Напоминание

Создание условий для формирования здорового образа жизни через организацию урочной деятельности


Автор: Чекурова Оксана Федоровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ СОШ №215 имени Д.А.Бакурова
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Создание условий для формирования здорового образа жизни через организацию урочной деятельности
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: Создание условий для формирования здорового образа жизни через

организацию урочной деятельности.

Составила: Учитель физической культуры МАОУ СОШ№ 215 Чекурова Оксана

Федоровна

В настоящее время при проведении исследований стало ясно, что школа в лице

учителя физкультуры, перестала быть действующим фактором, влияющим на

воспитание мотивации к систематическим занятиям физкультурой и спортом во

внеурочное время. Причины, кроющиеся в этом, зависят не только от учителя

физкультуры, но и от постановки процесса физического воспитания в урочное время.

За последние годы было много публикаций с критикой учебных программ по

физическому воспитанию, нормативной базы, материально технической базы

физического воспитания в школе, но мало исследований, которые были посвящены

выяснению вопроса о том, как сами ученики относятся к процессу физического

воспитания.

Через анкетирование, мы хотим узнать какие факторы влияют на успешность

или неуспешность проведения урока физической культуры в школе. В исследовании

приняло участие 174 учащихся, обучающихся в школе № 30 города Новоалтайска.

Для выяснения отношения школьников к урокам физкультуры был задан прямой

вопрос: «Нравятся ли тебе уроки физкультуры?» Почти 90% ответили «да». В этом нет

ничего удивительного, т.к. урок физкультуры отличается от общеобразовательного

эмоциональностью, возможностью двигаться, а не сидеть за партой, и кроме этого

установившимся мнением, что занятия физкультурой полезны для здоровья.

Интерес к уроку я выясняла через другой вопрос : «Как часто ты пропускаешь

уроки физкультуры?» Оказалось, что не пропускают никогда только 27% мальчиков и

4% девочек. Что касается девочек, то это вполне объективно из-за физиологических

особенностей их организма, вот посещение уроков физкультуры мальчиками, скорее

всего связано с их интересом и отношением к этому предмету. Это проявилось в

ответе «стараюсь не пропускать «-25%, что может свидетельствовать о том, что они

хотели быть объективными и единичные пропуски связывали с болезнью или другими

важными причинами. Этот и предыдущие ответы мы можем квалифицировать как

достаточно устойчивый интерес к уроку физкультуры, таких школьников в наших

исследованиях 52%. С долей вероятности 95% можно утверждать, что от 48% до 57%

достаточно регулярно посещают уроки физкультуры, однако в 5 классе это количество

больше – 95%, в 6- уже 51%, в 7-только 57%, в 8-49%, в 9 классе 41%, а в 10-11

начинает увеличиваться соответственно 67 и 62%. Регулярность посещения уроков

физкультуры не всегда может быть связана с устойчивым интересом школьников к

уроку физкультуры, но и с выполнением обязанности его посещать, чтобы избежать

порицания со стороны взрослых. Наибольшую добросовестность проявляют при этом

пятиклассники, а у старшеклассников может быть другой мотив – избежать низкой

оценки по физкультуре, чтобы не портить общий балл аттестата

График 1

5 кл

6 кл

7 кл

8 кл

9 кл 10 кл 11 кл

0

20

40

60

80

100

95

51

75

49

41

67

62

5

10

10

30

25

15

15

не пропускают%

пропускают иногда%

Количество учащихся по классам в процентном соотношении не пропускающих

уроки и иногда пропускающих

Обращает на себя внимание количество освобожденных от уроков физкультуры

по болезни, имеющих специальную и л иподготовительную группу. И количество

абсолютно здоровых детей.

Таблица 1

5

класс

6

класс

7

класс

8

класс

9

класс

1

0 класс

1

1 класс

Специальна

я группа

1

2

2

2

7

1

освобожден

о

3

1

1

2

1

1

Подготовит

ельная группа

8

4

7

8

9

4

4

Всего

испытуемых

16

25

25

26

32

22

28

Количество испытуемых относящихся к специальной, подготовительной группе

и освобожденных

По результатам табличных данных видно, что практически 50% учащихся всех

параллелей имеют заболевания. В школах все же должны существовать специальные

медицинские группы по работе с детьми имеющих заболевания и вестись работа по

индивидуализации оздоровительной направленности. Проблема физического

воспитания детей с различными отклонениями в состоянии здоровья до настоящего

времени стоит остро и, к сожалению , не решена. Таких детей просто освобождают от

занятий физкультурой, в то время, как ослабленные дети веще большей степени

нуждаются в благотворном влиянии на организм различных средств физической

культуры. В результате чего необоснованно большее число учащихся оказывается в

числе освобожденных от физкультуры.

Что не устраивает школьников на уроках физкультуры показано в таблице

Таблица 2

Варианты

ответов

5

класс

6

класс

7

класс

8

класс

9

класс

10

класс

11

класс

Большие

физические

нагрузки

1

5

1

11

10

5

3

Недостаточ

ные нагрузки

6

1

5

4

6

1

Отсутствие

упражнений,

которые нравятся

1

3

3

8

6

2

3

Направленн

ость занятий

2

1

8

9

2

4

Неинтересн

о

2

4

3

5

3

Недостаточ

но

2

4

5

3

3

2

соревновательных

моментов

Отсутствие

музыкального

сопровождения

3

3

4

6

9

2

Мало игр

2

3

3

2

Основные замечания, высказанные школьниками, позволяют сделать следующие

выводы:

- недостаточно реализуется дифференцированный подход на уроках Ф.К., что

приводит к неадекватности физических нагрузок на занятия

- не учитываются интересы школьников при выборе физических упражнений,

что требует пересмотра программы по физкультуре и включению большего

количества часов на вариативный компонент

- при проведении занятий, особенно в 1 части необходимо использовать

музыкальное сопровождение, что делает занятие более эмоциональным и

привлекательным

- использование соревновательного метода в уроке физкультуры наиболее

эффективно в средних классах, в старших классах желание соревноваться снижается,

особенно у девочек.

Ухудшение состояния учебно-спортивной базы, слабое обеспечение учебно-

тренировочных занятий спортивным инвентарем и оборудованием, безусловно,

отражается на организации и качестве учебного процесса. Наличие разнообразного

инвентаря несомненно придаст уроку больший окрас и заинтересованность учащихся.

Приоритетными направлениями совершенствования процесса физического

воспитания в образовательных учреждениях должны стать:

- создание условий в образовательных учреждениях, содействующих

сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников и

учащейся молодежи средствами физической культуры и спорта;

- обеспечение тесного взаимодействия учебного и внеучебного процесса

физического воспитания для освоения ценностей физической культуры,

удовлетворения потребностей учащейся молодежи в занятиях физическими

упражнениями, спортом и туризмом;

- формирование физической культуры личности учащегося с учетом его

индивидуальности и мотивации;

- оснащение учебно-спортивным инвентарем и оборудованием в соответствии с

интересами учащихся.

Подводя итог анкетированию, отмечу, что поставленные задачи были решены.

Были выявлены причины мотивационных основ к уроку физкультуры. Выявлено

отношение к самому уроку. Определены основные направления совершенствования

процесса физического воспитания в школе.

Важным моментом является наличие или отсутствие инвентаря и состояния

материальной базы в школе, но не менее важным является уменьшение мотивации к

занятиям при переходе из класса в класс. Младшие школьники активно занимаются

физкультурой, участвуют в соревнованиях, спортивных праздниках. В подростковом

возрасте, те кто не занимается спортом в секциях, интерес уменьшается, а в старшем

звене вообще угасает. Причем у девочек в большей степени. Выйти из положения

можно, лишь используя новые формы занятий, укрепляя межпредметные связи

физкультуры с дисциплинами естественнонаучного и гуманитарного циклов .Сегодня

учителю физкультуры нужно обращаться к новым технологиям, придумывать новые

формы работы с ребятами, уметь заинтересовать школьников к занятиям

физкультурой и спортом.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Аршовская Э., «Физиология и культура».-М.,»Знание», 1990г..

2.

Безверхняя Г.В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов

школьников к занятиям физической культурой и спортом.-М.:Логос,2004

3.

Манукян С.П. О взаимоотношении понятий «стимул» и «мотив».-

М.:Омега-Л,2004.

4.

Шуткин С.Н. Педагогические условия воспитания основ самоорганизации

личности на уроке физкультуры.-Липецк:ЛГУ,2003



В раздел образования