Автор: Сазанова Анна Владиславовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Мы - нижегородцы"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Мы нижегородцы»
«Маленькая Родина всё
равно большая,
она единственная» - Жюль Ренар.
Вид проекта: информационно-творческий.
Срок реализации:
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители.
Задачи проекта:
Знакомство детей с прошлым и настоящим родного города, с основными
достопримечательностями, названиями улиц, с районом, в котором живем.
Формировать умение передавать свои впечатления о родном городе.
Побудить в детях чувство любви к своему городу.
Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям,
природе;
Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно
мыслить, фантазировать;
Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю;
Заинтересовать родителей и привлечь их к реализации проекта.
Актуальность темы проекта:
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна. Принята
государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»,
направленная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. Родители смещают
акценты в сторону интеллектуализации, когда природные закономерности свидетельствуют о том,
что дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования сенсорной, социальной и
нравственной сфер. Большое значение для познавательного, социально-личностного и
нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его
достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с людьми, которые
прославили наш город.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – к месту, где родился человек.
Заложить любовь к Родине, к родному городу, к родной природе, можно только в младшем
возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на
окружающее необычайно сложно.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный
Анкетирование родителей о наличии знаний и представлений о родном городе, его истории,
достопримечательностях;
Включение в содержание перспективного планирования мероприятий по ознакомлению с
родным городом.
Подбор иллюстративного материала по теме.
Осуществить подбор сюжетных картин и подбор литературы по теме
Проектирование развивающей среды группы
2 этап –основной (практический)
1.Дети собирают информацию с помощью родителей и воспитателей. 2.Занятия с
детьми в соответствии с перспективным планом.
3.Совместные мероприятия с семьями воспитанников.
4.Пополнение развивающей среды.
5.Выставки детских работ.
Тематический план
1. История возникновения нижнего Новгорода. Особенности расположения города (на слиянии
двух рек)
Цель: Познакомить с историей возникновения Нижнего Новгорода.
Воспитывать интерес к истории родного города.
Пробудить интерес к историческому прошлому Нижнего Новгорода.
Воспитывать любовь к родному городу, к своей Малой родине.
Знакомить детей с воинскими подвигами нижегородцев.
Формы работы:
Беседа: «История возникновения Нижнего Новгорода»,
Цель: познакомить детей с историей возникновения Нижнего Новгорода.
«Козьма Минин и Дмитрий Пожарский – защитники Отечества».
Цель:продолжать знакомить детей с историей нашей Родины; с государственным праздником
«День народного Единства»; пробуждать интерес и уважение к жизни предков.
Беседа «Герб и флаг Нижнего Новгорода»
Цель: Формировать представления о символике Нижнего Новгорода.
Высказывать предположения о символах герба, что они обозначают.
Находить общие и отличительные признаки герба и флага города.
Рисование с родителями «Герб семьи»
Беседы: «Город находится на слиянии Оки и Волги Почему на этом месте построили город?
Чтение художественной литературы о родном городе; разучивание стихотворений о родном
городе, пословиц и поговорок о Родине;
Слушание песни о Нижнем Новгороде.
Рассматривание иллюстраций, альбомов о родном городе.
Конструирование: кремль
Компьютерная презентация «Знакомство с родным городом»«Нижний Новгород»
Цель: знакомить детей с достопримечательностями родного города и людьми, жившими
на Нижегородской земле. Приобщать детей к истории родного края. Развивать интерес и любовь
к малой родине.
2. Нижегородский Кремль – главный памятник архитектуры Нижнего Новгорода.
Цель: Продолжить знакомство с достопримечательностями родного города.
Углубить и закрепить знания о Нижегородском Кремле, о его башнях.
Воспитывать любовь к своему городу, вызывать желание узнавать новое о нем.
Формы работы:
Рассказы о достопримечательностях
Цель: Прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению
чувства гордости за архитектурный памятник города
Просмотр презентации «Нижегородский кремль».
Рассказы воспитателя: «О чем рассказывают башни Кремля».
Конструирование «Кремль»
3. Знакомство детей с достопримечательностями, связанными с именами людей,
прославившими наш нижегородский край (А.М. Горький, В.П. Чкалов, И.П. Кулибин)
Цель:содействовать формированию представлений детей о том, как люди чтят память о
знаменитых людях земляках, прославивших наш город.
Воспитывать чувство гордости желание быть похожими на этих людей.
Познакомить детей с памятником В.П. Чкалову и Чкаловской лестницей, с памятником,
площадью, улицей Горького, с названием города в прошлом; с И.П. Кулибиным и парком,
носящим его имя.
Формы работы:
Чтение о городе, о знаменитых нижегородцах.
Рассказы воспитателя: «Знаменитые люди» - великий русский писатель А.М. Горький;
«Знаменитые нижегородцы, В.П. Чкалов».
Цель: Формировать элементарные представления детей о людях, прославивших свой край в
истории Российского государства.
Воспитывать чувство признательности, благодарности, уважения к знаменитым людям своего
города.
ЧХЛ : «Знакомство с произведениями М. Горького» (Чтение сказки «Воробьишко»)
Цель: Знакомить детей с Нижегородцами, прославившими наш город. Познакомить детей с
произведениями М. Горького. Продолжать учить внимательно слушать произведение, отвечать на
вопросы по содержанию, понимать его смысл. Обогащать словарный запас детей. Закреплять
умение различать жанры произведений .
4. Улицы города.
Цель: Дать знания о районах города.
Расширить знания о микрорайоне в котором находится наш детский сад.
Воспитывать чувство привязанности к месту в котором ты живешь
Формы работы:
Беседы: «Чем помочь родному городу?»
Цель: Вызвать у детей желание поддерживать чистоту и порядок во дворах, чтобы они были
чистыми и красивыми.
Просмотр презентации «Большая Покровская улица- самая главная в городе Какие интересные
места есть на этой улице?»
Рассмотрение иллюстраций, открыток с изображениями районов города.
Составление детьми рассказов: «Дом, в котором я живу»
Цель: Закрепить с детьми знание своих домашних адресов
Сюжетно-ролевая игра «Мы путешествуем на автобусе по районам города».
Рисование «Вот эта улица, вот этот дом…
Цель: учить передавать в рисунке впечатления об окружающем мире; закрепить знания об
основных частях здания; учить создавать несложную композицию городской улицы; закреплять
приёмы рисования краской.
5. Народные промыслы Нижегородского края
Цель: Прививать интерес к промыслам нижегородского края
Формы работы:
Чтение о городецкой и хохломской росписи, семёновской матрёшки.
ДИ: «Веселые круги»
Рисование: «Городецкая роспись»
Просмотр презентации: «Мастера земли Нижегородской»
Цель: Сообщить детям сведения и познакомить с виды народного искусства, декоративно-
прикладного искусства Нижегородского края. Воспитывать в детях интерес к народно-
прикладному искусству.
Дидактические игры: «Собери картинку», «Скажи ласково», «Какой дом»,
Цель: Закрепление знаний о городе на основе которых дети смогут развивать сюжетную,
творческую игру.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Анкетирование родителей.
Составление детьми совместно с родителями мини рассказов и оформление альбомов («Герб
моей семьи», «Моё путешествие по городу»);
Консультация: «Нижегородский Кремль». «Нижний Новгород – моя малая Родина»;
3 этап – заключительный
Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами.
Изготовление:лепбука, макет города.
Оформить папку со стихами о Нижнем Новгороде