Автор: Перевышина Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 25
Населённый пункт: город Миасс, Челябинской области
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Эти удивительные камни"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 25»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе
познавательное развитие
«Эти удивительные камни»
Воспитатель: Перевышина И.Н.
г. Миасс Челябинской области
2021г.
1
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, игра,
здоровье.
Цель: Развивать исследовательские навыки, совершенствовать умение наблюдать,
выделять сходство и различия предметов.
Образовательная область: познавательная.
Тип: нетрадиционная.
Вид: эксперимент.
Задачи:
Познакомить детей со свойствами камней.
Содействовать формированию интереса к неживой природе (камням);
Формировать умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств,
назвать их свойства и особенности.
Развивать их сенсорные ощущения, умения пользоваться приборами при проведении
опытов и экспериментов, умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом
экспериментирования и сравнивать её с результатом;
Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.
Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
Методы и приемы:
Словесные: вопросы;
Наглядные: иллюстрации, план схема, волшебный мешочек с камнями;
Практические: физминутка, исследования предметов.
Словарная работа: обогащать словарь новыми словами: ученый, лаборатория, известняк.
Индивидуальная работа: Вызвать желание у Димы и Эмиля отвечать на вопросы,
принимать участие в исследовательской деятельности.
Предварительная работа: Создания в группе мини музея камней. Чтение художественной
и научной литературы П. Бажов «Хозяйка медной горы», Р.Дышаленкова «Я живу на
Урале», «Удивительные минералы». Поделка из камней, принесенных детьми после
летнего отпуска «Гора дружбы».
Оборудование:
Карта-схема, волшебный мешочек с камнями, конверт с портретом Хозяйки медной
горы; оборудование для проведения исследовательской деятельности (лупа, стакан с
водой, палочки, мел, камни);
канат, кукла Хозяйка медной горы;
иллюстрации камней;
Конфеты “Морские камушки”.
Ход занятия
Вводная часть:
Дети с воспитателем заходят в группу, обращает внимание на гостей, дети приветствуют
их.
– Посмотрите, что это лежит на полу? (ребенок поднимает свиток и отдает
воспитателю).
– Давайте посмотрим, что это. (Это карта).
2
(На карте под цифрой 1 нарисована шкатулка, под цифрой 2 изображение лупы,
пробирки, микроскопа, под цифрой 3 квадрат).
– Может, её кто-то потерял? (оглядывается).
– Как можно найти хозяина этой карты? (Пройти по маршруту).
(Воспитатель помещает карту на мольберт)
– Рассмотрите внимательно карту, с чего начнем путь? Почему вы так думаете? (внизу
карты изображен мешочек под номером 1).
– Посмотрите, где находится мешочек? Принеси (имя ребенка) мне ее (ребенок приносит
шкатулку и отдает воспитателю).
– Что ты можешь сказать, какой мешочек по весу? (тяжелый)
– Как вы думаете, что может в ней находиться? (ответы детей)
– Посмотрим? (Воспитатель предлагает детям на ощупь взять камешек из мешочка).
– Что это? (камни)
– Для чего нужны камни? (ответы детей)
– Где можно обнаружить камни? ( на улице, в горах, в море, на даче…).
– Ваши камни это объекты природы или нет? Почему вы так считаете?
– Камни это живая или неживая природа?
– Сегодня мы с вами не только поищем хозяина карты, но и поговорим о камнях и узнаем
их свойства.
Основная часть.
– Итак, содержимое мешочка мы узнали, посмотрим, что же изображено на карте под
цифрой 2?
– Назовите эти предметы (микроскоп, пробирки, лупа).
– Как называется место, где их можно увидеть это оборудование? (лаборатория).
– Для чего нужна лаборатория? (чтобы проводить опыты)
– Кто проводит опыты в лаборатории? (ученые)
– Я приглашаю вас в лабораторию. Путь в лабораторию лежит по этой узкой дороге.
Пройдите так, чтобы не уронить камни они нам еще пригодятся.
(Дети идут по канату на полу).
– Мы с вами в лаборатории. Займите места за столами. Я предлагаю вам стать учеными.
Положите камень на разнос.
– На одной ножке повернись и в ученых превратись.
– Сегодня мы исследуем свойства камней.
Воспитатель направляет исследовательскую деятельность детей.
Опыт 1.
Форма, цвет, размер.
– У вас на столах лежат камешки. Рассмотрите их внимательно,
можно взять в руки, потрогать.
– Как вы считаете, они одинаковые или разные? (Разные).
– Чем же они отличаются? (Размером, формой, цветом).
Я приготовила для вас специальные картинки, которые помогут запомнить вам свойства
камней. На доску вывешивается рисунок. Давайте, еще раз вспомним, чем отличаются
камни, почему они разные, а поможет нам картинка. Камни разные потому, что у них
разные цвет, форма, размер.
Опыт 2.
Твердость.
– Теперь сравним камень и пластилин. Как вы думаете, если мы сожмем в одной руке
пластилин, а в другой камень, что произойдет? (ответы детей). – Я предлагаю проверить
ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую любой
камешек. Сожмите обе руки сильно-сильно. Откройте ладони, посмотрите, что
произошло? (Пластилин изменил форму, потому, что он мягкий, а камень нет, потому,
3
что он твердый). Ребята, вы определили еще одно свойство своих камней. И эта картинка
обозначает, что камни твердые.
На доску вывешивается рисунок.
Опыт 3.
Уникальность
–Возьмите в руки лупы и рассмотрите внимательно ваши камни. Что еще можно
обнаружить на вашем камешке? (Сколы, трещинки, узоры, следы древних животных или
растений и т. п.)
– Уважаемые, ученные, приглашаю вас подойти ко мне. Что вы знаете о камнях, как они
появляются?
– Давайте построим гору. (Проводится физкультминутка “Гора”)
Физкультминутка:
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают
головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые
должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)
(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны.
“Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с
остальными, оставаясь на своём месте).
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).
– Пройдите за рабочие места, продолжим работу.
Опыт 4.
Тяжесть.
- Опустите камень в воду. Что происходит? Он тонет или плавает. Помешайте
палочкой воду. Растворяется камень или нет?
- Проверьте, изменили ли камни цвет после того, как вы опустили его в воду?
Опыт 5
Температура
Возьмите маленький камешек, прислоните его к щеке. Он теплый или холодный?
Подержите его в кулачке, а затем снова прислоните к щеке. Изменились ли ваши
ощущения? Стал ли камень теплее?
Опыт 6
Запах
Понюхайте камни. Есть у них запах или нет? Возьмите два камня и чиркните друг о
друга. Теперь еще раз понюхайте. Появился запах?
Опыт 7
Применение камней в жизни людей.
Ребята, а вы знаете где человек использует камни ? (В строительстве дорог,
украшения, лечение).
4
Правильно, ребята! Давным-давно люди заметили, что некоторые камни очень красивые,
прочные и строили из них замки, крепости, церкви. В современном мире камень
больше используется для отделки: метрополитенов, мостов, фонтанов, балконов,
лестниц, каминов. Дошкольники самостоятельно рассматривают иллюстрации, где
применяется камень.
Заключение.
– Подойдите к карте. Какое следующее задание?
(На карте нарисован конверт)
– Найдите, где может лежать конверт? (конверт на круглом столе, в конверте картинка)
– Что здесь лежит? (воспитатель открывает конверт, достает картинку) Вы узнали
кто это? Что вы о ней знаете?
Появляется Хозяйка Медной горы. (Кукла).
– Давайте расскажем Хозяйке Медной горы, что мы сегодня делали (Ответы детей).
— Вы смогли выполнить задания?
— Так для чего людям нужен людям камень?
Хозяйка Медной горы:
– Я приготовила вам сегодня подарок съедобные разноцветные камешки. (вручает детям
конфеты «Морские камешки»).
5