и
вставая во время скольжения.
Ходьба на лыжах. Ходить на лыжах скользящим шагом. Выполнять
повороты на месте и в движении. Подниматься на горку лесенкой, спускаться
с нее в низкой стойке. Проходить на лыжах в медленном темпе дистанцию 1-
2 км.
Игры на лыжах. «Кто первый повернется?», «Слалом». «Подними»,
«Догонялки».
Катание
на
велосипеде
и
самокате.
Самостоятельно
кататься
на
двухколесном велосипеде по прямой, выполнять повороты налево и направо.
Кататься на самокате, отталкиваясь правой и левой ногой.
Спортивные игры
Городки.
Бросать
биты
сбоку,
занимая
правильное
исходное
положение. Знать 3-4 фигуры. Выбивать городки с полукона (2-3 м) и кона
(5-6 м).
26
Элементы баскетбола. Перебрасывать мяч друг другу двумя руками
от 7 уди, вести мяч правой, левой рукой. Бросать мяч в корзину двумя
руками от груди.
Бадминтон. Отбивать волан ракеткой, направляя его в определенную
сторону. Играть в паре с воспитателем.
Элементы футбола.
Прокатывать мяч правой и
левой ногой в
заданном направлении. Обводить мяч вокруг предметов; закатывать в лунки,
ворота; передавать ногой друг другу в парах, отбивать о стенку несколько раз
подряд.
Элементы
хоккея.
Прокатывать
шайбу
клюшкой
в
заданном
направлении. закатывать ее в ворота. Прокатывать шайбу друг другу в парах,
Подвижные игры
С бегом. «Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Мы
веселые ребята», «Гуси-лебеди», «Сделай фигуру», «Караси и шука»,
«Перебежки», «Хитрая лиса», «Встречные перебежки», «Пустое место»,
«Затейники», «Бездомный заяц».
С прыжками.
«Не оставайся на полу», «Кто лучше прыгнет?»,
«Удочка», «С кочки на кочку», «Кто сделает меньше прыжков?», «Классы».
С лазаньем и ползанием.
«Кто скорее доберется до флажка?»,
«Медведь и пчелы», «Пожарные на ученье».
С метанием.
«Охотники и зайцы», «Брось флажок?», «Попади в
обруч», «Сбей мяч», «Сбей кеглю», «Мяч водящему», «Школа мяча»,
«Серсо».
Эстафеты.
«Эстафета парами», «Пронеси мяч,
не задев кеглю»,
«Забрось мяч в кольцо», «Дорожка препятствий».
С элементами соревнования. «Кто скорее пролезет через обруч к
флажку?», «Кто быстрее?», «Кто выше?».
Народные игры. «Гори, гори ясно!» и др.
4.4.
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)
Развитие
физических
качеств,
накопление
и
обогащение
двигательного опыта
Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.
Формировать сохранять правильную осанку в различных видах
деятельности.
Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге.
Добиваться активного движения кисти руки при броске.
Закреплять умение быстро перестраиваться на месте и во время
движения, равняться в колонне, шеренге, круге; выполнять упражнения
ритмично, в указанном воспитателем темпе.
Развивать
физические
качества:
силу,
быстроту,
выносливость,
ловкость, гибкость.
27
Продолжать
упражнять
детей
в
статическом
и
динамическом
равновесии,
развивать
координацию
движений
и
ориентировку
в
пространстве.
Закреплять умение участвовать в разнообразных подвижных играх (в
том числе играх с элементами соревнования), способствующих развитию
психофизических
качеств
(ловкость,
сила,
быстрота,
выносливость,
гибкость), координации движений, умения ориентироваться в пространстве.
Совершенствовать
технику
основных
движений,
добиваясь
естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения.
Закреплять умение сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на
мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега.
Упражнять в перелезании с пролета на пролет гимнастической стенки
по диагонали.
Формирование
потребности
в
двигательной
активности
и
физическом совершенствовании
Закреплять
умение
придумывать
варианты
игр,
комбинировать
движения,
проявляя
творческие
способности.
Закреплять
умение
самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные
игры.
Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным
достижениям в области спорта.
Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки,
бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол).
Примерный
перечень
основных
движений,
подвижных
игр
и
упражнений
Основные движения
Ходьба. Ходьба обычная, на носках с разными положениями рук, на
пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена (бедра),
широким
и
мелким
шагом,
приставным
шагом
вперед
и
назад,
гимназическим шагом, перекатом с пятки на носок; ходьба в полуприседе.
Ходьба в колонне по одному, по двое, по трое, по четыре, в шеренге. Ходьба
в разных направлениях: по кругу, по прямой с поворотами, змейкой,
врассыпную. Ходьба в сочетании с другими видами движений. Ходьба по
гимнастической скамейке боком приставным шагом; с набивным мешочком
на спине; приседая на одной ноге и пронося другую махом вперед сбоку
скамейки; поднимая прямую ногу и делая под ней хлопок; с остановкой
посредине и перешагиванием (палки, веревки), с приседанием и поворотом
кругом, с перепрыгиванием через ленточку, Ходьба по узкой рейке
гимнастической скамейки, по веревке (диаметр 1,5-3 см) прямо и боком.
Кружение с закрытыми глазами (с остановкой и выполнением различных
фигур).
Бег. Бег обычный, на носках, высоко поднимая колено, сильно сгибая
28
ноги назад, выбрасывая прямые ноги вперед, мелким и широким шагом. Бег в
колонне по одному, по двое, из разных исходных положений, в разных
направлениях, с различными заданиями, с преодолением препятствий. Бег со
скакалкой, с мячом, по доске, бревну, в чередовании с ходьбой, прыжками, с
изменением темпа. Непрерывный бег в течение 2-3 минут. Бег со средней
скоростью на 80-120 м (2—4 раза) в чередовании с ходьбой; челночный бег 3
—5 раз по 10 м. Бег на скорость: 30 м примерно за 6,5-7,5 секунды к концу
года.
Ползание, лазанье.
Ползание на четвереньках по гимнастической
скамейке, бревну; ползание на животе и спине по гимнастической скамейке,
подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами. Пролезание в обруч разными
способами; подлезание под дугу, гимнастическую скамейку несколькими
способами подряд (высота 35-50 см). Лазанье по гимнастической стенке с
изменением темпа, сохранением координации движений, использованием
перекрестного и одноименного движения рук и ног, перелезанием с пролета
на пролет по диагонали.
Прыжки. Прыжки на двух ногах: на месте (разными способами) по 30
прыжков 3—4 раза в чередовании с ходьбой, с поворотом кругом,
продвигаясь вперед на 5-6 м, с зажатым между ног мешочком с песком.
Прыжки через 6—8 набивных мячей последовательно через каждый; на
одной ноге через линию, веревку вперед и назад, вправо и влево, на месте и с
продвижением. Прыжки вверх из глубокого приседа, на мягкое покрытие с
разбега (высота до 40 см). Прыжки с высоты 40 см, в длину с места (около
100 см), в длину с разбега (180-190 см), вверх с места, доставая предмет,
подвешенный на 25-30 см выше поднятой руки ребенка, с разбега (не менее
50 см). Прыжки через короткую скакалку разными способами (на двух ногах,
с ноги на ногу), прыжки через длинную скакалку по одному, парами, прыжки
через большой обруч (как через скакалку). Подпрыгивание на двух ногах,
стоя
на
скамейке,
продвигаясь
вперед;
прыжки
на
двух
ногах
с
продвижением вперед по наклонной поверхности.
Бросание, ловля, метание. Перебрасывание мяча друг другу снизу, из-
за головы (расстояние 3-4 м), из положения сидя ноги скрестно; через сетку.
Бросание мяча вверх, о землю, ловля его двумя руками (не менее 20 раз),
одной рукой (не менее 10 раз), с хлопками, поворотами. Отбивание мяча
правой и левой рукой поочередно на месте и в движении. Ведение мяча в
разных направлениях.
Перебрасывание набивных мячей.
Метание на
дальность (6-12 м) левой и правой рукой. Метание в цель из разных
положений (стоя, стоя на коленях, сидя), метание в горизонтальную и
вертикальную цель (с расстояния 4-5 м), метание в движущуюся цель.
Групповые упражнения с переходами. Построение (самостоятельно в
колонну по одному, в круг, шеренгу. Перестроение в колонну по двое, по
трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько (2—3). Расчет на
«первый - второй» и перестроение из одной шеренги в две; равнение в
колонне, круге; размыкание и смыкание приставным шагом;
повороты
29
направо, налево, кругом.
Ритмическая
гимнастика.
Красивое,
грациозное
выполнение
физических упражнений под музыку. Согласование ритма движений с
музыкальным сопровождением.
Общеразвивающие упражнения
Упражнения для кистей рук, развития на укрепления мышц
плечевого пояса. Поднимать руки вверх, вперед, в стороны, вставая на носки
(из положения стоя, пятки вместе, носки врозь), отставляя ногу назад на
носок, прижимаясь к стенке; поднимать руки вверх из положения руки к
плечам.
Поднимать и опускать плечи; энергично разгибать согнутые в локтях
руки сжаты в кулаки), вперед и в стороны; отводить локти назад (рывки 2-3
раза)
и выпрямлять руки в стороны из положения руки перед грудью;
выполнять круговые движения согнутыми в локтях руками (кисти у плеч).
Вращать обруч одной рукой вокруг вертикальной оси, на предплечье и
кисти руки перед собой и сбоку; вращать кистями рук. Разводить и сводить
пальцы; поочередно соединять все пальцы с большим.
Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости
позвоночника. Опускать и поворачивать голову в стороны. Поворачивать
туловище в стороны, поднимая руки вверх — в стороны из положения руки к
плечам (руки из-за головы): наклоняться вперед, подняв руки вверх, держа
руки в
стороны. В упоре сидя поднимать обе ноги (оттянув носки),
удерживаясь в этом положении; переносить прямые ноги через скамейку,
сидя на ней упоре сзади. Садиться из положения лежа на спине (закрепив
ноги) и снова ложиться. Прогибаться, лежа на животе. Из положения лежа на
спине поднимать обе ноги одновременно, стараясь коснуться лежащего за
головой предмета. Из упора присев переходить в упор на одной ноге, отводя
другую ногу назад (носок опирается о пол). Поочередно поднимать ногу,
согнутую в колене; стоя, держась за опору, поочередно поднимать прямую
ногу.
Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и
ног. Выставлять ногу вперед на носок: приседать, держа руки за головой;
поочередно пружинисто сгибать ноги (стоя, ноги врозь); приседать из
положения ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую, не
поднимаясь.
Выполнять
выпад
вперед,
в
сторону;
касаться
носком
выпрямленной
ноги
(мах
вперед)
ладони
вытянутой
вперед
руки
(одноименной и разноименной); свободно размахивать ногой вперед-назад,
держась
за
опору.
Захватывать
ступнями
ног
палку
посередине
и
поворачивать ее на полу.
Статические упражнения. Сохранять равновесие, стоя на скамейке,
кубе на носках, на одной ноге, закрыв глаза, балансируя на большом
набивном мяче (вес 3 кг). Общеразвивающие упражнения, стоя на левой или
правой ноге и т.п.
Спортивные упражнения
30
Катание на санках. Поднимать во время спуска заранее положенный
предмет (кегля, флажок, снежок и др.). Выполнять разнообразные игровые
задания: проехать в воротца, попасть снежком в цель, сделать поворот.
Участвовать в играх — эстафетах с санками.
Скольжение.
Скользить с разбега по ледяным дорожкам, стоя и
присев, на одной ноге, с поворотом. Скользить с невысокой горки.
Ходьба на лыжах. Идти скользящим шагом по лыжне, заложив руки за
спину. Ходить попеременным двухшажным ходом (с палками). Проходить на
лыжах 600 м в среднем темпе, 2-3 км в медленном темпе. Выполнять
повороты переступанием в движении. Подниматься на горку лесенкой,
елочкой. Спускаться с горки в низкой и высокой стойке, тормозить.
Игры на лыжах. «Шире шаг», «Кто самый быстрый?», «Встречная
эстафета», «Не задень» и др.
Катание на велосипеде и самокате.
Ездить на двухколесном
велосипеде по прямой, по кругу, змейкой; тормозить. Свободно кататься на
самокате.
Игры на велосипеде.
«Достань предмет», «Правила дорожного
движения» и др.
Спортивные игры
Городки. Бросать биты сбоку, от плеча, занимая правильное исходное
положение. Знать 4—5 фигур. Выбивать городки с полукона и кона при
наименьшем количестве бросков бит.
Элементы баскетбола. Передавать мяч друг другу (двумя руками от
груди, одной рукой от плеча). Перебрасывать мячи друг другу двумя руками
от груди в движении. Ловить летящий мяч на разной высоте (на уровне
груди, над головой, сбоку, снизу, у пола и т.п.) и с разных сторон. Бросать
мяч в корзину двумя руками из-за головы, от плеча. Вести мяч одной рукой,
передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях,
останавливаясь и снова
передвигаясь по сигналу.
Элементы футбола. Передавать мяч друг другу, отбивая его правой и
левой ногой, стоя на месте. Вести мяч змейкой между расставленными
предметами, попадать в предметы, забивать мяч в ворота.
Элементы хоккея (без коньков — на снегу, на траве). Вести шайбу
клюшкой, не отрывая ее от шайбы. Прокатывать шайбу клюшкой друг другу,
задерживать шайбу клюшкой. Вести шайбу клюшкой вокруг предметов и
между ними. Забивать шайбу в ворота, держа клюшку двумя руками (справа
и слева). Попадать шайбой в ворота, ударять по ней с места и после ведения.
Бадминтон.
Правильно
держать
ракетку.
Перебрасывать
волан
ракеткой на сторону партнера без сетки, через сетку. Свободно передвигаться
по площадке во время игры.
Элементы
настольного
тенниса.
Правильно
держать
ракетку.
Выполнять подготовительные упражнения с ракеткой и мячом: подбрасывать
и ловить мяч одной рукой, ракеткой с ударом о пол, о стену. Подавать мяч
31
через сетку после его отскока от стола.
Подвижные игры
С бегом.
«Быстро возьми, быстро положи», «Перемени предмет»,
«Ловишка, бери ленту», «Совушка», «Чье звено скорее соберется?», «Кто
скорее докатит обруч до флажка?», «Жмурки», «Два Мороза», «Догони свою
пару», «Краски», «Горелки», «Коршун и наседка».
С прыжками. «Лягушки и цапля», «Не попадись», «Волк во рву».
С метанием и ловлей. «Кого назвали, тот ловит мяч», «Стоп», «Кто
самый меткий?», «Охотники и звери», «Ловишки с мячом».
С ползанием и лазаньем. «Перелет птиц», «Ловля обезьян».
Эстафеты. «Веселые соревнования», «Дорожка препятствий».
С элементами соревнования. «Кто скорее добежит через препятствия
к флажку?», «Чья команда забросит в корзину больше мячей?» .
Народные игры. «Гори, гори ясно», лапта.
32
5. Материально-техническое обеспечение
воспитательно-образовательного процесса
В
детском
саду
оборудован
спортивный
зал
для
занятий
с
разнообразным оборудованием. Спортивная площадка, в зимний период
прокладывается лыжня. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре,
увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех
видах основных движений, не только в помещении, но и на воздухе.
Перечень оборудования спортивного зала
Стандартное оборудование
№п/п
Наименование оборудование
Кол-во шт.
1.
Набор мягких модулей
1
2.
Сухой бассейн
1
3.
Гусеница для подлезания
2
4.
Тренажеры велосипед
2
5.
Тренажеры беговая дорожка
2
6.
Самокаты
2
7.
Скамейки гимнастические
8
8.
Шведская стенка
6
9.
Мат гимнастический
2
10.
Пирамидки высокие (1метр)
2
11.
Пирамидки средние
6
12.
Кольцеброс
4
13.
Палки гимнастические (110)
1
14.
Палки гимнастические (100)
3
15.
Палки гимнастические (75)
2
16.
Кегли большие
8
17.
Набор цв.кубиков
20
18.
Набор кубиков мелких
15
19.
Набор «Кузнечик» (4 стойки,6 кирпичиков,
палки 10 разной длины)
1
20.
Мячи резиновые диаметр 20
25
21.
Мячи резиновые диаметр 13
1
22.
Мячи резиновые диаметр 10
1
23.
Мячи надувные 20
1
24.
Мячи мякиш
16
25.
Мячик резиновый диаметр 9
12
26.
Мячик резиновый диаметр 7
12
27.
Мяч футбольный
13
28.
Мяч баскетбольный
30
29.
Мяч волейбольный
25
33
Стандартное оборудование
№п/п
Наименование оборудование
Кол-во шт.
30.
Мяч массажный большой
25
31.
Мяч прыгун большой
2
32.
Клюшка флорбол
3
33.
Шлем вратаря
1
34.
Мяч флорбольный
1
35.
Ракетка для бадминтон
1
36.
Ракетка для большого тенниса пластмасса
18
37.
Набор кегли звери
1
38.
Коврик детский цифры (фрукты )
1
39.
Лошадки с палками
2
40.
Мяч для лечебной гим. (набивной 2 кг.)
1
41.
Мячи пляжные надувные
12
42.
Змейки мягкие
2
43.
Набор овощи и фрукты
2
44.
Скакалки
10
45.
Клюшка хоккейная
25
46.
Лыжи пластик белые, голубые
2
47.
Лыжи для старших группы
30
48.
Лыжи 1 метр
3
49.
Обручи большие
10
50.
Обручи диаметр 70
10
51.
Обручи диаметр 60
10
52.
Обруч конструктор
7
53.
Кольца плоские цв.
20
54.
Набор цв.шариков мягкие
6
55.
Гантели пластмассовые
26
56.
Дорожка ребристая
4
57.
Ракетка для настольного
8
58.
Ведерки дет.
2
59.
Набор рыбалка
2
60.
Куклы
1
61.
Сетка волейбольная белая, коричневая
2
62.
Бубен
2
63.
Секундомер
1
64.
Кольца баскетбольные
1
34
Перечень оборудования спортивной площадки
Стандартное оборудование
№п/п
Наименование оборудование
Кол-во шт.
1.
Спортивный комплекс
1
2.
Гимнастические бревна
2
3.
Цели для метания
2
4.
Баскетбольные щиты
2
5.
Яма для прыжков
1
6.
Лесенка-радуга
1
35
6. Методическое обеспечение
1.
Л.И. Пензулаева. «Физическая культура в детском саду 3-4 лет» М.
«Мозаика» 2016 г.
2.
Л.И. Пензулаева. «Физическая культура в детском саду 4-5 лет» М.
«Мозаика» 2016 г.
3.
Л.И. Пензулаева. «Физическая культура в детском саду 5-6 лет» М.
«Мозаика» 2016 г.
4.
Л.И. Пензулаева. «Физическая культура в детском саду 6-7 лет» М.
«Мозаика» 2016 г.