Напоминание

Практика инклюзивного образования на занятиях по физической культуре с детьми с ОВЗ


Автор: Окунева Ольга Алексеевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад"№9
Населённый пункт: Красноярский край г. Ачинск
Наименование материала: Статья
Тема: Практика инклюзивного образования на занятиях по физической культуре с детьми с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Практика инклюзивного образования на занятиях по физической

культуре с детьми с ОВЗ

Аннотация. Статья посвящена инклюзивному физическому воспитанию в образовательных

учреждениях, а также актуальным проблемам физического воспитания в современных

дошкольных учреждениях.

Ключевые слова: физическое воспитание, исследования, эффективные методы.

Abstract. The article is devoted to inclusive physical education in educational institutions, as

well as topical issues of physical education in modern educational institutions.

Keywords: physical education, research, effective methods.

Обычный учебный план, оценка образования по результатам производительности и

растущее разнообразие обучаемых меняют способы инклюзивного физического обучения в

ДОУ.

Инструктора

физического

воспитания

поднимают

фундаментальные

вопросы

относительно наиболее эффективного способа, который обеспечил бы всех учащихся

качественными учебными программами, удовлетворяющими индивидуальные образовательные

потребности в условиях социальной справедливости. Приверженность качеству физического

воспитания влечет за собой убеждение, что каждый ребенок может обучаться и достигать

успеха, что разнообразие всех обогащает, что дети с ОВЗ могут учиться лучше благодаря

участию вдумчивого и заботливого сообщества взрослых , которое их окружает и каждый

ребенок имеет сильные и слабые стороны, и что эффективное воспитание и обучение

совмещает усилия каждого.

Существуют два типа изоляционного физического воспитания: полное изоляционное

воспитание и функциональная изоляция.

Полное

изоляционное

воспитание

характеризуется

тем,

что

дошкольник

с

инвалидностью должен быть отделен от его или ее сверстников. Функциональная изоляция, с

другой стороны, более тонкая. Функциональная изоляция возникает, когда педагог физической

культуры включает ученика с инвалидностью в учебный процесс, но каким – либо иных

способом, чем его или ее сверстники. Например, дошкольник может наблюдать за другими,

контролировать, подбирать инвентарь или подготавливать его, или даже помогать учителю.

В этих случаях ребенок с инвалидностью не получают такую же возможность для

полноценного обучения и активного участия как его или ее сверстники. Обе формы изоляции

приводят к одинаковым отрицательным результатам. По словам Оливера, инвалидность - это

“недостаток

или

ограничение

активности,

вызванное

современными

социальными

организациями, в которых мало или совсем нет людей с нарушениями, и поэтому они

исключают их из участия в основной социальной деятельности”

1

.

1

Oliver, M. (1996). Understanding disability: From theory to practice. Basingstoke, NY: Palgrave

Так что такое инклюзивное физическое воспитание? Во-первых, это отношение,

ценности и система убеждений, а не просто действие или набор действий. Что же оно должно

включать? Инклюзивное физическое воспитание о том, чтобы охватить всех дошкольников,

сделать так, чтобы создать реальные возможности для воспитания и обучения, где все дети

имеют неотъемлемое право участвовать в процессе воспитания полноценно и всецело.

Инклюзивная

физическая

программа

образования

руководствуется

принципом

взаимозависимости на равных правах с принципом независимости. Она ценит своих

воспитанников, сотрудников, преподавателей, специалистов и родителей как сообщество

обучающихся. Инклюзивное физическое воспитание отличается включением всех видов

двигательных возможностей, когда каждый может стать физически активным благодаря

разнообразным движениям и фитнесс деятельности.

Для некоторых инструкторов физического воспитания эти изменения кажутся

сложными; и в учебных заведениях (детских садах и школах) статус-кво часто побеждает,

потому что это путь наименьшего сопротивления. В педагогической практике исключение

любого ребенка из значимых и активных действий в физическом воспитании должно быть

заменено на фитнес - программы, основанные на разнообразной среде обучения, где для всех

участников

подыскивается

личностный

смысл,

ставятся

цели,

решаются

проблемы.

Инклюзивное физическое воспитание в ДОУ возможно только с помощью участия

преподавателя-помощника ребенка с инвалидностью на занятиях, или адаптации игры,

оборудования и времени.

Инклюзивное физическое воспитание требует использования методов и стратегий,

основанных

на

новых

предположениях,

и

представляет

собой

сообщество

культуры

физического воспитания, применяющее более нетрадиционные подходы в ДОУ.

Эта

статья

сфокусирована

на

четырех

ключевых

социально-просветительских

культурных изменениях. Хочется отметить необходимые изменения в управлении программы и

учебном плане.

Среди основных административных требований инклюзивного физического воспитания

- размещение ребенка с инвалидностью в соответствии с принципом “естественной пропорции”

(т. е., в целом, не более 1-2 детей с инвалидностью в любом занятии физкультуры). Когда

ребенок с инвалидностью участвует в процессе физического воспитания, он или она будет

иметь дополнительные вспомогательные средства и услуги в форме индивидуализированного

программирования, вспомогательного персонала, специальной инструкции, и адаптированных

материалов по мере необходимости. Это известно, как принцип переносимости — все и все

следуют за дошкольником.

Инклюзивное

физическое

воспитание

является

совместным,

личностно-

ориентированным процессом, потому что дошкольники с ограниченными возможностями

учатся жизненным навыкам и наслаждаются возможностями расти со своими сверстниками в

динамической среде высокого качества, которую оно может обеспечить. Руководство

дошкольных учебных заведений должно понимать, что для детей

с ограниченными

возможностями, чтобы стать по-настоящему физически образованными и подготовленными к

активному образу жизни вне ДОУ, они должны быть полноценными членами дошкольного

сообщества и получать занятия физического воспитания естественно со сверстниками.

Для обеспечения успешной интеграции, важно, что программа базы решений,

основывалась на принципы, которые способствуют достижению интеграции, принятию и

успеху детей-инвалидов в процессе физического воспитания.

Индивидуализация

физического

образования

может

звучать

для

некоторых

невозможной. Многие воспитатели и инструктора физической культуры преподают в настолько

больших группах, что это почти невозможно научить каждого. И это требует кардинальных

изменений.

Во-первых, группу всегда можно поделить на малые группы, применить систему

инструкций (с карточками-заданиями). Также можно включить в работу на занятиях

вспомогательный персонал (коллег, тьютеров, спортсменов, родственников).

Инклюзивное физическое воспитание часто рассматривается как отдельная дисциплина,

идущая или даже противоречащая другим учебным и учебно-методическим реформам. Однако,

учебные практики, которые способствуют инклюзивному образованию, включают в себя

поликультурное

образование,

интеллектуальное,

конструктивистское

обучение,

междисциплинарную учебную программу, программу совмещенного обучения, общую,

технические и другие программы.

В целях создания среды для инклюзивного физического воспитания в ДОУ нужно

учесть и принять во внимание индивидуальные различия в четырех основных направлениях:

1.

Личные,

внутренние

характеристики,

такие

как

физические

и

умственные

способности, таланты, и так далее.

2. Внешние обстоятельства, такие как унаследованные, социально-экономические,

факторы окружающей среды и социальные и культурные вопросы.

3. Межиндивидуальные вариации, такие как мотивация и/или различия в способности

использования методов и приемов, материала и педагогических ресурсов для достижения

значимых результатов.

4. Различные желаемые цели, которые вытекают из разных точек зрения во взглядах о

том, что обозначает “физически развитый”.

Одним из наиболее эффективных и мощных способов передавать полезные знания в

контекстной форме, которая имеет смысл - это рассказать о своем опыте. Лучше всего это

можно описать как знание того, что получилось, а что не сработало, от инструктора по ФК к

воспитателю, от воспитателя к ребенку, от дошкольника к сверстнику, от воспитателя

родителю, и так далее. Через рассказы о собственном опыте, педагоги могут создавать

сообщество об обучении, общаясь в котором и дошкольники, и воспитатели могут повлиять на

успешность. В целях построения инклюзивного сообщества, все люди должны чувствовать

себя, как будто они принадлежат этому сообществу и имеют в нем право голоса. Самое важное

требование для передачи о своем опыте в работе является создание возможности для

заинтересованных сторон в инклюзивном процессе, чтобы иметь возможность поговорить и

поделиться.

Таким

образом,

хочется

подытожить,

инклюзивное

физическое

воспитание

предполагает переосмысление идей о том, как организовано физическое образование, как

дошкольники группируются, как используются ресурсы, как принимаются решения, и что

является приемлемым или значимым для физического воспитания. Для того чтобы физкультура

была

поистине

всеобъемлющей,

педагоги

должны

смотреть

за

общим

восприятием

инвалидности и думать о физкультуре как о разнообразном сообществе детей и взрослых с

различными уровнями мастерства. Инструктора

физического воспитания также должны

смотреть за индивидуальными достижениями, чтобы включить оценку результативности и

анализировать успех всей группы. Для реализации инклюзивного физического воспитания в

реальности, педагоги должны изменить культуру внутри группы на занятиях физического

образования. Инклюзивное физическое образование фокусируется на способности и на

сообществе поддержки, что приводит к тому, что все дошкольники учатся вести здоровый и

активный образ жизни.

Список литературы

1.

Glover, D. R., & Anderson, L.A. (2003). Character education. Champaign, IL: Human

Kinetics

2.

Griffi n, L. L., & Butler, J. (2005). Teaching games for understanding. Champaign, IL:

Human Kinetics

3.

Oliver, M. (1996). Understanding disability: From theory to practice. Basingstoke,

NY: Palgrave

4.

Tripp, A., & Rizzo, T. (2006). Disability labels affect physical educators. Adapted

Physical Activity Quarterly, 23, 310-326.

5.

Белых

С.И.

Теоретико-методические

основы

личностно-ориентированного

физического

воспитания

детей:

монография

(Theoretical and methodological foundations of

personality-centered university physical education: monograph) –Донецк, 2015- 432с.



В раздел образования