Напоминание

"Эти удивительные камни"


Автор: Перевышина Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 25
Населённый пункт: город Миасс, Челябинской области
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Эти удивительные камни"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 25»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе

познавательное развитие

«Эти удивительные камни»

Воспитатель: Перевышина И.Н.

г. Миасс Челябинской области

2021г.

1

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, игра,

здоровье.

Цель: Развивать исследовательские навыки, совершенствовать умение наблюдать,

выделять сходство и различия предметов.

Образовательная область: познавательная.

Тип: нетрадиционная.

Вид: эксперимент.

Задачи:

Познакомить детей со свойствами камней.

Содействовать формированию интереса к неживой природе (камням);

Формировать умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств,

назвать их свойства и особенности.

Развивать их сенсорные ощущения, умения пользоваться приборами при проведении

опытов и экспериментов, умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом

экспериментирования и сравнивать её с результатом;

Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.

Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы;

Наглядные: иллюстрации, план схема, волшебный мешочек с камнями;

Практические: физминутка, исследования предметов.

Словарная работа: обогащать словарь новыми словами: ученый, лаборатория, известняк.

Индивидуальная работа: Вызвать желание у Димы и Эмиля отвечать на вопросы,

принимать участие в исследовательской деятельности.

Предварительная работа: Создания в группе мини музея камней. Чтение художественной

и научной литературы П. Бажов «Хозяйка медной горы», Р.Дышаленкова «Я живу на

Урале», «Удивительные минералы». Поделка из камней, принесенных детьми после

летнего отпуска «Гора дружбы».

Оборудование:

Карта-схема, волшебный мешочек с камнями, конверт с портретом Хозяйки медной

горы; оборудование для проведения исследовательской деятельности (лупа, стакан с

водой, палочки, мел, камни);

канат, кукла Хозяйка медной горы;

иллюстрации камней;

Конфеты “Морские камушки”.

Ход занятия

Вводная часть:

Дети с воспитателем заходят в группу, обращает внимание на гостей, дети приветствуют

их.

– Посмотрите, что это лежит на полу? (ребенок поднимает свиток и отдает

воспитателю).

– Давайте посмотрим, что это. (Это карта).

2

(На карте под цифрой 1 нарисована шкатулка, под цифрой 2 изображение лупы,

пробирки, микроскопа, под цифрой 3 квадрат).

– Может, её кто-то потерял? (оглядывается).

– Как можно найти хозяина этой карты? (Пройти по маршруту).

(Воспитатель помещает карту на мольберт)

– Рассмотрите внимательно карту, с чего начнем путь? Почему вы так думаете? (внизу

карты изображен мешочек под номером 1).

– Посмотрите, где находится мешочек? Принеси (имя ребенка) мне ее (ребенок приносит

шкатулку и отдает воспитателю).

– Что ты можешь сказать, какой мешочек по весу? (тяжелый)

– Как вы думаете, что может в ней находиться? (ответы детей)

– Посмотрим? (Воспитатель предлагает детям на ощупь взять камешек из мешочка).

– Что это? (камни)

– Для чего нужны камни? (ответы детей)

– Где можно обнаружить камни? ( на улице, в горах, в море, на даче…).

– Ваши камни это объекты природы или нет? Почему вы так считаете?

– Камни это живая или неживая природа?

– Сегодня мы с вами не только поищем хозяина карты, но и поговорим о камнях и узнаем

их свойства.

Основная часть.

– Итак, содержимое мешочка мы узнали, посмотрим, что же изображено на карте под

цифрой 2?

– Назовите эти предметы (микроскоп, пробирки, лупа).

– Как называется место, где их можно увидеть это оборудование? (лаборатория).

– Для чего нужна лаборатория? (чтобы проводить опыты)

– Кто проводит опыты в лаборатории? (ученые)

– Я приглашаю вас в лабораторию. Путь в лабораторию лежит по этой узкой дороге.

Пройдите так, чтобы не уронить камни они нам еще пригодятся.

(Дети идут по канату на полу).

– Мы с вами в лаборатории. Займите места за столами. Я предлагаю вам стать учеными.

Положите камень на разнос.

– На одной ножке повернись и в ученых превратись.

– Сегодня мы исследуем свойства камней.

Воспитатель направляет исследовательскую деятельность детей.

Опыт 1.

Форма, цвет, размер.

– У вас на столах лежат камешки. Рассмотрите их внимательно,

можно взять в руки, потрогать.

– Как вы считаете, они одинаковые или разные? (Разные).

– Чем же они отличаются? (Размером, формой, цветом).

Я приготовила для вас специальные картинки, которые помогут запомнить вам свойства

камней. На доску вывешивается рисунок. Давайте, еще раз вспомним, чем отличаются

камни, почему они разные, а поможет нам картинка. Камни разные потому, что у них

разные цвет, форма, размер.

Опыт 2.

Твердость.

– Теперь сравним камень и пластилин. Как вы думаете, если мы сожмем в одной руке

пластилин, а в другой камень, что произойдет? (ответы детей). – Я предлагаю проверить

ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую любой

камешек. Сожмите обе руки сильно-сильно. Откройте ладони, посмотрите, что

произошло? (Пластилин изменил форму, потому, что он мягкий, а камень нет, потому,

3

что он твердый). Ребята, вы определили еще одно свойство своих камней. И эта картинка

обозначает, что камни твердые.

На доску вывешивается рисунок.

Опыт 3.

Уникальность

–Возьмите в руки лупы и рассмотрите внимательно ваши камни. Что еще можно

обнаружить на вашем камешке? (Сколы, трещинки, узоры, следы древних животных или

растений и т. п.)

– Уважаемые, ученные, приглашаю вас подойти ко мне. Что вы знаете о камнях, как они

появляются?

– Давайте построим гору. (Проводится физкультминутка “Гора”)

Физкультминутка:

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают

головой)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые

должны изобразить камешки).

Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)

(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны.

“Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с

остальными, оставаясь на своём месте).

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).

– Пройдите за рабочие места, продолжим работу.

Опыт 4.

Тяжесть.

- Опустите камень в воду. Что происходит? Он тонет или плавает. Помешайте

палочкой воду. Растворяется камень или нет?

- Проверьте, изменили ли камни цвет после того, как вы опустили его в воду?

Опыт 5

Температура

Возьмите маленький камешек, прислоните его к щеке. Он теплый или холодный?

Подержите его в кулачке, а затем снова прислоните к щеке. Изменились ли ваши

ощущения? Стал ли камень теплее?

Опыт 6

Запах

Понюхайте камни. Есть у них запах или нет? Возьмите два камня и чиркните друг о

друга. Теперь еще раз понюхайте. Появился запах?

Опыт 7

Применение камней в жизни людей.

Ребята, а вы знаете где человек использует камни ? (В строительстве дорог,

украшения, лечение).

4

Правильно, ребята! Давным-давно люди заметили, что некоторые камни очень красивые,

прочные и строили из них замки, крепости, церкви. В современном мире камень

больше используется для отделки: метрополитенов, мостов, фонтанов, балконов,

лестниц, каминов. Дошкольники самостоятельно рассматривают иллюстрации, где

применяется камень.

Заключение.

– Подойдите к карте. Какое следующее задание?

(На карте нарисован конверт)

– Найдите, где может лежать конверт? (конверт на круглом столе, в конверте картинка)

– Что здесь лежит? (воспитатель открывает конверт, достает картинку) Вы узнали

кто это? Что вы о ней знаете?

Появляется Хозяйка Медной горы. (Кукла).

– Давайте расскажем Хозяйке Медной горы, что мы сегодня делали (Ответы детей).

— Вы смогли выполнить задания?

— Так для чего людям нужен людям камень?

Хозяйка Медной горы:

– Я приготовила вам сегодня подарок съедобные разноцветные камешки. (вручает детям

конфеты «Морские камешки»).

5



В раздел образования