Автор: Окунева Ольга Алексеевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад"№9
Населённый пункт: Красноярский край г. Ачинск
Наименование материала: Статья
Тема: Практика инклюзивного образования на занятиях по физической культуре с детьми с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Практика инклюзивного образования на занятиях по физической
культуре с детьми с ОВЗ
Аннотация. Статья посвящена инклюзивному физическому воспитанию в образовательных
учреждениях, а также актуальным проблемам физического воспитания в современных
дошкольных учреждениях.
Ключевые слова: физическое воспитание, исследования, эффективные методы.
Abstract. The article is devoted to inclusive physical education in educational institutions, as
well as topical issues of physical education in modern educational institutions.
Keywords: physical education, research, effective methods.
Обычный учебный план, оценка образования по результатам производительности и
растущее разнообразие обучаемых меняют способы инклюзивного физического обучения в
ДОУ.
Инструктора
физического
воспитания
поднимают
фундаментальные
вопросы
относительно наиболее эффективного способа, который обеспечил бы всех учащихся
качественными учебными программами, удовлетворяющими индивидуальные образовательные
потребности в условиях социальной справедливости. Приверженность качеству физического
воспитания влечет за собой убеждение, что каждый ребенок может обучаться и достигать
успеха, что разнообразие всех обогащает, что дети с ОВЗ могут учиться лучше благодаря
участию вдумчивого и заботливого сообщества взрослых , которое их окружает и каждый
ребенок имеет сильные и слабые стороны, и что эффективное воспитание и обучение
совмещает усилия каждого.
Существуют два типа изоляционного физического воспитания: полное изоляционное
воспитание и функциональная изоляция.
Полное
изоляционное
воспитание
характеризуется
тем,
что
дошкольник
с
инвалидностью должен быть отделен от его или ее сверстников. Функциональная изоляция, с
другой стороны, более тонкая. Функциональная изоляция возникает, когда педагог физической
культуры включает ученика с инвалидностью в учебный процесс, но каким – либо иных
способом, чем его или ее сверстники. Например, дошкольник может наблюдать за другими,
контролировать, подбирать инвентарь или подготавливать его, или даже помогать учителю.
В этих случаях ребенок с инвалидностью не получают такую же возможность для
полноценного обучения и активного участия как его или ее сверстники. Обе формы изоляции
приводят к одинаковым отрицательным результатам. По словам Оливера, инвалидность - это
“недостаток
или
ограничение
активности,
вызванное
современными
социальными
организациями, в которых мало или совсем нет людей с нарушениями, и поэтому они
исключают их из участия в основной социальной деятельности”
1
.
1
Oliver, M. (1996). Understanding disability: From theory to practice. Basingstoke, NY: Palgrave
Так что такое инклюзивное физическое воспитание? Во-первых, это отношение,
ценности и система убеждений, а не просто действие или набор действий. Что же оно должно
включать? Инклюзивное физическое воспитание о том, чтобы охватить всех дошкольников,
сделать так, чтобы создать реальные возможности для воспитания и обучения, где все дети
имеют неотъемлемое право участвовать в процессе воспитания полноценно и всецело.
Инклюзивная
физическая
программа
образования
руководствуется
принципом
взаимозависимости на равных правах с принципом независимости. Она ценит своих
воспитанников, сотрудников, преподавателей, специалистов и родителей как сообщество
обучающихся. Инклюзивное физическое воспитание отличается включением всех видов
двигательных возможностей, когда каждый может стать физически активным благодаря
разнообразным движениям и фитнесс деятельности.
Для некоторых инструкторов физического воспитания эти изменения кажутся
сложными; и в учебных заведениях (детских садах и школах) статус-кво часто побеждает,
потому что это путь наименьшего сопротивления. В педагогической практике исключение
любого ребенка из значимых и активных действий в физическом воспитании должно быть
заменено на фитнес - программы, основанные на разнообразной среде обучения, где для всех
участников
подыскивается
личностный
смысл,
ставятся
цели,
решаются
проблемы.
Инклюзивное физическое воспитание в ДОУ возможно только с помощью участия
преподавателя-помощника ребенка с инвалидностью на занятиях, или адаптации игры,
оборудования и времени.
Инклюзивное физическое воспитание требует использования методов и стратегий,
основанных
на
новых
предположениях,
и
представляет
собой
сообщество
культуры
физического воспитания, применяющее более нетрадиционные подходы в ДОУ.
Эта
статья
сфокусирована
на
четырех
ключевых
социально-просветительских
культурных изменениях. Хочется отметить необходимые изменения в управлении программы и
учебном плане.
Среди основных административных требований инклюзивного физического воспитания
- размещение ребенка с инвалидностью в соответствии с принципом “естественной пропорции”
(т. е., в целом, не более 1-2 детей с инвалидностью в любом занятии физкультуры). Когда
ребенок с инвалидностью участвует в процессе физического воспитания, он или она будет
иметь дополнительные вспомогательные средства и услуги в форме индивидуализированного
программирования, вспомогательного персонала, специальной инструкции, и адаптированных
материалов по мере необходимости. Это известно, как принцип переносимости — все и все
следуют за дошкольником.
Инклюзивное
физическое
воспитание
является
совместным,
личностно-
ориентированным процессом, потому что дошкольники с ограниченными возможностями
учатся жизненным навыкам и наслаждаются возможностями расти со своими сверстниками в
динамической среде высокого качества, которую оно может обеспечить. Руководство
дошкольных учебных заведений должно понимать, что для детей
с ограниченными
возможностями, чтобы стать по-настоящему физически образованными и подготовленными к
активному образу жизни вне ДОУ, они должны быть полноценными членами дошкольного
сообщества и получать занятия физического воспитания естественно со сверстниками.
Для обеспечения успешной интеграции, важно, что программа базы решений,
основывалась на принципы, которые способствуют достижению интеграции, принятию и
успеху детей-инвалидов в процессе физического воспитания.
Индивидуализация
физического
образования
может
звучать
для
некоторых
невозможной. Многие воспитатели и инструктора физической культуры преподают в настолько
больших группах, что это почти невозможно научить каждого. И это требует кардинальных
изменений.
Во-первых, группу всегда можно поделить на малые группы, применить систему
инструкций (с карточками-заданиями). Также можно включить в работу на занятиях
вспомогательный персонал (коллег, тьютеров, спортсменов, родственников).
Инклюзивное физическое воспитание часто рассматривается как отдельная дисциплина,
идущая или даже противоречащая другим учебным и учебно-методическим реформам. Однако,
учебные практики, которые способствуют инклюзивному образованию, включают в себя
поликультурное
образование,
интеллектуальное,
конструктивистское
обучение,
междисциплинарную учебную программу, программу совмещенного обучения, общую,
технические и другие программы.
В целях создания среды для инклюзивного физического воспитания в ДОУ нужно
учесть и принять во внимание индивидуальные различия в четырех основных направлениях:
1.
Личные,
внутренние
характеристики,
такие
как
физические
и
умственные
способности, таланты, и так далее.
2. Внешние обстоятельства, такие как унаследованные, социально-экономические,
факторы окружающей среды и социальные и культурные вопросы.
3. Межиндивидуальные вариации, такие как мотивация и/или различия в способности
использования методов и приемов, материала и педагогических ресурсов для достижения
значимых результатов.
4. Различные желаемые цели, которые вытекают из разных точек зрения во взглядах о
том, что обозначает “физически развитый”.
Одним из наиболее эффективных и мощных способов передавать полезные знания в
контекстной форме, которая имеет смысл - это рассказать о своем опыте. Лучше всего это
можно описать как знание того, что получилось, а что не сработало, от инструктора по ФК к
воспитателю, от воспитателя к ребенку, от дошкольника к сверстнику, от воспитателя
родителю, и так далее. Через рассказы о собственном опыте, педагоги могут создавать
сообщество об обучении, общаясь в котором и дошкольники, и воспитатели могут повлиять на
успешность. В целях построения инклюзивного сообщества, все люди должны чувствовать
себя, как будто они принадлежат этому сообществу и имеют в нем право голоса. Самое важное
требование для передачи о своем опыте в работе является создание возможности для
заинтересованных сторон в инклюзивном процессе, чтобы иметь возможность поговорить и
поделиться.
Таким
образом,
хочется
подытожить,
инклюзивное
физическое
воспитание
предполагает переосмысление идей о том, как организовано физическое образование, как
дошкольники группируются, как используются ресурсы, как принимаются решения, и что
является приемлемым или значимым для физического воспитания. Для того чтобы физкультура
была
поистине
всеобъемлющей,
педагоги
должны
смотреть
за
общим
восприятием
инвалидности и думать о физкультуре как о разнообразном сообществе детей и взрослых с
различными уровнями мастерства. Инструктора
физического воспитания также должны
смотреть за индивидуальными достижениями, чтобы включить оценку результативности и
анализировать успех всей группы. Для реализации инклюзивного физического воспитания в
реальности, педагоги должны изменить культуру внутри группы на занятиях физического
образования. Инклюзивное физическое образование фокусируется на способности и на
сообществе поддержки, что приводит к тому, что все дошкольники учатся вести здоровый и
активный образ жизни.
Список литературы
1.
Glover, D. R., & Anderson, L.A. (2003). Character education. Champaign, IL: Human
Kinetics
2.
Griffi n, L. L., & Butler, J. (2005). Teaching games for understanding. Champaign, IL:
Human Kinetics
3.
Oliver, M. (1996). Understanding disability: From theory to practice. Basingstoke,
NY: Palgrave
4.
Tripp, A., & Rizzo, T. (2006). Disability labels affect physical educators. Adapted
Physical Activity Quarterly, 23, 310-326.
5.
Белых
С.И.
Теоретико-методические
основы
личностно-ориентированного
физического
воспитания
детей:
монография
(Theoretical and methodological foundations of
personality-centered university physical education: monograph) –Донецк, 2015- 432с.