Автор: Чекурова Оксана Федоровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ СОШ №215 имени Д.А.Бакурова
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Создание условий для формирования здорового образа жизни через организацию урочной деятельности
Раздел: начальное образование
Тема: Создание условий для формирования здорового образа жизни через
организацию урочной деятельности.
Составила: Учитель физической культуры МАОУ СОШ№ 215 Чекурова Оксана
Федоровна
В настоящее время при проведении исследований стало ясно, что школа в лице
учителя физкультуры, перестала быть действующим фактором, влияющим на
воспитание мотивации к систематическим занятиям физкультурой и спортом во
внеурочное время. Причины, кроющиеся в этом, зависят не только от учителя
физкультуры, но и от постановки процесса физического воспитания в урочное время.
За последние годы было много публикаций с критикой учебных программ по
физическому воспитанию, нормативной базы, материально технической базы
физического воспитания в школе, но мало исследований, которые были посвящены
выяснению вопроса о том, как сами ученики относятся к процессу физического
воспитания.
Через анкетирование, мы хотим узнать какие факторы влияют на успешность
или неуспешность проведения урока физической культуры в школе. В исследовании
приняло участие 174 учащихся, обучающихся в школе № 30 города Новоалтайска.
Для выяснения отношения школьников к урокам физкультуры был задан прямой
вопрос: «Нравятся ли тебе уроки физкультуры?» Почти 90% ответили «да». В этом нет
ничего удивительного, т.к. урок физкультуры отличается от общеобразовательного
эмоциональностью, возможностью двигаться, а не сидеть за партой, и кроме этого
установившимся мнением, что занятия физкультурой полезны для здоровья.
Интерес к уроку я выясняла через другой вопрос : «Как часто ты пропускаешь
уроки физкультуры?» Оказалось, что не пропускают никогда только 27% мальчиков и
4% девочек. Что касается девочек, то это вполне объективно из-за физиологических
особенностей их организма, вот посещение уроков физкультуры мальчиками, скорее
всего связано с их интересом и отношением к этому предмету. Это проявилось в
ответе «стараюсь не пропускать «-25%, что может свидетельствовать о том, что они
хотели быть объективными и единичные пропуски связывали с болезнью или другими
важными причинами. Этот и предыдущие ответы мы можем квалифицировать как
достаточно устойчивый интерес к уроку физкультуры, таких школьников в наших
исследованиях 52%. С долей вероятности 95% можно утверждать, что от 48% до 57%
достаточно регулярно посещают уроки физкультуры, однако в 5 классе это количество
больше – 95%, в 6- уже 51%, в 7-только 57%, в 8-49%, в 9 классе 41%, а в 10-11
начинает увеличиваться соответственно 67 и 62%. Регулярность посещения уроков
физкультуры не всегда может быть связана с устойчивым интересом школьников к
уроку физкультуры, но и с выполнением обязанности его посещать, чтобы избежать
порицания со стороны взрослых. Наибольшую добросовестность проявляют при этом
пятиклассники, а у старшеклассников может быть другой мотив – избежать низкой
оценки по физкультуре, чтобы не портить общий балл аттестата
График 1
5 кл
6 кл
7 кл
8 кл
9 кл 10 кл 11 кл
0
20
40
60
80
100
95
51
75
49
41
67
62
5
10
10
30
25
15
15
не пропускают%
пропускают иногда%
Количество учащихся по классам в процентном соотношении не пропускающих
уроки и иногда пропускающих
Обращает на себя внимание количество освобожденных от уроков физкультуры
по болезни, имеющих специальную и л иподготовительную группу. И количество
абсолютно здоровых детей.
Таблица 1
5
класс
6
класс
7
класс
8
класс
9
класс
1
0 класс
1
1 класс
Специальна
я группа
1
2
2
2
7
1
освобожден
о
3
1
1
2
1
1
Подготовит
ельная группа
8
4
7
8
9
4
4
Всего
испытуемых
16
25
25
26
32
22
28
Количество испытуемых относящихся к специальной, подготовительной группе
и освобожденных
По результатам табличных данных видно, что практически 50% учащихся всех
параллелей имеют заболевания. В школах все же должны существовать специальные
медицинские группы по работе с детьми имеющих заболевания и вестись работа по
индивидуализации оздоровительной направленности. Проблема физического
воспитания детей с различными отклонениями в состоянии здоровья до настоящего
времени стоит остро и, к сожалению , не решена. Таких детей просто освобождают от
занятий физкультурой, в то время, как ослабленные дети веще большей степени
нуждаются в благотворном влиянии на организм различных средств физической
культуры. В результате чего необоснованно большее число учащихся оказывается в
числе освобожденных от физкультуры.
Что не устраивает школьников на уроках физкультуры показано в таблице
Таблица 2
Варианты
ответов
5
класс
6
класс
7
класс
8
класс
9
класс
10
класс
11
класс
Большие
физические
нагрузки
1
5
1
11
10
5
3
Недостаточ
ные нагрузки
6
1
5
4
6
1
Отсутствие
упражнений,
которые нравятся
1
3
3
8
6
2
3
Направленн
ость занятий
2
1
8
9
2
4
Неинтересн
о
2
4
3
5
3
Недостаточ
но
2
4
5
3
3
2
соревновательных
моментов
Отсутствие
музыкального
сопровождения
3
3
4
6
9
2
Мало игр
2
3
3
2
Основные замечания, высказанные школьниками, позволяют сделать следующие
выводы:
- недостаточно реализуется дифференцированный подход на уроках Ф.К., что
приводит к неадекватности физических нагрузок на занятия
- не учитываются интересы школьников при выборе физических упражнений,
что требует пересмотра программы по физкультуре и включению большего
количества часов на вариативный компонент
- при проведении занятий, особенно в 1 части необходимо использовать
музыкальное сопровождение, что делает занятие более эмоциональным и
привлекательным
- использование соревновательного метода в уроке физкультуры наиболее
эффективно в средних классах, в старших классах желание соревноваться снижается,
особенно у девочек.
Ухудшение состояния учебно-спортивной базы, слабое обеспечение учебно-
тренировочных занятий спортивным инвентарем и оборудованием, безусловно,
отражается на организации и качестве учебного процесса. Наличие разнообразного
инвентаря несомненно придаст уроку больший окрас и заинтересованность учащихся.
Приоритетными направлениями совершенствования процесса физического
воспитания в образовательных учреждениях должны стать:
- создание условий в образовательных учреждениях, содействующих
сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников и
учащейся молодежи средствами физической культуры и спорта;
- обеспечение тесного взаимодействия учебного и внеучебного процесса
физического воспитания для освоения ценностей физической культуры,
удовлетворения потребностей учащейся молодежи в занятиях физическими
упражнениями, спортом и туризмом;
- формирование физической культуры личности учащегося с учетом его
индивидуальности и мотивации;
- оснащение учебно-спортивным инвентарем и оборудованием в соответствии с
интересами учащихся.
Подводя итог анкетированию, отмечу, что поставленные задачи были решены.
Были выявлены причины мотивационных основ к уроку физкультуры. Выявлено
отношение к самому уроку. Определены основные направления совершенствования
процесса физического воспитания в школе.
Важным моментом является наличие или отсутствие инвентаря и состояния
материальной базы в школе, но не менее важным является уменьшение мотивации к
занятиям при переходе из класса в класс. Младшие школьники активно занимаются
физкультурой, участвуют в соревнованиях, спортивных праздниках. В подростковом
возрасте, те кто не занимается спортом в секциях, интерес уменьшается, а в старшем
звене вообще угасает. Причем у девочек в большей степени. Выйти из положения
можно, лишь используя новые формы занятий, укрепляя межпредметные связи
физкультуры с дисциплинами естественнонаучного и гуманитарного циклов .Сегодня
учителю физкультуры нужно обращаться к новым технологиям, придумывать новые
формы работы с ребятами, уметь заинтересовать школьников к занятиям
физкультурой и спортом.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Аршовская Э., «Физиология и культура».-М.,»Знание», 1990г..
2.
Безверхняя Г.В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов
школьников к занятиям физической культурой и спортом.-М.:Логос,2004
3.
Манукян С.П. О взаимоотношении понятий «стимул» и «мотив».-
М.:Омега-Л,2004.
4.
Шуткин С.Н. Педагогические условия воспитания основ самоорганизации
личности на уроке физкультуры.-Липецк:ЛГУ,2003